Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,021

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЭТИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ

Мамедова Л.В. 1 Кобазова Ю.В. 1
1 Технический институт (филиал) ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова»
Актуальные вопросы формирования и функционирования психологических механизмов, нравственных и ценностных ориентаций сегодня активно обсуждаются в зарубежной и отечественной психологической литературе. В настоящее время существуют две различные точки зрения на психологические основы нравственного функционирования: подходы, которые перечисляют качества моральной личности и компоненты моральной сферы. Актуальность исследования социально-психологических установок, интерактивной направленности личности, эмпатии, ценностных ориентаций, рефлексивности, общей эмоциональной направленности студентов психолого-педагогического направления обусловлена важностью формирования нравственных и этических ориентаций студентов, способствующих в дальнейшем успешной профессиональной деятельности. В статье анализируются основные проблемы формирования этической составляющей профессиональной деятельности в процессе обучения студентов. Рассматриваются наиболее эффективные методы усвоения и принятия студентами этических норм, влияющих на процесс реализации этических кодексов, правил в процессе профессиональной деятельности. Ставится проблема исследования развития этических норм и ценностей, принципов у студентов психолого-педагогического направления на кафедре педагогики и методики начального образования ТИ (ф) ФГАОУ ПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» г. Нерюнгри РС (Я). Материалы статьи представляют практическую ценность для преподавателей вузов, практических психологов, студентов психолого-педагогических специальностей, администрации общеобразовательных учреждений, специалистов ресурсных центров.
студенты психолого-педагогического направления
педагог-психолог
педагог
профессиональный этический кодекс
профессиональное сообщество
этическая дилемма
личностные компетенции студентов
профессиональные компетенции студентов
1. Korkut Y., Aktas A. Teaching Psychology Ethics in Turkey: The Evaluation of a Practical Study in Terms of Ethical Behavior, Moral Values and Adoption of Ethical Rules. Journal of Clinical Psychology Research. 2019. № 1–14. DOI: 10.5455/kpd.2602443816052019m000011.
2. Drumwright M., Prentice R., Biasucci C. Behavioral ethics and teaching ethical decision making. Decision Sciences Journal of Innovative Education. 2015. № 13 (3). DOI: 10.1111/dsji.12071.
3. Посохова С.Т. Современная психологическая диагностика: проблемы теории и этики // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. «Психология. Социология. Педагогика». 2010. № 3. С. 7–17.
4. Wolpe P.R. (2010). Teaching Ethics to Basic Scientists: Suggestions for Greater Curricular Clarity. The American Journal of Bioethics. 2018. № 2 (4). DOI: 10.1162/152651602320957646.
5. Духновский С.В. Диагностика межличностных отношений. СПб.: Речь, 2010. 358 с.

Западные исследователи (Драмрайт М., Прентис Р. и Биазуччи К.) объединяют множество факторов, которые могут побуждать людей принимать решения с серьезными этическими последствиями без должного рассмотрения фактов [1]. Этические проблемы, с которыми сталкиваются психологи сегодня, находятся в центре внимания зарубежного и отечественного психологического сообщества (Д.П. Кучер, Ф. Баньярд, К. Фланаган, Г.Д. Форд, А. Вержеш, Э. Томпсон, М. Фата, К.Э. Боднер. Г.Дж. Генслер, Д.Л. Браун, К.Д. Коган, С.У. Ханссон, Н. Форман, Р. Роулз, М.М. Лич, Э.Р. Велфель, Н.В. Клюева, А.Б. Армашова, А.В. Микляева, Е.К. Веселова, Т.И. Семенова).

Выделяют несколько уровней этических аспектов в деятельности практических психологов в процессе их профессиональной деятельности: нормативно-правовой, моральный и нравственный уровень самого психолога [2]. Предполагается, что в процессе формирования морального уровня студенты психолого-педагогического направления в своей практике и в дальнейшем в профессиональной деятельности будут ориентироваться на этический кодекс поведения психолога и педагога. В процессе формирования нравственного уровня у студентов создаются условия для развития личностной зрелости, формирования профессиональной позиции, мировоззрения и укрепления системы ценностей. Современные исследователи считают, что единственным контролером соблюдения этических норм может быть только совесть психолога. Совесть – внутренний регулятор, который определяет нравственные отношения психолога и играет роль верховного судьи его поступков [3].

Этический кодекс в международной и российской практике формируется на основе практического взаимодействия с клиентами и субъектами психологической помощи. Этические принципы и правила работы психолога формулируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает и при которых усилия психолога приносят реальную пользу.

В профессиональной деятельности специалисты психолого-педагогических специальностей функционируют на двух разных уровнях, с учетом степени вовлеченности в профессиональное взаимодействие: ролевой уровень вовлеченности, предполагающий этическое регулирование профессиональной деятельности, и личностный уровень, предполагающий более глубокий уровень вовлеченности в профессиональное взаимодействие и моральную готовность взаимодействовать на этом уровне. Работа специалистов психолого-педагогических специальностей в сфере образования эффективно осуществляется на ролевом уровне при хорошем знании и соблюдении профессиональных обязанностей. Консультирование, психокоррекция связанны с эмоциональными и личными проблемами клиента, поэтому требуют более глубокого личного участия в профессиональном взаимодействии и соответствуют личному уровню.

В процессе изучения актуальности включения эмоциональных и этических аспектов в процесс формирования профессиональной деятельности психолога западными исследователями (Дж.Т. Качиоппо, Дж. Десети, Дж. Десети, Дж. Коуэлл) выявлено, что эмоциональное проживание ситуации, практическая направленность усиливают процесс познания и формируют морально-этические принципы студентов. Студенты усваивают материал лучше всего, когда они эмоционально подключаются к предмету изучения, когда они находят смысл в практических заданиях, являются активными участниками образовательного процесса [4]. Ю. Коркут и А. Актас с помощью книги по этике преподавания, содержащей серию компакт-дисков и наглядных материалов, ученикам предлагали разыграть сценарии, представленные в классе. Позже, часто в небольших группах, они обсуждали кейсы, используя модель принятия решений. Этот метод использовался с целью помочь студентам интегрировать этическую теорию со своими эмоциями и лучше понять, как возникают этические конфликты [5].

В процессе преподавания профессиональной этики проблемно-ориентированное обучение предпочтительнее обычного обучения. Учебные программы, которые позволяют активно вовлекать студентов в процесс принятия этических решений, в отличие от более пассивных лекций, как правило, лучше всего поддерживают развитие этических суждений. Активизируя стратегии обучения, такие как групповые обсуждения, разбор случаев и саморефлексия, студенты учатся применять этические знания в реальных ситуациях. Студентам очень важно понимать роль эмоций в моральных суждениях. Даже хорошо обученные, чувствительные и зрелые психологи могут оказаться в рискованных ситуациях, столкнуться с непредсказуемыми и неясными дилеммами, недостаточным руководством и давлением лояльности (Г.И. Кучер, П. Кейт-Шпигель). Следовательно, важной целью обучения этике может быть изучение эмоционально-личностной сферы.

Эффективность развития морально-этических принципов и профессионального потенциала студентов психолого-педагогического направления зависит от создания условий для принятия ценностей и этических принципов в процессе обучения. Формирование у студентов общечеловеческих моральных и нравственных ценностей, морально-этических принципов требует новых форм обучения. Необходимо создавать условия в процессе обучения, при которых формируется гуманность, уважение к людям, навыки принятия решений, чуткость к эмоциональным сигналам, профессионализм, этические принципы.

Цель исследования: обоснование психолого-педагогических условий формирования этических, нравственных, ценностных и профессиональных ориентаций, способствующих в дальнейшем успешной профессиональной деятельности.

Гипотеза исследования

Формированию общей эмоциональной направленности личности, этических, социально-психологических установок, ценностных ориентаций, рефлексивности студентов способствуют практико-ориентированные стратегии обучения: создание практических и исследовательских проектов, участие в балинтовских группах, дебаты, супервизия, рефлексивные групповые обсуждения этических дилемм, саморефлексия, метод кейсов, разбор реальных историй, тренинговые методы, интерактивные и мультимедийные технологии, обеспечивают применение этических знаний в реальных ситуациях в профессиональной деятельности студентов.

Материалы и методы исследования

В ходе психолого-педагогического изучения социально-психологических установок, направленности личности, ценностных ориентаций, рефлексивности, общей эмоциональной направленности студентов психолого-педагогического направления использовались следующие методики: тест «Теоретические основы профессиональной этики в психолого-педагогической деятельности», «Диагностика социально-психологических установок личности» (О.Ф. Потемкиной), «Диагностика интерактивной направленности личности» (разработана Н.Е. Щурковой и модифицирована Н.П. Фетискиным), «Тест на эмпатические способности» (В.В. Бойко), опросник «Определение общей эмоциональной направленности» (Б.И. Додонов), «Опросник рефлексивности» (А.В. Карпов), методика «Шкала рефлексивности», методика «Шкала макиавеллизма личности, или Мак-шкала» (адаптирована В.В. Знаковым), опросник «Уровень сопереживания EQ») (разработан Simon Baron-Cohen, Sally Wheelwright, адаптирован В. Косоноговым). План исследования сформированности этических норм и правил студентов психолого-педагогических специальностей, педагогов-психологов включал три этапа. На первом этапе (2017–2018 гг.) изучалась психолого-педагогическая литература, анализировались результаты существующих научных исследований по проблеме. На втором этапе (2018–2019 гг.) разработана диагностическая программа, которая позволяет дать объективную оценку личностной направленности студентов, проведено эмпирическое исследование, в ходе которого были изучены социально-психологические установки студентов, направленность их личности, сформированность ценностных ориентаций, общей эмоциональной направленности. Результатом этого этапа стала первичная обработка собранных данных. Реализованы программы дисциплин «Профессиональная этика в педагогической деятельности», «Психолого-педагогические основы педагогической деятельности», фундаментальные курсы повышения квалификации. Третий этап (2019–2020 гг.) – описание и анализ собранных данных, определены значимые взаимосвязи между факторами сформированности социально-психологических установок студентов, сформированность ценностных ориентаций, общей эмоциональной и личностной направленности и изучением дисциплин «Профессиональная этика в педагогической деятельности», «Психолого-педагогические основы педагогической деятельности» с целью формирования и активизации профессионально значимых этических норм и правил у студентов.

Результаты исследования и их обсуждение

В ТИ (ф) ФГАОУ ПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» (г. Нерюнгри РС (Я)) в процессе обучения студентов психолого-педагогического направления реализуются учебные дисциплины «Б1.О.22.04 Профессиональная этика в педагогической деятельности» и «Б1.Б.14 Психолого-педагогические основы педагогической деятельности». Также кафедрой ПиМНО с 2017 по 2020 г. проведены курсы повышения квалификации по теме «Метафорические ассоциативные карты в психолого-педагогическом сопровождении детей и подростков», «Трансформационные и психологические игры в консультационной и терапевтической работе психолога».

В рамках проектировочного эксперимента с 2017 по 2020 учебный год обучение по этим дисциплинам прошли 117 человек, из них 60 студентов кафедры ПиМНО, 10 студентов кафедры филологии, профиль обучения «Отечественная филология», 47 педагогов-психологов Нерюнгринского района, прошедших повышение квалификации на базе ТИ (ф) «СВФУ им. М.К. Аммосова» в г. Нерюнгри. Возраст респондентов от 17 до 58 лет.

С 2017 по 2020 г. нами проведено теоретическое и эмпирическое исследование предпосылок формирования и развития основ социально-психологической и личностной направленности, этико-нравственной регуляции профессиональной деятельности студентов психолого-педагогического направления ТИ (ф) ФГАОУ ПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова», г. Нерюнгри РС (Я).

Тестирование по теме «Теоретические основы профессиональной этики в психолого-педагогической деятельности» выявило, что владеют основными понятиями и знаниями базовых профессионально-этических принципов современной психолого-педагогической деятельности на высоком уровне 23 % студентов и 36 % педагогов-психологов, на среднем уровне 35 % студентов и 42 % психологов, на низком уровне 42 % студентов и 22 % практикующих психологов.

Методика «Диагностика социально-психологических установок личности» (О.Ф. Потемкиной) изучает социально-психологические установки, мотивационно-потребностную сферу личности. Результаты выявили, что у 78 % студентов психолого-педагогического направления (кафедры ПиМНО и Филология) преобладает высокий уровень выраженности ориентации личности на свободу, процесс, результат, ориентировка на альтруистические ценности. У 69 % педагогов-психологов Нерюнгринского района выявлен высокий уровень ориентации на результат, труд, деньги, власть.

Таким образом, выявлены различия в социально-психологических установках студентов и педагогов-психологов, практикующих в образовательных учреждениях Нерюнгринского района. Педагоги-психологи ориентированы на труд, все время используют для того, чтобы что-то сделать, не жалея выходных дней, отпуска. Для них ведущей ценностью является влияние на других, на общество, стремление к благосостоянию. Одна из главных ценностей для студентов – свобода. Студенты ориентированы на процессуальную направленность деятельности, достижение результата, деятельность приносит им радость и удовольствие.

Методика «Диагностика интерактивной направленности личности» направлена на изучение вектора интерактивной направленности и личностной социализации: ориентации на личные интересы, ориентации на взаимодействие или маргинальной ориентации. Высокий уровень маргинальной ориентация выявлен у 11 % студентов и 8 % психологов и выражается в склонности подчиняться обстоятельствам и импульсивности поведения.

У большинства студентов психолого-педагогического направления (61 %) высокий уровень выраженности ориентации на взаимодействие, сотрудничество с другими людьми. Выявлена потребность в поддержании конструктивных отношений с людьми, высокий уровень эмпатии. Высокий уровень данной шкалы соответствует оптимальной социализации и адаптации.

Значимая часть педагогов-психологов ориентирована на личные интересы (57 %), связанные с преобладанием мотивов собственного благополучия. Во взаимодействии с другими людьми ими преследуются цели удовлетворения личных потребностей и притязаний.

Тест «Эмоциональный интеллект EQ Холла» дает представление о сформированности эмоционального интеллекта как о личностной характеристике. У 66 % студентов выявлен высокий уровень эмоционального интеллекта по шкалам «эмоциональная осведомленность», «самомотивация», «эмпатия». У 52 % педагогов-психологов выявлен высокий уровень эмоционального интеллекта по шкалам «эмоциональная осведомленность», «управление эмоциями других», «управление своими эмоциями», «эмпатия».

Тест «Эмпатические способности» (В.В. Бойко) определяет степень выраженности эмпатических способностей и значимость каждого из шести параметров в структуре эмпатии. По результатам исследования у 64 % студентов выявлен высокий уровень эмпатических способностей по шкалам «эмоциональный канал эмпатии», «интуитивный канал эмпатии», «проникающая способность в эмпатии». У 59 % педагогов-психологов выявлен высокий уровень эмоционального интеллекта по шкалам «рациональный канал эмпатии», «эмоциональный канал эмпатии», «проникающая способность в эмпатии», «идентификация».

Опросник «Определение общей эмоциональной направленности» (Б.И. Додонов) изучает общую выраженность эмоциональной направленности личности, то есть стремление к определенным типам переживаний, к определенной области деятельности с целью получения положительных эмоций. У значительной части студентов выражены альтруистические эмоции (52 %), коммуникативные эмоции (57 %), праксические эмоции (63 %), гностические эмоции (73 %). Таким образом, студенты испытывают потребность в содействии, помощи, покровительстве другим людям, потребность в общении, испытывают переживания, «вызываемые деятельностью», ее успешностью или неуспешностью.

У психологов выражены коммуникативные эмоции (51 %), гедонистические эмоции (67 %), акизитивные эмоции (53 %), праксические эмоции (59 %). Психологи испытывают потребность в удовлетворении телесного и душевного комфорта, испытывают переживания, «вызываемые деятельностью», ее успешностью или неуспешностью, потребность в общении, потребность в накоплении, «коллекционировании» вещей.

Опросник «Рефлексивности» (А.В. Карпов) предназначен для измерения степени развития такого свойства личности, как рефлексивность (или рефлексия). На высоком уровне рефлексивность выявлена у 55 % студентов и у 62 % педагогов-психологов. Ситуативная рефлексия обеспечивает самоконтроль поведения человека в актуальной ситуации, осмысление ее элементов, анализ происходящего, собственного состояния. Ретроспективная рефлексия проявляется в склонности к анализу уже выполненной в прошлом деятельности и свершившихся событий. Перспективная рефлексия соотносится с функцией анализа предстоящей деятельности, поведения; прогнозированием вероятных исходов.

Методика «Шкала макиавеллизма личности, или Мак-шкала» (адаптирована В.В. Знаковым) изучает склонность человека манипулировать другими людьми в межличностных отношениях.

Высокий уровень макиавеллизма у студентов (26 %) и педагогов-психологов (31 %) предполагает у них стремление говорить правду, критичность, настойчивость в достижении цели, уверенность, чувство собственного превосходства, саморефлексию, наличие внутренних конфликтов, тщеславие, любовь к лести, честолюбие, умение приспосабливаться в любой ситуации. При таком виде манипуляции эксплуатация другого актуализирует его потребность в сотрудничестве, желании иметь хорошие отношения и хорошо выглядеть в глазах окружающих.

Опросник «Уровень сопереживания» (адаптирован В. Косоноговым) предназначен для исследования уровня эмпатии – способности к сопереживанию. Высокий уровень сопереживания EQ выявлен у 54 % студентов и у 58 % педагогов-психологов. Люди с высоким уровнем сопереживания умеют понимать и воспроизводить эмоциональные состояния других людей.

Выводы

Процесс преподавания и обучения профессиональной этике студентов психолого-педагогического направления является важным компонентом программ бакалавриата по психологии и основам психолого-педагогической деятельности. На кафедре педагогики и методики начального образования ТИ (ф) ФГАОУ ПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» г. Нерюнгри РС (Я) ведется обучение по следующим направлениям: 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», 44.03.01 «Педагогическое образование», 44.03.05 «Педагогическое образование» с двумя профилями подготовки: начальное образование и дошкольное образование. В рамках обучения реализуется Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по дисциплине «Б1.О.22.04 Профессиональная этика в педагогической деятельности». В результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы общекультурные, профессиональные и профессионально-специализированные компетенции: демонстрирует знания нормативно-правовых актов в сфере образования и норм профессиональной этики; строит образовательные отношения в соответствии с правовыми и этическими нормами профессиональной деятельности; организует образовательную среду в соответствии с правовыми и этическими нормами профессиональной деятельности; выстраивает образовательный процесс в соответствии с правовыми и этическими нормами профессиональной деятельности.

Актуальность изучения этических принципов профессиональной деятельности прослеживается в процессе обучения и по другим направлениям и специальностям. На кафедре филологии, по профилю обучения «Отечественная филология» (Русский язык и литература), в процессе реализации дисциплины «Б1.Б.14 Психолого-педагогические основы педагогической деятельности» студентами изучается педагогическая этика и мораль в профессиональной сфере. Студенты изучают понятие педагогической этики, основные категории педагогической этики.

Помимо преподавания теоретических аспектов, реализуются программы курсов повышения квалификации, в процессе которых студентам предоставляется возможность учиться на собственном опыте, приобретать практический опыт, реализовывать свои умения и навыки. В рамках проведения кафедрой ПиМНО курсов повышения квалификации по теме «Метафорические ассоциативные карты в психолого-педагогическом сопровождении детей и подростков», «Трансформационные и психологические игры в консультационной и терапевтической работе психолога» слушатели изучают основы профессиональной этики, эталоны и аксиомы нравственного профессионализма, профессиональную этику в процессе консультативной и коррекционной деятельности. Прохождение студентами курсов повышения квалификации параллельно обучению дает возможность лучше узнать о проведении этических исследований и практической реализации всех основных этических концепциях и кодексах. Студенты в рамках практической деятельности применяют этические принципы и учатся принимать этические решения в профессиональной деятельности.

Осмысленное изучение и усвоение знаний обучения профессиональной этике студентов психолого-педагогического направления требует нетрадиционных методов. Содержание обучения профессиональной этике должно стимулировать и мотивировать к применению специалистами этических норм и правил, стимулировать эмоциональное проживание ситуаций и активировать рациональное мышление.

В процессе обучения нами применялись различные методы, которые помогают объединить знания с эмоциональностью при обучении этике в психолого-педагогической деятельности. Для привлечения внимания студентов к этическим вопросам жизни и профессиональной деятельности необходимо дать активную роль и ответственность в изучении и распространении этических знаний и принципов. В своей педагогической деятельности мы стимулируем и мотивируем студентов на создание своих собственных практических проектов, к участию в исследовательских проектах, связанных с этикой. Участвуя в тематических исследованиях и проектах, студенты проживают и анализируют реальные этические ситуации, связанные с исследованиями, учатся справляться с этическими ситуациями. Медиажурналы используются в качестве интерактивного метода изучения актуальных этических вопросов, рассматриваемых в психологии и педагогике.

Принадлежность к профессиональному сообществу ориентирует студентов на соблюдение этических норм и правил. Для формирования саморефлексии и концентрации внимания на возникающих чувствах студентов в ситуации этической дилеммы и в процессе практической деятельности, полезно проведение балинтовских групп совместно с практикующими специалистами. Для выпускников, начинающих практическую деятельность, важна супервизия. Это поможет выпускнику в понимании себя как профессионала, в осмыслении своих профессиональных действий.

Рефлексивные групповые обсуждения этических дилемм как прием, связанный с практическим обучением. Метод кейсов, разбор реальных историй, которые включают этические дилеммы в качестве примеров правильного и неправильного способов использования этических принципов и кодексов, привлекают внимание студентов к проблеме морального выбора в профессиональной деятельности, когда любое решение, даже соответствующее этическим требованиям, причиняет вред любому из участников. Дебатируются события с этическими аспектами, происходящие в данное время в обществе или профессиональном психолого-педагогическом сообществе.

В процессе обучения и практических занятий нами используются художественные и документальные фильмы, которые включают этические дилеммы, проблемы переноса в процессе консультирования, проблемы этических аспектов при сексуальном влечении в диаде «психолог – клиент». Также используются тренинговые методы, в частности ролевые игры, для развития навыков межличностного общения, включая наблюдение за эмоциями и развитие сочувствия и эмпатии. Принимая на себя роли и разыгрывая ситуации, которые могут возникнуть, студенты учатся решать и справляться с различными этическими ситуациями и дилеммами. В процессе обсуждений, дебатов, решения кейсов создается безопасное пространство для обсуждения конфликтных этических ситуаций, которые возникают в учебной группе, профессиональном сообществе, в мире. В процессе формирования этических принципов и морально-этических качеств личности мы побуждаем студентов к изучению культурных ценностей и норм разных вероисповеданий, национальностей. Студенты рассуждают о правах человека и изменениях окружающей действительности с этической точки зрения. Идея здесь в том, чтобы развивать навыки критического мышления у студентов.

Интерактивные технологии открывают новые способы обучения. Использование дистанционного обучения, мультимедийные технологии обеспечивают стимулирующую графику, аудио, анимацию, видео. Видеоконференции на различных платформах (например, Zoom, Skype) предоставляют возможность интерактивного обсуждения вопросов со студентами, другими преподавателями. Преподавание и изучение профессиональной этики в дистанционном режиме ведет к устойчивым изменениям в осознании и понимании этических проблем. В процессе преподавания мы уделяли внимание как навыкам рационального принятия решений, так и эмоциональным аспектам. В учебный процесс включены вопросы рассмотрения эмоциональных факторов, влияющих на этические решения, а также социальные и политические обстоятельства. Все это делает практические и лекционные занятия более глубокими, увлекательными и эффективными.

В процессе обучения и реализации профессиональной деятельности студенты сталкиваясь с этическими и моральными дилеммами, учатся самостоятельно принимать «этические шаги по принятию решений». Для этого преподавателями ТИ (ф) ФГАОУ ПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» (г. Нерюнгри РС (Я)) ведется большая теоретическая и практическая работа, направленная на формирование профессиональных ценностей и этических принципов у студентов психолого-педагогического направления.


Библиографическая ссылка

Мамедова Л.В., Кобазова Ю.В. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЭТИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 11-1. – С. 166-172;
URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38357 (дата обращения: 05.03.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074