Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

РАЗРАБОТКА СИМУЛЯТОРОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ МАГИСТРАНТОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОНЛАЙН-КУРСОВ

Федорова Л.А. 1
1 ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»
Настоящая статья посвящена исследованию ресурсов и инструментов учебного курса, используемых в процессе реализации магистерской программы с применением дистанционных образовательных технологий. Использование в учебном процессе в вузе электронных учебных курсов сегодня уже не редкость, а в настоящее время это условие стало одним из обязательных для попадания того или иного университета в государственную программу «5/100». Целью настоящей работы является обзор симуляторов (диалоговые тренажеры, мини-игры и пр.) и обоснование их актуальности применения в учебном процессе при реализации соответствующих образовательных программ с применением дистанционных технологий. В современных условиях крайне важно так сформировать онлайн-курс, чтобы ресурсы и инструменты, используемые в нем, максимально были направлены на повышение уровня самостоятельности в освоении материала и на формирование необходимых компетенций в соответствии с реализуемой основной профессиональной образовательной программой высшего образования. Кроме того, в электронном учебном курсе должны быть как обучающие и контролирующие степень освоения материала элементы, реализуемые по схеме «преподаватель – магистрант», так и элементы обратной связи, реализуемые по схеме «магистрант – преподаватель». Соответственно очень важно определиться с вопросами – какую структуру курса выбрать, какие ресурсы и инструменты использовать в курсе для представления материала, а какие – для проверки качества, обратной связи и полноты освоения материала магистрантами.
дистанционные образовательные технологии
онлайн-курс
электронный учебный курс
компетенции
симулятор
диалоговый тренажер
образовательный процесс
1. Кларин М.В. Инновации в обучении. Метафоры и модели / М.В. Кларин. – М.: Наука, 1997. – 398 с.
2. Дистанционное обучение в вузе / С.Н. Водолад [и др.] // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2010. – № 1 (13). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obuchenie-v-vuze (дата обращения: 09.03.2018).
3. Проектирование и разработка дистанционного учебного курса в среде Moodle 2.7: учебно-методическое пособие / Н.П. Клейносова, Э.А. Кадырова, И.А. Телков, Р.В. Хруничев. – Рязань: Издательство РГРТУ, 2015. – 160 с.
4. Гилярова М.Г. Дидактические принципы электронного обучения как педагогическая основа для дистанционного образования / М.Г. Гилярова // Электронный научно-практический журнал «Молодежный научный вестник». – 2016. – № 8. URL: http://www.mnvnauka.ru /%E2%84%968-%D0%B0%D0%B2%D0%B3%D1%83%D1%81%D1%82-2016 (дата обращения: 08.03.2018).
5. Почему геймификация работает и как ее использовать в обучении? iSpringer: программа для организации дистанционного обучения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.ispring.ru/elearning-insights/geymifikatsiya-i-kak-primenit-ee-v-elektronnom-obuchenii/ (дата обращения: 08.03.2018).
6. Диалоговый тренажер в онлайн-курсе. iSpringer: программа для организации дистанционного обучения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.ispring.ru/elearning-insights/dialogovyiy-trenazher-v-online-kurse/ (дата обращения: 08.03.18).
7. Тихомирова Е. Живое обучение: что такое e-learning и как заставить его работать / Е. Тихомирова. – М.: Альпина Паблишер, 2016. – 238 с.

Сегодня в век цифровой экономики большое внимание в современных вузах уделяется применению в процессе образовательной деятельности IT-технологий: виртуальные лаборатории, мультимедиасредства, интерактивные доски, онлайн- и офлайн-обучение. Применение дистанционных образовательных технологий в учебном процессе сегодня осуществляется практически во всех учебных заведениях высшего образования в нашей стране. Они способствуют внедрению новых образовательных технологий, повышению открытости и доступности образовательных ресурсов, росту уровня самостоятельности в освоении материала студентами, повышению качества сервисной поддержки образовательного процесса.

Целью настоящего исследования является обзор симуляторов и обоснование их применения в учебном процессе при реализации соответствующих образовательных программ с применением дистанционных технологий.

Сегодня в соответствии с дорожной картой государственной программы поддержки крупнейших российских вузов – проекта «5/100» одним из важнейших направлений развития высшего образования является создание и успешная реализации системы онлайн-обучения. Совершенно ясно, что в современном образовании применение дистанционных технологий в учебном процессе не является какой-то сверхинновацией. М.В. Кларин дает определение инновации применительно к педагогическому процессу трактуя ее как «введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения, организацию совместной деятельности преподавателей и студентов» [1]. В связи с этим инновацией в электронном обучении может стать сочетание ресурсов и инструментов, позволяющих формировать теоретические знания и умения, а также практические навыки у обучающихся. Основным принципом дистанционного обучения является установление интерактивного общения между обучающим и обучающимся, где больший акцент делается на самостоятельную работу последнего [2].

Анализ реализуемых в российских вузах современных онлайн-курсов на базе виртуальной обучающей среды Moodle показал, что в структуре электронного учебного курса используются примерно одни и те же ресурсы дистанционного обучения. Традиционно электронный учебный курс в системе Moodle структурирован:

- на содержательную часть учебной дисциплины;

- средство организации и проведения процесса обучения;

- часть практических заданий;

- среду общения участников курса;

- средства самоконтроля и контроля полученных знаний [3].

В составе электронного учебного курса наиболее часто применяемыми элементами и ресурсами являются:

1. Обучающий материал:

- лекция – автоматически оцениваемый структурированный ресурс, представляющий собой совокупность теоретического материала, подобранного преподавателем-тьютором и разделенного на части, в конце каждой части содержится контрольный вопрос, если студент ответил верно – ему присваивается соответствующее количество баллов и система переводит его на следующий вопрос, а если неверно, то возвращает в начало раздела и уже за верный ответ, но со второй и каждой последующей попытки баллов студенту будет присваиваться все меньше;

- книга – неоцениваемый структурированный ресурс, представляющий собой теоретический материал, подобранный преподавателем-тьютором и размещенного в виде книги, с разделением на главы, параграфы и пр.;

- файл – неоцениваемый неструктурированный ресурс, представляющий собой теоретический материал, подобранный преподавателем-тьютором и размещенный в виде конспекта лекции в форме одного файла Word, pdf, презентации Power Point, Flash-презентации и пр.;

- страница – неоцениваемый неструктурированный ресурс, представляющий собой теоретический материал, подобранный преподавателем-тьютором и размещенный в виде текстовой части;

- гиперссылка – неоцениваемый неструктурированный ресурс, представляющий полностью заимствованный материал из сети Интернет – видео ролики, фильмы.

2. Практическое задание:

- задания (элемента, позволяющего присылать на проверку ответ в составе самостоятельных файлов, оцениваемых преподавателем в соответствии с установленной оценочной шкалой);

- рабочей тетради (элементы, позволяющий формировать ответ в виде текстовой части, оцениваемой преподавателем в соответствии с установленной оценочной шкалой);

- семинар (элемент, представленный в курсе в виде опроса).

3. Инструмент контроллинга степени освоения материала:

- тест (вопросы могут быть сформированы в различной форме – множественный выбор, верно/неверно, на соответствии, числовой ответ, короткий ответ, вычисляемый, выбор пропущенных слов и пр.);

- чат (контроль знаний может быть представлен в форме экспресс-опроса, брейн-ринга и пр.);

- глоссарий (контроль знания терминологии по курсу).

Рассматривая возможность использования электронного учебного курса в рамках реализации магистерских программ подготовки, важно представить в его составе элементы, которые максимально будут способствовать формированию необходимых компетенций. Так, исследуя перечень компетенций, к примеру, представленных в основной профессиональной образовательной программе РУДН по направлению подготовки 38.04.01 «Экономика», уровень высшего образования – магистратура, следует сделать акцент на таких позициях, как общекультурные компетенции, в части формирования способности к самостоятельному освоению новых методов исследования, к измерению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности, а также владения навыками публичной и научной речи, так и профессиональные компетенции, в части формирования способности обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, способности проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой и способности готовить аналитические материалы для оценки мероприятий.

Использование в рамках курса вышеперечисленных элементов и ресурсов способно только частично обеспечить владение магистрантами перечисленными компетенциями. В своей работе М.Г. Гилярова выделяет существенные преимущества дистанционной формы обучения:

- отсутствие территориальных границ;

- достаточно лишь наличие бесперебойного доступа в Интернет;

- одновременное обучение неограниченного количества обучающихся;

- привлечение преподавателей к сотрудничеству без очного присутствия в вузе;

- отсутствие субъективности в оценке знаний обучающегося;

- индивидуальный подход к каждому обучающемуся;

- возможность общения в онлайн- и офлайн-режимах;

- формирование ключевых компетенций у обучающихся в части информационной культуры;

- возможность обучающемуся в любое удобное время в рамках курса изучать и выполнять задания;

- возможность достижения обучающимся высокого уровня самостоятельности в изучении материалов курса;

- возможность использования в рамках курса не только текстов, но и презентаций, аудио, видеоресурсов [4].

Несомненно, идеальным вариантом реализации дисциплины является смешанное обучение. Эта форма более гибкая и позволяет существенно сократить время очного занятия за счет предварительной подготовки в дистанционной форме. Главным барьером для успешной реализации курса в асинхронной дистанционной форме обучения является отсутствие живого общения между обучающим и обучаемым, магистрант не может онлайн задать вопрос и получить на него своевременный ответ, сконцентрированность внимания обучающегося недостаточно высока, а также недостаточно представлен инструментарий, способствующий самоконтролю полученных знаний.

Очень важно при использовании дистанционных технологий как в смешанном, так и в чисто дистанционном обучении включать в курсы элементы геймификации и симуляции. Геймификация – это решение реальных прикладных задач с использованием игровых элементов, инструментов и ситуаций. Геймификация в обучении обладает следующими признаками функционирования:

- игровая механика – это механизм работы игры, структура процессов, правила, соответствие контенту курса;

- создание условий для достижения поставленной перед обучающимся цели;

- интерактивность и степень вовлеченности – игра должна учитывать набор возможных действий и решений игрока; содержать систему вознаграждений обучающихся за достижение обозначенных целей и набор необходимого количества баллов; задачи, стоящие перед обучающимся, должны иметь разный уровень сложности;

- допустимость в системе «права на ошибку» – предоставление обучающемуся нескольких попыток прохождения сценария, наличие обратной связи на каждом этапе прохождения задания;

- применение инструментария ранжирования и создания рейтинга, который позволит продемонстрировать уровень и своевременность достижения поставленных учебных целей;

- согласованность внутренней мотивации и внешних вознаграждений, при этом не надо забывать, что главная мотивация обучающегося – это его внутренняя потребность узнавать что-то новое, используя для этого различные инструменты [5].

Симуляция – это интерактивная имитация различных действий, которые обучающийся бы реализовал, будучи в реальных практических условиях, другими словами, виртуальный помощник в онлайн-образовании.

Останавливаясь на предлагаемых в настоящем исследовании инновациях, необходимых для дополнения существующих дистанционных курсов, следует отметить, что в части обучающих ресурсов в электронный учебный курс необходимо внедрять симуляторы по типу видеолекций, которые будут сформированы по принципу «смотри и действуй». Этот принцип будет работать за счет добавления в ролик скринкаст подсказок, так программный продукт iSpring Suite позволяет записывать ролик с экрана компьютера, когда ресурсы на экране преобразуются в интерактивную видеостудию. Скринкаст – это аналог вебинара, с отличием лишь в том, что запись ролика осуществляется с экрана компьютера с закадровой озвучкой. Оптимальная продолжительность видеолекции не должна превышать 7–10 минут, иначе усвояемость материала будет недостаточно высока.

Кроме того, в формате применения дистанционных образовательный технологий в содержательной части курса возможно предусмотреть ссылку на доступ в электронные библиотеки, либо создание в курсе библиотек литературы, нормативных актов по курсу и статистических данных для использования их в выполнении практических кейсов, что как раз и позволит магистранту приобрести навыки проведения самостоятельных исследований.

Для целей более эффективного выполнения практических заданий и обеспечения самоконтроля в рамках реализации электронного учебного курса предлагаем применять симулятор, позволяющий обучаемому попробовать себя в диалоге с собеседником по теме. При этом делая ошибки в процессе обучения, обучающий может предложить, а обучаемый апробировать различные сценарии своего поведения в альтернативных сценариях и анализировать последствия своих действий. Этот инструмент – диалоговый тренажер, другими словами, интерактивное асинхронное упражнение, которое, по сути, копирует диалог с преподавателем, помогая отработать навыки публичной речи без риска ошибиться. Основное преимущество этого инструмента – разветвленный сюжет, в результате которого обучающийся будет сталкиваться с различными ситуациями, эмоциями и комментариями интерактивного помощника преподавателя. Кстати, используя возможности библиотеки iSpringer, диалоги проводятся в различных помещениях, а в качестве собеседника можно привлекать персонажей разного пола, разного возраста, разного социального уровня, которые будут общаться с магистрантом и показывать обучающемуся различные эмоции (рисунок).

fed1.tif

Скриншоты некоторых слайдов диалоговых тренажеров

Диалоговый тренажер может быть использован как для самоконтроля, т.е. ответы обучающихся не будут давать им никаких баллов, так и для контроля преподавателем – присвоение баллов за правильные ответы.

Диалоговые тренажеры классифицируют на два типа:

1. Простые тренажеры помогают проверить или отработать один навык, например, алгоритм работы с возражениями. Такое упражнение можно разместить в курсе после блока теории, чтобы закрепить материал.

2. Сложные тренажеры моделируют сразу несколько навыков. Например, курс по проведению встречи с клиентом может быть одним большим тренажером, где учащийся отрабатывает разные техники: установление контакта, выявление потребностей, презентация, работа с возражениями и завершение сделки [6].

При реализации магистерской программы в составе онлайн-курса целесообразно применять сложные тренажеры, которые кроме навыков коммуникации будут формировать профессиональные компетенции в части научно-исследовательской, проектно-экономической и аналитической деятельности, так как будут предполагать выполнение кейс-задания, в котором необходимо выбрать альтернативный сценарий развития исследуемой системы, проанализировав дополнительный материал по теме (в том числе найти его в имеющейся в курсе библиотеке), произведя расчеты на основании статистических данных, разработав рекомендации по результатам кейс-задания.

Кроме вышеупомянутых ресурсов и инструментов, в части формирования компетенций в проектно-экономической (к примеру, способности самостоятельно разрабатывать проектные решения с учетом фактора неопределенности) и организационно-управленческой деятельности (к примеру, способности разрабатывать управленческие решения). Веб-квест – это вид проблемного группового задания в форме ролевой игры, где формируются общепрофессиональные компетенции в части руководства коллективом и готовности к коммуникациям.

В современной литературе представлено множество интересных инструментов контроллинга, направленных на оценку уровня знаний в рамках электронных форматов онлайн-обучения. По мнению автора, что одним из наиболее востребованных является такой инструмент геймификации в дистанционном обучении, как мини-игры. По сути, это тестирование в виде игры. Есть портал, на нем есть рейтинг участников, при этом обучающийся может выбрать уровень сложности и пройти его, результаты при этом сохраняются в системе, рейтинг при этом обновляется [7].

Таким образом, при подготовке к запуску электронного учебного курса преподавателю – автору курса необходимо быть максимально ориентированным на формирование заинтересованности обучающегося, создание структуры и сценария курса, способствующего освоению магистрантом ключевых компетенций по программе, включать инструменты практической апробации приобретенных им навыков.

Статья подготовлена в рамках проекта-победителя Грантового конкурса Стипендиальной программы Владимира Потанина 2016/2017.


Библиографическая ссылка

Федорова Л.А. РАЗРАБОТКА СИМУЛЯТОРОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ МАГИСТРАНТОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОНЛАЙН-КУРСОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2018. – № 5. – С. 230-234;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37021 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674