Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА НА ДИСТАНЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОНЛАЙН-ДОСКИ

Бижова И.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет»
В статье рассматриваются особенности групповой работы студентов вуза на дистанционных занятиях с применением онлайн-доски. Дается определение интерактивной онлайн-доски, представляющей собой инструмент для совместного рисования через интернет. Рассматривается определение групповой работы с применением онлайн-доски на занятиях в вузе. Одной из задач, реализуемых в данной работе, является выявление у студентов уровня сформированности навыка групповой работы. Проведенное исследование показало у студентов преобладание продвинутого и порогового уровней владения навыком групповой работы. Полученные данные свидетельствуют о недостаточной сформированности этого навыка. В рамках проведенного исследования проанализированы возможности использования онлайн-доски на дистанционных занятиях в вузе. Одной из выделенных студентами Омского государственного педагогического университета во время опроса возможностей использования онлайн-доски является возможность организации их групповой работы. Даны характеристики используемых на занятиях в вузе онлайн-досок Padlet и Miro, которые подходят для выполнения группового проекта, решения кейсовых заданий, группового паззла, составления презентации и проведения ролевой игры. Групповые работы с применением онлайн-доски мотивируют студентов к общению на английском языке и способствуют развитию коммуникативных навыков. Разработан и представлен алгоритм создания онлайн-досок Padlet и Miro.
образовательный процесс
дистанционное занятие
групповая работа
онлайн-доска Padlet
онлайн-доска Miro
1. Онлайн-доска для рисования. [Электронный ресурс]. URL: https://www.webmeetings.ru/tags/onlajn_doska/ (дата обращения: 23.06.2020).
2. Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка. Ростов н/Д.: Феникс; М.: Глосса Пресс, 2010. 640 с.
3. Китайгородская Г.А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам: учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.: Высшая школа, 1986. 103 с.
4. Harmer J. The Practice of the English Language. Edinburgh: Pearson, 2007. 447 p.
5. Рабочая программа дисциплины «Практика устной и письменной речи (английский язык)» по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)». [Электронный ресурс]. URL: https://edu.omgpu.ru/course/view.php?id=47785 (дата обращения: 23.06.2020).

На сегодняшний день обучение в дистанционной форме является актуальным. Дистанционно учатся не только в школах, колледжах и вузах, но и рамках прохождения курсовой подготовки, переподготовки. Все сферы деятельности заинтересованы и задействованы в организации обучения с помощью дистанционных форм. Специалисты многих профессий перешли или постепенно переходят на организацию дистанционной, «удаленной» работы, учебы. Что касается организации разных форм дистанционного обучения студентов в вузе, то в российском образовании эта тенденция «набирает обороты».

Многие отечественные ученые рассматривают возможности организации дистанционного обучения (Ю.В. Аксенов, A.А. Андреев, В.Н. Барсуков Д.А. Богданова, М.Ю. Бухаркин, Н.В. Маслова, П.И. Пидкасистый, Е.С. Полат, И.В. Роберт, С.А. Тангян и др.), а также в работах зарубежных авторов изучается процесс организации дистанционного обучения (А. Баррон, Г. Орвиг, М. Тайт и др.).

Однако ученые рассматривают процесс организации дистанционного обучения студентов с организацией индивидуальной формы работы. Трудно себе представить, что организовать учебное дистанционное занятие можно без применения информационно-коммуникационных технологий. Не возникает вопроса о том, как организовать групповую форму работы на учебном занятии в традиционной форме. На наш взгляд, интерес проявляется к организации взаимодействия студентов на занятии в дистанционной форме с применением информационно-коммуникационных технологий, например с применением онлайн-доски.

Цель исследования: определить уровень сформированности у студентов навыка работы в группе и выяснить их отношение к данному виду деятельности с применением онлайн-доски на занятиях.

Рассмотрим, что собой представляет онлайн-доска. Синонимы этого термина – виртуальная онлайн-доска, интерактивная онлайн-доска, белая онлайн-доска, онлайн-доска для преподавания. Интерактивная онлайн-доска – это инструмент, который используется для совместного рисования через интернет [1]. Трудно себе представить проведение занятия без использования доски. Аналогом той доски, которой преподаватель и студенты пользуются на занятии, может стать онлайн-доска. Современные онлайн-доски облегчают процесс визуализации учебного материала, могут стать способом проведения мозгового штурма, а главное, могут помочь организовать групповую форму работы на занятиях. Онлайн-доска легко встраивается в видеоконференцию и способствует организации интерактивной групповой формы работы со студентами.

Использование групповой формы работы на занятии со студентами способствует активной работе всех участников образовательного процесса. Организация групповой работы на занятиях нашла отражение в работах таких ученых, как Е.И. Пассов, Н.Е. Кузовлева, Г.А. Китайгородская, Е.С. Полат, Н.Ф. Адилова, Н.Ю. Пахомова и др. Зарубежные исследователи Д. Браун, Д. Хармер, Э. Аронсон, С. Торнбэри, Д. Скривенер, М. Эсфандиари и др. также занимались данным вопросом.

Анализ научных работ Е.И. Пассова, Г.А. Китайгородской, Д. Хармер дает нам возможность определить групповую работу с применением онлайн-доски на занятиях в вузе как форму организации интерактивной учебной деятельности, предполагающую вовлеченность двух и более учащихся для выполнения учебного задания, основанного на принципах сотрудничества и стимулирования использования иностранного языка по собственной инициативе [2–4]. Из этого следует, что цель групповой работы не сводится к конечному результату выполнения задания, целью также является развитие умения следовать принципам общения и сотрудничества.

Материалы и методы исследования

До начала обучения в дистанционной форме, во время наблюдения за работой студентов в групповой форме, нами был определен уровень сформированности у студентов навыка групповой работы. Также были проанализированы возможности использования онлайн-доски на дистанционных занятиях в вузе. В рамках данного исследования был проведен опрос и анкетирование среди студентов 3 курса очного и заочного отделения факультета иностранных языков Омского государственного педагогического университета (ОмГПУ). Кроме опроса и анкеты, студентам был предложен разработанный нами лист самооценки и взаимооценки работы в группе для контроля у них уровня сформированности навыка групповой работы.

Всего в исследовании участвовали 93 студента. Опрос проводился в дистанционной форме в системе Moodle. Цель опроса состояла в том, чтобы выяснить, какие возможности студенты видят для себя, пользуясь во время занятия онлайн-досками.

Цель анкетирования состояла в выявлении у студентов уровня сформированности навыка групповой работы на занятиях с применением онлайн-доски. При разработке анкеты и карты самооценки уровня сформированности навыков работы в группе использовалась программа дисциплины: «Практика устной и письменной речи (английский язык)», в которой прописаны формируемые у студентов компетенции. Данная программа применяется для обучения студентов по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», направленность (профиль) «Иностранный язык (английский язык) и Иностранный язык (французский, немецкий, китайский языки)», а также по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», направленность (профиль) «Образование в области иностранного языка (английский язык)» на факультете иностранных языков в ОмГПУ. Отметим, что при изучении данной дисциплины студенты овладевают следующими компетенциями: способность к коммуникации в устной и письменной форме на иностранном языке для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-4); владение основами профессиональной этики и речевой культуры (ОПК-5); готовность реализовывать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1); готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса (ПК-6) [5].

Из всего сказанного необходимо отметить, что в процессе обучения в вузе у студентов, кроме прочих навыков, формируется навык работы в группе.

Результаты исследования и их обсуждение

Нами была составлена таблица с результатами наблюдения за работой студентов в групповой форме. Для разработки таблицы использовались уровни владения компетенциями и критерии, представленные в программе дисциплины: «Практика устной и письменной речи (английский язык)». Уровнями владения навыка групповой работы являются пороговый, продвинутый и высокий. Критериями сформированности у студентов навыка групповой работы (ОПК-5) являются:

- знание основных принципов, стратегий и тактик речевой культуры и эффективной профессиональной коммуникации; максимума кооперативного общения и профессиональной этики;

- умение реализовать принципы эффективной коммуникации при редактировании, аннотировании, реферировании и создании текстов профессионально значимого содержания; презентовать собственные профессиональные достижения при помощи эффективных методов и приемов устной и письменной коммуникации; соблюдать требования речевого и профессионального этикета;

- владение навыками осуществления профессиональной коммуникации с соблюдением требований профессиональной этики и речевой культуры; навыками репродуктивной и продуктивной работы с текстами профессионально значимого содержания; навыками публичной речи, ведения дискуссии и полемики для решения профессиональных задач [5].

Из 93 студентов 15 студентов (23 %) владеют навыком групповой работы на пороговом уровне, 56 студентов (60 %) на продвинутом уровне, 22 студента (17 %) на высоком уровне. Проведенная диагностика уровня сформированности у студентов навыка работы в группе показала преобладание продвинутого и порогового уровней, что свидетельствует о том, что процесс формирования профессиональных компетенций протекает недостаточно эффективно.

В результате опроса студенты выразили готовность и необходимость применения онлайн-доски на занятиях в вузе. Предлагались всевозможные варианты ответов. Среди возможностей использования онлайн-доски студентами были выделены следующие варианты:

1. Размещение файлов разного типа (презентации, текстовые документы, документы в Excel).

2. Вставка гиперссылок, картинок.

3. Рисование на доске.

4. Вставка звуковых сообщений и видео-роликов.

5. Сохранение в PDF или в виде графического изображения.

6. Групповая форма работы.

7. Комментирование.

8. Оценивание.

Таким образом, в результате проведенного опроса студентами были выделены большие возможности использования онлайн-доски на занятиях. Также важно было получить ответ о том, что, используя онлайн-доску в образовательном процессе, студенты видят возможности групповой работы.

Для обработки полученных данных во время проведения анкетирования применялись количественные методы, анализ и интерпретация результатов. В анкете были представлены 7 вопросов. Студентам предлагалось ответить на следующие вопросы:

1. Понравилось ли вам работать в группе? Если да, то почему? Если нет, то почему?

2. С какими трудностями вы столкнулись при работе в группе на занятиях с применением онлайн-доски?

3. Как Вы старались преодолеть возникшие трудности при работе в группе с использованием онлайн-доски?

4. Возможно ли организовать групповую форму работы на занятии с применением онлайн-доски?

5. Какие формы групповой работы с применением онлайн-досок вам понравились больше всего?

6. Способствовали ли групповые формы работы с применением онлайн-доски развитию Ваших коммуникативных навыков на английском языке?

7. Испытывали ли Вы затруднения при самоконтроле и оценке действий партнеров по общению? Если да, то какие?

Результаты анкетирования показали, что большинству студентов (85 %) нравится работать в группе. Свои ответы обучающиеся обосновывали тем, что им хотелось получить больше баллов за проделанную работу, поскольку результат зависел от каждого участника группы. Другие студенты выделили возможности аргументировать свою точку зрения и выслушать ответы других участников. Третьи почувствовали «командный дух» и старались проявить инициативу в совместной работе. Остальные 15 % студентов посчитали, что не все участники группы были инициативны. Некоторые студенты молчали, другие слишком много говорили и мешали работе группы в целом.

При работе с онлайн-доской у 18 % студентов возникли трудности. Часть из них мотивировали свой ответ тем, что им не представилась возможность высказать свое мнение. Другие не были уверены, что правильно оценили работу партнеров в группе. Выход из данной ситуации студенты видели в необходимости наблюдения за работой своих партнеров, обращая внимание на правильность их высказываний, и оказания им помощи, а также предоставления возможности каждому говорящему высказаться до конца. Те студенты, которые отлично работали с онлайн-доской, должны находить возможности помочь оформить свои идеи, результаты тем, у кого недостаточно сформирован навык дистанционной работы с использованием онлайн-доски.

Все 93 студента видят возможности организовать работу в группе с применением онлайн-доски на занятиях в вузе. Во время дистанционных занятий применение онлайн-доски может помочь организовать групповую работу. Большинство студентов (90 %) отметили, что самыми интересными формами групповой работы являются выполнение группового проекта, решение кейсовых заданий, группового паззла, составление презентации и проведение ролевой игры. Групповые работы с применением онлайн-доски, по мнению студентов, мотивируют их к общению на английском языке и способствуют развитию коммуникативных навыков.

Во время подведения итогов и проведения рефлексии на дистанционных занятиях студенты заполняли лист самооценки и взаимооценки работы в группе для контроля уровня сформированности навыка групповой работы у студентов. Необходимо было ответить на вопросы и оценить себя и партнера по команде по шкале от 0 до 3 (0 – никогда, 1 – редко, 2 – иногда, 3 – всегда). Для оценивания предлагались следующие показатели:

1. Участвовал в брэйнсторминге, формулировании цели, проблемы и нахождении способов ее решения с представлением идей на онлайн-доске.

2. Внимательно слушал других студентов.

3. Аргументировал свою точку зрения. Представил и оформил не менее трех аргументов на онлайн-доске.

4. Активно помогал участникам группы с применением онлайн-доски.

5. Проявлял инициативу в групповой работе.

6. Излагал свои мысли четко, лаконично, последовательно.

7. Сделал выводы, провел рефлексию проделанной работы и представил результаты на онлайн-доске.

При самоконтроле у студентов не возникло никаких проблем, однако во время оценивания этих студентов другими студентами по критериям не все студенты были довольны оцениванием. Данный лист способствует развитию у студентов оценочных умений учебно-речевого взаимодействия. Анализируя результаты самооценки и взаимооценки, отметим, что самооценка и оценка другого участника группы не всегда совпадали. Используя данный лист, можно осуществлять контроль развития оценочных умений.

Охарактеризуем такие онлайн-доски, как Padlet и Miro, с точки зрения их использования на занятиях в вузе в процессе групповой работы. Онлайн-доски Padlet и Miro подходят для организации групповой проектной работы на занятии. Данные онлайн-доски предоставляют пользователям выбор шаблонов, которые помогут структурировать и организовать планирование или мозговой штурм. Например, есть шаблон для рисования интеллект-карт, ведения проектов, можно добавить чат для общения с командой. Доски можно сохранять в виде изображений, PDF-файлов, загружать в качестве резервных копий, сохранять на Google Диске. Также можно добавлять заметки, записывать идеи или комментарии всем участникам группы.

Представим алгоритм создания онлайн-досок Padlet и Miro:

1. Регистрация.

2. Создание новой доски.

3. Выбор шаблона.

4. Размещение задания, материалов.

5. Возможность поделиться материалами.

6. Сообщение ссылки или QR-кода студентам.

Выводы

1. Проведенная диагностика уровня сформированности у студентов навыка работы в группе показала, что студенты владеют данным навыком на пороговом и продвинутом уровнях. Применение онлайн-доски в процессе групповой работы на занятиях в вузе способствует более эффективному формированию навыка работы в группе.

2. Большинство студентов 3 курса очного и заочного отделений факультета иностранных языков видят возможности групповой работы с использованием онлайн-доски в образовательном процессе. Навык работы в группе формируется у студентов в процессе обучения в вузе. Групповые работы с применением онлайн-доски мотивируют студентов к общению на английском языке и способствуют развитию коммуникативных навыков.

3. Во время дистанционных занятий применение онлайн-доски может помочь организовать групповую форму работы. Большинство студентов считает, что самыми интересными формами групповой работы являются выполнение группового проекта, решение кейсовых заданий, группового паззла, составление презентации и проведение ролевой игры. Такие онлайн-доски, как Padlet и Miro, подходят для организации групповой работы на занятиях в вузе.

4. Оценивание работы, выполненной в группе с применением онлайн-доски, возможно с помощью листа самооценки и взаимооценки. С его помощью можно контролировать уровень сформированности навыка групповой работы у студентов и развития оценочных умений.


Библиографическая ссылка

Бижова И.А. ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА НА ДИСТАНЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОНЛАЙН-ДОСКИ // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 7. – С. 131-135;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38147 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674