Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

РАЗВИТИЕ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ПОСРЕДСТВОМ УПРАЖНЕНИЙ ИЗ ГИРЕВОГО СПОРТА

Зиамбетов В.Ю. 1
1 ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет»
Ставится проблема снижения уровня физического здоровья студентов вузов, которая является очень актуальной в сфере высшего профессионального образования на современном этапе. Автор предлагает пути решения проблемы повышения эффективности процесса укрепления здоровья студентов на занятиях по физической культуре в вузе. Описывая воздействие дыхательной системы на состояние здоровья организма, исследователь ставит цель: изучить влияние занятий гиревым спортом на дыхательную систему организма студентов в процессе физкультурно-оздоровительной работы в университете. Задачи исследования: применить физические упражнения с гирями на занятиях по физической культуре со студентами и определить особенности развития дыхательной системы студентов в процессе освоения физических упражнений из гиревого спорта. Материалы и методы исследования. Исследование проводилось в двух группах студентов по 50 чел. в течение 7 месяцев. Автор использовал анализ учебной и методической литературы, а также изучение результатов исследования ученых по применению гиревого спорта в физкультурно-спортивной деятельности со студентами вузов, работ по развитию дыхательной системы средствами физической культуры, обобщение опыта работы тренеров-гиревиков; метод экспертных оценок, диагностические методики и тестирование, педагогический эксперимент, Результаты исследования. Эксперимент, проведенный исследователем, четко показал положительное воздействие упражнений из гиревого спорта на развитие дыхательной системы студентов. Заключение. Освоение двигательных умений и навыков из гиревого спорта не только повышает знания студентов в сфере физкультурно-спортивной деятельности, но и активно тренирует дыхательную систему, укрепляя здоровье.
дыхательная система
гиревой спорт
физическая культура
здоровье
студенты
физические упражнения
проба Штанге
проба Генчи
1. Перегудова Н.В., Яковлева В.Н. Оздоровительная физическая культура студентов вуза в экологически неблагоприятных условиях среды // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2018. № 12 (166). С. 177–181.
2. Каташинская Л.И. Влияние занятий фитнесом на уровень физического развития, показатели сердечно-сосудистой и дыхательной системы юношей 16–17 лет // Вестник Тюменского государственного университета. Экология и природопользование. 2016. Т. 2. № 1. С. 160–170.
3. Раевский Д.А., Симина Т.Е., Румянцев В.П., Пучкова Н.Г. Динамика развития функциональных показателей как фактор двигательной подготовленности студентов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2016. № 3 (133). С. 197–201.
4. Чуйко А.А., Куница А.П. Характеристика показателей состояния здоровья студентов // Прикладная спортивная наука. 2018. № 1 (7). С. 42–46.
5. Мудриевская Е.В. Обоснование целесообразности и эффективности использования гимнастических упражнений йоги в физическом воспитании студентов // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2019. № 2 (13). С. 130–137.
6. Соколова Ю.И., Ермолаева Ю.И. Йога как эффективное средство влияния на состояние здоровья студентов специальных медицинских групп // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. 2015. № 2 (4). С. 368–370.
7. Таможникова И.С., Таможников Д.В., Неретин А.В., Кормилин С.А. Влияние систематического применения дыхательных упражнений на функциональную подготовленность спортсменов футболистов в подготовительном периоде // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25826 (дата обращения: 22.03.2020).
8. Гранкин Н.А., Кузнецова З.Н. Показатели функционального состояния и резервные возможности организма курсантов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2017. Т. 12. № 3. С. 37–46.
9. Таутиев И.М. Повышение аэробных возможностей курсантов, занимающихся гиревым спортом // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2018. № 12 (166). С. 250–252.
10. Чичкова М.А., Светличкина А.А., Доронцев А.В., Чичкова В.В. Исследование влияния аэробной нагрузки на сердечно-сосудистую систему студентов, занимающихся силовыми видами спорта // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2018. Т. 13. № 4. С. 177–182.
11. Матвеев А.Е. Методические рекомендации начинающим заниматься гиревым спортом // Электронный научный журнал. 2017. № 1–2 (16). С. 249–252.
12. Hart P.D. Multivariate Analysis of Vertical Jump Predicting Health-related Physical Fitness Performance. American Journal of Sports Science and Medicine. 2018. no. 6 (4). P. 99–105. DOI: 10.12691/ajssm-6–4–1.
13. Hart p.D. Concurrent Relationship of Objectively Measured physical activity and Cardiorespiratory fitness on Two Different Measures of Obesity in u.S. adults. Journal of physical activity Research. 2018. no. 3 (2): p. 78–81.
14. Зиамбетов В.Ю., Баранов В.В., Павлов В.П., Фунтиков Н.Н. Основы гиревого спорта в физкультурно-спортивной деятельности студентов: учебно-методическое пособие. Оренбург: 2019. 104 с.

Ситуация в современном мире, последние события, связанные с распространением вируса COVID-19 и его влиянием на здоровье, жизнь людей и, как следствие, его влияние на социально-экономические сферы деятельности подчеркивают значимость работы по укреплению здоровья населения как абсолютной ценности. От состояния здоровья человека и его дыхательной системы, как одной из основных, жизненно важных систем организма зависит способность индивида противостоять воздействию различных негативных факторов, в том числе сопротивляться воздействию возбудителей острых респираторно-вирусных заболеваний. Также во все времена на рынке труда были более востребованы работники, обладающие хорошим здоровьем. Поэтому работа по сохранению здоровья работника идет уже на этапе подготовки будущих профессионалов, в профессиональных учебных заведениях.

Кроме медицинских профилактических мероприятий для поддержания здоровья студентов в учебных заведениях, важной является физкультурно-оздоровительная работа, реализующаяся на занятиях по физической культуре. Хотя данная работа является отлаженной, но общественное развитие и научно-технический прогресс требует поиска все более новых эффективных способов физкультурно-оздоровительной работы. Данная задача возлагается на специалистов, осуществляющих свою деятельность в области физической культуры и спорта. Профессорско-преподавательский состав вузов находится в процессе постоянного поиска путей повышения эффективности учебно-воспитательной и оздоровительной работы в рамках занятий по физической культуре в университете. Усложняют решение данных задач негативные факторы: повышение аудиторной и самостоятельной учебной нагрузки, учеба за компьютером, гаджетомания, игромания и, как следствие, низкая двигательная активность студентов, недостаток свежего воздуха в помещении, которые могут привести к нарушению здоровья.

На современном этапе есть большое количество источников по обучению занимающихся основам гиревого спорта. Также существует достаточно много литературы по развитию дыхательной системы посредством разнообразных физических упражнений, но большинство исследователей упускают возможность изучения воздействия именно упражнений из гиревого спорта на дыхательную систему студентов. Автор предполагает, что применение на занятиях по физкультуре со студентами физических упражнений с гирями позволит повысить показатели здоровья дыхательной системы, потому что особенность упражнений из гиревого спорта заключается в воздействии на различные системы организма человека и особенно на кардио-респираторную систему.

Цель: изучить влияние занятий гиревым спортом на дыхательную систему организма студентов в процессе физкультурно-оздоровительной работы в университете. Задачи исследования:

– применить физические упражнения с гирями на занятиях по физической культуре со студентами;

– определить особенности развития дыхательной системы студентов в процессе освоения физических упражнений из гиревого спорта.

Применение физических упражнений из гиревого спорта для решения оздоровительных задач по развитию дыхательной системы студентов на современном этапе является новым и достаточно оригинальным подходом в педагогике высшей школы, что и определяет научную новизну данного исследования.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что рекомендованы действенные средства физической культуры, способствующие эффективному развитию дыхательной системы, обогащению содержательной части учебно-воспитательного процесса по физической культуре. Даны рекомендации по применению опыта работы, которые могут быть применены в разных сферах физкультурно-спортивной деятельности. Подчеркивается оздоровительная значимость физической культуры в системе высшего профессионального образования.

Над решением данной проблемы трудятся многие ученые и специалисты: Н.В. Перегудова и В.Н. Яковлева в своих исследованиях акцентируют внимание на роли вуза в укреплении здоровья студентов в неблагоприятных условиях окружающей среды [1]; Л.И. Каташинская определяет влияние различных физических нагрузок на сердечно-сосудистую и дыхательную системы [2]. Группа ученых под руководством Д.А. Раевского изучает влияние развития функциональных систем организма студентов, особенно дыхательной системы, на готовность к физическим нагрузкам на занятиях [3]; А.А. Чуйко и А.П. Куница определили влияние состояния дыхательной и сердечно-сосудистой системы на физическую работоспособность студентов [4]. Е.В. Мудриевская обосновывает эффективность дыхательных упражнений из йоги на состояние здоровья студентов [5]; Ю.И. Соколова и Ю.И. Ермолаева характеризуют влияние упражнений из йоги на дыхательную систему студентов специальной медицинской группы, их влияние на общее самочувствие и развитие данных студентов [6]. Группа ученых под руководством И.С. Таможниковой подчеркивает значимость развития дыхательной системы с помощью дыхательных упражнений даже для спортсменов [7]; Н.А. Гранкин и З.Н. Кузнецова изучают функциональное состояние и резервные возможности организма курсантов с помощью гиревого спорта [8]. И.М. Таутиев пишет о повышении аэробных возможностей организма курсантов, занимающихся гиревым спортом [9]; М.А. Чичкова и группа ученых под ее руководством упоминают об особенностях работы дыхательной системы при изучении влияния аэробной (кислородной) нагрузки на сердечно-сосудистую систему студентов, занимающихся силовыми видами спорта [10]; А.Е. Матвеев описывает комплексное влияние занятий гиревым спортом на здоровье занимающихся [11]. Американский ученый Питер Харт разносторонне подходит к изучению влияния физических упражнений на дыхательную и сердечно-сосудистую системы, используя различные методики диагностирования, тестирования [12]; активно изучает взаимозависимость физической нагрузки и состояния кардио-респираторной (сердечно-дыхательной) системы, их влияние на повседневную жизнедеятельность человека, работоспособность, ощущение комфорта, а также риск получения ожирения [13].

Материалы и методы исследования

К основным методам исследования при выполнении данной работы относятся: анализ учебной и методической литературы, а также изучение результатов исследования ученых по применению гиревого спорта в физкультурно-спортивной деятельности со студентами вузов, работ по развитию дыхательной системы средствами физической культуры, обобщение опыта работы тренеров-гиревиков; прогнозирование, систематизация и обобщение фактов, моделирование, метод экспертных оценок, анализ результатов образовательной деятельности, диагностические методики, педагогический эксперимент, наблюдение, тестирование, опрос.

Исследование проводилось в течение 7 месяцев, и измерения показателей проходили в 3 этапа: в начале, в середине и в конце эксперимента. Студенты-юноши были распределены на две группы: контрольная группа (КГ) и экспериментальная группа (ЭГ) по 50 человек в каждой. Студенты КГ занимались на занятиях по физической культуре по обычной программе, а в ЭГ группе на занятиях по физической культуре применялись основные физические упражнения из гиревого спорта. Необходимо также отметить, что исследование в ЭГ проводилось без ущерба для решения образовательных задач по дисциплине. Практические элементы исследовательской работы даже заметно обогатили содержательную основу занятий по физической культуре, повысили интерес студентов к ним. Разнообразие применяемых средств физической культуры позволило повысить сознательность студентов на занятии и познавательную активность, а также немного расширило физкультурный кругозор.

В работе применялись следующие физические упражнения с гирями: рывок гирь, жим гирь, толчок гирь, а также комплексные и серийные силовые упражнения с гирями [14]. При организации занятий с применением упражнений из гиревого спорта преподаватели (тренеры) должны обеспечить все условия безопасного проведения занятий, а также учитывать индивидуальные особенности студентов, потому что физическая готовность студентов к освоению специфических упражнений с гирями различная. В данной работе важно дифференцировать физическую нагрузку гирями разного веса, разным количеством повторений и подходов. Физические упражнения из гиревого спорта применялись в ЭГ на каждом занятии в течение всего эксперимента на занятиях по физической культуре. Каждое упражнение выполнялось максимум по 5 подходов, в каждом подходе выполнялось по 10–20 повторений, отдыхали студенты по 4–6 минут. Поэтому для достижения цели исследования и решения задач исследования необходимо решить образовательные задачи, направленные на формирование двигательных умений студентов в основах гиревого спорта. В гиревом спорте существует большое разнообразие упражнений, методик, и для их подробного изучения в целях методически грамотного применения автор ссылается на литературный источник, где все желающие могут подробно все изучить [14].

Но, кроме решения попутных учебно-методических задач, автор не забывал отслеживать влияние физической нагрузки от упражнений из гиревого спорта на развитие дыхательной системы студентов.

Чтобы определить изменения показателей дыхательной системы, были выбраны проба Штанге и проба Генчи. Данные пробы широко распространены в сфере физкультурно-оздоровительной работы, находятся в широком доступе в литературе и интернет-ресурсах [8]. Поэтому автор подробно не описывает в работе методические особенности их использования. Отмечается только то, что на основании пробы Штанге измерения проводятся в секундах: 60 с и более являются отличным результатом; 40–59 с – хороший результат; меньше 39 с – плохой результат, который, возможно, свидетельствует о недостатках в развитии дыхательной функции или даже каких-то заболеваниях. При использовании пробы Генчи также измерения проводятся в секундах и интерпретация результатов проводится по следующим показателям: 40 с и выше – хороший результат; 35–39 с – удовлетворительный результат и ниже 34 с – неудовлетворительный. Показатели каждого студента в группе складывались, и получался общий показатель группы.

Результаты исследования и их обсуждение

Состояние дыхательной системы в группах студентов по результатам проведения проб Штанге и Генчи представлено в табл. 1 и 2.

Таблица 1

Состояние дыхательной системы по результатам пробы Штанге

Проба

КГ

ЭГ

I этап

II этап

III этап

Всего

I этап

II этап

III этап

Всего

Проба Штанге, с

2034

2103

2189

6326

1912

2234

2397

6543

Таблица 2

Состояние дыхательной системы по результатам пробы Генчи

Проба

КГ

ЭГ

I этап

II этап

III этап

Всего

I этап

II этап

III этап

Всего

Проба Генчи, с

1619

1648

1695

4962

1597

1708

1823

5128

Из табличных данных видно, что по результатам пробы Штанге в КГ результаты увеличились только на 155 с, а результаты ЭГ увеличились на 485 с. По результатам пробы Генчи увеличение в КГ составило 76 с, а в ЭГ – 226 с. Увеличение показателей в КГ объясняется закономерным развивающим эффектом от занятий физической культурой.

Динамику изменения показателей состояния дыхательной системы студентов в группах нагляднее демонстрируют рис. 1 и 2.

ziambet1.wmf

Рис. 1. Динамика изменения показателей состояния дыхательной системы студентов по результатам пробы Штанге

ziambet2.wmf

Рис. 2. Динамика изменения показателей состояния дыхательной системы студентов по результатам пробы Генчи

По рисункам наглядно и четко видно, что показатели в ЭГ явно выросли и намного выше показателей КГ. По конечным результатам пробы Штанге в ЭГ показатели выше, чем у КГ на 217 с, а по результатам пробы Генчи – на 166 с.

Заключение

Таким образом, применение физических упражнений с гирями на занятиях по физической культуре со студентами позволяет эффективно повысить показатели состояния дыхательной системы. Показано специфическое воздействие физических нагрузок из гиревого спорта на развитие дыхательных мышц и физиологию работы дыхательной системы. С помощью данных, полученных применением пробы Штанге и пробы Генчи, автор точно измерил и четко показал эффективность развития дыхательной системы студентов на занятиях по физической культуре. Автор разработал и успешно применил на занятиях по физической культуре со студентами основные физические упражнения из гиревого спорта и рекомендует использование данного опыта в других сферах физкультурно-спортивной деятельности и в различных профессиональных учебных заведениях. Также исследование показывает достаточно простую работу по внедрению гиревого спорта в учебно-воспитательный процесс по физической культуре, которая способствует обогащению содержательной основы физкультурного образования в вузе. Данное исследование заметно обогатит общую работу ученых по развитию дыхательной системы организма человека на современном этапе, кратко описанную в начале статьи, в обзоре литературы.

В целом работа в очередной раз подчеркивает оздоровительную направленность занятий по физической культуре и системы физического воспитания в целом, а также показывает значимость вузов как социальных институтов в подготовке не только профессионалов, но и здоровых граждан.


Библиографическая ссылка

Зиамбетов В.Ю. РАЗВИТИЕ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ПОСРЕДСТВОМ УПРАЖНЕНИЙ ИЗ ГИРЕВОГО СПОРТА // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 4-2. – С. 283-287;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38011 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674