Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,021

ПОВЫШЕНИЕ ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПОМОЩЬЮ КВЕСТА

Величко Е.Н. 1 Шляпникова В.В. 2
1 ГБУДО «Оренбургская областная детско-юношеская спортивная школа»
2 ГКОУ «Школа-интернат № 2», Оренбург
Современные педагоги работают над поиском новых средств, методов, форм организации занятий, а также используют традиционные дидактические приёмы, чтобы вызвать у обучающихся интерес к своему учебному предмету. Определено это тем, что интерес движет школьником, активизирует его познавательную деятельность, побуждает к действиям и определяет его привычки. Как показали данные опроса, интересы подрастающего поколения разнообразны, но без гаджетов и информационно-коммуникационных технологий дети себя и окружающий мир уже не представляют. Учителя физической культуры не являются исключением и также стремятся заинтересовать физкультурной деятельностью своих воспитанников. Тем более что привычка к данному виду деятельности, заложенная в стенах школы, «останется» с человеком на всю жизнь. Рационально и эффективно организованная физкультурная деятельность (двигательная активность человека) будет способствовать сохранению и укреплению его здоровья, формировать навыки ведения здорового образа жизни, в процессе потребления, распространения и преобразования ценностей физической культуры. Сочетая интересы большинства школьников к гаджетам и информационно-коммуникационным технологиям с игровой деятельностью, авторы разработали квест по повышению интереса младших школьников к физкультурной деятельности.
физкультурная деятельность
младший школьник
интерес
квест
гаджеты
информационно-коммуникационные технологии
физическая культура
1. Готовцев Е.В. Методика обучения предмету «физическая культура». Школьный спорт. Лапта. Учебное пособие для СПО. М.: Юрайт, 2017. 486 c.
2. Кузнецов В.С. Практикум по теории и методике физической культуры и спорта. Учебное пособие для студентов учреждений высшего образования. М.: Академия (Academia), 2014. 134 c.
3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М.: Изд-во МГУ, 1981. 584 с.
4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Издательство «Питер», 2000. 712 с.
5. Акунин Б. Квест. М.: Издательство «АСТ», 2017. 165 c.
6. Шляпникова В.В. Цифровые образовательные ресурсы на занятиях физической культурой со слабовидящими обучающимися // Мотивирующая цифровая среда как тренд современного образования: международная научно-практическая конференция (г. Оренбург, 24–25 октября 2019 г.). Оренбург: Издательство ОГПУ, 2019. С. 279–286.

Современный школьник с начальных классов должен владеть определенным объемом знаний, умений и навыков и иметь стойко сформированное умение самостоятельно добывать информацию и оперировать ею. Без опоры на интересы современного подрастающего поколения в данном случае не обойтись. Интересы школьников разнообразны: собственная внешность; компьютерные программы; учёба; музыка; коллекционирование; моделирование; спорт и многое другое. Образовательный процесс всегда целенаправлен и призван воспитать всесторонне и гармонично развитую личность, что невозможно сделать без физкультурного образования. В связи с чем следует, опираясь на интересы современных школьников, повышать и интерес к физкультурной деятельности.

Над вопросами повышения интереса к физической культуре школьников работают многие учителя. Однако вопрос повышения интереса к физкультурной деятельности в соответствии со специально созданными условиями и в определённой последовательности не изучался.

В результате теоретического анализа литературы и практических разработок учителей физической культуры, которые находятся в свободном доступе на специализированных сайтах, авторы пришли к выводу, что актуальность работы определяется противоречиями:

1) между необходимостью наличия интереса к физкультурной деятельности у школьников и его интеграции с другими интересами детей;

2) между потребностью образовательного процесса в формировании интереса к физкультурной деятельности и стремлением учителей сохранить традиционный неконкурентоспособный в современных условиях подход к физкультурному образованию.

Выявленные противоречия позволили сформулировать тему работы «Повышение интереса младших школьников к физкультурной деятельности».

Цель исследования: определить эффективность специально разработанного квеста в формировании интереса младших школьников к физкультурной деятельности.

Материалы и методы исследования

Под деятельностью понимается определённая активность человека, ориентированная на достижение поставленных целей, связанная с удовлетворением его потребностей и интересов, в соответствии с требованиями, которые предъявляет к нему общество и государство. У человека нет возможности отделить свою деятельность от окружающей его жизни и требований общества, в котором он живет.

Физкультурная деятельность – это активность человека, ориентированная на сохранение и укрепление его здоровья, в процессе потребления, распространения и преобразования ценностей физической культуры. Результатом физкультурной деятельности является сформированная физическая культура личности [1].

Выделяют следующие виды физкультурной деятельности:

- с обучающе-развивающей направленностью;

- с общеприкладной и спортивно-рекреационной направленностью;

- с профессионально-ориентированной и корригирующей направленностью.

Физкультурная деятельность с обучающе-развивающей направленностью характеризуется тем, что её содержание позволяет обучить жизненно важным двигательным умениям и навыкам; развивать функциональные возможности организма и психофизические качества с помощью средств физической культуры, а также усваивать знания и умения по самостоятельной организации занятий физическими упражнениями.

Физкультурная деятельность с общеприкладной и спортивно-рекреационной направленностью характеризуется тем, что её содержание направлено на обучение основам одного из видов спортивной деятельности и развитие соответствующих физических способностей; активное усвоение знаний и умений по проведению самодеятельных форм занятий физической культурой в сочетании с самостоятельной индивидуализированной физической подготовкой.

Физкультурная деятельность с профессионально-ориентированной и корригирующей направленностью характеризуется тем, что её содержание направлено на обучение методикам совершенствования физических кондиций, исходя из индивидуальных потребностей занимающихся в развитии собственной телесности, посредством специализированных систем упражнений и двигательных действий; активное усвоение знаний и умений по проведению самодеятельных индивидуализированных форм занятий физической культурой [2].

Физкультурная деятельность должна отвечать потребностям и возможностям занимающегося, способствовать всестороннему совершенствованию самого себя.

Физкультурная деятельность может быть организована специалистом в области физической культуры (учителем, тренером, инструктором) или самим занимающимся, обладающими специальными знаниями и навыками.

Обучение организации и реализации физкультурной деятельности, в том числе самостоятельной, осуществляется на всех ступенях физкультурного образования (дошкольное, школьное, профессиональное, дополнительное). При обучении организации и реализации физкультурной деятельности следует опираться на интересы занимающихся, особенно важно затронуть интересы на ступени школьного физкультурного образования.

Интерес – положительно окрашенный эмоциональный процесс (по классификации А.Н. Леонтьева – чувство), связанный с потребностью узнать что-то новое об объекте интереса, повышенным вниманием к нему [3].

По С.Л. Рубинштейну, человек постоянно сталкивается с разными предметами и явлениями окружающей действительности, и если в силу каких-либо обстоятельств что-то приобретает некую значимость для человека, то это может вызвать у него интерес – это специфическая направленность на него личности [4].

Что же интересно современному школьнику? Что приобретает для него некую значимость?

С обучающимися четвертых классов общеобразовательной школы был проведён опрос на тему «Что тебе интересно?». Обучающие четвертых классов соответствуют возрасту 11–12 лет, дети уже могут описать своё психоэмоциональное состояние и достаточно хорошо анализировать свои действия и поступки. Учитель может активно и целенаправленно воздействовать на обучающихся этого возраста с целью формирования у них необходимых видов деятельности, в данном случае физкультурной.

Опрос проводился в двух четвертых классах (4 а, 4 б), всего приняли участие 58 школьников. Опрос представлял из себя следующие положения: музыка, интернет и компьютерные приложения, компьютерные игры, физическая культура и спорт, чтение и учёба, телевизионные передачи, кружки (рисование, хор, хореография, кулинария и другие), другое (указать). Напротив каждого положения надо было поставить цифру от 5 до 1, где 5 – очень интересует, 4 – интересует, 3 – интересует иногда, 2 – не интересует, 1 – даже не думал об этом.

В начальной школе важно формировать интерес к физкультурной деятельности, в первую очередь к деятельности с обучающе-развивающей направленностью. Для чего следует создать условия формирования у школьников интереса к деятельности.

Условия формирования интереса к деятельности у школьников начальных классов:

- вовлечение в процесс самостоятельного поиска;

- разнообразная информация и способы действий;

- понимание нужности и важности изучаемого материала;

- связь данного материала с изученным ранее;

- частые проверки и оценка работы;

- яркость и эмоциональность данного процесса.

Опираясь на условия, авторы разработали квест [5] «Физкультура всем нужна, без неё нам никуда!», соответственно условиям состоял он из шести станций. Предварительная подготовка: ученики были в спортивной форме, проведен инструктаж по технике безопасности (из кармана вынуть все предметы, исключить жевательные резинки, волосы собрать в хвосты или косички, карточки с ручками класть по указанию на скамейки, соблюдать дистанцию, в случае плохого самочувствия сообщить учителю физической культуры или ответственному за станцию, от станции к станции перемещаться только шагом, квест не на скорость, но время на станциях ограничено (предполагалось, что запланированного времени будет достаточно для прохождения станции)), им напомнили о взаимном уважении и толерантности.

Представляем станции квеста «Физкультура всем нужна, без неё нам никуда!»:

I. Вовлечение в процесс самостоятельного поиска. Квест начинался с кабинета информатики, ответственный – учитель информатики. Каждый школьник получал карточку с прикреплённой ручкой и с заданием – ответить на вопрос. Предлагаемые вопросы первой станции: «Что такое здоровый образ жизни?», «Зачем человеку необходима двигательная активность?», «Для чего нужна зарядка?», «Сколько человек должен двигаться, чтобы быть здоровым?», «Что такое гиподинамия? Её последствия» и прочие. С другой стороны на карточке были цифры от 1 до 6 в столбик, обозначающие количество станций. Карточку нужно было подписать.

Каждый школьник со своей карточкой садился за компьютер и самостоятельно искал информацию, чтобы дать ответ. Примечание: ученики, имеющие одинаковые карточки, рассаживались через одного, переговоры были исключены.

II. Разнообразная информация и способы действий. Вторая станция проходила в учебном кабинете с мультимедийным проигрывателем, где тренер-преподаватель (ответственный за II этап), работающий на базе данной школы в секции «Легкая атлетика», давал краткий и точный ответ на все вопросы первой станции. Здесь же было дано объяснение понятия физкультурная деятельность. Ученики могли дополнить свои ответы, написанные на первой станции. Тренер-преподаватель показал разные способы получения информации: через интернет, в том числе видеоролики врачей, учителей физической культуры, тренеров; через книги, учебные пособия; с помощью разных гаджетов и поисковых приложений, доказав, что интересующую информацию всегда можно найти.

III. Понимание нужности и важности изучаемого материала. Третья станция проходила в спортивном зале. Мальчики и девочки были разделены, карточки дети положили на скамейки. Ответственные – учителя физической культуры. С девочками проводилась аэробика под музыкальное сопровождение до 10 мин и до 10 мин силовые упражнения без предметов. Для мальчиков предполагались общеподготовительные упражнения до 8 мин и силовые упражнения с гантелями весом 1 кг или 0,5 кг (в зависимости от подготовленности занимающегося) до 12 мин. На данном этапе показали детям, что занятия могут быть не только интересными, но и нужными, так как за счет силовых упражнений, а все упражнения были доступны данной возрастной группе, многие поняли, что не «дотягивают» по физической подготовленности в соответствии с возрастом.

IV. Связь данного материала с изученным ранее. Ответственные – учителя физической культуры. Четвертая станция также проходила в спортивном зале, мальчики и девочки отдельно, ученики были дополнительно поделены на 2–3 группы, так чтобы в подгруппе было не более 6 детей. Ученикам было предложено вспомнить как можно больше общеподготовительных упражнений из уроков физической культуры и продемонстрировать их. Здесь можно совещаться, можно одному показывать, всем повторять, либо каждый из подгруппы показывает по одному упражнению каждому. На IV станции применялись цифровые образовательные ресурсы для оценки техники выполнения физических упражнений с помощью фотографирования (одно положение) [6].

V. Частые проверки и оценка работы. Пятая станция проходила в учебном кабинете. Учитель физической культуры (ответственный за V станцию) напомнил детям предыдущие станции и дал общую оценку деятельности детей, отметил особо отличившихся учеников. Заслушаны ответы на вопросы I-й станции, дети дополняли друг друга, если у кого были одинаковые вопросы. Учитель оценил ответы учеников («отлично», «хорошо», либо «надо дополнить…»). Проанализировали фотографии IV станции, детям было интересно увидеть запечатленную технику общеподготовительных упражнений. Школьники по подгруппам сами указали свои ошибки.

VI. Яркость и эмоциональность данного процесса. Ответственный – учитель физической культуры. Школьники встали из-за парт, и им было предложено сделать физкультминутку, повторяя движения за героями на мультимедийном проекторе. Физкультминутка под музыкальное сопровождение интересная и соответствует данной возрастной группе. После физкультминутки дети поставили смайлики, изображающее «интерес» либо «безразличие», на каждый пункт карточки от 1 до 6, что соответствует пройденным станциям, сдали свои карточки учителю физической культуры. Детей поблагодарили за участие в квесте, напомнив что «Физкультура всем нужна, без неё нам никуда!».

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ результатов проведенного опроса обучающихся четвертых классов на тему «Что тебе интересно?» свидетельствует о следующем:

1) музыка интересна на «5» 76 % опрошенным, на «4» – 17 %, на «3» – 7 %;

2) интернет и компьютерные приложения интересны на «5» 89 % опрошенным, на «4» – 5 %, на «3» – 6 %;

3) компьютерные игры интересны на «5» 46 % опрошенным, на «4» – 16 %, на «3» – 8 %, «2» – 30 %;

4) физическая культура и спорт интересны на «5» 37 % опрошенным, на «4» – 24 %, на «3» – 14 %, на «2» – 25 %;

5) чтение и учёба интересны на «5» 27 % опрошенным, на «4» – 18 %, на «3» – 49 %, на «2» – 6 %;

6) телевизионные передачи интересны на «5» 18 % опрошенным, на «4» – 22 %, на «3» – 53 %, на «2» – 7 %;

7) кружки (рисование, хор, хореография, кулинария и другие, кроме спортивных секций, так как спортивные секции положение 4) интересны на «5» 21 % опрошенным, на «4» – 15 %, на «3» – 7 %, на «2» – 29 %, на «1» – 28 %;

8) другое (указать) – некоторые из опрошенных указали, что на «5» их интересует: собственная внешность, прически, домашние животные, Лего, фигурки из Киндеров, плюшевые игрушки, коллекционирование игрушечных моделей машин и прочие.

Подведя итог, можно сказать следующее: музыка, интернет и компьютерные приложения интересны всем; треть опрошенных не интересуется компьютерными играми; четверть опрошенных не заинтересованы физической культурой и спортом; есть дети, не интересующиеся учёбой; интерес у детей к телевизионным передачам намного меньше, чем к интернету и компьютерным приложениям; больше половины опрошенных не интересую тся кружками; у детей есть и другие интересы, такие как интерес к собственной внешности, домашним животным, Лего, фигуркам из Киндеров и пр.

После квеста дети должны поставить смайлы, изображающее «интерес» либо «безразличие», на каждую из пройденных станций от 1 до 6.

Проведённый подсчет показал следующее:

I станция – 69 % опрошенных поставили «интерес», 31 % – «безразличие»;

II станция – 71 % опрошенных поставили «интерес», 29 % – «безразличие»;

III станция – 83 % опрошенных поставили «интерес», 17 % – «безразличие»;

IVстанция – 86 % опрошенных поставили «интерес», 14 % – «безразличие»;

V станция – 93 % опрошенных поставили «интерес», 7 % – «безразличие»;

VI станция – 95 % опрошенных поставили «интерес», 5 % – «безразличие».

Подрастающему поколению нравится узнавать, что-то новое и интересное, выполнять новые и интересные задания. При этом задания должны быть понятными и доступными, условия комфортными, а все участники данного процесса доброжелательными.

Заключение

Данные исследования позволяют сделать вывод, что специально организованный процесс по повышению интереса младших школьников к физкультурной деятельности должен опираться на необходимые для этого условия, а именно: вовлечение в процесс самостоятельного поиска; разнообразная информация и способы действий; понимание нужности и важности изучаемого материала; связь данного материала с изученным ранее; частые проверки и оценки работы; яркость и эмоциональность данного процесса. Разработанный нами квест «Физкультура всем нужна, без неё нам никуда!» отражает все условия, в связи с чем от станции к станции интерес у обучающихся повышался.

Дальнейшее изучение темы требует разработки аналогичных квестов и проведение их с обучающимися других классов.


Библиографическая ссылка

Величко Е.Н., Шляпникова В.В. ПОВЫШЕНИЕ ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПОМОЩЬЮ КВЕСТА // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 11-1. – С. 120-124;
URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38349 (дата обращения: 08.03.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074