Нормативные документы, регламентирующие государственную политику в области реализации инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) права на образование, рассматривают получение инвалидами полноценного профессионального образования как один из наиболее эффективных механизмов повышения их социального статуса и защищенности [1; 2].
Перспективы развития профессионального обучения инвалидов и лиц с ОВЗ прописаны в ряде нормативно-правовых актов [3], направленных на разрешение нормативно-правовых, кадровых, учебно-методических проблем подготовки инвалидов и лиц с ОВЗ к профессиональной деятельности:
В качестве важнейшей проблемы исследователи отмечают недостаточную сформированность у педагогических работников профессиональных образовательных организаций (ПОО) готовности (психологической, организационной, методической) к обучению лиц с ОВЗ и инвалидов [4–6].
Цель исследования: разработать и апробировать условия управления формированием профессиональной готовности преподавателя колледжа к обучению инвалидов и лиц с ОВЗ.
Задачи исследования:
1. Уточнить сущность профессиональной готовности преподавателя колледжа к обучению инвалидов и лиц с ОВЗ.
2. Разработать модель управления формированием профессиональной готовности преподавателя колледжа к обучению инвалидов и лиц с ОВЗ.
3. Выявить эффективность разработанной модели управления формированием профессиональной готовности преподавателя колледжа к обучению инвалидов и лиц с ОВЗ на основе ее опытно-экспериментальной апробации в Федеральном казенном профессиональном образовательном учреждении «Оренбургский государственный экономический колледж-интернат» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (ФКПОУ ОГЭКИ Минтруда России).
Материаы и методы исследования
Для проектирования модели управления формированием профессиональной готовности преподавателя колледжа к обучению инвалидов и лиц с ОВЗ и анализа предпосылок ее внедрения в ФКПОУ ОГЭКИ Минтруда России использованы метод «дерева целей» и методы стратегического анализа (PEST-анализ, SWOT-анализ). Для диагностики профессиональной готовности преподавателей колледжа к обучению инвалидов и лиц с ОВЗ использованы социологические методы: беседа, наблюдение, анкетирование.
В исследовании профессиональной готовности преподавателей колледжа к обучению инвалидов и лиц с ОВЗ приняли участие преподаватели ФКПОУ ОГЭКИ Минтруда России (47 человек).
Опираясь на исследования В.В. Хитрюк [7], О.В. Карынбаевой [8], мы выделили следующие критерии профессиональной готовность преподавателей к работе с инвалидами и лицами с ОВЗ:
– мотивационный (положительное отношение к обучающимся разных гетерогенных групп; интерес к профессиональной деятельности, связанной с их обучением и воспитанием; отношение к инклюзии как к позитивному социально-педагогическому явлению, ресурсу развития ребенка с инвалидностью или ОВЗ и общества в целом);
– когнитивный (знания об особенностях познавательной деятельности и личности «особых» детей и характере профессиональной инклюзивной деятельности);
– деятельностный (владение методами организации образовательного процесса в условиях инклюзии с учетом индивидуальных и возрастных особенностей развития детей с инвалидностью и ОВЗ и механизмами организации взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса).
Модель управления формированием профессиональной готовности преподавателя колледжа к обучению инвалидов и лиц с ОВЗ выполнена нами с использованием метода «дерева» целей (рисунок).
Результаты исследования и их обсуждение
ФКПОУ ОГЭКИ Минтруда России является профессиональной образовательной организацией, осуществляющей профессиональное обучение, профессиональную и медико-социальную реабилитацию и рациональное трудоустройство инвалидов и граждан с ОВЗ.
С учетом разработанной модели был проведен анализ существующей в ФКПОУ ОГЭКИ Минтруда России системы управления профессиональным ростом преподавателя колледжа.
PEST-анализ внешней среды колледжа выявил такие социальные угрозы, как недостаток в городе и регионе узких специалистов (сурдопереводчики, логопеды, дефектологи); риск оттока из сферы образования молодых специалистов из-за невысокого уровня заработной платы; высокую миграцию квалифицированных специалистов в другие регионы и др.
Метод SWOT-анализа позволил определить сильные и слабые стороны ПОО в достижении сформулированной стратегической цели.
Проведенный анализ свидетельствует о высокой значимости рисков, связанных с недостаточной готовностью преподавателей к инклюзивному профессиональному обучению студентов. Для определения уровней сформированности профессиональной готовности преподавателей колледжа к обучению инвалидов и лиц с ОВЗ была разработана анкета, содержащая вопросы по каждому критерию (мотивационному, когнитивному, деятельностному).
| СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ: создать условия для формирования профессиональной готовности преподавателя колледжа к обучению инвалидов и лиц с ОВЗ | |||||||||||||||
| 
 | |||||||||||||||
| Стратегические задачи | 1. Создать качественный мотивационный ресурс | 2. Создать качественный кадровый ресурс | 3. Создать качественную нормативно-правовую и организационную базу | 4. Создать информационно-методическое обеспечение | 5. Создать научно- и учебно-методическую базу | 6. Создать необходимую материально-техническую базу | 7. Создать финансово-экономический ресурс | ||||||||
| ↓ | ↓ | ↓ | ↓ | ↓ | ↓ | ↓ | |||||||||
| Функциональные задачи | 1. Уточнение критериев начисления стимулирующей части фонда оплаты труда. 2. Содействие в получении гранта на реализацию проекта по инклюзивному образованию. 3. Направление на стажировку, курсы повышения квалификации или переподготовки за счет средств ПОО. 4. Предоставление времени на методическую работу, оплата научно-методической литературы. 5. Предоставление возможности диссеминации опыта работы с инвалидами и лицами с ОВЗ через проблемные конференции, педагогические чтения, семинары. 6. Обеспечение гарантии защищенности статуса преподавателя в коллективе. | 1. Проведение процедуры периодической аттестации педагогических работников с целью оценки их компетентности в области обучения инвалидов и лиц с ОВЗ. 2. Разработка программы ПК преподавателей по вопросам применения электронных средств и инновационных технологий обучения инвалидов и лиц с ОВЗ. 3. Разработка плана стажировок преподавателей на предприятиях и в организациях с целью ознакомления с новейшими технологиями, оборудованием. 4. Обеспечение прохождения преподавателями курсов повышения квалификации в области реализации основных образовательных программ по профессиям, специальностям, относящимся к ТОП-50. 5. Привлечение и закрепление молодых сотрудников. | 1. Совершенствование локальных нормативных актов ПОО, соответствующих федеральным нормативным актам в области инклюзивного образования студентов. 2. Внедрение эффективных моделей социального партнёрства и сетевого взаимодействия с целью развития профессиональной инклюзии обучающихся с инвалидностью и ОВЗ и их трудоустройства. 3. Совершенствование деятельности по выполнению контрольных цифр приёма, профориентационной работы. 4. Развитие службы содействия трудоустройству выпускников с инвалидностью и ОВЗ. | 1. Развитие информационной среды ПОО. 2. Адаптация сайта ПОО для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ. 3. Мониторинг качества информирования педагогов, обучающихся, родителей, работодателей, о характере преобразований в ПОО через сайт. 4. Внедрение ИКТ с целью оптимизации обучения студентов с инвалидностью и ОВЗ. 5. Содействие привитию установок толерантного поведения и сознания через СМИ. 6. Создание блога для научно-методической поддержки преподавателей, обучающих инвалидов и лиц с ОВЗ. 7. Создание банка вариативных образовательных программ и учебно-методического обеспечения образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ и инвалидов в условиях внедрения ФГОС СПО. | 1. Оснащение профессий/специальностей необходимыми печатными и электронными изданиями профессиональной направленности. 2. Оснащение профессий/специальностей необходимым программным обеспечением для эффективной реализации образовательного процесса. 3. Совершенствование содержания, форм и методов учебной и производственных практик с учетом требований работодателей с целью обеспечения профессиональной мобильности и конкурентоспособности выпускника. 4. Создание электронных образовательных ресурсов для самостоятельной работы обучающихся. 5. Разработка и применение адаптированных ОПОП по реализуемым специальностям и профессиям для обучающихся с ОВЗ и инвалидов, а также индивидуальных учебных планов. | 1. Проведение комплекса мероприятий по созданию безбарьерной среды. 2. Модернизация материально-технических ресурсов, в том числе оснащение учебных аудиторий, лабораторий, учебно-производственных мастерских, кабинета лечебной физкультуры специализированным оборудованием для инвалидов различных нозологических групп (с поражением опорно-двигательного аппарата, слабослышащих, слабовидящих). 3. Обновление парка компьютерной техники, мультимедийного и телекоммуникационного оборудования). 4. Расширение парка оборудования для наружной рекламы, специализированного оборудования для доступности образовательно-реабилитационных услуг. | 1. Разработка бизнес-плана по реализации Программы развития ПОО. 2. Мониторинг расходования объема ассигнований федерального (регионального) бюджета на реализацию мероприятий Программы развития ПОО. 3. Мониторинг мероприятий ремонта здания, спортивной площадки, кабинетов; создания безбарьерной среды. | ||||||||
Модель управления формированием профессиональной готовности преподавателя колледжа к обучению инвалидов и лиц с ОВЗ
Таблица 1
Анализ внутренней среды ФКПОУ ОГЭКИ Минтруда России
| Сильные стороны | Слабые стороны | 
| – ведомственная принадлежность колледжа Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации; государственное социальное обеспечение студентов; – участие в реализации региональной программы «Доступная среда»; – разработка образовательных программ по специальностям, востребованным на региональном рынке труда (например, 43.02.14 «Гостиничное дело»); – 98 % преподавателей работают на постоянной основе; – сформированные связи с социальными партнерами в вопросах прохождения практики, разработки учебно-программной документации, прохождения стажировки преподавателями в организациях; – использование возможностей ИКТ (электронная библиотека «КГНИГАФОНД»; электронное обучение на платформе Moodle); – развитие научно-исследовательской деятельности и др. | – недостаточное владение преподавателями колледжа специальными профессиональными компетенциями в области планирования образовательной деятельности обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ с учетом нозологии, структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей, а также в области социального взаимодействия с данной категорией обучающихся; – невысокая ИКТ-компетентность педагогов; – недостаточность темпа обновления материально-технической базы (безбарьерная среда создана частично; не создана инфраструктура для внедрения новых специальностей; в нерабочем состоянии лифт; отсутствует компьютерный класс на 1 этаже для инвалидов-колясочников и детей с НОДА; – недостаточный библиотечный фонд по открытым и вновь вводимым специальностям по ТОП-50; – нехватка квалифицированных педагогических кадров по новым специальностям (в частности, 43.02.14 «Гостиничное дело»); – физически и морально устаревшее оборудование учебных лабораторий и мастерских, спортивного зала (для проведения ЛФК); – низкий уровень сотрудничества колледжа с другими учреждениями системы СПО и др. | 
В анкетировании приняли участие 47 респондентов, из них: 5 человек – работники администрации колледжа и 42 человека – преподаватели.
Результаты констатирующего эксперимента, представленные в табл. 3, свидетельствуют о том, что наиболее западающим критерием в структуре профессиональной готовности является мотивационный. Так, более 55 % преподавателей отметили свою неготовность работать с инвалидами и лицами с ОВЗ (как правило, связанную с чувством опасения, что дети с ОВЗ не освоят программный материал), незаинтересованность в повышении квалификации в области инклюзивного образования, в обращении за консультативной поддержкой к специалистам в области коррекционной педагогики, специальной и педагогической психологии.
Лучше обстоят дела с когнитивным критерием: большинство преподавателей понимают значение таких понятий, как: «инклюзивное образование», «специальные условия», «безбарьерная среда», «особые образовательные потребности», «реабилитация» и т.д. Значительное количество педагогов знают содержание нормативных документов, регулирующих процесс инклюзивного образования. В то же время пятая часть преподавателей плохо знают особенности детей с ОВЗ и характер профессиональной инклюзивной деятельности.
Большинство респондентов используют на практике особые дидактические материалы, специальное оборудование, методы и технологии обучения, а также специальные критерии оценивания достижений в процессе обучения лиц с ОВЗ и инвалидов. Однако 21,3 % испытуемых отметили трудности в использовании информационно-коммуникационных и здоровьесберегающих технологий при работе с лицами с ОВЗ и инвалидами, в составлении технологической карты современного урока, в разработке адаптированных рабочих программ и УМК к ним.
Таким образом, значительная часть педагогов не готовы к работе в условиях инклюзии ни профессионально, ни психологически. У них отсутствует профессиональная уверенность в эффективности обучения инвалидов и детей с ОВЗ в современных условиях профессионального образования, отмечается эмоциональная и мотивационная неготовность работать в условиях инклюзии.
С учетом результатов констатирующего эксперимента и выявленных особенностей внешней и внутренней среды ПОО спланирована деятельность по реализации модели управления формированием профессиональной готовности преподавателя колледжа к обучению инвалидов и лиц с ОВЗ на период с 2017 по 2020 г.
Промежуточные результаты, полученные в 2018 и 2019 гг., позволили сделать вывод об эффективности разработанной модели, так как по разным направлениям деятельности колледжа (качество предоставляемых образовательных услуг по основным профессиональным образовательным программам; качество предоставления комплексного сопровождения в условиях реализации индивидуальных программ реабилитации и абилитации; формирование общих компетенций личностного развития будущих специалистов; совершенствование доступной безбарьерной среды; оптимизация системы управления и др.) зафиксирована положительная динамика. Так, в табл. 2 представлены показатели, характеризующие изменения профессиональной компетентности персонала колледжа для обеспечения качественной подготовки квалифицированных специалистов.
Таблица 2
Показатели, характеризующие изменения профессиональной компетентности персонала ФКПОУ ОГЭКИ Минтруда России
| Показатели | 2017 г. | 2018 г. | 2019 г. | План на 2020 г. | 
| Доля специалистов отраслевых организаций, привлеченных к образовательному процессу от общего числа преподавателей, % | 10 | 12 | 14 | 16 | 
| Доля педагогических работников, имеющих квалификационную категорию, % | 62 | 76 | 78 | 80 | 
| Доля преподавателей профессиональных модулей, прошедших стажировку на отраслевых предприятиях, % | 92 | 95 | 98 | 100 | 
| Доля педагогических работников, получивших в течение последних трех лет дополнительное профессиональное образование (переподготовку, повышение квалификации), % | 80 | 96 | 98 | 100 | 
| Доля специалистов, обеспечивающих реабилитацию и абилитацию, прошедших обучение реабилитационным и абилитационным методикам, в общем числе таких специалистов, % | 13 | 32 | 50 | 70 | 
| Доля педагогических работников, прошедших переподготовку или повышение квалификации по вопросам образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, в общей численности педагогических работников, работающих с детьми с ОВЗ, % | 70 | 80 | 90 | 100 | 
| Доля работников, прошедших обучение (инструктирование) в области создания доступной безбарьерной среды, % | 25 | 40 | 62 | 80 | 
| Доля работников, удовлетворенных условиями труда, % | 50 | 60 | 70 | 80 | 
| Доля получателей образовательных услуг, положительно оценивающих доброжелательность и вежливость работников от общего числа опрошенных получателей образовательных услуг, % | 70 | 77 | 85 | 92 | 
| Доля получателей образовательных услуг, положительно оценивающих компетентность работников, от общего числа опрошенных получателей образовательных услуг, % | 70 | 77 | 85 | 92 | 
| Доля педагогических работников, участвующих в научно-практических конференциях, ведущих проектную, исследовательскую деятельность, % | 20 | 30 | 40 | 60 | 
| Количество преподавателей, прошедших обучение экспертов Национального чемпионата конкурса профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс», чел | - | 5 | 7 | 4 | 
| Доля молодых педагогических работников от общего числа педагогических работников, % | 20 | 30 | 40 | 60 | 
Заключение
Результаты проведенного в июне 2019 г. исследования профессиональной готовности преподавателей колледжа к обучению инвалидов и лиц с ОВЗ представлены в табл. 3.
Таблица 3
Динамика уровней сформированности критериев профессиональной готовности преподавателей колледжа к обучению инвалидов и лиц с ОВЗ
| № | Критерии | Уровни сформированности критериев, % | |||||
| Констатирующий эксперимент | Контрольный эксперимент | ||||||
| Низкий | Средний | Высокий | Низкий | Средний | Высокий | ||
| 1 | Мотивационный | 55,3 | 29,8 | 14,9 | 19,1 | 51,1 | 29,8 | 
| 2 | Когнитивный | 21,3 | 51,1 | 27,6 | 12,8 | 42,5 | 44,7 | 
| 3 | Деятельностный | 21,3 | 48,9 | 29,8 | 10,7 | 40,4 | 48,9 | 
Сравнительные данные результатов констатирующего и контрольного этапов, приведенные в табл. 3, свидетельствуют о положительной динамике критериев профессиональной готовности преподавателей колледжа к обучению инвалидов и лиц с ОВЗ, что выразилось в: принятии ценностей инклюзивного образования; положительном отношении к детям-инвалидам и лицам с ОВЗ, а также к возможностям инклюзивного образования; готовности сотрудничать со всеми участниками образовательных отношений; наличии знаний об индивидуальных особенностях и образовательных потребностях детей-инвалидов и лиц с ОВЗ; владении педагогическими технологиями и методами для обеспечения условий организации инклюзивного образования. Условиями формирования профессиональной готовности преподавателей колледжа к обучению инвалидов и лиц с ОВЗ выступают специально подготовленные ресурсы, соответствующие требованиям инклюзивного образования.
Библиографическая ссылка
Саитбаева Э.Р., Ермош Е.В. УПРАВЛЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КОЛЛЕДЖА К ОБУЧЕНИЮ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ // Современные наукоемкие технологии. 2019. № 8. С. 177-182;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37653 (дата обращения: 31.10.2025).




