Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ К СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙСТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Барцаева Е.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева»
В статье представлены организационные и содержательные аспекты работы по формированию готовности к социально-бытовой ориентации (СБО) детей старшего дошкольного возраста в дополнительном образовании. Подробно раскрыта реализация работы по формированию готовности к СБО старших дошкольников на базе Центра продленного дня при Мордовском государственном педагогическом университете имени М.Е. Евсевьева (МГПУ имени М.Е. Евсевьева): во-первых, включение детей в разнообразные формы дополнительного образования путем внедрения авторской программы кружка «Мы открываем мир, в котором живем!»; во-вторых, последовательное осуществление этапов формирования готовности к социально-бытовой ориентации детей старшего дошкольного возраста в дополнительном образовании – формирование интереса к социально-бытовой деятельности → активизация имеющихся социально-бытовых представлений → формирование социально-бытовых понятий, знаний и умений → включение в социально-бытовую деятельность; в-третьих, вовлечение старших дошкольников в процесс целенаправленного взаимодействия субъектов дополнительного образования. Представлен комплекс игр, игровых упражнений, заданий и др. по формированию готовности к СБО старших дошкольников, а также разработанный нами дидактический уголок СБО, включающий несколько предметно-ориентированных игровых уголков: «Кухня», «Ванная комната», «Азбука безопасности». Работа выполнена в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности Мордовского государственного педагогического университета имени М.Е. Евсевьева по теме «Научно-практические аспекты формирования готовности к социально-бытовой ориентации детей старшего дошкольного возраста в дополнительном образовании».
содержание работы
формирование
готовность к социально-бытовой ориентации
старшие дошкольники
дополнительное образование
1. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева, О.В. Акулова, Т.А. Березина, А.М. Вербенец, Т.С. Грядкина, В.А. Деркунская, Т.А. Ивченко, Н.О. Никонова, Л.К. Ничипоренко, В.А. Новицкая, З.А. Михайлова, М.Н. Полякова, Л.С. Римашевская, О.Н. Сомкова, Р.И. Яфизова. СПб.: Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. 352 с.
2. Образовательная программа дошкольного образования «Развитие» / Под ред. А.И. Булычевой. М.: НОУ «УЦ им. Л.А. Венгера «Развитие», 2016. 173 с.
3. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. 5-е изд., испр. и доп. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. 336 с.
4. Примерная региональная программа предшкольного образования / Авт.-сост. Н.В. Винокурова, С.И. Васенина, С.Л. Уланова. Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т, 2012. 113 с.
5. Bartsaeva E.V., Ryabova N.V. The results of experimental work on the formation of readiness for social and everyday orientation in older preschool children in additional education organizations // Revista Inclusiones. 2020. Vol. 7. Р. 205–217.
6. Рябова Н.В., Барцаева Е.В. Реализация педагогических условий формирования готовности к социально-бытовой ориентации старших дошкольников в организациях дополнительного образования // Гуманитарные науки и образование. 2020. Т. 11, № 3. С. 91‒96.
7. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Пространство детской реализации: проектная деятельность дошкольников (5–7 лет). М.: Мозаика-Синтез, 2020. 64 с.

В современной парадигме дошкольного образования подготовка старших дошкольников к самостоятельной жизни является одной из ключевых проблем, особое внимание уделяется вопросам ориентации в социуме, взаимодействия с предметами и явлениями окружающей действительности. Реализация данных процессов будет проходить успешно, если у дошкольников сформируется готовность к СБО как одно из свойств личности. Однако результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что исходный уровень сформированности готовности к СБО старших дошкольников является низким. Выявленный уровень подтверждает, что у детей не в полной мере сформированы личностные качества, элементарные представления и практико-ориентированные умения, составляющие основу готовности к СБО и позволяющие выполнять различные виды социально-бытовой деятельности.

В связи с этим возникла необходимость организации целенаправленной работы по формированию готовности к СБО старших дошкольников в дополнительном образовании: во-первых, включение их в разнообразные формы дополнительного образования путем внедрения разработанной программы кружка «Мы открываем мир, в котором живем!»; во-вторых, последовательное осуществление этапов формирования готовности к СБО старших дошкольников в дополнительном образовании; в-третьих, вовлечение детей в процесс целенаправленного взаимодействия субъектов дополнительного образования.

Материалы и методы исследования

На базе Центра продленного дня при МГПУ имени М.Е. Евсевьева проходил формирующий этап экспериментальной работы, включающий организационную и содержательную составляющие работы по формированию изучаемой готовности. В исследовании приняли участие 60 детей старшего дошкольного возраста. С учетом требований ФГОС ДО реализация программы экспериментальной работы на базе Центра продленного дня происходила в рамках непосредственно образовательной деятельности. С целью организации работы со старшими дошкольниками, направленной на формирование исследуемой готовности, нами привлекались воспитатели Центра продленного дня, которым давались подробные инструкции.

Результаты исследования и их обсуждение

Включение детей старшего дошкольного возраста в разнообразные формы дополнительного образования осуществлялось путем внедрения авторской программы кружка «Мы открываем мир, в котором живем!». С целью разработки ее содержания были проанализированы программы дошкольного образования, например «Детство» (Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева) [1], «Развитие» (под ред. А.И. Булычевой) [2], «От рождения до школы» (под ред Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой) [3]. Приоритетное значение имел анализ региональной программы предшкольного образования, разработанной педагогами Центра продленного дня [4]. Представленный в ней материал (преимущественно социально-бытовой направленности) позволял сосредоточить внимание на разнообразных процессах и явлениях быта, социума и др., что способствовало осмыслению и осознанию детьми значимости социально-бытовой деятельности.

Нами была спроектирована и реализована программа кружка «Мы открываем мир, в котором живем!» с ориентацией на региональную программу предшкольного образования Центра продленного дня, рассчитана на серию занятий (проходили один раз в неделю с продолжительностью 30 мин). Общий бюджет времени составил 30 ч [5]. Содержание программы было дифференцировано на три модуля («Личностно-ориентированный», «Познавательный», «Деятельностный»). Содержание программы было реализовано в детской деятельности, в частности в таких ее видах, как познавательно-исследовательская, игровая, самообслуживание, коммуникативная, элементарный бытовой труд и др., и таких формах организации, как занятие-игра, занятие-путешествие, занятие-сказка и др. Важное место в реализации программы отводилось играм. Так, в сюжетных, театрализованных и ролевых играх старшие дошкольники осуществляли необходимые игровые действия (в соответствии с сюжетом социально-бытовой направленности), апробировав на себе те или иные социальные роли. Для активизации и поддержания интереса и мотивации к социально-бытовой деятельности особое значение имела игра «Вкуснотеево», в которой детям предлагалось выбрать определенные блюда на завтрак, обед и ужин, необходимые овощи и фрукты для их приготовления и др. Активно использовались игры-эксперименты (например, «Как стучит сердце», «Что может мой рот?» и др.). Для формирования самостоятельности, ответственности и инициативности большое внимание уделялось организации сюжетно-ролевых игр (например, «Магазин», «Игрушки доктора», «Аптека», «Строительство дома», «Зоопарк», «Парикмахерская», «В библиотеке», «На городских дорогах», «Туристическое агентство», «Больница», «Семья», «День рождения», «Банк» и др.). С учетом возрастных характеристик интересующего нас возраста указанные игры являются приоритетными и способствуют развитию данных качеств. Особая роль отводилась процессу организации совместной с детьми деятельности по обогащению развивающей предметно-пространственной среды Центра продленного дня, стимулирующей их к самостоятельной работе. Например, уголок социально-бытовой ориентации пополнялся предметами-заместителями для сюжетно-ролевой игры «Магазин». Дошкольники лепили из слоеного теста «хлеб», «слойки», «бублики», для расширения ассортимента «магазина» приносили из дома конфетные коробки, бутылочки от шампуня, геля для душа, баночки из-под крема и др. Таким образом, у детей сформировалось умение самостоятельно планировать ход игровой деятельности, что расширило их жизненный опыт.

Проведенная работа по актуализации содержания региональной программы Центра продленного дня (материал социально-бытового характера) позволила нам сформировать у испытуемых, во-первых, интерес и мотивацию к совершению социально-бытовой деятельности; во-вторых, понимание ее роли в дальнейшей жизнедеятельности. Реализация разработанной нами программы кружка дала возможность старшим дошкольникам расширить, закрепить социально-бытовые знания и умения, а также приобрести практико-ориентированный опыт.

Далее наша работа была направлена на то, чтобы выстроить в образовательном процессе поэтапное формирование изучаемой готовности [6]. На первом этапе (формирование интереса к социально-бытовой деятельности) особое значение придавалось созданию атмосферы, способной заинтересовать ребенка, увлечь его, вызвать желание действовать самостоятельно. Важно указать, что в старшем дошкольном возрасте появляется не только интерес к миру взрослых, их деятельности, но и стремление быть похожим на них. На данном этапе решались следующие задачи: формирование позитивной Я-концепции (упражнения «Кем я хочу стать?», «Я могу», «Похвалилки», «Автопортрет», «Я в будущем» и др.); сплочение коллектива, создание комфортной психологической обстановки (упражнения «Комплименты», «Покажи героя из сказки», «Кто лучше слышит?», «Запомни свою позу», «Рука к руке»; игры «Что я чувствую?» и др.). С целью развития интереса и мотивации к труду применялись дидактические игры («Моя комната», «Стройка», «Город и село», «Домашнее хозяйство», «Растительный мир», «Рекламные агенты» и др.); сюжетно-ролевые игры («Автомастерская», «Полицейский», «Ветеринарная клиника», «Ателье мод», «Салон красоты» и др.). Эффективно использовались беседы и побудительные вопросы, задаваемые при рассматривании иллюстраций, рисунков, схем, просмотре мультимедийных презентаций, в сюрпризных моментах. В ходе режимных моментов воспитатели создавали проблемно-игровые и практические ситуации, побуждающие старших дошкольников применять имеющийся опыт, проявлять инициативу, активность для самостоятельного решения возникшей задачи, наблюдения, дежурства, когда детям давали поручения и следили за ходом их выполнения (например, предлагали убрать рабочее место после творческой работы, навести порядок в уголке природы и др.). Таким образом, реализация указанного этапа является фундаментом дальнейшей работы со старшими дошкольниками по формированию исследуемой готовности.

Активизация имеющихся у детей социально-бытовых представлений составляла содержание второго этапа формирования готовности к СБО. Он реализовывался путем повторения и обобщения необходимых сведений по различным темам занятий региональной программы Центра продленного дня и актуализации личного жизненного опыта детей старшего дошкольного возраста. С этой целью применялись такие приемы активизации, как прямая постановка вопроса для выявления исходных представлений испытуемых по определенной теме; беседа; акцентирование внимания детей на основных деталях изучаемого социально-бытового понятия; после изучения сказки К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха» детям предлагалось выделить отличительные и общие признаки насекомых и др.; анализ жизненных аналогий (в ходе изучения сказки «Муха-Цокотуха» старшим дошкольникам задавались вопросы: «Правильно ли поступила Муха, когда нашла денежку и купила самовар?», «А зачем Муха купила самовар?», «Нужную покупку сделала Муха?», «А что еще можно купить на рынке?», «Что ваша семья покупает на рынке?» и др.; решение задач («Брату 5 лет. А сестра на 2 года младше. Сколько лет сестре?» и др.) и ответы на вопросы («Сколько лет тебе?», «У тебя есть брат (сестра)?», «Сколько ему (ей) лет?», «На сколько лет ты старше (младше) брата (сестры)?»; решение проблемных ситуаций («Нужны ли насекомые природе и человеку?», «Пользу или вред они приносят?»; составление рассказа-описания (предлагалось описать какое-либо дикое или домашнее животное, птицу и др., дать характеристику героя сказки, рассказать о профессии «повар», «шофер», «портной» и др.); анализ предметов и объектов окружающей детей природной и социальной действительности; решение ситуаций жизненно-бытового характера; разыгрывание ролевых ситуаций («Маша пришла грустная в группу», «У Арсения хорошее настроение, ему вчера подарили любимую игрушку», «Максим упал и ушибся, он заплакал» и др.).

На занятиях кружка «Мы открываем мир, в котором живем!» большое внимание уделялось знаниям о природном и социальном мире, о семье и основных семейных ценностях, традициях, правилах поведения в различных ситуациях, в том числе безопасного поведения в быту, социуме, природе и др. Применялись индивидуальные и коллективные беседы с использованием наглядного материала (плакаты, рисунки, схемы, карточки, разрезные картинки и др.); игровые воображаемые ситуации (воображаемая экскурсия, фантастическое путешествие, сюжет, встреча с вымышленными героями и др.). Игровые моменты позволили совершенствовать способы моделирования окружающей детей социокультурной жизни, дали возможность освоить ту действительность, которая является для них недосягаемой. В играх старших дошкольников находили отражение наиболее значимые события, происходящие в обществе. Участники игры сопереживали, искренне радовались успехам героев, роли которых выполняли, совершенствовали свое воображение.

Особое значение для активизации деятельности детей имела развивающая предметно-пространственная среда Центра продленного дня. Она способствовала развитию интереса и потребностей детей, становлению у них специфических видов деятельности, творческих способностей, формированию личностных качеств и жизненного опыта. Включала в себя несколько зон: природы, ручного труда, спорта, развития конструкторских умений и навыков. Важным компонентом среды Центра продленного дня был разработанный нами дидактический уголок социально-бытовой ориентации, который активизировал социально-бытовую деятельность детей старшего дошкольного возраста. Данный уголок являлся ресурсом, обеспечивающим формирование изучаемой готовности, и был смоделирован с учетом зонирования развивающей предметно-пространственной среды центра, а именно: «Кухня», «Ванная комната», «Азбука безопасности». В предметно-ориентированных игровых уголках размещались дидактические пособия, наглядный и демонстрационный материал; изготовленные атрибуты и пособия для проведения занятий, схемы, дидактические игры, костюмы; располагался макет кухни, ванной комнаты и др. Следует отметить, что для систематизации представленных игр нами было разработано дидактическое пособие «Лэпбук», которое помогает организовать усвоение информации по изучаемой теме, сделав ее понятной и доступной каждому ребенку. «Лэпбук» представляет собой интерактивную книгу с подобранными заданиями социально-бытовой направленности, в том числе по темам, содержащимся в разработанной программе кружка: «Личная гигиена», «Цветок дружбы», «Уход за волосами» (мытье, прическа), «Модный салон», «Гигиена зрения и слуха», «Опасные ситуации», «Быт семьи», «Как смотреть телевизор» и др. Таким образом, активизация имеющихся социально-бытовых представлений у старших дошкольников является основой последующего сознательного усвоения ими знаний об окружающем природном и социальном мире, базовой характеристикой для развития личностных качеств, формирования социально-бытовых умений, необходимых в современных условиях жизнедеятельности.

На третьем этапе (формирование социально-бытовых понятий, знаний и умений) с учетом особенностей старших дошкольников основное внимание уделялось обучению воспринимать предметы социально-бытового назначения; первоначально осуществлялось знакомство с их предназначением, далее – с правилами применения в конкретных социально-бытовых процессах. С этой целью применялись следующие методические приемы: анализ, в ходе которого выделялись существенные признаки предметов; сравнение, позволяющее определить черты сходства и различия тех или иных признаков; классификация, обеспечивающая распределение предметов на классы по признакам, присущим предметам одного рода и отличающим их от предметов других родов; обобщение и систематизация, способствующие выделению принадлежности к какой-либо группе объектов и предметов. Например, при рассмотрении темы «Моя семья» первоначально осуществлялось знакомство детей с понятием «семья» («Семья – ячейка общества»), затем раскрывались его сущностные характеристики («Какие обязанности и права членов семьи вам известны?», «Какие праздники отмечаются в вашей семье?»), а далее отрабатывались трудовые операции (дошкольники рассказывали о своем поведении по отношению к членам семьи, обсуждали свое отношение к родителям, бабушкам, дедушкам и др.), приемы и действия (проигрывались различные ситуации: «Кирилл пошел вместе со своей семьей в магазин или в цирк», «Диана собирается в детский сад», «Лена собирается на прогулку в лес» и др.). В процессе работы дети озвучивали изучаемое понятие, выявляли его характеристики, основные особенности, анализировали их, формулировали выводы.

В ходе формирования понятий и знаний социально-бытовой направленности использовались различные проблемные ситуации и практико-ориентированные задачи. Активно использовались различные виды заданий и упражнений игрового характера, например задания, направленные на подключение предметного (социально-бытового) опыта старших дошкольников. В работе рассматривались только те объекты и предметы, которые хорошо знакомы детям и часто встречаются в повседневной жизни: было важно выделить в них основные характерные признаки.

Ряд заданий был направлен на выделение важнейших признаков какого-либо понятия. В первом задании детям необходимо было назвать предмет и охарактеризовать его признаки («Расскажи, как правильно пользоваться данным предметом?» (например, пылесосом); «Как ты считаешь, без каких самых главных частей он не сможет работать?»; «Кто участвовал в его создании?»; «Подумай и скажи, чем пользовались люди, когда его еще не было?»; «Что будет, если этот предмет исчезнет из нашей жизни?» и др. Во втором задании нужно было пояснить, без чего не может обойтись тот или иной социально-бытовой предмет, объект, явление или событие (сад – растения, собака, садовник, земля, забор; лес – деревья, животные, солнце, растения, воздух, грибы; река – вода, берег, рыба, тина, рыболов; город – здание, автомобиль, велосипед, толпа, улица и др.). В третьем задании нужно было назвать, например, изображенных на картинках птиц и их отличительные признаки.

Серия заданий была связана с формированием умения устанавливать различные отношения и взаимовлияния между различными понятиями и направлена на понимание детьми взаимосвязи и взаимообусловленности не только объектов окружающего нас мира, но и понятий, которые отражают эти объекты, находясь при этом в определенных соотношениях. В первом задании необходимо было назвать возможные последствия событий («Если положить лед на ладонь, то…»; «Если человеку сказать плохое слово, то…»; «Если не слушаться взрослых, то…»; «Если мусорить и не убираться, то…»; «Если не чистить зубы, то…» и др.). Во втором задании предлагалось посмотреть на картинку, назвать предмет и рассказать о его значении в жизнедеятельности человека («Кому нужна вода?»; «Как человек ее использует?»; «Где в природе встречается вода?»; «Где еще она находится?» и др.). В третьем задании требовалось установить последовательность событий («Вымыл овощи», «Вытер полотенцем», «Пошел дождь», «Набежали тучи», «Выглянуло солнце», «Появилась радуга»; «Наступила осень», «Прошло жаркое лето», «Птицы улетают на юг»; «Темная туча закрыла солнце», «Грянул гром» и др.). Нами также были предложены задания, в которых нужно подобрать обобщающее понятие для группы однородных предметов; назвать лишнее слово в каждой группе слов, обосновав свой выбор, и др. Некоторые задания были связаны с формированием умения давать определение понятиям; подбирать родственные слова (например, к словам «дом», «мороз», «сад», «лес», «гриб») и др. Итак, при формировании понятий и знаний социально-бытового характера детей старшего дошкольного возраста учили описывать различные предметы и явления и выделять их основные признаки, что, в свою очередь, содействовало включению новых социально-бытовых понятий в имеющуюся систему знаний и представлений, обогащению словарного запаса лексикой преимущественно социально-бытового характера, а также конкретизации «социального» и «бытового» опыта.

На данном этапе было важно научить детей использованию новых знаний при решении задач (практико-ориентированных), установлению взаимосвязи между усвоенными знаниями и практическими действиями; выполнению ориентировочной основы деятельности. С этой целью старшие дошкольники овладевали умениями, во-первых, анализировать объект предстоящей работы; во-вторых, планировать ход ее выполнения; в-третьих, реализовывать действия, позволяющие совершать социально-бытовую деятельность, осуществляя при этом операции по контролю и корректировке. Алгоритм обучения можно представить следующим образом: выделение цели предстоящей деятельности → анализ условия задания → установление последовательности выполняемых действий и операций → выбор средств и оптимальных путей достижения поставленной цели → выполнение запрограммированных действий и операций → контроль собственной деятельности → оценка полученных результатов. Например, при знакомстве с правилами столового этикета детей учили сервировать стол к обеду, давая при этом поручения: «Сначала накрываем стол чистой скатертью, далее в центре стола ставим салфетницу с бумажными салфетками, рядом с ней – хлебницу с хлебом… Затем расставляем тарелки по количеству обедающих, справа от тарелок раскладываем ножи…» и др. Отметим, что, когда одни дети сервировали стол к обеду, другие наблюдали за этим со стороны, обращая внимание на недостатки, указывая на ошибки, задавая вопросы («Для чего необходимо ставить бумажные салфетки?», «Как правильно расположить нож?» и др.).

Большое внимание уделялось формированию таких умений, как поиск трудностей в решении поставленной задачи, формулировка вопросов, проведение наблюдений, элементарное экспериментирование, констатация выводов. С этой целью использовалось несколько видов заданий: задания, связанные с развитием умения задавать вопросы («Что такое пылесос?», «Какой он формы, цвета и размера?», «Из чего он состоит?» и др.); задание «Продолжи рассказ» («Как вы думаете, что такое здоровье?», «Кто хочет быть здоровым?» и др.); задание «Найди вероятную причину того или иного события» («Деревья пожелтели», «Промокли сапоги», «Оторвалась пуговица» и др.); задание «Для чего это нужно?» («Расскажи, какие действия и операции можно выполнять и др.); задания-рассуждения («Огонь – наш друг, огонь – наш враг», «Какие предметы могут быть источником опасности?» и др.); игровые ситуации («Как Ирина помогла маме», «Не забывай волшебные слова», «Как Игорь и Миша делились своими игрушками», «Как Лиза и Аня помирились», «Как Марина помогает найти потерянную вещь» и др.); игры с элементами соревнования («Поздравим Лену с днем рождения», «Собери куклу на прогулку», «Покажем Саше, как принимать гостей», «Оденься быстро и правильно» и др.); дидактические игры («Узнай музыку по характеру», «Узнай по запаху», «Угадай настроение» и др.); сюжетно-ролевые игры; рассматривание обучающих плакатов и иллюстраций; просмотр презентаций («Зачем нужны правила безопасности», «Опасные ситуации в природе» и др.).

Итак, в ходе указанного этапа участники эксперимента обучались применению полученных ранее знаний, а также приобретенных умений в решении поставленных перед ними практико-ориентированных задач, нахождению взаимосвязей между теоретическими и практическими аспектами деятельности.

На четвертом этапе осуществлялось активное включение старших дошкольников в социально-бытовую деятельность. Особый акцент делался на использовании в работе с детьми методов моделирования и решения воображаемых ситуаций. Широко применялись социальные пробы, например в семье – помощь взрослому в быту (убрать со стола посуду, вымыть чайную посуду и др.); в социуме – различные акции по безопасности жизнедеятельности и экологическому воспитанию («Чистый двор», «Безопасная дорога», «Книжка заболела», «Покормим птиц зимой», «Братья наши меньшие», «Птичья столовая» и др.); изготовление открыток («Подарок другу», «Открытка для ветерана», «Для любимой мамочки», «День Победы», «Доброе сердце», «Добрые дела») и др. Важная роль отводилась социальным проектам, обеспечивающим включение детей старшего дошкольного возраста в социально-бытовую деятельность [7]. Они с увлечением участвовали в таких проектах, как «Я – человек», «Я – член семьи», «Я – друг», «Я – житель города Саранска» и др.

Таким образом, формирование готовности осуществлялось воспитателями в нескольких направлениях деятельности: в первую очередь в рамках непосредственно образовательной деятельности, далее этот процесс реализовывался в ходе режимных моментов (в самостоятельной деятельности дошкольников, совместной деятельности взрослых и детей), а также посредством разработанной нами программы кружка. Данная работа проводилась поэтапно. Реализация указанных этапов формирования готовности способствовала расширению социально-бытовых знаний старших дошкольников, формированию у них умений и овладению опытом практико-ориентированной деятельности; осознанию значимости их применения для себя и общества.

Также центральным звеном работы являлось вовлечение детей в процесс целенаправленного взаимодействия субъектов дополнительного образования: это директор Центра продленного дня, воспитатели, педагоги по направлениям своей деятельности (английский язык, информатика, музыка, физическая культура), специалисты (учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог), родители [6]. Ввзаимодействие реализовывалось в ходе осуществления каждого этапа формирования изучаемой готовности: на групповых и фронтальных занятиях, проводимых воспитателями групп, индивидуальных – со специалистами, в режимных моментах, на игровых, спортивных и музыкальных занятиях, воспитательных мероприятиях, в кружковой работе по разработанной программе, а также в совместной деятельности с родителями. В процессе взаимодействия субъектов дополнительного образования с целью формирования у старших дошкольников рассматриваемой готовности осуществлялись следующие направления работы: совместное изучение содержания региональной программы предшкольного образования и составление единого плана деятельности, совместная организация и проведение различных мероприятий (занятий, праздников, развлечений и др.); совместная работа с семьями детей. Взаимодействие происходило в таких системах, как «педагог – воспитатель», «педагог – специалист», «педагог – родитель», «педагог – ребенок», «специалист – родитель», «специалист – воспитатель», «специалист – ребенок», «воспитатель – ребенок», «родитель – ребенок». С целью формирования ценностных ориентаций у старших дошкольников было реализовано взаимодействие в системах «педагог – ребенок», «специалист – ребенок», «воспитатель – ребенок». Были проведены совместные этические беседы, которые начинались с формулировки нравственных принципов поведения; для наглядной иллюстрации привлекался конкретный материал из обыденных историй жизни испытуемых. Дети старшего дошкольного возраста приобрели знания об основных морально-ценностных нормах и правилах поведения в социуме, о важнейших нравственных качествах и др. С целью повышения психолого-педагогической культуры родителей в вопросах формирования готовности к СБО было организовано взаимодействие в системах «педагог – родитель», «специалист – родитель». Так, были проведены консультации «Безопасное поведение ребенка на улице», «Безопасное поведение ребенка дома» и др. В ходе данных консультаций внимание родителей акцентировалось на самых опасных для ребенка предметах в доме, опасностях, связанных с угрозой жизни, на даче или в деревне, при купании в водоеме и др.

Взаимодействие в системе «родитель – ребенок» производилось посредством организации совместных выставок детских фотографий («Как я помогаю маме и папе», «Помощницы бабушки», «Помощники дедушки» и др.) и рисунков («Безопасность дома», «Царство Мойдодыра», «Здоровый образ жизни» и др.), а также коллективных работ воспитанников и родителей («Семейный досуг», «Рисуем всей семьей» и др.). Взаимодействие в таких системах, как «педагог – воспитатель», «педагог – специалист», «специалист – воспитатель», проявлялось в совместном выборе темы, разработке содержания занятий социально-бытовой направленности; определении этапности и последовательности педагогически обоснованных действий при решении педагогических задач; совместном обсуждении и составлении планов фронтальных, групповых и индивидуальных занятий по формированию готовности к СБО и др. (например, педагоги, воспитатели, специалисты проводили совместные сюжетно-ролевые игры социально-бытового характера, создавая первоначальный замысел, как средство формирования готовности к СБО; обговаривали темы игр, намечали сюжеты, определяли роли и игровые атрибуты, необходимые средства и методы). Каждый педагог не только преследовал общую цель, но и реализовывал специфику своей деятельности, акцентируя внимание на познавательном, личностном, речевом развитии детей. Успешное формирование готовности к СБО старших дошкольников возможно только при наличии, во-первых, тесной взаимосвязи и преемственности в работе всех педагогических работников; во-вторых, единства требований, предъявляемых ими к детям.

Итак, значимым условием эффективного формирования готовности к СБО старших дошкольников в дополнительном образовании является целенаправленное взаимодействие субъектов дополнительного образования, организованное через включение ребенка в диалог со специалистами; важно вовлекать в данное взаимодействие и родителей, выступающих главными помощниками воспитателей, педагогов и специалистов, работающих в центре.

Заключение

Таким образом, реализация вышеуказанного содержания работы по формированию готовности к СБО обеспечила расширение, обогащение представлениями, знаниями, умениями социально-бытовой направленности. Вовлечение детей в работу кружка «Мы открываем мир, в котором живем!» способствовало формированию интереса к социально-бытовой деятельности, мотивированному включению в реализацию действий и операций, соответствующих различным ее видам, а также познанию социально-бытовой среды, что послужило основой становления и развития социально-бытовой деятельности. В процессе формирования готовности важно соблюдение этапности (подробная характеристика этапов представлена выше). Показало свою эффективность применение индивидуальных, групповых и фронтальных форм работы, различных методов (сюжетно-ролевые, дидактические, режиссерские игры и др.) и средств (презентации, плакаты, игрушки и др.). Значимой составляющей процесса формирования готовности явилось вовлечение детей во взаимодействие с командой педагогов, обеспечивающих формирование знаний и умений социально-бытовой направленности, включение дошкольников в ролевое поведение, соответствующее выполнению той или иной социально-бытовой деятельности. В целом внедрение описанных в статье материалов в практику работы Центра продленного дня благоприятно воздействовало на формирование готовности к СБО, что дало старшему дошкольнику возможность быть самостоятельным, решительным, инициативным и в дальнейшем успешно социализироваться в обществе.


Библиографическая ссылка

Барцаева Е.В. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ К СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙСТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2023. – № 6. – С. 89-96;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39636 (дата обращения: 19.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674