Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА ОБРАЗОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЕЙ

Денисенко Е.Г. 1 Ребро О.В. 1 Ушаков А.А. 2 Хашумова А.В. 3
1 Московский государственный университет технологии и управления им. К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)
2 ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»
3 ГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для глухих и слабослышащих»
Актуальность исследования определяется возрастающей ролью сформированности проектно-исследовательской компетентности в обеспечении успешности обучения и результативности образования в современных условиях цифровизации общества. В статье формирование данной компетентности изучается на примере образовательного центра, что значительно повышает педагогические возможности для реализации поставленных учебных задач. Педагогическая технология в исследовании рассматривается как последовательность действий с целью достижения проектируемых результатов обучения и воспитания. Разработанная технология формирования проектно-исследовательской компетентности обучающихся имеет целевую установку на саморазвитие в процессе выполнения проектов, при этом акцентируется внимание на организации сотрудничества обучающихся и педагогов для решения конкретных учебных задач. В исследовании изучался опыт развития проектных и исследовательских компетенций в образовательных центрах «Точка роста» Чеченской Республики и г. Краснодара. Результатами исследования выступают следующие изменения: школьники овладели методами проведения учебных исследований и выполнения проектов, проявили высокий уровень решения творческих задач, умений моделирования и конструирования. У обучающихся сформировались умения применять способы использования учебной информации на основе использования цифровых технологий обучения. Таким образом, полученные результаты исследования подтверждают эффективность разработанной педагогической технологии.
педагогическая технология
проектно-исследовательская компетентность
центр «Точка роста»
1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.
2. Монахов В.М. Методология проектирования педагогических технологий (аксиоматический аспект) // Школьные технологии. 2000. № 3. С. 57–71.
3. Венгерова Н.Н. Семантический анализ определений понятия «педагогическая технология» // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 1. С. 83-86.
4. Леонович Е.Н. К вопросу о формировании понятия «способ обучения» или «педагогическая технология» // Известия института педагогики и психологии образования. 2017. № 4. С. 4-7.
5. Рыжова Н.И., Королева Н.Ю. Использование цифровых и межпредметных проектно-исследовательских технологий во внеурочной деятельности // Наука и школа. 2022. № 4. С. 211-224.
6. Козленкова Е.Н., Волкова А.Н. Использование современных цифровых технологий в проектно-исследовательской деятельности обучающихся // Вестник РМАТ. 2021. № 4. С. 66-71.
7. Тананыхин Д.С., Максютин А.В. Применение проектно-исследовательской технологии в образовательном процессе // Теория и практика современного профессионального образования. 2015. № 1. С. 148-151.

Введение

Формирование исследовательских компетенций обучающихся актуализируется в современных условиях цифровизации в связи с тем, что в качестве важнейших результатов обучения рассматривается сформированность критического мышления, умений осуществлять анализ и синтез, проектировать и реализовывать проекты, работать с информационными источниками, представлять полученные данные. Первостепенное значение в формировании исследовательских компетенций имеет проектная деятельность, и часто в педагогической науке и образовательной практике используется термин «проектно-исследовательская деятельность». Актуальной проблемой педагогических исследований является поиск технологий формирования проектно-исследовательской компетентности.

Цель исследования заключалась в теоретическом обосновании, разработке и определении эффективности использования педагогической технологии формирования проектно-исследовательской компетентности обучающихся в условиях образовательного центра «Точка роста».

Материал и методы исследования

В проведенном исследовании на его теоретическом этапе использовался сравнительный анализ литературы и нормативных документов по изучаемой проблеме.

На опытно-экспериментальном этапе критериально-диагностическое обеспечение с целью оценки уровня сформированности проектно-исследовательской компетентности обучающихся включало анкетирование для выявления мотивов осуществляемой деятельности, тестирование с целью определения метазнаний о процессе исследования. Также оценивался уровень владения исследовательскими умениями, проводился анализ эмоционально-волевой регуляции. С целью интегративной оценки уровней сформированности проектно-исследовательской компетентности изучались и анализировались образовательные продукты, подготовленные обучающимися в процессе реализации проектов.

Исследование эффективности разработанной педагогической технологии формирования проектно-исследовательской компетентности обучающихся проводилось с 2022 по 2024 годы на базе Центров естественно-научного и технологического профилей «Точка роста» Чеченской Республики и г. Краснодара. В проведении исследования приняли участие 250 обучающихся 7–9-х классов средних общеобразовательных школ, посещающих данные центры.

Результаты исследования и их обсуждение

Понятие «технологии» в общем смысле определяется как способ осуществления процессов, направленный на получение гарантированного результата. Другими словами, это совокупность методов, приемов и операций, которые должны осуществляться в строго определенной последовательности. Понятие «технологии» применимо и для педагогических процессов как определенная последовательность действий, имеющих алгоритмический характер.

Традиционное определение педагогической технологии дано в классическом варианте В.П. Беспалько, который соотносил элементы этого понятия с компонентами педагогической системы: цели образовательно-воспитательного процесса; четко структурированное содержание обучения; диагностика и мониторинг формируемых результатов; достижение гарантированно высокого уровня обучения [1, с. 6–9]. Общее понятие педагогической технологии, коррелирующее с определением с точки зрения технических систем, дается и В.М. Монаховым. Он обращал внимание на упорядоченную систему процедур и операций образовательного процесса, исполнение которых должно привести к высоким показателям результативности формируемых феноменов [2]. В связи с этим необходимо отметить, что, безусловно, результат может быть различного качества, но он будет достигнут в любом случае. Таким образом, педагогическая технология нацелена на конечный результат, который изначально проектируется в организации предстоящей учебно-воспитательной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности. Следовательно, педагогическая технология основывается на проектировании и воспроизведении последовательности действий, направленных на достижение конечных результатов обучения и воспитания.

Теоретический анализ понятия педагогической технологии позволяет выделить следующие ее основные признаки:

− разработка в соответствии с педагогическим замыслом, который определяется на основании методологической позиции;

− последовательность действий должна приводить к проектируемому результату, определяемому как поставленная и достижимая цель обучения;

− любая технология предполагает интерактивное взаимодействие между педагогом и обучающимися при преобладании субъект-субъектных отношений в целях оптимизации педагогического процесса;

− технология гарантирует достижение результатов образования и воспитания;

− диагностируемые результаты определяются на основе использования четко сформулированных критериев, показателей и уровней, соответствующих диагностическому обеспечению.

Реализация педагогической технологии основана на следующих принципах:

− принцип соответствия обучения индивидуально-типологическим особенностям обучающихся для максимальной реализации способностей;

− принцип продуктивности – скорость освоения содержания обучения определяется на основе показателей деятельности;

− принцип интерактивности – эффективность усвоения новых способов деятельности возрастает при использовании диалоговых форм, методов и приемов обучения, предполагающих наличие постоянной обратной связи в процессе обучения;

− принцип индивидуализации – реализуется на основе педагогического воздействия, сообразного уровню развития обучающихся;

− принцип оптимального сочетания – выражается в использовании комплекса методов и средств обучения, разнообразных видов деятельности, форм организации образовательно-воспитательного процесса;

− принцип саморазвития педагога – результаты обучения напрямую коррелируют с уровнем личностного и профессионального саморазвития, которое осуществляется непрерывно, невозможно обучить чему-либо, если педагог не знает этого сам;

− принцип учета когнитивных особенностей – познавательный процесс должен осуществляться в соответствии с психологическими закономерностями и особенностями мышления обучающихся, их индивидуальными различиями;

− принцип оригинальности – результативность обучения повышается при освоении новых способов деятельности, что инициирует развитие эмоционально-волевой сферы обучающихся.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сформулировать ряд важных обобщающих выводов относительно использования понятия «педагогическая технология».

1. Технологизация образовательной сферы предполагает двойственное значение:

− как применение педагогических технологий в образовательной деятельности, что обусловливает формирование собственного практического опыта педагогов;

− использование технических средств обучения, современных информационно-коммуникационных технологий в условиях цифровизации образовательной сферы.

2. Технологический подход, основываясь на системном мышлении, предусматривает инструментальное управление образовательно-воспитательным процессом, ориентированным на получение конкретных и гарантированных результатов обучения.

3. Педагогическая технология понимается и как педагогический процесс, и как определенный вид деятельности, а также как совокупность средств достижения целей обучения [3].

4. Педагогической технологией может выступать способ обучения из личного опыта профессиональной деятельности педагога, при этом важны следующие компоненты такого «отработанного» опыта: цель обучения, соотнесенная с предполагаемыми результатами; совокупность используемых инструментальных средств и методики обучения [4].

5. Наряду с понятием «педагогическая технология» используются термины «технология обучения», «технология воспитания», «технологизация обучения», что говорит о неоднозначности понятий и их различных трактовках, их взаимозависимости.

Здесь важно отметить, что в данные понятия вкладываются и педагогические системы, и совокупность форм, средств, приемов обучения, и методика обучения, ориентированная на получение запланированных результатов.

Современные социально-образовательные условия детерминируют изменение приоритетов обучения, что во многом определяется цифровизацией всех сфер экономики, общества, в частности образования.

На первый план выступает приоритетная задача формирования проектно-исследовательской компетентности обучающихся, что обусловливает поиск актуальных педагогических технологий. Примером использования таких технологий является выполнение исследовательских проектов, имеющих межпредметный интегрированный характер и основанных на использовании цифровых средств. Опыт реализации таких проектов описан в исследовании Н.И. Рыжовой, Н.Ю. Королевой [5].

Современное обучение в целом и выполнение исследовательских проектов в частности практически невозможны без использования информационно-коммуникативных технологий, что предполагает свободное владение способами поиска информации, ее анализа, сопоставления, синтеза. Также важно обучение методам эффективной презентации результатов исследовательских проектов. Данная проблема исследована Е.Н. Козленковой, А.Н. Волковой применительно к использованию цифровых технологий обучения в проектно-исследовательской деятельности обучающихся [6]. Таким образом, в современной педагогической науке и практической образовательной деятельности для формирования проектно-исследовательской компетентности обучающихся широко применяются цифровые технологии, а опыт их использования и перспективы развития представлены в современных исследованиях [7].

Педагогическая технология формирования проектно-исследовательской компетентности обучающихся в условиях центра образования естественно-научного и технологического профилей основана на этапной последовательности действий, операций и процедур, что обеспечивает гарантированный результат и возможность его воспроизведения. Технология – системная категория, ее структурными составляющими являются: цель; содержание проектно-исследовательской деятельности; этапы формирования; организация педагогического взаимодействия; методы и формы осуществления проектно-исследовательской деятельности; управление этим процессом и результат. Таким образом, технология выступает инструментом реализации проектно-исследовательской деятельности в совокупности используемых средств и методов.

Основная идея педагогической технологии заключается в том, чтобы сделать педагогический процесс управляемым, что обеспечивает достижение планируемых результатов. Разработанная педагогическая технология соответствует следующим критериям технологичности: диагностичность, результативность, целостность, управляемость, корректируемость. В совокупности данные критерии технологичности обеспечивают повышение эффективности образовательно-воспитательного процесса.

Этапы формирования проектно-исследовательской компетентности в процессе использования педагогической технологии

Название этапов

Содержание деятельности

1.

Организационно-мотивационный этап

Подготовка к выполнению проекта:

− формулировка темы проекта, определение его цели, задач и основных направлений;

− формирование команды проекта и определение функционала;

− разработка рекомендаций для участников проекта (требования по выполнению, ключевые сроки, график выполнения, время и место проведения консультаций);

− разработка рабочего плана проекта;

− определение возможных источников требуемой информации по теме проекта;

− разработка способов презентации результатов проекта и его продуктов;

− определение критериев оценки качества выполнения проекта

2.

Поисково-исследовательский этап

Осуществление практико-преобразующей деятельности:

− проведение исследования в соответствии с рабочим планом проекта;

− содержательная проработка теоретической части проекта;

− самостоятельная работа в группах в соответствии с установленной ролью;

− поиск и обсуждение альтернативных способов решения исследуемой проблемы в команде проекта;

− консультирование со стороны педагога, оказание необходимой помощи и направление участников проектной команды

3.

Презентационно-обобщающий этап

Обобщение и представление результатов проектной деятельности обучающихся:

− определение ролей участников проекта на этапе презентации;

− оценка результативности проекта, его продуктов;

− доклад о результатах выполнения проекта;

− представление продуктов проекта и определение возможностей их практического использования

4.

Рефлексивно-аналитический этап

Анализ и рефлексия результатов проектной деятельности:

− сравнение запланированных и полученных результатов;

− обобщение и формулировка выводов;

− оценка работы команды проекта в целом и индивидуальные оценки;

− анализ основных достижений и недочетов в работе;

− корректировка ошибок и постановка новых цели и задач исследования

Этапная последовательность формирования проектно-исследовательской компетентности в обобщенном виде представлена в таблице.

На констатирующем этапе эксперимента проанализированы статистические результаты опроса, который был проведен среди более 5 тысяч педагогов Центров. Более 45% респондентов считают необходимым использование педагогической технологии формирования проектно-исследовательской компетентности, а также нуждаются в оказании методической помощи по разработке и внедрению программно-методического обеспечения деятельности центров «Точка роста».

Результаты проведенного исследования показали положительную динамику уровней сформированности проектно-исследовательской компетентности обучающихся:

− школьники показали высокий уровень владения методами учебного исследования (75%); решения проблемных задач (более 67%); моделирования и проектирования (80%);

− у более чем 85% обучающихся сформировались компетенции использования методов работы с информацией, оценки возможностей применения цифровых технологий в учебных исследованиях.

Интегративная оценка показала, что высокий уровень сформированности проектно-исследовательской компетентности увеличился с 48% на констатирующем этапе до 76% на формирующем этапе эксперимента, при этом низкий уровень анализируемого феномена понизился с 26% до 6%.

Заключение

Полученные результаты опытно-экспериментального исследования позволяют сделать вывод об эффективности реализации разработанной педагогической технологии формирования проектно-исследовательской компетентности обучающихся, реализуемой в условиях центра образования естественно-научного и технологического профилей. Перспективы исследования заключаются в совершенствовании программно-методического обеспечения, позволяющего осуществлять проектно-исследовательскую деятельность обучающихся.


Библиографическая ссылка

Денисенко Е.Г., Ребро О.В., Ушаков А.А., Хашумова А.В. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА ОБРАЗОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЕЙ // Современные наукоемкие технологии. – 2024. – № 7. – С. 138-142;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40098 (дата обращения: 25.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674