Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,172

РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ СОТРУДНИЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ В МУЗЫКАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Каменская О.А. 1 Прищепа С.С. 2
1 АНО ПО «Гуманитарно-технический колледж «Знание»
2 ФГАОУ ВО «Государственный университет просвещения»
Современная государственная политика в России отдаёт приоритет воспитательной роли семьи. В связи с этим полноценное музыкальное развитие детей дошкольного возраста возможно лишь при тесном взаимодействии педагогов и родителей. Это обуславливает необходимость разработки педагогической технологии, направленной на сотрудничество дошкольной образовательной организации и семьи в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста. Цель исследования: разработка, теоретическое обоснование и апробация педагогической технологии сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста. Теоретическая часть исследования заключалась в изучении проблем взаимодействия и сотрудничества педагогов образовательных учреждений и семьи, сотрудничества дошкольной образовательной организации с семьёй, структуры педагогической технологии, музыкального развития детей дошкольного возраста. Эмпирическая часть исследования состояла из констатирующего, формирующего и контрольного этапов; применялись методы опроса, наблюдения, изучения опыта педагогической деятельности, оценивания и измерения, математической обработки результатов исследования. В рамках исследования разработана и апробирована педагогическая технология сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста, включающая взаимосвязанные компоненты. Диагностический компонент: определены критерии и показатели уровня сформированности музыкального развития детей, уровня воспитательного потенциала семьи в музыкальном развитии. Содержательный компонент – разработана программа сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи «Совместные шаги навстречу музыке», алгоритм организации очных коллективных мероприятий в формате цикла музыкальной гостиной, определены основные направления и формы сотрудничества в музыкальном развитии. Процессуальный компонент заключается в осуществлении сотрудничества по различным направлениям и формам. Основным форматом стала музыкальная гостиная, включающая в себя коллективное творческое дело. Результаты контрольного этапа эксперимента доказывают эффективность разработанной педагогической технологии сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста.
сотрудничество
семья
музыкальное развитие
дети старшего дошкольного возраста
педагогическая технология
1. Молчанов С.Г., Лунгу Н.Е. Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи // Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. 2020. № 1 (9). С. 47-53. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-doshkolnoy-obrazovatelnoy-organizatsii-i-semi-1 (дата обращения: 15.06.2025).
2. Альчикова А.С., Зотова И.В. Методика конструктивного взаимодействия ДОУ и семьи // European Science. 2019. № 4 (46) С. 61-66. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-konstruktivnogo-vzaimodeystviya-dou-i-semi/viewer (дата обращения 15.06.2025).
3. Иванова М.К., Кононова С.И. Организация социального взаимодействия ДОО и семьи посредством проектной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71-1. С. 147-150. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-sotsialnogo-vzaimodeystviya-doo-i-semi-posredstvom-proektnoy-deyatelnosti (дата обращения: 15.07. 2025).
4. Петрова А.А. Современные пути сотрудничества детского сада и семьи // Коллоквиум-журнал. 2019. № 24 (48). С. 93-94. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-puti-sotrudnichestva-detskogo-sada-i-semi/viewer (дата обращения: 15.06.2025).
5. Некрасова З.В. Формы педагогического взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2020. Т. 1. № 3. C. 5-9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formy-pedagogicheskogo-vzaimodeystviya-doshkolnoy-obrazovatelnoy-organizatsii-i-semi/viewer (дата обращения 15.06.2025).
6. Алпатова Н.С., Федосеева Е.С., Глушенкова В.С. Эстетическое развитие дошкольников в процессе музыкальной деятельности // The Scientific Heritage. 2022. № 82. С. 11-14. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/esteticheskoe-razvitie-doshkolnikov-v-protsesse-muzykalnoy-deyatelnosti (дата обращения: 15.06.2025).
7. Когут А.А. Развитие коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста в музыкально-ритмической деятельности: автореф. дис. ... докт. пед. наук. Новгород, 2018. 25 с. URL: https://www.dissercat.com/content/razvitie-kommunikativnoi-kompetentsiidetei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-muzykalno-ritmi (дата обращения: 23.06.2025).
8. Кольцовская И.Г. Развитие способности старших дошкольников к вокальной импровизации в музыкальнотеатрализованной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2016. 22 с. URL: https://www.dissercat.com/content/razvitiesposobnosti-starshikh-doshkolnikov-k-vokalnoi-improvizatsiiv-muzykalno-teatralizov/read (дата обращения: 23.06.2025).
9. Ферзалиева А.Т. Развитие музыкальной одарённости детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования // Концепт 2018. № 9. С. 740-750. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-muzykalnoy-odarennosti-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-usloviyah-dopolnitelnogo-obrazovaniya/viewer (дата обращения: 23.06.2025).
10. Синицына И.А. Вариативная модель музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста в системе дополнительного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2017. 25 с. URL: https://www.dissercat.com/content/variativnaya-model-muzykalnogovospitaniya-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-sisteme (дата обращения: 23.06.2025).
11. Хазеева И.Н., Гиниятуллина А.И., Кузнецова Т.Ю. Педагогические условия взаимодействия семьи и образовательной организации в музыкальном воспитании дошкольников // Коррекционно-педагогическое образование. 2022. № 2. С. 37-43. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogic (дата обращения:23.06. 2025).
12. Волчегорская Е.Ю., Жукова М.В., Ногина О.А. Семейно-ориентированное сопровождение раннего музыкального развития детей // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. № 6. С. 15-20. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semeyno-orientirovannoe-soprovozhdenie-rannego-muzykalnogo-razvi (дата обращения:23.06.2025).
13. Соколова А.В. Содержание, направления и формы педагогического партнёрства семьи и дошкольной образовательной организации в формировании основ музыкальной культуры детей // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 59. С. 48–65. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-napravleniya-i-formy-pedagogicheskogo-partnerstva-semi-i-doshkolnoy-obrazovatelnoy-organizatsii-v-formirovanii-osnov (дата обращения: 23.06.2025).
14. Байбородова Л.В., Пономарёва В.М. Взаимодействие педагогов и родителей в процессе подготовки детей к обучению в школе // Ярославский педагогический вестник. 2014. № 3. Т. II. С. 13.-19. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-pedagogov-i-roditeley-v-protsesse-podgotovki-detey-k-obucheniyu-v-shkole/viewer (дата обращения: 17.06.2025).
15. Гладкова Ю.А. Семья как субъект образовательных отношений: взаимодействие, сотрудничество, партнерство // Дошкольное воспитание. 2018. № 5. С. 44-52. URL: https://dovosp.ru/magazine_preschool_education/zhurnal-doshkolnoe-vospitanie-042018-2 (дата обращения: 17.06.2025).
16. Селевко Г.К. Классификация образовательных технологий // Сибирский педагогический журнал. 2005. № 4. С. 87-92. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ klassifikatsiya-obrazovatelnyh-tehnologiy/viewer (дата обращения: 17.06.2025).
17. Бутенко Н.В. Концептуальные основы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста: автореф. дис. ... докт. пед. наук. Челябинск, 2016. 44 с. URL: https://www.dissercat.com/content/kontseptualnyeosnovykhudozhestvenno-esteticheskogo-razvitiya-deteidoshkolnogovozrasta (дата обращения: 23.06.2025)

Введение

Актуальность взаимодействия и сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи подтверждается многочисленными исследованиями. Например, Н.Е. Лунгу и С.Г. Молчанов рассматривают этот вопрос с философской и педагогической позиций [1]. А.С. Альчикова и И.В. Зотова предлагают методику конструктивного взаимодействия [2]. Организацию социального взаимодействия через проектную деятельность исследуют М.К. Иванова и С.И. Кононова [3]. Современные пути сотрудничества раскрывает А.А. Петрова [4]. З.В. Некрасова представляет формы педагогического взаимодействия [5]. В рамках философии сотрудничества дошкольная образовательная организация призвана оказывать всестороннюю помощь родителям, направлять их и поддерживать в вопросах воспитания и развития детей. Федеральный государственный образовательный стандарт и федеральная образовательная программа определяют ключевые направления взаимодействия между образовательной организацией и семьями воспитанников, создавая основу для эффективного сотрудничества всех участников образовательного процесса. Таким образом, актуальность темы исследования не вызывает сомнения.

Педагогические исследования и диссертации, посвящённые музыкальному развитию детей дошкольного возраста, охватывают широкий круг вопросов, представленных научному сообществу. Например, Н.С. Алпатова, В.С. Глушенкова, Е.С. Федосеева рассматривают эстетическое развитие детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности [6]. А.А. Когут исследует развитие коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста в музыкально-ритмической деятельности [7]. И.Г. Кольцовская описывает особенности развития способностей к вокальной импровизации в музыкально-театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста [8]. А.Т. Ферзалиева рассматривает развитие музыкальной одарённости детей в системе дополнительного образования [9]. И.А. Синицына предлагает вариативную модель музыкального воспитания для детей старшего дошкольного возраста в рамках дополнительного образования [10]. Исходя из представленного выше материала, авторы данной статьи приходят к выводу о том, что вопросы музыкального развития детей дошкольного возраста освещены достаточно подробно. Однако важно помнить, что эффективное музыкальное развитие требует тесного сотрудничества с семьёй.

В педагогической и научной литературе вопросы сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи в музыкальном развитии детей рассматривались с разных сторон:

- как важное педагогическое условие [11];

- как семейно ориентированное сопровождение [12];

- как результат развития успешной личности ребёнка [13].

Однако практика показывает, что, несмотря на существующие исследования, педагоги сталкиваются с рядом трудностей. Часто не учитываются интересы, потребности и предпочтения родителей и детей. В некоторых случаях родители проявляют инициативу, но предъявляют завышенные требования к музыкальным способностям детей. Кроме того, недостаточно внимания уделяется повышению родительской компетентности в этой области, а сам процесс музыкального развития порой носит формальный характер. Следует отметить, что в настоящее время для организации музыкального развитии детей старшего дошкольного возраста используются различные инновационные педагогические технологии, однако не разработана педагогическая технология сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи в данном направлении. Таким образом, возникает противоречие между необходимостью активного вовлечения родителей в образовательный процесс и отсутствием эффективной педагогической технологии сотрудничества.

Цель исследования – разработать, теоретически обосновать и апробировать педагогическую технологию сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста.

В процессе сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи решались следующие задачи:

1. Изучить теоретико-методологические основы и прикладные аспекты исследуемой проблемы, определить содержательные характеристики музыкального развития детей старшего дошкольного возраста и проанализировать воспитательный потенциал семьи в музыкальном развитии.

2. Определить критерии оценки уровня сформированности музыкального развития детей, критерии оценки уровня воспитательного потенциала семьи в музыкальном развитии ребёнка.

3. Описать сущностные характеристики педагогической технологии.

4. Разработать и апробировать педагогическую технологию сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста.

Авторы данной статьи предполагают, что музыкальное развитие детей старшего дошкольного возраста, а именно пение, музыкально-ритмическая деятельность, игра на музыкальных инструментах, будет эффективно при внедрении педагогической технологии сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи.

Материалы и методы исследования

В рамках данного исследования проводилась систематизация существующих теорий и идей:

- о взаимодействии педагогов образовательных учреждений и семьи в успешной подготовке детей к обучению в школе Л.В. Байбародовой, В.М. Пономарёвой [14];

- о сотрудничестве дошкольной образовательной организации с семьёй, о семье как субъекте образовательных отношений Ю.А. Гладковой [15];

- о структуре педагогической технологии Г.К. Селевко [16] и других.

Эмпирическая часть исследования была реализована в форме педагогического эксперимента, состоящего из трёх этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. Применялись методы опроса (анкетирование, беседы и интервью), наблюдение, анализ педагогического опыта, методы оценки и измерения, а также статистическая обработка полученных данных. Исследование было реализовано на базе дошкольных образовательных учреждений города Подольска: № 38 «Искорка» и № 51 «Солнышко». Определены: контрольная группа (дошкольные образовательные учреждения № 38 «Искорка») и экспериментальная группа (дошкольное образовательное учреждение № 51 «Солнышко») В исследовании приняли участие 34 педагога, 83 семьи и 60 детей старшего дошкольного возраста.

Эффективность музыкального развития ребёнка во многом зависит от воспитательного потенциала семьи. Опираясь на исследование Е.И. Сермяжко, авторы данной статьи выделяют три уровня воспитательного потенциала семьи в контексте музыкального развития детей старшего дошкольного возраста: достаточный (высокий), оптимальный (средний) и допустимый (низкий)[17].

Педагогическая технология сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи в музыкальном развитии рассматривается авторами как способ проектирования взаимодействия субъектов образовательного процесса, направленный на музыкальное развитие детей старшего дошкольного возраста, представляющий собой единство диагностического, содержательного и процессуального компонентов (рис. 1).

Диагностический компонент технологии. Авторами были определены когнитивный, деятельностный и эмоциональный критерии и уточнены показатели уровня сформированности музыкального развития: базовый (слабо выражен или отсутствует), оптимальный (выражен умеренно) и творческий (выражен ярко) (таблица).

Содержательный компонент технологии представляет собой разработанную программу «Совместные шаги навстречу музыке», состоящую из двух модулей:

1. «Просветительство и педагогическая поддержка», включающий в себя цикл мероприятий, направленных на повышение родительской компетентности в области музыкального развития детей.

2. «Совместное творчество (родители, дети, педагоги)», который предусматривает совместную музыкальную деятельность (пение, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах) педагогов, детей и родителей.

Критерии и показатели уровня сформированности музыкального развития

Критерии

Показатели

Когнитивный

знания детей о творчестве известных композиторов, музыкальных инструментах

Деятельностный

умение не только исполнять, но и сочинять песенки, движения, мелодии

Эмоциональный

выразительное и эмоциональное исполнение песен, движения, мелодии

на музыкальных инструментах

Качественная характеристика оценки музыкального развития детей старшего дошкольного возраста:

- базовый уровень (показатель выражен слабо или отсутствует);

- оптимальный уровень (показатель выражен не очень ярко);

- творческий уровень (показатель выражен очень ярко).

Количественная характеристика целевых ориентиров:

базовый – 1 балл; оптимальный – 2 балла; творческий – 3 балла.

Примечание: составлено авторами на основе полученных данных в ходе исследования.

missing image file

Рис. 1. Педагогическая технология сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста Примечание: составлено авторами по результатам данного исследования

missing image file

Рис. 2. Сравнительный анализ воспитательного потенциала семьи в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента Источник: составлено авторами по результатам данного исследования

Процессуальный компонент технологии. На деятельностном этапе сотрудничество осуществлялось по следующим направлениям и в различных формах:

- информационно-аналитическое – очные индивидуальные формы (анкетирование, интервью, беседы, опросы);

- культурно-просветительское – очные коллективные формы (консультации, устные музыкальные журналы, круглые столы, мастер-классы, родительские конференции); дистанционные формы (видеопрезентации, фотовыставки, видеожурналы, видеобеседы, видеостенды);

- информационно-организационное – очные коллективные формы (родительские собрания, беседы, открытые занятия), дистанционные наглядные формы (видеоролики, видеовизитки);

- совместная деятельность «педагог – родители – дети» – очные формы (семейные встречи, конкурсы, праздники, развлечения); дистанционные формы (семейные творческие видеозадания, видеоконкурсы, видеопрезентации творческих работ, творческие задания в семейном альбоме музыкального развития «Слушаем музыку, танцуем и поём всей моей семьёй»).

Музыкальная гостиная «Диалог с музыкой» – одна из основных форм сотрудничества педагогов с семьями. Её деятельность основана на принципах коллективного творческого дела, направлена на раскрытие потенциала каждого участника: вера в безграничные возможности каждого, учёт индивидуальных особенностей, интересов и потребностей, поддержка и поощрение творческих инициатив. Авторы определили этапы коллективного творческого дела, подчёркивающие взаимодействие между педагогами, родителями и детьми.

1. Зарождение идеи: педагог совместно с родителями разрабатывает концепцию музыкального или театрализованного события.

2. Совместное планирование: педагог и родители вместе планируют все детали мероприятия.

3. Активное участие родителей: родители вовлекаются в организацию и проведение мероприятия.

4. Открытый диалог: проводится обсуждение и обмен мнениями между педагогом, родителями и детьми.

5. Обратная связь и перспективы: осуществляется опрос родителей и детей для определения направлений будущих совместных мероприятий.

Результаты исследования и их обсуждение

Обобщая результаты по констатирующему эксперименту, можно сделать следующие выводы: наблюдения показали, что дети старшего дошкольного возраста контрольной и экспериментальной групп имеют изначально одинаковую динамику музыкального развития; в этих группах превалирует оптимальный уровень. Авторы данного исследования определили, что если всю экспериментальную группу считать за 100%, то результаты таковы: оптимальный уровень – 65% (20 человек), базовый уровень составил 30% (9 человек), творческий уровень продемонстрировало 5% (1 человек).

Если контрольную группу считать за 100% – оптимальный уровень 64% (19 человек), базовый уровень проявило 29% (9 человек), на творческом уровне оказалось 7% (2 человека); было установлено, что в обеих испытуемых группах наблюдается преобладание семей с оптимальным уровнем воспитательного потенциала: 52% (27 семей) в экспериментальной группе, 49% (26 семей) – в контрольной группе (рис. 2).

Опрос свидетельствует, что родители испытывают потребность в консультации, оказании помощи со стороны педагога и относятся к активно-пассивным участникам музыкальных мероприятий, проводимых в дошкольной образовательной организации. Их участие в музыкальных мероприятиях носит смешанный, активно-пассивный характер. На контрольном этапе эксперимента проводился анализ результатов, полученных экспериментальной и контрольной группами за период проведения исследования (рис. 3).

Детей с базовым уровнем музыкального развития стало 6% (2 человека) в экспериментальной группе и 30% (9 человек) в контрольной группе. Оптимальный уровень продемонстрировали 49% (16 человек) в экспериментальной группе и 67% (18 человек) в контрольной группе. Творческий уровень был выявлен у 45% (12 человек) в экспериментальной группе, а в контрольной группе – 7% (3 человека). Анализ результатов экспериментальной группы выявил значительное увеличение числа детей с творческим уровнем музыкального развития. По результатам анкетирования и наблюдений выявлены достаточный уровень воспитательного потенциала семьи и готовность воспитателей к сотрудничеству с педагогом. Таким образом, результаты контрольного эксперимента доказывают эффективность разработанной педагогической технологии сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста.

missing image file

Рис. 3. Динамика музыкального развития детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе исследования, экспериментальная группа (30 человек) и контрольная группа (30 человек) Источник: составлено авторами по результатам данного исследования

Заключение

Разработанная и апробированная педагогическая технология сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи эффективна в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста. Сотрудничество педагогов с родителями в вопросах музыкального развития детей способствует повышению уровня воспитательного потенциала семьи в данном направлении. Результаты педагогического эксперимента подтверждают успешность предложенных этапов коллективного творческого дела, значительно улучшив показатели сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи в музыкальном развитии детей.


Библиографическая ссылка

Каменская О.А., Прищепа С.С. РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ СОТРУДНИЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ В МУЗЫКАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Современные наукоемкие технологии. 2025. № 7. С. 112-118;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40448 (дата обращения: 08.08.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/snt.40448