Система общего образования – единственный социальный институт, через который проходит всё детское население. Следовательно, общеобразовательные школы являются важнейшим звеном социализации индивида, где среди других ценностей формируется культура здоровья, включающая систему знаний о здоровье как социально-культурном явлении, методах самодиагностики психофизического состояния, компонентах здорового образа жизни. Культура здоровья, сформированная за время обучения в общеобразовательной школе, определяет стратегию образа жизни личности в последующей его жизни и деятельности. В этом отношении образовательные организации, по сравнению с другими социальными институтами, имеют особые организационные и содержательные возможности. В то же время очевидна недостаточность их собственных ресурсов для достижения желаемого результата в формировании культуры здоровья и создании образовательной среды, ориентированной на сбережение и укрепление здоровья обучающихся.
Одним из способов совершенствования работы образовательных организаций в направлении формирования культуры здоровья школьников является консолидация ресурсов и возможностей организаций различных социальных институтов (здравоохранения, образования, общественных организаций, физической культуры и спорта и др.) в рамках образовательного пространства конкретного региона посредством их кластерного взаимодействия [1]. Обеспечение эффективности такого взаимодействия требует наличия соответствующих принципов его организации и содержания.
Целью исследования стало выделение и обоснование принципов совместной деятельности субъектов кластерного взаимодействия в региональном образовательном пространстве по формированию культуры здоровья обучающихся.
Материалы и методы исследования
Ведущей идеей исследования выступает положение о том, что кластерное взаимодействие в региональном образовательном пространстве таких социальных институтов, как образование, здравоохранение, физическая культура и спорт и др., функционально связанных с жизнью, деятельностью, развитием и личностным становлением здоровья детей, подростков и учащейся молодежи, посредством консолидации их потенциала обеспечивает формирование культуры подрастающего поколения.
Принципы кластерного взаимодействия социальных институтов различной ведомственной принадлежности в направлении формирования культуры здоровья обучающихся выделены на основе комплекса методологических подходов, соответствующих философскому (аксиологический подход), общенаучному (системно-интеракционистский подход), конкретно-научному (интегративный подход) и технологическому (кластерный и личностно-деятельностный подходы) уровням концепции методологического знания, основные положения которого разработаны Э.Г. Юдиным [2].
При выделении и обосновании принципов применены такие методы, как анализ научной литературы, обобщение педагогического опыта и собственной практической деятельности по обеспечению кластерного взаимодействия образовательных организаций, учреждений здравоохранения, физической культуры и спорта, общественных движений Пермского края.
Результаты исследования и их обсуждение
По определению В.И. Загвязинского, принципы – «это общие, основополагающие положения, в которых на основе познания научных законов формулируются требования, обеспечивающие успешное достижение цели. Принципы выступают, с одной стороны, как результат научного знания, а с другой стороны, служат основанием для практической деятельности» [3].
Принципы функционирования регионального кластера по формированию культуры здоровья обучающихся нами понимаются как общие положения, определяющие требования к организации и содержанию кластерного взаимодействия организаций различной ведомственной принадлежности на региональном, муниципальном и институциональном уровнях в направлении формирования культуры здоровья обучающихся. Обоснуем совокупность выявленных принципов: детерминизма, субъектности, развития социальной среды, конвергенции, ценностной направленности, целостности, сетевого взаимодействия и социального партнерства, разносторонней профессиональной компетентности педагогов, природосообразности, дифференциации и индивидуализации.
Принцип детерминизма (от латинского determinatio – определение, обусловливание) определяется как обусловливание какой-либо деятельности или состояния различными факторами [4]. Эффективность решения задач по формированию культуры здоровья детей, подростков и молодежи с учетом современных тенденций социально-экономического развития общества обусловлена рядом факторов.
Среди факторов, детерминирующих формирование культуры здоровья личности, можно выделить социально-средовые и культурно-средовые.
Факторы, оказывающие существенное влияние на формирование культуры здоровья подрастающего поколения на основе ценностных ориентаций, сложившихся в социуме, мы относим к социально-средовым. Ценностные ориентации, проявляющиеся в социальных стереотипах и отражающие взаимосвязь между здоровьесберегающими условиями социальной среды (соблюдение режима труда и отдыха, оптимальная физическая активность, рациональное питание, отказ от вредных привычек и т.д.) и жизнедеятельностью растущего человека. Деятельность образовательных организаций общего, дополнительного, среднего профессионального, высшего образования регулируется благодаря принципу детерминизма в направлении формирования культуры здоровья личности. Основным инструментом этой регуляции, по нашему мнению, является проектирование индивидом самостоятельно или в рамках совместной деятельности с педагогом, родителем собственной траектории сбережения и укрепления здоровья.
Мода на здоровый образ жизни и наличие положительного примера в лице педагогов и родителей включены в группу культурно-средовых факторов. Создание моды на здоровый образ жизни в рамках образовательной среды и наличие высокого уровня культуры здоровья педагогов и родителей являются обязательными условиями успешной деятельности по развитию самосознания обучающихся, ориентированного на ценностное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Учет названных факторов, детерминирующих формирование культуры здоровья обучающихся, создает предпосылки для эффективной деятельности субъектов кластерного взаимодействия в региональном образовательном пространстве с целью формирования у обучающихся личностных ценностных установок, определяющих их здоровьеориентированное поведение.
Принцип субъектности. В понимании субъектности мы опираемся на позицию С.М. Годника, который определяет ее как осознание человеком себя, с одной стороны, в качестве физиологического индивида, имеющего физиологическую общность с другими индивидами, а с другой стороны, как члена общества с индивидуальными особенностями [5].
Успешность становления субъектности во многом определяется наличием опыта самостоятельной деятельности, создающей предпосылки для внешних и внутренних преобразований [6]. Применительно к исследуемой проблеме особого внимания в условиях становления субъектности растущего человека требует развитие у него личностных качеств, обеспечивающих ему здоровьеориентированное поведение.
Одним из достаточно эффективных факторов решения данной задачи в направлении успешного формирования здорового образа жизни обучающихся, по нашему мнению, является создание в пространстве жизни и деятельности растущего человека соответствующей социальной среды. Создание социальной среды, обладающей достаточными ресурсами для успешного формирования культуры здоровья обучающихся в современных условиях общественного развития, возможно посредством обеспечения взаимодействия различных социальных институтов. В социальной среде развиваются те качества личности (в том числе и субъектность), которые позволяют индивиду в позиции активного субъекта жизни и деятельности жить в гармонии и с природой, и с социумом. К таким качествам, определяющим активную здоровьесберегающую позицию обучающихся, мы относим самостоятельность, мотивированность, ответственность, самоуправление, составляющие основу субъектности самосовершенствующейся личности. Применительно к исследуемой проблеме особого внимания в условиях становления субъектности растущего человека требует развитие у него личностных качеств, обеспечивающих ему здоровьеориентированное поведение.
Принцип конвергенции. В философии конвергенция (от лат. convergo – «приближаться», «сходиться») трактуется как «процесс сближения, схождения (в разном смысле), слияние всего разного, непохожего в чём-то одном» [4].
Как отмечают С.А. Кабилова и Р.Б. Гюль- вердиев, теория конвергенции разрабатывалась в середине 1950-х гг. и обоснована в трудах западных социологов, политологов, экономистов и философов, таких как Вальтер Ойкен, Питирим Сорокин, Джон Гэлбрейт, Ян Тинберген, У. Ростоу, Б. Рассел, Пьер Тейяр де Шарден, Джозеф Стиглиц и др. Среди отечественных ученых, являющихся приверженцами теории конвергенции, можно отметить Н.А. Бердяева, А.Д. Сахарова, М.В. Ковальчука и др. [7, 8]. Принцип конвергенции в отличие от принципа интеграции не предполагает полного объединения, сближения, взаимопроникновения всех ресурсов участников взаимодействия, а только тех, которые необходимы для достижения цели совместной деятельности [9].
Применение принципа конвергенции в условиях настоящего исследования, ориентированного на охрану здоровья подрастающего поколения в единой региональной системе, предполагает наращивание педагогического потенциала образовательных организаций в направлении формирования культуры здоровья обучающихся благодаря сближению, взаимопроникновению ресурсов различных социальных институтов в региональном образовательном пространстве. Для эффективного функционирования данной системы большое значение имеет наличие и активная деятельность структур, осуществляющих координацию совместной деятельности различных социальных институтов (региональная ресурсная образовательная организация, муниципальные ресурсные образовательные организации), а также заинтересованность каждого субъекта системы в результативности совместной деятельности.
Реализация принципа конвергенции предполагает:
– наличие у субъектов кластерного взаимодействия единой цели, программы, многоуровневой координации совместной деятельности учреждений и организаций, имеющих различную ведомственную принадлежность в интересах формирования культуры здоровья обучающихся;
– актуализацию ресурсов семьи, образовательных организаций, учреждений здравоохранения, дополнительного образования, физической культуры и спорта, а также общественных движений и организаций;
– непосредственное участие самих обучающихся в реализации образовательными организациями инновационных образовательных программ оздоровительной направленности в форме исследовательской и/или волонтерской деятельности.
Принцип ценностной направленности деятельности ориентирует организации различной ведомственной принадлежности на создание условий для формирования у субъектов образовательного процесса ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни в региональном образовательном пространстве. Здоровье является универсальной (высшей) человеческой ценностью и основной ценностной ориентацией личности, определяющей здоровое и полноценное развитие индивидуума. В этой связи реализация принципа ценностной направленности приобретает особую значимость в условиях охраны здоровья подрастающего поколения.
Принцип целостности позволяет рассматривать совместную деятельность различных социальных институтов как единую многоуровневую систему, направленную на эффективное решение задач обучения и воспитания обучающихся, а также сбережения и развития их здоровья посредством формированию у них культуры здоровья. Функционирование такой системы требует разработки пакета соответствующих нормативно-правовых документов, а также создания и реализации на различных уровнях (государственном, региональном, муниципальном, институциональном) программ и проектов, регулирующих процесс формирования культуры здоровья обучающихся. Эффективность и результативность формирования культуры здоровья обучающихся определяется также количеством субъектов кластера, обладающих потенциалом для формирования культуры здоровья обучающихся и функционирующих в образовательном пространстве конкретного региона в рамках региональной многоуровневой социально-педагогической системы. Важным условием, обеспечивающим, с одной стороны, актуализацию и реализацию потенциала каждого субъекта кластерного взаимодействия на каждом уровне, а с другой стороны, эффективное достижение результата, является мониторинг деятельности каждого субъекта кластера на каждом уровне этой системы: региональном, муниципальном, институциональном. При этом результативность функционирования многоуровневой социально-педагогической системы зависит от результативности деятельности субъектов кластера всех уровней. Это значит, что результативность деятельности субъектов кластера появляется не только на своем уровне, но обусловливает результативность деятельности социальных институтов на каждом другом уровне.
Принцип сетевого взаимодействия и социального партнерства ориентирован на совместную деятельность социальных партнеров, которые составляют своеобразную сеть организаций, совместно реализующих задачи совершенствования системы формирования культуры здоровья обучающихся в конкретном региональном образовательном пространстве [1].
При выстраивании социального партнерства в рамках решения проблемы охраны здоровья подрастающего поколения важным условием является работа образовательных организаций с семьей в разных формах (родительских собраний, семинаров, круглых столов и др.), так как семейный микроклимат имеет важное значение для гармоничного формирования личности ребенка, в том числе в направлении здорового образа жизни.
Принцип разносторонней профессиональной компетентности педагогов в процессе решения образовательными организациями проблемы сбережения и укрепления здоровья обучающихся требует высокой компетентности педагога во всех видах выполняемой им педагогической деятельности: дидактической, проектировочной, исследовательской, организаторской, рефлексивной и др. Для полноценного выполнения всех этих видов деятельности в условиях инновационного режима работы образовательной организации педагогам необходимы: соответствующая когнитивная подготовка (в области знаний о здоровье растущего человека и о подходах к формированию у обучающихся в процессе образования и средствами образования культуры здоровья); высокоразвитые практическое психолого-педагогическое мышление и педагогическая интуиция; постоянное самосовершенствование в профессиональном отношении и др.
Принцип природосообразности в процессе формирования культуры здоровья обучающихся реализуется посредством обязательного учета особенностей природы ребенка и естественного развития детей в разные периоды школьного детства. Это значит, что необходимо учитывать возрастные, гендерные, типологические особенности развития здоровья школьников младшего школьного, подросткового, юношеского возраста.
Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает учет индивидуальных особенностей обучающихся при формировании культуры здоровья личности на основе применения соответствующих методов и средств. Важным при этом является учет возрастных, психологических особенностей, физиологических возможностей здоровья ребенка, подростка. Необходимым условием реализации данного принципа является создание широкого выбора для обучающихся видов деятельности с целью удовлетворения их потребностей и запросов в реализации здоровой жизнедеятельности.
Заключение
Принципы функционирования регионального кластера по формированию культуры здоровья обучающихся обеспечивают систематизацию процессов по планированию и осуществлению интегративной деятельности всех социальных институтов – субъектов кластера, а также разработки необходимых организационно-педагогических условий консолидации ресурсов и возможностей учреждений и организаций различной ведомственной принадлежности и путей их реализации в направлении формирования культуры здоровья обучающихся.
Интеграция ресурсов и возможностей различных социальных институтов на региональном уровне с целью формирования культуры здоровья обучающихся с учетом выделенных и обоснованных в данной статье принципов обеспечивает системную деятельность специалистов сферы образования, здравоохранения, физической культуры и других в интересах охраны здоровья подрастающего поколения, что подтверждают результаты опытно-поисковой работы, проведенной в Пермском крае в период с 2015 по 2019 г.
Библиографическая ссылка
Федоров В.А., Чедов К.В. ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КЛАСТЕРА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 8. – С. 211-215;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38201 (дата обращения: 09.10.2024).