Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Чернобровкин В.А. 1 Пустовойтова О.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова»
Настоящая статья посвящена исследованию сущности и значения проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе современной дошкольной образовательной организации. В работе обосновывается актуальная значимость современной проектной деятельности, определяются факторы её успеха, ключевые цели проектного обучения; рассматриваются принципы, виды, технологии организации и проведения поэтапной работы, результаты и продукты современного проектирования, влияния проектной деятельности на развитие различных способностей детей дошкольного возраста. Представлены основные направления работы и тематика различных видов современной проектной деятельности, актуализируется реализация образовательного проекта ТЕМП в условиях ДОО г. Магнитогорска. В аспекте выявления сущностной значимости проектной деятельности в дошкольной организации раскрывается её результативность в обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования, непрерывности образования в целом, определяются основные выводы и перспективы развития проектной деятельности. Подводятся итоги сущности и значения проектной деятельности в современной дошкольной образовательной организации, касающиеся того, что проектная методология в дошкольном образовании интегрирует воспитательно-образовательный процесс, позволяет повысить самостоятельность, целеустремленность детей, способствует развитию их творческого мышления, воображения, экспериментирования, умственных способностей, навыков поисковой деятельности ребенка.
дошкольное образование
проектная деятельность в ДОО
принципы организации проектной деятельности
технологии современного проектирования
образовательный проект
содержание и структура проекта
1. Хуторской А.В. Современная дидактика: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.
2. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. – М.: Народное образование, 2000. – 240 с.
3. Кувшинова И.А. Здоровьесбережение как необходимый аспект комплексной реабилитации детей с речевой патологией в условиях промышленного города // Логопед: научно-методический журнал. – 2009. – № 6 (38). – С. 13–20.
4. Stepanova N.A., Sannikova L.N., Levshina N.I., Yurevich S.N., Chernobrovkin V.A. Parental evaluation of preschool education quality: is it a problem or an opportunity? Man in India, 2017, vol. 97, no. 5, pp. 171–185.
5. Степанова Н.А. Детское экспериментирование как условие реализации региональной концепции «Темп» // Современные наукоёмкие технологии. – 2016. – № 12–1. – С. 206–210.
6. Бабунова Е.С., Градусова Л.В., Левшина Н.И., Мичурина Ю.А., Степанова Н.А., Турченко В.И., Чернобровкин В.А., Шепилова Н.А. Теоретико-прикладные основы социально-коммуникативного развития дошкольников. – Магнитогорск, 2015. – 329 с.
7. Серегина Е.А., Кувшинова И.А. Педагогические условия здоровьесбережения старшеклассников в период подготовки и сдачи ЕГЭ // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2009. – № 9. – С. 94–98.

Современные тенденции развития общества, изменения, происходящие в социальной сфере и в первую очередь в образовании, обусловлены желанием потребителей образовательных услуг получить не только теоретические знания, но и практические навыки их применения. Современная государственная образовательная политика ориентирована на удовлетворение потребностей обучающихся на всех уровнях. В этой связи всё большую актуальность и популярность в педагогической среде приобретает метод проектной деятельности, который способствует развитию познавательной активности обучающегося, формированию мотивационной готовности к учебной деятельности, продуктивному взаимодействию со сверстниками и взрослыми.

Исследователь А.В. Хуторской полагает, что ценность проектного обучения состоит в том, что она ориентирует детей на создание итогового продукта проектной деятельности, на достижение практического результата [1, с. 338].

B.В. Гузеев называет метод проектов «технологией четвертого поколения», которая позволяет решать задачи инновационного характера, предполагает интерактивную форму взаимодействия всех участников образовательного процесса, что способствует развитию творческого потенциала личности [2, с. 194–207].

Особое место проектный метод обучения занимает в образовательном процессе дошкольной образовательной организации (ДОО). Для ДОО проектная деятельность является инновационной педагогической технологией. Успех проектной деятельности в ДОО обусловлен многими факторами, среди них: обеспечение тесного взаимодействия и сотрудничества педагога с воспитанниками и их родителями, формирование у детей раннего социального позитивного опыта реализации собственных идей, оригинального мышления, способности принимать нестандартные выводы при решении поставленных задач. Новая парадигма педагогики, как отмечают современные исследователи, смещает центр проблем с формирования знаний, умений и навыков на целостное развитие личности ребенка [3, с. 13].

Данные положения обусловили выбор тематической направленности настоящего исследования и определили в качестве основной цели – выявление сущности и значения проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе современной дошкольной образовательной организации, определение ключевых задач проектного обучения, факторов успешности, принципов, видов, технологий организации и проведения поэтапной работы, результатов и продуктов современного проектирования, влияния проектной деятельности на развитие различных способностей детей дошкольного возраста, представление тематики реализации видов проектной деятельности на примере ДОО г. Магнитогорска.

Одной из ключевых целей проектной деятельности и проектного обучения является создание особых условий, при которых у обучаемых появляется стимул для самостоятельного поиска требуемых и недостающих знаний, который может реализовываться из различных источников. В этом отношении в проектной деятельности обнаруживаются черты сходства с концепцией развивающего обучения.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования № 1155 от 17.10.2013 г., который вступил в действие с 01.01 2014 г., определен портрет современного выпускника ДОО, обозначены целевые ориентиры. У дошкольника должны быть сформированы такие качества, как умение следовать правилам и нормам, принятым в обществе; в отношении сформированности социально-коммуникативных компетенций: умение взаимодействовать, сочувствовать, сопереживать, содействовать, уважать других людей, оказывать помощь; развития художественно-эстетического вкуса: способность понимать и воспринимать произведения искусства, в частности музыку, художественную литературу, фольклор, сопереживать персонажам художественных произведений, проявлять самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, конструктивно-модельную, музыкальную и др.).

Проектная деятельность также представляет собой вид педагогической работы, которая востребована в связи с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов в работе дошкольных образовательных организаций. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) регламентирует содержание и структуру основной образовательной программы дошкольного образования. Она должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей (познавательное, художественно-эстетическое, физическое, социально-коммуникативное, речевое развитие), в соответствии с возрастными особенностями и возможностями детей и сферой их интересов. Проектная деятельность полностью отвечает данному требованию и способствует, как отмечают многие современные педагоги, усилению направленности современной государственной политики в области дошкольного образования на создание условий для обеспечения доступности и качества дошкольного образования [4, с. 172].

Практический опыт педагогов показывает, что правильная организация проектной деятельности способствует развитию социально-коммуникативных и регуляторных способностей ребенка. В процессе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки: дети становятся внимательнее и терпимее друг к другу, начинают руководствоваться не только собственными мотивами, но и нормами и правилами, принятыми в обществе. Наблюдения показывают, что меняется характер и содержание сюжетно-ролевых игр дошкольников, они становятся более разнообразными, сложно структурированными, приближенными к реальной действительности.

О пользе применения метода проектной деятельности в образовательном процессе ДОО говорит тот факт, что благодаря ему можно развивать творческие и умственные способности ребенка, воспитывать такие качества, как самостоятельность, целеустремленность, стремление к постоянному обогащению знаний о мире. Перед педагогом стоит непростая задача, а именно активизировать познавательную и творческую активность ребенка, способствовать формированию уверенности при выборе способа действия в различных ситуациях.

Целью проектной деятельности в дошкольной образовательной организации должен стать активный и любознательный, разносторонне развитый и творчески свободный ребенок. Значимость дошкольного периода обусловлена тем, что именно в этом возрасте происходит общее физическое и психическое развитие ребёнка, которое впоследствии становится фундаментом для выбора им ценностных и нравственных ориентиров, для выстраивания отношений с окружающим миром и самим собой. Именно дошкольное детство является основой для усвоения знаний, умений и развития познавательных интересов формирующейся личности.

В основу организации проектной деятельности в ДОО должны быть положены такие важные принципы проектирования, как открытость, диалогичность, рефлексивность, создание условий для мотивации и стимулирования интересов детей, выстраивание отношений с ребенком на соучастии и сотворчестве; учет возрастных особенностей, индивидуальных, интеллектуальных и физиологических возможностей личности, системности, обеспечения взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи. Педагог, прежде всего, должен создать условия, мотивирующие ребенка на осуществление проектной деятельности, ситуацию успеха, где дошкольник будет активным субъектом, деятелем. В ходе такой работы дети проживают созданную ими ситуацию, испытывают положительные или отрицательные эмоции. Реализация проектной работы в ДОО предполагает, что педагог, воспитатель должен овладеть технологией организации и проведения проектной деятельности, так как проектирование – это всегда совместное творчество педагога при обязательном выполнении алгоритма поэтапной работы.

Работа по созданию проекта начинается с определения темы, ее актуальности для современной действительности. Далее формулируется цель проекта, ставятся задачи, решается вопрос о материально-техническом оснащении и собственно осуществляется подготовка к реализации проекта и получению продукта проектной деятельности. Достижение поставленной цели оказывается возможным при совместной деятельности дошкольников с педагогом и родителями, важным условием является должное оснащение развивающей предметно-пространственной среды ДОО. На завершающем этапе воспитанники демонстрируют полученный результат, продукт деятельности.

Продуктами проекта могут быть макеты и модели, газеты выставки, альбомы, праздники, игры, книги, сделанные в совместной деятельности со взрослыми, проектная папка и другое. Ребенок непременно должен увидеть и ощутить плоды своего труда. Для реализации проектной деятельности особо важным является соблюдение правила, касающегося того, что каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка чувство гордости за полученный результат.

В дошкольной образовательной организации могут использоваться различные виды проектов: исследовательские, творческие, сюжетно-ролевые, нормативные. В настоящее время, в русле особой необходимости развития патриотической направленности, одной из актуальных является тема Родины. Например, можно реализовать проект с таким названием, как «Мой родной край», для детей старшего дошкольного возраста и родителей. В ДОО г. Магнитогорска многие педагоги работают по программе, разработанной профессором кафедры дошкольного образования Е.С. Бабуновой «Наш дом – Южный Урал». Дошкольники с особым интересом узнают об историческом наследии Южного Урала, коренном населении, традициях и обычаях. Материалы успешно используются детьми и педагогами при подготовке проектов.

В рамках приобщения детей старшего дошкольного возраста к историческому прошлому реализуются проекты с тематикой, посвященной празднованию Дня Победы. Продуктом проектной деятельности могут быть фотовыставки о героях и лицах Великой Отечественной войны, экскурсии в Магнитогорский краеведческий музей и к монументу «Тыл – фронту», выставки детских рисунков «День Победы в моей семье», которые проводятся в Магнитогорской картинной галерее.

В настоящее время в дошкольных образовательных организациях активно реализуется образовательный проект ТЕМП, т.е. технология, естествознание, математика – приоритеты образования, согласно приказу «Об утверждении комплекса мер по созданию образовательного технопарка «ТЕХНОСИТИ» в городе Магнитогорске». Образовательный проект представляет собой способ организации деятельности обучающихся, предусматривающий комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени. Целевыми направлениями проекта ТЕМП в ДОО являются создание мотивационных условий для выбора обучающимися актуальных для региона профессий и специальностей уже на уровне дошкольного образования, формирование инновационной инфраструктуры для развития технологического, естественно-математического образования, технического творчества детей. Реализация образовательного проекта ТЕМП позволяет сформировать у детей определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориентации.

В ДОО г. Магнитогорска в рамках реализации проекта ТЕМП осуществляются следующие виды деятельности в условиях технологического направления: легоконструирование, робототехника с использованием наборов LEGO DUPLO, LEGO WEDO, LEGO DACTA, ROBOLAB RCX, конструирование («Бумажное ателье», Кормушки для птиц), авиамоделирование («Мы строим Космодром», «Летим к звёздам», «Станция на орбите», «Транспорт», «Великие открытия»). В рамках естественнонаучного направления проводится опытно-экспериментальная, познавательно-исследовательская деятельность (создание метеостанций, разведение огорода, природных зон и другое). В рамках реализации математического направления в образовательных организациях Магнитогорска проводится сенсорное развитие дошкольников, развитие математических представлений, формирование математического, логического и пространственного мышления через использование игр-головоломок, обучение игре в шашки, шахматы, измерение времени, ориентирование в пространстве и др. В итоге, использование детского экспериментирования в педагогической практике работы с дошкольниками является эффективным и необходимым условием развития у детей исследовательской деятельности, познавательного интереса, понятий об окружающей их действительности, что в полной мере соответствует требованиям концепции «ТЕМП» [5, с. 210].

Тематика по освоению данного образовательного проекта в ДОО может включать такие разновидности профессий, как «Труд на селе зимой», «Профессии на стройке», «Сельскохозяйственные профессии», «Орудия труда. Инструменты» и др. Таким образом, знакомство дошкольников с профессиями позволяет расширить представления о многообразии видов профессий, воспитать уважительное отношение к труду взрослых, обогатить знания детей о трудовой деятельности близких им людей, сформировать понимание значимости профессии для человека и потребности в выборе будущей профессии, выявить желания и формирующиеся предпочтения у дошкольников.

Одним из важных условий подготовки качественного проекта является следование паспорту проекта, который используется на презентации или защите и является своеобразным «удостоверением» проекта. Этот документ содержит основные характеристики проекта, его цель, исполнителей, краткое описание, полную информацию о проекте от начала его разработки до выхода проектного продукта содержится в проектной папке, в наполнении которой принимают участие все исполнители.

Метод проектной деятельности предполагает, что педагог-воспитатель будет реализовывать личностно-ориентированный и развивающий подходы, учитывать интересы и желания детей, выстраивать образовательный маршрут, согласно его потребностям, что является непременным условием современного образования. Немаловажное значение в этом отношении имеет нравственно-эстетическое воспитание дошкольника. Подтверждением этого является мнение современных исследователей, касающееся того, что педагогическая наука одной из своих задач видит определение путей и способов нравственно-ценностного воспитания детей [6, с. 43].

Проектная деятельность также может рассматриваться как одна из здоровьесберегающих технологий, исходя из подвижности и двигательной активности детей, способствующих снятию усталости и повышению мотивации к обучению при реализации выполнения проектных задач. Поэтому учебно-воспитательная деятельность педагога, являющегося не только непосредственным проектировщиком, режиссером и контролером образовательного процесса, может рассматриваться, как отмечают специалисты, профессионально ответственной личностью за сохранение здоровья детей в процессе обучения [7, с. 95].

Подводя итоги сущности и значения проектной деятельности в современной дошкольной образовательной организации, необходимо сделать следующие выводы:

1. Использование в образовательном процессе метода проектной деятельности способствует всестороннему развитию воспитанников ДОО, позволяет им в дальнейшем успешно осваивать основную образовательную программу начального общего образования, обеспечивает полноценную адаптацию ребенка к школе.

2. Проектная деятельность активно влияет на формирование коммуникативных умений, которые необходимы как дошкольнику, так и учащимся школ. Умение слушать, грамотно излагать свои мысли, выстраивать диалог – важные качества современного успешного человека.

3. Проектная деятельность позволяет установить контакт между воспитателем и родителями своих воспитанников, а также сплотить близких друг другу людей единой целью, которая заложена в тематике проекта. На открытых мероприятиях, проводимых в ДОО, родители наблюдают достижения своих детей и сами становятся активными участниками образовательной деятельности.

4. Особенность проектной деятельности заключается в том, что она целиком выстраивается, исходя из интеллектуальных потребностей и интересов детей. Воспитанники самостоятельно выбирают тему проекта и разработают ее совместно с педагогом и родителями. Это создает мотивационный фон для познавательной активности ребенка, так как его деятельность реализуется не на принуждении, а на желании творить, исследовать, экспериментировать.

5. Проектная методология в дошкольном образовании интегрирует воспитательно-образовательный процесс и позволяет повысить самостоятельность, целеустремленность детей, способствует развитию творческого мышления, умственных способностей ребенка, инициирует в детях самостоятельный поиск информации об интересующих предметах и явлениях окружающего мира и использование этой информации для создания новых продуктов и объектов действительности.

Таким образом, в ходе организации и проведения проектной деятельности происходит взаимное обогащение всех участников образовательного процесса; расширяется кругозор, словарный запас, совершенствуется ораторское искусство, формируется целеустремленность, настойчивость в достижении поставленной цели, отрабатываются навыки поисковой деятельности.


Библиографическая ссылка

Чернобровкин В.А., Пустовойтова О.В. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ // Современные наукоемкие технологии. – 2018. – № 6. – С. 261-265;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37068 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674