Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,021

ТРЕНИНГ ПРОБЛЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ У БАКАЛАВРОВ ОБРАЗОВАНИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Камерилова Г.С. 1 Веряскина М.А. 1 Петрова Е.Н. 2
1 ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина»
2 ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»
В статье раскрывается важность тренинга проблемного мышления и особенности его организации у бакалавров образования по безопасности жизнедеятельности. Предлагаемая программа развития проблемного мышления на основе тренинговой технологии выстраивалась в логике современных парадигмальных представлений о высшем педагогическом образовании, ориентированном на творчество будущих педагогов в ситуации высокой динамичности педагогического процесса. Комплекс выделенных проблемных умений характеризует многоаспектную сущность проблемного мышления в сфере безопасности жизнедеятельности: гуманистическую и культурологическую направленность на формирование культурной личности безопасного типа поведения, диалектичность, прогностичность, рефлексивность, креативность, здоровьесбережение, разноплановое масштабирование. Определены основные принципы тренинговой технологии, обеспечивающие развитие проблемного мышления в сфере безопасности жизнедеятельности в межсубъектном взаимодействии обучающихся. В содержании деятельности обосновано четыре модуля: личностный, когнитивный, праксиологический и мотивационный, которые отражаются в основных линиях обеспечения природного, техногенного и социального характера. Раскрыта логика реализации тренинга посредством выделения технологических шагов: 1) «Погружение» в проблематику занятия; 2) «Инпут» – введение информации по теме и ее групповое обсуждение; 3) «Деятельность» – на основе выбранных способов, методов, алгоритмов, позволяющих сформировать проблемное мышление; 4) «Рефлексия».
тренинг
интерактивность
тренинговая технология
проблемное мышление
проблемная ситуация
проблемные задания
безопасность жизнедеятельности
1. Русак О.Н. Безопасность жизнедеятельности. История. Теория. Практика. Концептуальные аспекты. СПб.: СПбГЛТУ, 2016. 88 с.
2. Партенадзе О.В. Интеграция тренинговой технологии в деятельность психологической службы высшего учебного заведения // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XLIII междунар. науч.-практ. конф. № 8 (43). Новосибирск: СибАК, 2014. С. 124–138.
3. Бордовская Н.В. Диалектика педагогического исследования: монография. М.: КНОРУС, 2016. 512 с.
4. Шехонин А.А., Тарлыков В.А., Харитонова О.В., Багаутдинова А.Ш., Джавлах Е.С. Интерактивные технологии в образовательном процессе Университета ИТМО. СПб.: Университет ИТМО, 2017. 100 с.
5. Перова Т.В., Закирова О.В. Использование тренинговых технологий в процессе подготовки специалистов сферы туризма // Вестник Мининского университета. 2014. № 4. [Электронный ресурс]. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/288/289 (дата обращения: 13.10.2020).
6. Фопель К. Технология ведения тренинга. Теория и практика. Пер. с нем. 3-е изд. М.: Генезис, 2015. 267 с.
7. Асташина Н.И., Камерилова Г.С. Исследовательская экологическая деятельность как ресурс развития профессиональной креативности в условиях инновационной стратегии высшего образования // Азимут научных исследований. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 19–23.
8. Kamerilova G.S., Kartavykh M.A., Ageeva E.L., Gordeeva I.A., Veryaskina M.A. Development of Professional Creativity of Teachers in the System of Professional Safety Culture of Children in Transport (2020) Lecture Notes in Networks and Systems, 91. Р. 446–451.
9. Ляшко В.Г. Безопасность жизнедеятельности: монография. Тула: Изд-во ТулГУ, 2015. 236 с.
10. Педагогика безопасности: понятийно-терминологический словарь (основы безопасности жизнедеятельности) / автор-сост. В.В. Гафнер. Екатеринбург: ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», 2015. 254 с.

Решение вопросов обеспечения безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства в образовательной сфере определяется разработкой превентивных механизмов опережения в логике идей устойчивого развития. Одной из важнейших задач при этом является формирование проблемного мышления, связанного с общими тенденциями проблематизации в подготовке бакалавров образования и научного содержания безопасности жизнедеятельности. В научной сфере безопасности жизнедеятельности отмечается растущее значение проблемно-ориентированного знания, отражающего общемировые тенденции увеличения опасностей и рисков, их разнообразия, масштаба распространения, переход в категорию чрезвычайных ситуаций [1]. Если раньше основное внимание уделялось опасностям производственного характера, то сегодня вся сфера человеческой жизни находится в зоне повышенного риска. Обращается внимание на качество жизни и здоровье населения, которое реализуется в национальных проектах «Комфортная среда жизни», «Демография», «Здоровье». Смысл их воплощения состоит, в частности, в обретении населением нового понимания собственной ответственности за заботу о безопасности самой уязвимой категории населения – детей и подростков, не обладающих достаточным опытом правильного поведения. Поэтому необходима соответствующая подготовка выпускников педагогических вузов, способных мыслить проблемно в направлении предвидения опасностей природного, техногенного, экологического, социального характера и оперативного принятия адекватных мер защиты. Для решения данной задачи предлагается использование интерактивного потенциала тренинговой технологии, недостаточно оцененного в практике высшего образования.

Теоретические основы мышления, его основные характеристики, формы, виды, общие мыслительные процессы глубоко и основательно разработаны в психолого-педагогических исследованиях (А.В. Брушлинский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, О.К. Тихомиров, С.Л. Рубинштейн). Мышление определяется в качестве высшей ступени познания, «образа мира» (А.Н. Леонтьев), обладающего субъектностью. Отмечается деятельностный характер мышления, рассматриваемого и как деятельность, и как процесс, имеющий особенно большое значение при прогнозировании. С разных позиций раскрывается сущность различных видов мышления, роль проблемной ситуации (А.М. Матюшкин) в запуске мыслительных процессов. Отмечая включенность мышления в общение, специалисты обращают внимание на динамику мышления, его «разворачивание» во времени и пространстве через последовательные фазы, что приводит к порождению новых идей и смыслов. В развитии проблемного мышления большое значение играют такие интерактивные технологии, как тренинги, являющиеся специально организованным процессом обучения, обеспечивающим реализацию разносторонней проблемности в условиях взаимодействия субъектов образования. Роль тренинговой технологии как интерактивной формы обучения и процедура его применения в высшем образовании раскрывается в работах О.В. Партенадзе, предложивший свою концепцию [2], Н.В. Бордовской, разработавшей тренинговую технологию применительно к проблемному обучению и формированию диагностического мышления [3]; проблема изучалась А.А. Шехониным, В.А. Тарлыковым, О.В. Харитоновой, А.Ш. Багаутдиновой, Е.С. Джавлах [4], Т.В. Перовой, О.В. Закировой, К. Фопель [5, 6]. Ряд аспектов тренинговой технологии нашли отражение в наших работах [7, 8]. Примечательные достоинства тренинговой технологии определяют ее перспективность в обучении безопасности жизнедеятельности, приобретающей все большее значение в подготовке бакалавров образования [9, 10]. Исходя из анализа существующих представлений, можно сделать следующие выводы применительно к образовательной области «Безопасность жизнедеятельности»: а) тренинговая технология реализует инновационные идеи в подготовке бакалавров образования и характеризуется концептуальностью, результативностью, системностью, управляемостью, эффективностью, воспроизводимостью; б) тренинг является вариантом личностно-деятельностного обучения бакалавров, основанного на субъект-субъектном взаимодействии; в) при его использовании следует руководствоваться принципами игрового моделирования, применением разнообразных моделей групповой работы; г) развитие проблемного мышления предполагает строгую последовательность «технологических шагов», включающих «погружение» в деятельность, осмысление теоретического материала, выполнение упражнений, рефлексию и дебрифинг. В практике высшей педагогической школы, несмотря на очевидные педагогические достоинства, тренинг имеет ограниченное применение и недостаточную проработку методики его использования в развитии проблемного мышления.

Цель исследования состояла в обосновании роли и разработки программы тренинга проблемного мышления у бакалавров образования по безопасности жизнедеятельности в Нижегородском педагогическом университете им. К. Минина.

Материалы и методы исследования

Проблемный стиль мышления в контексте нашей работы означает разработку проблемы обеспечения безопасности, включающую идентификацию опасности, поиск причин ее возникновения, анализ видовой сущности и поражающих факторов, прогнозирование негативных последствий, разработку гипотезы и путей решения, включая оказание помощи пострадавшим. Тенденция проблематизации в образовании по безопасности жизнедеятельности означает обращение к современным идеям: вариативность (гипотез), неоднозначность понимания различных опасностей (АЭС), актуализацию проектных стратегий, направленных на создание замысла и его реализацию, личностную активность, рефлексию, культуру диалога. Общей особенностью проблематизации образования является внимание к реальным проблемам безопасной жизни человека; отдельным ситуациям, которые могут случаться с каждым. Они оформляются в виде кейсов – педагогической модели жизненной (бытовой) ситуации, анализ которой позволяет сформулировать проблему и сконструировать вариант ее решения. Применение кейсов ценно в плане повышения мотивации обучения бакалавров, его личностно-профессиональной ориентации. Существующий комплекс проблем безопасности жизнедеятельности, формирующий современную картину мира, выступает ценностно-смысловой и когнитивной платформой обучения, основой формирования безопасного типа поведения. Проблемный стиль мышления в сфере безопасности жизнедеятельности в своей основе базируется на проблемной ситуации – ситуации неопределенности и интеллектуального затруднения, которое вызывает стремление к его разрешению. Проблемная ситуация в области безопасности жизнедеятельности мотивирует обучающихся на самостоятельное открытие новых знаний и способов деятельности, необходимых для успешного разрешения проблемы; осуществить аргументированный выбор из имеющихся возможностей, обосновать его критерии.

Конструирование программы тренинга проблемного мышления у бакалавров образования по безопасности жизнедеятельности в Нижегородском педагогическом университете им. К. Минина осуществлялось в логике современных теоретико-методологических представлений о высшем педагогическом образовании, отражало специфику тренинговой технологии и характер формируемых умений проблемного мышления. Комплекс выделенных умений включает умения: анализировать противоречия и условия проблемной ситуации; состава и характера проблемы; постановки конкретных задач; поиска необходимой новой информации для их решения; выдвижение гипотезы и разработка плана действий; определение методов и реализация на их основе запланированных действий; умение делать выводы и обобщения, презентовать результаты. Выделенные умения характеризуют многоаспектную сущность проблемного мышления в сфере безопасности жизнедеятельности: гуманистическую и культурологическую направленность на формирование культурной личности безопасного типа поведения, диалектичность, прогностичность, рефлексивность, креативность, здоровьесбережение, разноплановое масштабирование. Их формирование осуществляется в процессе выполнения проблемных заданий по безопасности жизнедеятельности разного уровня сложности и направленности. Рассматривая тренинг в качестве особой формы обучения через своего рода, «проживание» и осознание опыта проблемного мышления в сфере безопасности жизнедеятельности, который осваивается в межличностном общении, можно выделить его принципы. При их разработке мы использовали структуру реализации технологии: организация движения, организация пространства, организация времени (О.В. Партенадзе).

Результаты исследования и их обсуждение

В нашей программе реализованы следующие принципы тренинговой технологии: а) средовый, б) событийности, в) трансспективы. Первостепенное значение, на наш взгляд, имеет средовый принцип, означающий организацию пространства, поскольку достижение поставленных целей детерминировано соответствующими условиями. Средовый принцип, предусматривающий организацию особой образовательной среды, в том числе и в ее электронном варианте (LMS Moodle), рассматривается в качестве мощного средства становления проблемно мыслящего педагога. Творческий, информационный, коммуникативный потенциал открытой и комфортной образовательной среды обеспечивает успешное продвижение обучающихся на пути к проблемному мышлению в сфере безопасности. Образовательная среда, использующая игровое моделирование, дает возможность более эффективного толерантного и ответственного осознания себя в работающей команде, своей гражданской идентичности в многонациональной стране, мире с его растущими природными, техногенными, социальными экологическими угрозами; необходимости их преодоления путем коллективных усилий – «всем миром». Электронная образовательная среда, столь востребованная в условиях дистанционного обучения, усиливая гуманистические традиции образования, раскрывает современное значение цифровизации. Благодаря ей обучающийся имеет выход к глобальной информационной системе с многообразием электронных образовательных ресурсов по безопасности жизнедеятельности. Информационно-коммуникационные технологии расширяют границы и формы межсубъектного взаимодействия, информационного обмена, новой организации образовательного процесса. Принцип событийности олицетворяет организацию движения в образовательной среде, движения личности бакалавров к проблемному уровню мышления путем обретения новых творческих качеств и личностных свойств. Процесс движения организован как последовательно сменяемая цепь различных видов деятельности, на которых в ходе выполнения заданий осваиваются проблемные умения в сфере безопасности жизнедеятельности. Важно, чтобы обучающиеся воспринимали сам процесс целостно и осознавали собственный прогресс и личностный рост в формировании проблемного мышления. Они должны понимать ход своих мыслей и рассуждений в условиях событийности – совместного рассуждающего движения в обсуждении реальной опасной ситуации, проживаемой в тренинге каждым участником. Принцип трансспективы связан с организацией времени, что означает «проживание» современных опасных и чрезвычайных событий и путей решения в единстве с их прошлым и будущим. Это обеспечивает важный для проблемного мышления мировоззренческий уровень личностного развития. Так, например, раскрывается эволюция взглядов на экологические проблемы и способы их разрешения. Так, долгое время решение экологических проблем связывали исключительно с технологическими мерами, получившими стремительное развитие в индустриальный период. Сейчас же очевидна их ограниченность, и постиндустриальный этап обращается к системному решению проблемы, связывая его с изменением природопокорительского мировоззрения на коэволюционную стратегию устойчивого развития. Важная роль при этом отводится человеку, который одновременно выступает и источником, и жертвой экологических проблем. Именно от его мировоззренческих взглядов, экологически оправданного поведения и осознания ответственности за безопасность жизнедеятельности во многом зависит изменение кризисной ситуации.

Целевая ориентация программы реализуется через содержание деятельности, которая состоит из модулей, выделенных исходя из компетентностной направленности образования: 1) модуль личностных качеств бакалавра образования, которые формируются в процессе развития проблемного мышлении в условиях тренинга: инновационность, творчество, инициативность, гибкость, ответственность, коммуникативность, лидерский потенциал; 2) модуль предметных и психолого-педагогических знаний: теоретических и прикладных; информационных, процедурных, прогностических, оценочных; 3) модуль умений и способов деятельности в области проблемного мышления: процедуры проблематизации, выдвижения гипотезы, обсуждения и принятия решения на основе логических методов; 4) мотивационный модуль, означающий готовность и способность бакалавра к использованию наработанного опыта проблемного мышления в будущей профессиональной работе. Модульная структура характеризует каждое из трех направлений содержания: обеспечение безопасности в условиях а) природных, б) техногенных, в) социальных угроз.

Реализация программы тренинга проблемного мышления у бакалавров образования по безопасности жизнедеятельности предполагает следующую общую последовательность технологических шагов: 1) «Погружение» в проблематику занятия, соответствующего выделенным проблемным умениям. В благоприятной, доверительной, ориентированной на активность среде формулируется проблемная ситуация, осуществляется актуализация личного опыта, знакомство с правилами работы; 2) «Инпут» – введение информации по теме и ее групповое обсуждение. Применяются мини-лекции (например, «Состав и характер проблем по безопасности жизнедеятельности»), электронные презентации («Организация информационного поиска»), демонстрации («Технологическая карта внеурочного мероприятия по здоровому образу жизни»). В ходе обсуждения, организованного в игровой форме, уточняются определения, намечаются способы предстоящей деятельности, необходимые методы; 3) «Деятельность» – на основе выбранных способов, методов, алгоритмов, позволяющих сформировать проблемное мышление. Кейс-задания отличаются профессиональной ориентацией (например, при формировании культуры безопасности на транспорте) и различным уровнем сложности: ситуации – иллюстрации, ситуации-упражнения, ситуации-проблемы, ситуации-оценки, ситуации-прогнозирование. Используются стандартные (типичные), критические и экстремальные ситуации природного, техногенного, социального и экологического характера; 4) «Рефлексия» – анализ и самоанализ хода и результатов тренингового занятия в плане усвоения конкретных умений и продвижения каждого в направлении развития проблемного мышления. Отметим высокую, хотя и не совсем оцененную в высшем педагогическом образовании роль рефлексивной деятельности, включающей осмысление и переосмысление своего личного опыта по разрешению проблем безопасности. Личностный рефлексивный аспект позволяет осознать обогащение субъектного опыта и необходимость дальнейших смысловых перспектив в его развитии на пути к проблемному мышлению в рамках культуры безопасной жизнедеятельности. То есть благодаря рефлексии осуществляется процесс самосознания по отношению к своей эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной активности, ведущий к саморазвитию, самопроектированию новых способов проблемной деятельности в сфере безопасности от внутренних и внешних угроз. Развитие рефлексивных способностей обеспечивает обновление проблемного мышления, переход его на более высокий уровень, что позволяет решать более сложные задачи. При этом обучающийся учится профессиональной педагогической рефлексии, проводя критический анализ ее эффективности для будущей профессии учителя. Занимая активную исследовательскую позицию по отношению к себе как будущему педагогу, бакалавр образования соотносит взгляды: «я – реальное» и «я – идеальное», что дает ему основания и уверенность в успешном освоении профессиональных компетенций и формировании индивидуального стиля педагогической деятельности. Оценивание общего уровня проблемного мышления происходит по критериям: высокий, отличающийся демонстрацией проблемных умений с использованием исследовательских методов; средний – с преимущественным использованием эвристических методов; низкий – с преимущественным использованием частично-поисковых методов. Соотношение критериев выглядело следующим образом: в начале тренинговых занятий 12 %, 65 %, 23 %, по их завершению – 18 %, 72 %, 10 %. Оценка выполнения заданий показала позитивную динамику в развитии проблемного мышления у бакалавров образования по безопасности жизнедеятельности.

Заключение

Использование тренинговой технологии в развитии проблемного мышления по безопасности жизнедеятельности у будущих учителей отвечает требованиям современных образовательных стандартов высшего образования, ориентированных на становление компетентного педагога, заботящегося о здоровьесбережении обучающихся. Представленная программа развития проблемного мышления на основе тренинговой технологии разработана в русле современных педагогических идей и направлений в безопасности жизнедеятельности. Ее цель и содержание реализуются в выполнении технологических шагов, характерных для тренинга, и обеспечивают усвоение логики проблемного мышления.


Библиографическая ссылка

Камерилова Г.С., Веряскина М.А., Петрова Е.Н. ТРЕНИНГ ПРОБЛЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ У БАКАЛАВРОВ ОБРАЗОВАНИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 11-1. – С. 141-145;
URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38353 (дата обращения: 08.03.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074