Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЕЙ РЕГУЛЯТОРОМ НЕЦЕЛОГО ПОРЯДКА

Авсиевич А.В. 1 Авсиевич В.В. 1 Буштрук Т.Н. 1 Ульянов А.Д. 2 Буштрук А.А. 3
1 ФГБОУ ВО «Самарский государственный университет путей сообщения»
2 ФГБОУ ВО «Братский государственный университет»
3 Российский федеральный ядерный центр – Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики
Работа посвящена повышению качества работы электростанции, оснащенной системой автоматического управления СУДМ.03 для работы на газомоторном топливе, путем замены ПИД-регулятора на дробный ПИД-регулятор с целью улучшения качественных характеристик частоты вращения коленчатого вала, непосредственно влияющих на качество вырабатываемой электроэнергии. Проведены исследования на базе лабораторной установки электростанции с двигателем Д-242, переоборудованным под работу на газомоторном топливе. Построена имитационная модель лабораторной установки для определения оптимальных настроек исследуемых в работе ПИД-регуляторов с целыми и дробными показателями. Результаты лабораторных испытаний показали преимущество дробного ПИД-регулятора по качественным показателям переходного процесса – быстродействию и точности управления – по сравнению с применяемым классическим регулятором, что является результатом снижения взаимосвязи между забросом частоты и скоростью переходного процесса. Таким образом, применение алгоритма дробного ПИД-управления обеспечивает экономию топлива. В условиях одинаковой эксплуатации при использовании ПИД-регулятора расход топлива составил 0,0057 м3/ч, а при применении дробного ПИД-регулятора расход составил 0,0053 м3/ч. Экономия топлива составила при применении дробного ПИД-регулятора 7,02%, при этом наблюдалось улучшение качества работы двигателя. Данный метод управления возможно распространить на электростанции разной мощности с дополнительным исследованием настроечных параметров дробного ПИД-регулятора.
регулятор нецелого порядка
электростанция
автоматическая система управления
двигатель Д242
электронная система управления
частота вращения коленчатого вала
экономия топлива
1. Марков В.А., Девянин С.Н., Семенов В.Г., Шахов А.В., Багров В.В. Использование растительных масел и топлив на их основе в дизельных двигателях. М.: ООО НИЦ «Инженер» (Союз НИО), ООО «Онико-М», 2011. 536 с.
2. Хохлова Е.А., Хохлов А.А., Гузяев А.А. Эффективность использования рыжикового масла в качестве компонента смесевого дизельного топлива // Эксплуатация автотракторной техники: опыт, проблемы, инновации, перспективы: сборник статей II Международной научно-практической конференции (Пенза, 22–23 октября 2015 г.). Пенза: Пензенская государственная сельскохозяйственная академия, 2015. С. 141-145.
3. Носырев Д.Я., Муратов А.В., Курманова Л.С., Петухов С.А. Оценка экономичности тягового автономного подвижного состава при использовании природного газа в качестве моторного топлива // Вестник транспорта Поволжья. 2017. № 2 (62). С. 34–38.
4. Марков В.А., Фурман В.В., Иванов В.А., Черезов И.А. Системы топливоподачи для газодизельных и газовых двигателей // Грузовик. 2013. № 4. С. 38–45.
5. Кулешов А.А., Марков В.А., Фурман В.В., Плахов С.В. Исследование влияния запальной дозы дизельного топлива на работу тепловозного газодизеля // Проблемы безопасности на транспорте: материалы ХII Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 160-летию Бел. ж. д. (Гомель, 24–25 ноября 2022 г.). Гомель: БелГУТ, 2022. С. 260-261.
6. Фурман В.В. Улучшение эксплуатационно-технических характеристик дизель-генераторов тепловозов путем создания и совершенствования систем электронного управления: автореферат дис. … канд. техн. наук. Москва, 2016. 34 с.
7. Жмудь В.А., Заворин А.Н. Дробно-степенные ПИД-регуляторы и пути их упрощения с повышением эффективности управления // Автоматика и программная инженерия. 2013. № 1 (3). С. 30–36
8. Авсиевич А.В., Авсиевич В.В. Алгоритмы дробного ПИД – управления в транспортных установках на газомоторном топливе // Наука и образование транспорту. 2019. № S1. С. 2-7.
9. Ivo Petras, Lubomir Dorcak, Imrich Kostial. Control quality enhancement by fractional order controllers // Acta Montanistica Slovaca. 1998. Rocnik 3. P. 143–148.
10. Avsievich A., Avsievich V., Ivaschenko A., Shcherbakov M. Fractional Regulating Implementation in Digital Control Systems // Cyber-Physical Systems and Control II. 2023. P. 293–303. DOI: 10.1007/978-3-031-20875-1_27.
11. Авсиевич А.В. Рекуррентные алгоритмы вычисления управляющего воздействия ПИД-регулятора вещественного порядка // Мехатроника, автоматизация и управление на транспорте: материалы III Всероссийской научно-практической конференции (Самара, 26–27 января 2021 г.). Самара: Самарский государственный университет путей сообщения, 2021. С. 7-12.
12. Авсиевич А.В., Авсиевич В.В. Алгоритмы дробного ПИД – управления в транспортных установках на газомоторном топливе // Наука и образование транспорту. 2019. № S1. С. 2-7.
13. Клюев А.С. Колесников А.А. Оптимизация автоматических систем управления по быстродействию. М.: Энергоиздат, 1982. 240 с.

Хотя в настоящее время перебои подачи централизованного электричества в городах и поселениях становятся редкостью, но необходимость в мини-электростанциях мощностью 10-20 кВт остается насущной и на сегодняшний день, в частности для постоянного и резервного электроснабжения медицинских и учебных учреждений, промышленных объектов и др. Большинство мини-электростанций работают на дизельном топливе с использованием наиболее распространенных в нашей стране двигателей минского машиностроительного завода Д-242, Д-243 и Д-245.

Одним из путей снижения расходов при эксплуатации мини-электростанций является замена используемого топлива на аналог, имеющий более низкую ценовую категорию. Таким топливом в нашей стране являются растительные масла [1; 2] и природный газ [3], использование которых, кроме экономии средств предприятий, позволит улучшить экологию окружающей среды путем сокращения вредных выбросов в атмосферу в процессе выработки электроэнергии. В настоящее время на рынке предлагается целый ряд систем автоматического управления (САУ), позволяющих перейти с дизельного топлива на газодизельное. Так, для линейки двигателей Д-242, Д-243, Д-245 компанией ООО «ППП Дизельавтоматика» (г. Саратов) разработана САУ СУДМ.03, которая может эксплуатироваться как в чисто дизельном режиме, так и в смешанном – газодизельном [4-6].

Вторым способом снижения расходов при эксплуатации мини-электростанций является модернизация системы автоматического управления частотой вращения двигателя (ЧВ). Параметры частоты вращения коленчатого вала двигателя энергетических установок регулируются ГОСТ 55231-2012, в котором регламентирован класс точности системы автоматического регулирования ЧВ коленчатого вала. Применение газомоторного топлива также повышает экологичность двигателя внутреннего сгорания в соответствии с экологическими нормами стандарта «Евро» ГОСТ 41.49-2003.

Для автоматического регулирования частоты вращения коленчатого вала до настоящего времени в основном применяются ПИД-регуляторы, основным конструктивным недостатком которых является жесткая взаимосвязь между временем переходного процесса и перерегулированием при смене нагрузочно-скоростного режима, что приводит к ухудшению точности регулирования при увеличении быстродействия САУ. Для решения данной проблемы предлагается применять дробный ПИД-регулятор [7-9], основанный на рекуррентных алгоритмах дробного интегрирования и дифференцирования [10-12].

Целью данной работы является модернизация САУ СУДМ.03 путем замены алгоритма ПИД-регулятора на дробный ПИД-регулятор, проведенная на базе лабораторной энергетической установки с двигателем Д-242, и настройки его оптимальной работы с помощью известных методов [13-15]. Проведенные исследования показали, что применение дробного ПИД-регулятора позволяет решить проблему взаимозависимости времени переходного процесса и заброса частоты.

Материалы и методы исследования

Исследования проводились на базе межотраслевой лаборатории «Газомоторное и водородное топливо» Самарского государственного университета путей сообщения. Дизельный электрогенератор на базе двигателя Д-242 был оборудован системой автоматического управления СУДМ.03, которая даёт возможность использовать газомоторное топливо (рис. 1).

На базе газодизельной установки был проведен ряд испытаний с целью определения зависимости частоты вращения коленчатого вала (выход) от мгновенного расхода топлива (вход), при этом все остальные настройки двигателя и генератора во время испытаний полагались неизменными. Регистрация переходных процессов двигателя производилась на всем диапазоне от начальной частоты вращения 700 об./мин. до конечной частоты вращения 1000 об./мин. на уставках частоты вращения коленчатого вала, рекомендованных специалистами лаборатории «Газомоторное и водородное топливо», а именно 770, 794, 843, 868, 893, 917, 942, 966 об./мин. Для указанных значений уставок фиксировались частота вращения коленчатого вала и расход горючей смеси.

missing image file

Рис. 1. Подача газа в газодизельную установку на базе двигателя Д-242

Полученные результаты исследования экспериментальных данных не противоречат теории и практике работы двигателя внутреннего сгорания. Статистическая обработка полученных экспериментальных данных по частоте вращения коленчатого вала позволяет сделать следующие выводы:

1) отклонение от заданной частоты оборотов двигателя составляет 0,08% на приведенных выше уставках двигателя;

2) с увеличением числа оборотов с 770 до 966 об./мин. величина дисперсии уменьшается на 88%, величина среднеквадратичного отклонения уменьшается на 67%.

Можно отметить, что расход топлива снижается с каждым повышением числа оборотов двигателя, причем средний расход топлива на высоких оборотах на 16% меньше расхода топлива при оборотах на холостом ходу. Колебание топливной рейки при изменении частоты оборотов от минимальных до максимальных снижается на 63%. Также в результате обработки данных выявлено, что отклонение частоты оборотов коленчатого вала двигателя и расхода топлива подчиняется нормальному закону распределения.

Математическая модель лабораторной установки в виде передаточной функции для разных частот по экспериментальным данным была построена в пакете System Identification ПО Matlab. Предварительно для уверенной идентификации было проведено сглаживание данных алгоритмом скользящего среднего, так как экспериментальные данные обладают большими шумами. Переходная функция электрогенератора для частоты 868 об./мин. имеет вид:

missing image file

Она была найдена с использованием функции tfest пакета Matlab на заданной временной области и дает погрешность в 30,11% в сравнении с реальными данными. Согласно критерию Акаике ошибка составляет FPE = 0,1453, а средняя квадратичная оценка MSE = 0,1452, что является хорошим результатом при наличии шума в исходных данных. Переходная характеристика модели приведена на рисунке 2.

Для определения оптимальных настроек дробного ПИД-регулятора разработана модель газодизельной установки в пакете Simulink ПО Matlab (рис. 3) на основе передаточной функции (1). Уникальность модели газодизельной установки заключается в одновременном проведении моделирования двух процессов с ПИД-регулятором и дробным ПИД-регулятором, что позволяет контролировать процесс подбора настроечных параметров обоих регуляторов за счёт вычисления в модели следующих качественных показателей переходного процесса: выброс частоты вращения коленчатого вала над целевым значением (Δw, %), время управления (ty), время переходного процесса (tp), интегральная оценка качества (I0), статическая ошибка (Δε), установившееся значение переходного процесса (h(∞)). Величина η показывает, на сколько % интегральная оценка I0 дробного ПИД-регулятора лучше по сравнению с обычным.

missing image file

Рис. 2. Переходная характеристика модели двигателя электрогенератора

В ходе проведенных исследований на модели газодизельной установки получены переходные характеристики с оптимальными настройками дробного ПИД и ПИД-регуляторов, влияние показателей α и β дробного ПИД-регулятора на переходный процесс показано на рисунке 4. Значения качественных показателей, полученные в результате эксперимента, приведены в таблице 1. Анализ данных таблицы 1 показал, что дробный ПИД-регулятор эффективней ПИД-регулятора по большинству показателей качества, в особенности по интегральной оценке I0. При использовании дробного ПИД-регулятора время переходного процесса уменьшается на 33%, значение интегральной оценки качества уменьшается в среднем на 11,5%, заброс частоты уменьшается на 144% по сравнению с моделью с ПИД-регулятором. Указанные преимущества дробного ПИД-регулятора достигаются путем управления связью между забросом частоты и быстродействием с помощью параметров α и β.

missing image file

Рис. 3. Имитационная модель с дробным ПИД и ПИД-регуляторами

Таблица 1

Значения качественных показателей, полученные в результате эксперимента

параметры α= 0,9999 и β=0,5

 

Δw, %

h(∞)

tp, мc

Δε

I0

η, %

ПИД

5,6

700

310,9

0

4,5277e+6

5,2

Дробн. ПИД

5,2

770

307

0

4,2975 e+6

параметры α= 0,5и β=0,9999

 

Δw, %

h(∞)

tp, мc

Δε

I0

η, %

ПИД

5,6

770

310,9

0

4,5277e+6

5,6

Дробн. ПИД

1,4

770,7

169,3

0,7

4,2775e+6

а) missing image file

б) missing image file

Рис. 4. Влияние параметров α и β в дробном ПИД-регуляторе: а) α = 0,9999, β=0,5, б) α = 0,5, β=0,9999

Таблица 2

Результаты исследования

 

α

β

Δw, %

tp, c

Q, м3/ч

ПИД

2

0,01

0,005

8,3

2,46

0.0057

Дробн. ПИД

2

0,01

0,005

0,43

0,68

3,4

2,31

0.0053

Исследование, сопровождавшееся пятикратным повторением каждого эксперимента при одинаковых начальных условиях для обоих типов регуляторов, показало, что дробный ПИД-регулятор более экономичен по расходу топлива (табл. 2), экономия топлива при применении системы управления с дробным ПИД-регулятором составила 7,02% по сравнению с обычным ПИД-регулятором при остальных равных условиях.

Как следует из таблицы 2, экономия топлива достигается за счет уменьшения взаимосвязи между забросом частоты Δw и временем переходного процесса tp. Изучение дробного ПИД-регулятора на лабораторной установке показывает, что его применение обеспечивает 1 класс точности регулирования по частоте вращения в соответствии с ГОСТ 55231-2012.

Результаты исследования и их обсуждение

Проведенные исследования по применению дробного ПИД-регулятора, основанные на алгоритмах дробного ПИД-управления в цифровой системе автоматического управления электростанции на базе двигателя Д-242 в модельном виде, выявили, что в среднем заброс частоты вращения коленчатого вала над целевым значением уменьшился на 45,5%, снизились показатели времени переходного процесса и интегральной оценки качества на 33,3% и 6,8% соответственно.

В ходе эмпирических исследований выявлено, что расход топлива при использовании дробного ПИД-регулятора уменьшился в среднем на 7,02% относительно ПИД-регулятора в условиях повышения быстродействия и точности поддержания частоты вращения коленчатого вала.

Заключение

Исследование характеристик газодизельной модели САУ с дробным и обычным ПИД-регуляторами поддержания частоты вращения коленчатого вала газодизельной установки электростанции показало, что дробный ПИД-регулятор обладает большей эффективностью и может применяться для регулирования в энергетических установках.


Библиографическая ссылка

Авсиевич А.В., Авсиевич В.В., Буштрук Т.Н., Ульянов А.Д., Буштрук А.А. СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЕЙ РЕГУЛЯТОРОМ НЕЦЕЛОГО ПОРЯДКА // Современные наукоемкие технологии. – 2023. – № 6. – С. 14-19;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39625 (дата обращения: 19.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674