Общеобразовательная школа является важнейшим социальным институтом, который самым непосредственным образом отвечает за качество человеческой истории. Сейчас уже понятно, что выигрывают и будут выигрывать в экономическом и культурном соревновании те страны, которые смогут создать наиболее совершенную систему образования, гарантирующую экстенсивное и интенсивное развитие интеллектуальных способностей подрастающего поколения. Поэтому вопрос о том, какой быть школе, отнюдь не относится к разряду риторических.
Знаниевый подход к образованию устарел и не имеет перспектив. Ведущие ученые страны (М.А. Холодная, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.) подчеркивают, что модель классической школы, основанной на знаниево-просветительской образовательной парадигме, сегодня не соответствует требованиям времени.
Актуальность нашего исследования заключается в том, что именно школе как образовательному учреждению отводится особое место в обеспечении каждого учащегося возможностью быть интеллектуально воспитанными, а важнейшим условием интеллектуального воспитания является перестройка содержания школьного образования.
Интеллектуальные возможности личности являются базовыми психологическими ресурсами для развития самодостаточной, инициативной и продуктивной жизнедеятельности, М.А. Холодная рассматривает интеллектуальное воспитание как особую форму организации учебного процесса, заключающуюся в обогащении ментального (умственного) опыта учащихся [1].
Мы предположили, что, если внедрить «обогащающую модель» обучения в образовательный процесс школы, это может способствовать обогащению умственного опыта учащихся.
В российской школе неоднократно наблюдались попытки определиться с моделью обучения и внедрить ее в практику образования. Модель обучения понимается нами как определенный план действий педагога при осуществлении учебного процесса; основу этого плана составляет преобладающая учебная деятельность учащихся, которую выстраивает учитель, базовым основанием для разграничения разных моделей обучения является заложенный в них в качестве ориентира характер учебной деятельности [2].
Существует многообразие моделей обучения: свободная, диалогическая, личностная, развивающая, формирующая, активизирующая, структурирующая. Дадим описание некоторых из них (табл. 1).
Таблица 1
Модели обучения в практике образования
Модель |
Характеристика |
Авторы |
Свободная модель |
Разновидности этой модели («свободный день», «свободный класс» и т.п.) объединяет неформальное отношение к процессу обучения: отсутствие классно-урочной системы, обязательных учебных программ, контроля и оценки знаний учащихся |
Р. Штайнер, Ф.Г. Кумбе, Ч. Сильберман и др. |
Диалогическая модель |
Признается непредсказуемость, самобытность интеллектуального развития личности, в том числе возможность для ребенка самостоятельного, «одинокого» учения (дома, за книгой) |
В.С. Библер, С.Ю. Курганов и др. |
Развивающая модель |
Характеризует такой тип обучения, который ориентирован на развитие теоретического мышления в младшем школьном возрасте |
Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, В.В. Репкин и др. |
Активизирующая модель |
Направлена на повышение уровня познавательной активности учащихся за счет включения в учебный процесс проблемных ситуаций, опоры на познавательные потребности и интеллектуальные чувства |
А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин, Г.И. Щукина и др. |
Формирующая модель |
Основывается на утверждении, что влиять на умственное развитие ребенка – значит осуществлять целенаправленное управление процессом усвоения знаний и умений |
Н.Ф. Талызина, И.П. Калошина, В.П. Беспалько и др. |
Нужно отметить, что все перечисленные модели способствуют повышению качества школьного образования, поскольку на первом плане оказывается ученик как субъект деятельности, и основные педагогические усилия направляются на его познавательное и личностное развитие.
Проблема заключается в том, что, с одной стороны, необходимо обеспечить развитие интеллектуальных возможностей ученика через определенное предметное содержание; с другой стороны, сама содержательная среда, в которую «погружается ученик» в процессе обучения, должна создавать условия для его интеллектуального роста.
Поэтому нами выбрана «обогащающая модель» обучения, предложенная авторским коллективом под общим руководством Э.Г. Гельфман и М.А. Холодной, в которой средствами специально сконструированных учебных текстов осуществляется интеллектуальное воспитание учащихся основной школы на основе обогащения их ментального (умственного) опыта [3].
«Обогащающая модель» обучения предполагает: ориентацию на качественное изменение знаний, умений, навыков учеников; оценку индивидуальных достижений не только с учетом нормативных требований по типу «сравнение меня с другими», но и с точки зрения своеобразия индивидуальных интеллектуальных ресурсов по типу «сравнение меня с самим собой»; наличие образовательного пространства, которое предоставляет ученику возможность выбора индивидуальной траектории обучения с опорой на его личный опыт; создание условий не только для усвоения готового знания, но и самостоятельного открытия новых знаний [4].
Материалы и методы исследования
Базой исследования была средняя образовательная школа № 15 г. Владивостока. В исследовании приняли участие 15 учителей, директор школы, научный консультант.
В процессе исследования использовались следующие методы: теоретические (анализ и обобщение психолого-педагогической литературы, выводы); эмпирические (опрос, анкетирование, наблюдение, педагогический эксперимент).
Мы предположили, что следующие педагогические условия будут способствовать внедрению «обогащающей модели» обучения в образовательный процесс школы:
1) повышение квалификации учителей и как результат осмысление феномена «обогащающая модель» обучения в образовательном процессе школы;
2) создание команды учителей-проектировщиков, работающих в одном смысловом пространстве;
3) разработка учителями-предметниками развивающих учебных текстов как средства интеллектуального воспитания учащихся в рамках «обогащающей модели» обучения.
На начальном этапе эксперимента нами было проведено обследование с целью выявления уровня готовности педагогов к внедрению в образовательный процесс школы «обогащающей модели» обучения, результаты представлены на рис. 1.
Рис. 1. Уровень готовности педагогов к внедрению «обогащающей модели» обучения в образовательный процесс школы (констатирующий этап)
Из представленной диаграммы видно, что большинство учителей школы не имеют представлений об особенностях организации образовательного процесса в «обогащающей модели» обучения. Имеют недостаточно знаний о создании развивающих учебных текстов по своей предметной области и не имели опыта организации образовательного процесса в школе, направленного на интеллектуальное воспитание учащихся. Вместе с тем ответы респондентов свидетельствуют о достаточном уровне мотивации к внедрению «обогащающей модели» обучения в образовательный процесс школы.
На формирующем этапе эксперимента последовательно реализовывали педагогические условия внедрения «обогащающей модели» обучения в образовательный процесс школы (табл. 2).
Таблица 2
Конструирование процесса внедрения «обогащающей модели» обучения в образовательный процесс школы
Условия |
Задачи |
Содержание |
Предполагаемый результат |
1. Повышение квалификации учителей |
Осмысление участниками образовательного процесса феномена «обогащающая модель» обучения |
– Прохождение учителями курса программы профессиональной переподготовки «Управление педагогическими проектами» (270 ч); – повышение квалификации: авторский курс О.В. Холодной «Интеллектуальное воспитание учащихся» (36 ч); – повышение квалификации: курс «Обогащение ментального (умственного) опыта учащихся» (36 ч) |
Подготовка к защите проекта «Внедрение обогащающей модели обучения в образовательную деятельность» на городском фестивале Повышение уровня осмысления феномена «обогащающая модель» обучения |
2. Создание команды учителей-проектировщиков, работающих в одном смысловом пространстве |
Внедрение «обогащающей модели» обучения в образовательный процесс школы |
– Научное руководство процессом реализации проекта (консультации, методическая помощь, обсуждение); – создание рабочей группы учителей предметников по внедрению проекта; – учебно-методическая помощь (консультации, семинары, лекции, открытые просмотры, коллективные обсуждения) |
Создана команда единомышленников, способных: к профессиональной рефлексии; проявлению субъективной позиции в профессиональной деятельности; демонстрации положительного опыта в педагогическом сообществе города |
3. Разработка учителями-предметниками развивающих учебных текстов как средства интеллектуального воспитания учащихся |
Разработка и апробация развивающих учебных текстов |
– Создание комплексов развивающих учебных текстов для учащихся пятых классов на предметном содержании: история, русский язык, биология, технология; – проведение открытых просмотров по включению развивающих учебных текстов в образовательный процесс школы; – коллективное обсуждение |
Предъявление разработанных развивающих текстов для учителей на педагогических мероприятиях города (методических объединениях, фестивале, семинарах) |
Внедрение «обогащающей модели» обучения отразилось в изменениях учебного плана школы. Приведем выдержку из учебного плана 2018–2019 у.г., как варианта внедрения «обогащающей модели» обучения.
Цели основного общего образования:
– создание благоприятных условий для обогащения ментального (умственного) опыта учащихся средствами развивающих учебных текстов.
Задачи:
– внедрить «обогащающую модель» обучения в образовательном процессе;
– обеспечить соответствие основной образовательной программы требованиям ФГОС;
– обеспечить эффективное сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников в «обогащающей модели» обучения.
В рамках внедрения «обогащающей модели» обучения в учебный план МБОУ СОШ № 15 определены основные мероприятия (на уровне основного общего образования):
– использование приобретенного учебно-методического комплекса для 5 класса, разработанного авторским коллективом под руководством Э.Г. Гельфман и М.А. Холодной в рамках проекта «Математика. Психология. Интеллект» (МПИ). Учебно-методический комплекс построен как образовательное пространство, обеспечивающее формирование универсальных учебных действий (УУД), включает в себя:
а) учебник-навигатор;
б) учебную книгу на сюжетной основе;
в) практикум (разноуровневые задания и разные формы самоконтроля);
г) рабочие тетради для самостоятельной работы (разделы «Тренируемся», «Ищем закономерности», «Проектные и творческие задания»);
– включение в содержание преподаваемых дисциплин разработанных развивающих учебных текстов учителя- ми-предметниками;
– введение проектной деятельности в учебную деятельность школьников через факультатив «Обучение проектной деятельности» для учащихся 5–7 классов;
– введение факультативных занятий «Творчество как деятельность в ситуации неопределенности» для учащихся 5 классов.
В процессе реализации педагогических условий учителями школы были составлены развивающие учебные тексты для всех форм ментального опыта: когнитивного, понятийного, метакогнитивного и интенционального по содержанию своих предметных областей. Развивающие учебные тексты прошли совместное обсуждение с научным руководителем и рабочей группой, применены на практике при работе с учащимися 5 класса, а затем неоднократно представлялись на педагогических мероприятиях различного уровня (города и края).
Приведем примеры некоторых типов развивающих учебных текстов, разработанных учителем истории Е.А. Лебедевой, основанием которых является психодидактическая типология развивающих учебных текстов, предложенная авторами проекта МПИ (М.А. Холодной и Э.Г. Гельфман) [5, 6].
Таблица 3
Развивающие учебные тексты по истории
Тип учебного текста – освоение символики |
Составление карты. Цель: овладение учащимися исторической символикой как одним из способов кодирования информации, умением использовать знакомые исторические символы в практической деятельности. Задание: Составьте карту придуманного вами государства, используя известные знаки, а также придумайте даты событий и обозначьте их так, как это принято в исторической науке. Объясните получившуюся схему. Ученик в произвольной форме рисует карту придуманного им государства, наносит на нее объекты, используя специальные топографические значки. В легенде карты указывает события: битвы, название страны, городов и других объектов, также необходимо указать даты (год и век события) |
Тип учебного текста – лабораторная работа |
Изготовление макетов первобытных орудий труда и посуды. Цель: стимулировать предметную деятельность учащихся. А) Изготовить с помощью любого пластического материала, а также подручных средств и природного материала орудия труда первобытных людей; Б) С помощью пластилина или глины придумать различные способы изготовления посуды. Сначала учащиеся знакомятся с учебными текстами, в которых рассказывается о способах изготовления орудий труда и посуды. Затем им дается задание подумать, что из возможных материалов можно использовать для изготовления макетов первобытных орудий труда и посуды. На следующем уроке проводится лабораторная работа, на которой учащиеся предлагают свои способы решения задачи |
Тип учебного текста – моделирование |
Реформа братьев Гракхов. Цель: осваивать умения строить исторические модели. Развивать способность к концептуализации (мысленному конструированию теоретических представлений на основе абстрагирования связей по отношению к конкретному предметному содержанию). Класс можно разделить на две группы и раздать им карточки с названием их группы (Современники братьев Гракхов, Люди, живущие в наше время). Учащимся предлагается решить задачу улучшения положения крестьян с точки зрения тех людей, чья позиция досталась им в группе. После прочтения текста ученики создают «проекты» своих реформ. Затем презентуют их классу |
Тип учебного текста – прогноз в ситуации неопределенности |
«Что было бы, если бы…?» Цель: развивать умение учащихся решать задачи с недостающими, избыточными и противоречивыми данными, которые вынуждают учащихся мыслить в режиме «что будет, если…» Учащиеся читают текст «Миф о Парисе и яблоке раздора», после прочтения делают предположения о событиях, которые могли бы произойти. Предположениям могут помочь те части текста, в которых богини, участницы спора, предлагают Парису свои подарки |
Тип учебного текста – перенос понятия в новую ситуацию |
Игра «Машина времени». Цель: соотнести свой прошлый опыт с содержанием нового понятия, использовать известные методы для изучения новых объектов. Текст: «Нам удалось изобрести машину времени, и мы хотим проникнуть в древнейшее прошлое человечества, чтобы удостовериться, что мнение ученых по поводу того, что многие механизмы были изобретены в древние времена, – верно». Алгоритм выполнения задания: Детям раздаются карточки, на которых изображены различные изобретения. Они должны отложить те карточки, на которых изображены те предметы, которые были изобретены в Древнем мире, но активно используются в наше время. И соотнести их с современными предметами. Примечание: целесообразно в этой игре использовать этимологию слов и место происхождения изобретения |
Результаты исследования и их обсуждение
На итоговом этапе эксперимента нами проведено повторное обследование уровня готовности педагогов школы к внедрению «обогащающей модели» обучения в образовательный процесс школы, результаты представлены на рис. 2.
Рис. 2. Уровень готовности педагогов к внедрению «обогащающей модели» обучения в образовательный процесс школы (итоговый этап)
По результатам обследования видно, что большинство учителей научились разрабатывать развивающие учебные тексты по своему предметному содержанию и считают, что необходимо продолжать опыт внедрения «обогащающей модели» обучения. Сравнительные данные представлены в табл. 4.
Таблица 4
Сравнительные результаты эксперимента по внедрению «обогащающей модели» обучения в образовательный процесс школы
Показатели |
Уровни |
||
высокий |
средний |
низкий |
|
Результаты констатирующего этапа эксперимента |
|||
Имею представление об «обогащающей модели» обучения |
– |
13 |
2 |
Имею опыт внедрения «обогащающей модели» обучения в практику преподавания своего предмета |
– |
14 |
1 |
Знаю и умею разрабатывать развивающие учебные тексты по своему предметному содержанию |
– |
13 |
2 |
Хочу внедрить «обогащающую модель» в преподавание своих дисциплин |
8 |
4 |
3 |
Результаты итогового этапа эксперимента |
|||
Имею представление об «обогащающей модели» обучения и знаю о ее внедрении в образовательный процесс школы |
8 |
5 |
3 |
Знаю и умею разрабатывать развивающие учебные тексты по своему предметному содержанию |
7 |
6 |
2 |
Включаю разработанные учебные тексты в преподавание своей дисциплины |
7 |
6 |
2 |
Необходимо продолжать опыт внедрения «обогащающей модели» обучения в образовательный |
10 |
5 |
– |
Выводы
Из представленной таблицы видно, что уровень представлений учителей о внедрении «обогащающей модели» обучения в образовательный процесс школы значительно повысился.
Учителя научились составлять развивающие учебные тексты и апробировали их в практике преподавания своих учебных дисциплин. Большинство из них считают, что необходимо продолжать работу по внедрению «обогащающей модели» обучения в образовательный процесс школы. Кроме этого, педагоги отмечают, что у детей повысился не только интерес к изучению предметов, на которых используются развивающие учебные тексты, но и успеваемость по этим предметам.
Таким образом, предложенные нами педагогические условия способствовали процессу внедрения «обогащающей модели» обучения в образовательный процесс школы.
Библиографическая ссылка
Савельева Н.Н., Железнякова О.В., Лебедева Е.А. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВНЕДРЕНИЯ «ОБОГАЩАЮЩЕЙ МОДЕЛИ» ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ШКОЛЫ // Современные наукоемкие технологии. 2019. № 12-2. С. 371-376;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37888 (дата обращения: 07.05.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/snt.37888