Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОСТИ

Цаплин А.О. 1, 2
1 ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет»
2 МОАУ «Лицей № 1»
В статье проведен анализ причин модернизации предметной области «Технология» в системе основного общего образования и выявлен потенциал основных общеобразовательных организаций в формировании технологической компетентности подростков. Обозначена философская проблема технологического подхода в образовании через рассмотрение противоречий между механицизмом и осмыслением деятельности. Раскрываются идеи компетентностного подхода в образовании. Рассмотрены основные подходы современных исследователей к определению сути понятия «технологическая компетентность» как «интегративное качество личности», связанное с деятельностью и ее мотивами, и как «способность (готовность) субъекта» алгоритмизировать свою деятельность, его ценностно-смысловые установки и ответственность за нарушение технологического процесса, выражающиеся в единстве теоретической и практической готовности, и проявляющиеся в умении технологически мыслить, анализировать, прогнозировать, проектировать и рефлексировать свою деятельность, вычленять основную задачу (проблему) и находить способы ее оптимального решения, конструировать собственную технологию и реализовывать ее в жизни. Аргументируется сензитивность подросткового возраста для формирования технологической компетентности через ряд характерных психолого-возрастных новообразований и изменений поведенческого характера. Проанализированы общие нормативно-правовые требования, запросы государства и общества, предъявляемые к школьному технологическому образованию. Доказывается актуальность формирования технологической компетентности подростков в образовательном процессе современной школы.
технологическая компетентность
предметная область «Технология»
общеобразовательная школа
подростковый возраст
технологический подход
компетентностный подход
механицизм
1. Послание Президента Федеральному Собранию 1 марта 2018 [Электронный ресурс]. – URL: http://kremlin.ru/events/president/news/56957 (дата обращения: 10.06.2018).
2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования [Электронный ресурс]. – URL: http://kzsvu.mil.ru/upload/site19/document_file/xKK4f86WG4.pdf (дата обращения: 10.06.2018).
3. Концепция развития предметной области «Технология» (2-я версия) [Электронный ресурс]. – URL: https://www.preobra.ru/improject-1590 (дата обращения: 29.05.2018).
4. WorldSkills International [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.worldskills.org (дата обращения: 30.05.2018).
5. Основные результаты международного исследования PISA-2015 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.osoko.edu.ru/common/upload/osoko/pisa/PISA_2015_results_short_report.pdf (дата обращения: 09.06.2018).
6. Всемирный доклад по мониторингу образования. Образование в интересах людей и планеты: построение устойчивого будущего для всех. Оригинальное название (на английском): Education for people and planet: Creating sustainable futures for all. 2-е изд., опубликовано ООН по вопросам образования, науки и культуры. – Париж: Изд-во ЮНЕСКО, 2017. – 568 с.
7. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) [Электронный ресурс]. – URL: https://wciom.ru (дата обращения: 09.06.2018).
8. Хохлова М.В., Плескачева О.Ю. Технологическая компетентность в структуре профессиональной подготовки будущего инженера: монография. – Брянск: БГИТА, 2013. – 164 с.
9. Хаматгалеева Г.А. Формирование технологической компетенции как необходимое условие развития технологической культуры учащихся / Г.А. Хаматгалеева // Известия Самарского научного центра РАН. – 2010. – № 3. – С. 65–69.
10. Дубровина И.В. Практическая психология в лабиринтах современного образования: монография / И.В. Дубровина. – М.: Изд-во МПСУ, 2014. – 464 с.
11. Лобанова Н.И. Образование и понимание (о технологическом подходе в педагогике) / Н.И. Лобанова // Высшее образование в России. – 2014. – № 2. – С. 48–56.

В двадцать первом веке человечество вступило в новый рубеж своего развития – постиндустриальный. Эра информатизации и модернизации диктует свои требования к обществу, экономике и образованию, связанные с резким ускорением всех процессов жизнедеятельности человека. Высокий уровень развития технологий, быстрый темп усвоения знаний и практического овладения профессиональными компетенциями, создание инновационной продукции становятся важнейшими факторами, определяющими конкурентоспособность и национальную безопасность государств. Важными качествами становятся готовность человека к профессиональному самоопределению, его способность алгоритмизировать свою деятельность, применять известные технологии в измененных условиях, создавать новые технологии. Здесь встает вопрос о необходимости формирования технологической компетентности уже на уровне основного общего образования.

Целью данного исследования является обоснование актуальности формирования технологической компетентности подростков в общеобразовательных организациях в рамках образовательной области «Технология». Для определения значимости исследуемого явления для общества, государства и педагогического сообщества были использованы следующие методы: теоретический и сравнительно-сопоставительный анализ нормативно-правовых документов, философской и методической литературы, социологических и статистических данных; корреляция понятий; контент анализ научных статей по проблеме исследования; выдвижение гипотез и прогнозирование.

В результате проведенного анализа были выявлены причины модернизации профессионального и школьного технологического образования в нашей стране:

– заявление президента В.В. Путина в ежегодном обращении к Федеральному собранию в марте 2018 г. о готовности России к технологическому прорыву и необходимости эффективного использования новых технологий, для эффективности которых необходимо обратить внимание на образование [1];

– внедрение в образовательную практику Примерной основной образовательной программы основного общего образования по технологии (протокол федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 8 апреля 2015 г. № 1/15), концептуально изменившее подход к технологическому образованию и расширившее рамки предметной области включив весь спектр существующих технологий, включая современные информационные, социальные, медицинские, нанотехнологии и робототехнику, менеджмент и сферу услуг [2];

– разработка Концепции развития предметной области «Технология» (2-я версия проекта обсуждалась в открытом доступе краудсорсинговой платформы «ПреОбразование» c 17 января по 1 февраля 2018 г.) в основных общеобразовательных организациях, основной целью которой «является создание условий для формирования технологической грамотности и компетенций обучающихся, необходимых для перехода к новым приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации» [3];

– успешный опыт включения в образовательную практику нашей страны международных стандартов, связанных с формированием профессиональных компетенций, популяризацией рабочих специальностей и конкурсным движением «WorldSkills International» (результативным показателем данного направления является проведение в 2019 г. 45-го мирового чемпионата по стандартам WorldSkills в Казани) [4];

– проведение ежегодных международных конференций и семинаров по вопросам технологического образования в Российской академии образования.

Обеспечить новые требования возможно не только за счет изменений в содержании и улучшений материально-технического оснащения школ, но, прежде всего, за счет изменений в теоретико-методологическом подходе к преподаванию предмета технология, например через формирование технологической компетентности подростков.

К понятию «технологическая компетентность» в последнее время обращались многие исследователи (В.Н. Горбунов, Н.Г. Гордеева, Ю.С. Дорохин, Н.Ю. Каракозова, М.П. Макарова, Е.И. Никифорова, Н.В. Чичерина). Но все они рассматривали данное понятие сквозь призму среднеспециального и высшего образования. Теперь же (как говорится в Концепции развития технологического образования и в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации) общество и государство осознало необходимость формирования определенных моделей технологического мышления и поведения личности в школьном возрасте, о чем свидетельствует положительный опыт других стран [3].

Теперь обратимся к статистике и социологическим опросам и проанализируем их данные. В 2015 г. школьники из России, участвовавшие в тестировании PISA, заняли 26-е место в мировом рейтинге. Главной целью тестирования PISA (Programme for International Student Assessment), проводимого во всем мире с 2000 г. среди 15-летних подростков, является выявление способности применения школьных знаний на практике. Данные результаты подтверждают точку зрения руководителя Центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования Галины Ковалёвой: «Самое трудное для наших школьников – нестандартные, нетипичные задачи» [5]. То есть обучающиеся осваивают определенные типологизированные способы решения и испытывают трудности в переносе знаний и изменении алгоритмов.

Согласно Всемирному докладу по мониторингу образования ЮНЕСКО, в 2014 г. около 62 миллионов всех учеников средней школы или 11 % приняли участие в программе получения формального технического и профессионально-технического образования. Вместе с тем быстрое развитие инновационных технологий в современном мире требует существенного увеличения количества подростков и совершеннолетних, обладающих соответствующими знаниями, включая технические и профессиональные навыки, необходимыми для трудоустройства, достойной работы и предпринимательства. [6].

И наконец, Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в феврале 2017 г. проводил телефонный опрос, согласно которому 69 % респондентов согласились с утверждением «молодежи сейчас непонятно, как добиться успеха, для чего получать образование, если по профессии невозможно устроиться» [7]. Что довольно объективно говорит о необходимости изменений в области образования и направленности на освоение профессиональных компетентностей.

Компетентностный подход впервые появился и разрабатывался в Англии, затем в 1970-х гг. в США и был связан с профессиональной сферой и сферой бизнеса, определяя качества успешного профессионала. Сегодня это понятие значительно расширилось и подразумевает уже общую способность делать что-либо хорошо и эффективно, включая в себя не только определенные знания, умения, навыки и действия, но и ценностно-смысловые установки, мотивы деятельности, самоуправление, саморазвитие и проектирование действий исходя из рефлексии окружающей действительности.

Понятие «технологическая компетентность», несмотря на существующий интерес со стороны исследователей, еще не имеет четко сформулированной дефиниции в педагогической науке и потому требует уточнения. Р.Д. Гаджиев, Ю.С. Дорохин, Н.Ю. Каракозова, Н.А. Маринкина, О.Ю. Плескачева, М.В. Хохлова, Э.Ф. Шарипова в своих исследованиях под технологической компетентностью понимают «интегративное качество (характеристику) личности» связанное с деятельностью и ее мотивами. В.Н. Горбунов, М.П. Крюков рассматривают технологическую компетентность как «способность (готовность) субъекта» успешно выполнять технологическую деятельность. М.В. Хохлова, О.Ю. Плескачева в своей монографии рассматривают технологическую компетентность по ее преобразовательной позиции как составную часть понятия «технологическая культура» [8]. Этой же точки зрения придерживается и Г.А. Хаматгалеева, выделяя в качестве уровней развития технологической культуры учащихся колледжа технологическую грамотность, техническую образованность и технологическую компетентность [9].

Мы придерживаемся точки зрения В.Н. Горбунова, М.П. Крюкова, Р.Д. Гаджиева и будем понимать под технологической компетентностью – способность субъекта алгоритмизировать свою деятельность (понять, присвоить и реализовать описание технологии или инструкцию), его ценностно-смысловые установки и ответственность за нарушение технологического процесса, выражающиеся в единстве теоретической и практической готовности и проявляющиеся в умении технологически мыслить, анализировать, прогнозировать, проектировать и рефлексировать свою деятельность, вычленять основную задачу (проблему) и находить способы ее оптимального решения, конструировать собственную технологию и реализовывать ее в жизнь.

Подростковый возраст является сензитивным для формирования технологической компетенции в силу ряда психолого-возрастных и социокультурных особенностей:

– вхождение ребенка в мир взрослых, яркое проявление его «Я-концепции», стремление противопоставить себя, доказать свою значимость, «взрослость», состоятельность в различных сферах деятельности и, как следствие, появление чувства ответственности, самостоятельности;

– примерение различных социальных ролей через игровую и учебную деятельность, это период проб и ошибок, стремления к самостоятельности и в то же время отказ принятия ответственности за последствия в случае неудачи;

– стремление к общению со сверстниками и совместной деятельности, расширение опыта коммуникативного и конструктивного взаимодействия, как проявление основной ведущей деятельности подросткового возраста;

– поиск внутренних ресурсов и профессиональное самоопределение через активное формирование самосознания, системы самооценивания и самоотношения;

– активное развитие творческих способностей;

– рост социальной активности, в отдельных случаях появление филантропических мотивов деятельности и направленности на помощь окружающим, волонтерство [10].

Анализ новых концепций, программ и нормативно-правовых документов позволил выявить общие требования, предъявляемые к школьному технологическому образованию:

– освоение сущностных компонентов технологической культуры (культуры труда, графической, дизайна, информационной, предпринимательской, человеческих отношений, экологической, культуры дома, потребительской, проектной);

– развитие инновационной и творческой деятельности;

– овладение методами, средствами и формами поиска, освоения, преобразования, хранения и передачи информации и технологий, исходя из анализа выявленных потребностей индивида и социума;

– установление межпредметных связей и интеграция полученных знаний в практической деятельности;

– формирование осознанного профессионального самоопределения ориентированного на профессии будущего, международные стандарты WorldSkills и опыт получения профессиональных проб [2, 3].

Многие из перечисленных требований призвана обеспечить технологическая компетентность, формируемая в общеобразовательном процессе школы на уроках технологии и во внеурочной деятельности. Компетентностный подход ориентируется на органическое единство с ценностями человека и пытается внести личностный смысл в образовательный процесс. То есть технологическая компетентность в отличие от технологической грамотности подразумевает не просто технологические ЗУНы (когнитивную составляющую), но и мотивацию, эмоционально-нравственное отношение (аффективную составляющую) и ответственность за свои действия (конативную составляющую) и практическое владение технологией.

Немаловажным вопросом в формировании технологической компетенции является философская проблема технологического подхода к образованию. Противоречия между механицизмом и осмыслением деятельности рассматривали многие философы и ученые: Т. Гоббс, Р. Декарт, Е. Дюринг, И. Ньютон, Ж.О. де Ламетри, Я. Молешотт, М. Фридман и др. Первые попытки перенести принципы механики во все сферы человеческой жизни связаны с развитием физики как науки в XVII в. Технологический переворот в конце XVIII века также способствовал восприятию «техники» и «машины» как способа отношения к миру. Некоторые современные исследователи (М.Е. Бершадский, Н.И. Лобанова и др.) довольно критически относятся к успевшему себя зарекомендовать технологическому подходу. Смысл вызванных противоречий заключается в том, что сущностное определение технологического подхода не подразумевает диалогическое (или субъект-субъектное) взаимодействие и основывается на идее эффективного управления, контроля, прогнозирования и манипулирования (то есть субъект-объектное взаимодействие) в сравнении с технологическим процессом и конвейерным производством, обеспечивающим конкретный качественный результат. Педагогический процесс же имеет дело с «живым ребенком», который обладает собственным мнением, свободой выбора и явно не может выступать только в качестве объекта воздействия [11].

Технологическая компетентность же подразумевает освоение общих принципов и механизмов алгоритмизации действий, предоставляя ребенку полную свободу в выборе средств, форм, методов, условий и самих технологий. Сама суть компетентностного подхода заключается в осознанном управлении деятельностью и осознанием себя в этой деятельности – самоуправление, самоменеджмент, то есть проявление субъективности.

Формирование технологической компетентности подростков в общеобразовательной организации планируется через разработку и апробацию образовательной модели и создание определенных условий на уроках технологии и во внеурочной деятельности. На первом этапе реализации образовательной модели (репродуктивном) обучающиеся развивают способности представлять свою деятельность в виде алгоритма на примере известных и привычных им процессов; учатся читать, преобразовывать и представлять информацию в различных видах и формах (графики, таблицы, кластеры, схемы, графические символы и др.). На втором (частично-поисковом) этапе формируются способности изменять, трансформировать, совершенствовать технологию в новых или заданных условиях через практическое овладение методами креативного поиска решений (метод фокальных объектов, синектика, инверсия, мозговой штурм, морфологический анализ и др.), имитационную игру, методы моделирования. На заключительном (исследовательском) этапе планируется выход обучающихся на субъективный уровень деятельности, то есть самостоятельное выявление актуальности, необходимости, потребности в новой технологии, владение основами инженерии (конструирование новых технологий, осуществление комплексного подхода в решении поставленных задач, рефлексия деятельности) проявление активности, самостоятельности и готовности к профессиональному самоопределению. Реализация данного этапа осуществляется через адаптацию элементов стратегии обучения планированию карьеры.

Выводы

Таким образом, в результате проведенного анализа нормативно-правовых документов, философской и методической литературы, научных статей, социологических и статистических данных можно сделать следующие выводы:

1) понятие «технологическая компетентность» в отечественной педагогической науке не имеет однозначно сформулированного определения и требует уточнения, а «технологическая компетентность подростка» вообще не рассматривалась исследователями и является интересным направлением для проведения педагогического эксперимента;

2) формирование технологической компетентности школьников является актуальным направлением образовательной политики нашей страны и обусловлено рядом преобразований в области модернизации технологического образования, так как базируется на основных положениях концепции модернизации технологического образования;

3) технологическая компетентность, несмотря на природу своего происхождения, смещает акцент в философских противоречиях технологического подхода в образовании в пользу осмысления и осознанного управления технологиями и алгоритмами, рассматривая обучающегося в качестве субъекта деятельности;

4) подростковый возраст, в силу ряда новообразований и изменений поведенческого характера, может выступать в качестве сензитивного для формирования технологической компетентности;

5) основные общеобразовательные организации имеют достаточный потенциал для формирования технологической компетентности подростков за счет интеллектуальных и методических ресурсов, исключая дополнительные затраты финансового и материально-технического характера.


Библиографическая ссылка

Цаплин А.О. ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОСТИ // Современные наукоемкие технологии. – 2018. – № 7. – С. 224-228;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37109 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674