Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,021

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ КОНКУРСА «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДЕБЮТ»

Долгова В.И. 1 Нуртдинова А.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»
В статье поставлена цель – раскрыть программу формирования мотивации профессиональной деятельности студентов в условиях конкурса «Педагогический дебют». Неконкурсная часть программы представлена организационными собраниями участников и наставников, индивидуальными и групповыми консультациями, мастер-классами. В конкурсную часть входят шесть мероприятий, которые реализуются очно ежегодно в феврале – апреле на базе университета и образовательных партнеров сетевого взаимодействия с регламентом 5–40 минут. Конкурс проходит в два тура, первый тур – факультетский; второй – университетский. Первый тур конкурса бакалавров включает открытый урок (занятие) в реальных условиях образовательной организации и его самоанализ, психологический анализ педагогической ситуации из видеосюжета, Портфолио. Второй тур – «Моя педагогическая лаборатория» по результатам квалификационного исследования; разработка «Лучшего электронного ресурса»; публичная самопрезентация «Моя профессиональная траектория». Первый тур конкурса студентов магистратуры – открытое занятие в реальных условиях и его самоанализ, «Научная продукция», Портфолио; второй тур – защита педагогического проекта, педагогическая дискуссия и публичная самопрезентация «Моя профессиональная траектория». Конкурс предполагает личное первенство, но в процессе его подготовки предусмотрено участие преподавателей-наставников и обучающихся. Изменение структуры мотивации профессионально-педагогической деятельности изучено по методике К. Замфир в модификации А. Реана «Изучение мотивации профессиональной деятельности»; установлено, что положительный мотивационный комплекс проявился у абсолютного большинства студентов. «Педагогический дебют» обеспечивает мониторинг качества образования и возможность распространения лучших практик подготовки будущих педагогов и педагогов-психологов внутри вуза и за его пределами, что способствует формированию у студентов мотивации профессионально-педагогической деятельности.
студенты
мотивация
педагогический дебют
открытый урок
самоанализ
психологический анализ педагогической ситуации
1. Заседание оргкомитета XI всероссийского конкурса «Педагогический дебют-2016» // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2016. – № 1 (28). – С. 161–162.
2. Заседание оргкомитета XI всероссийского конкурса «Педагогический дебют-2016» 26 января 2016 года // Ценности и смыслы. – 2016. – № 1 (41). – С. 143–144.
3. Об итогах областного конкурса молодых учителей «Педагогический дебют-2015» // Научно-методический журнал Педагогический поиск. – 2016. – № 1. – С. 6–8.
4. Матросов В.Л. Конкурсы профессионального мастерства как форма обучения студентов интерактивным формам взаимодействия на основе образовательной интеграции / В.Л. Матросов, Н.Ю. Борисова, Д.А. Мельников, Л.М. Аунапу // Наука и школа. – 2012. – № 4. – С. 8–12.
5. Фурен П.Е. Конкурс «педагогический дебют» как составная часть педагогической практики студентов исторического факультета Челябинского государственного педагогического университета / П.Е. Фурен // Преподавание истории в школе. – 2013. – № 7. – С. 3–5.
6. Глазырина Л.А. Выпускники ЧГПУ – участники областного конкурса профессионального мастерства «Педагогический дебют» / Л.А. Глазырина, А.А. Нуртдинова, Л.Н. Павлова, А.С. Филиппова. – Челябинск: изд-во ЧГПУ, 2014. – 61 с.
7. Смирнова И.Э. Подготовка студентов к участию в профессиональном конкурсе / И.Е. Смирнова // Библиотека журнала Методист. – 2016. – № 2. – С. 17–21.
8. Бондарчук Е.В. Анализ мотивации профессиональной деятельности студентов педагогического вуза / Е.В. Бондарчук // Психологическое сопровождение образовательного процесса. – 2014. – Т. 1, № 4–2. – С. 36–44.
9. Андросова Ю.В. Ценностные ориентации и мотивация выбора профессии учителя как компоненты профессионально-педагогического мировоззрения студентов вуза / Ю.В. Андросова, Л.В. Вершинина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2015. – № 9. – С. 9–14.

Анализ материалов заседания оргкомитета XI всероссийского конкурса «Педагогический дебют – 2016» [1, 2]; итогов областных конкурсов молодых учителей «Педагогический дебют – 2015» [3]; опыта участия студентов Московcкого педагогического государственного университета [4] в организации и проведении конкурсов педагогического мастерства; содержания и результативности ежегодных профессиональных конкурсов «Педагогический дебют» среди наиболее талантливых студентов Челябинского государственного педагогического университета [5, 6] приводит к выводу о высоких воспитательных возможностях этого профессионального конкурса. Участие в конкурсе влияет на повышение качества обучения, о чём свидетельствуют результаты мониторинга качества образования. Конкурсы сопровождаются презентацией новейшего технологического оснащения образования для их активного изучения и последующего внедрения в практику; развивается сотрудничество с другими факультетами, вузами, образовательными организациями; в ходе обмена опытом повышается квалификация профессорско-преподавательского состава и эффективность учебно-воспитательной и профориентационной работы в целом [7].

В процессе анализа структуры мотивации профессионально-педагогической деятельности, выявленной по методике К. Замфир в модификации А. Реана «Изучение мотивации профессиональной деятельности», установлено, что у студентов дневной формы образования преобладают признаки внешней положительной мотивации, а у студентов заочной формы – внутренней. Для студентов дневной формы образования характерны средний и низкий уровни проявления мотивации по шкалам профессиональной потребности, функционального интереса, развивающейся любознательности, средние и высокие уровни мотивации проявились по шкалам равнодушного отношения, показной заинтересованности, эпизодического любопытства [8, 9]. Поэтому цель нашего исследования – составить такую программу конкурса «Педагогический дебют», которая бы способствовала формированию мотивации профессиональной деятельности студентов.

Материалы и методы исследования

Университетский конкурс профессионального мастерства «Педагогический дебют» (далее – конкурс) ежегодно организуется ректоратом и Департаментом развития образовательных программ ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» (ЮУрГГПУ) с 2007 г. С 2016 г. этот конкурс является моделью профессионального экзамена обучающихся ЮУрГГПУ и проходит в два тура.

Для подготовки и проведения конкурса распорядительным актом ректора создается оргкомитет и определяется состав экспертной комиссии. Экспертная комиссия состоит преимущественно из числа внешних представителей (муниципальных органов управления образования, администрации и педагогов образовательных организаций, победителей конкурсов профессионального мастерства различного уровня). «Внешние» эксперты (работодатели) обеспечивают независимость оценки готовности выпускников к профессиональной деятельности. С целью самоанализа и дальнейшего совершенствования подготовки будущих педагогов (педагогов-психологов) в состав экспертной комиссии также включены представители ректората, преподаватели общеуниверситетских кафедр и сотрудники вуза. Взаимодействие внешних и внутренних членов экспертной комиссии при подведении итогов конкурса позволяет осуществлять всесторонний анализ результатов профессиональной подготовки педагогов. В ходе конструктивного диалога работодателя (потребителя, «заказчика» будущего педагога) и образовательной организации, осуществляющей подготовку выпускника (в соответствии с запросами работодателя), формируются предложения о совершенствовании конкурса «Педагогический дебют».

Генеральная цель программы конкурса «Педагогический дебют» – формирование мотивации профессионально-педагогической деятельности.

Декомпозируем генеральную цель на пять задач:

1. Создание условий для формирования потребности в непрерывном образовании, в повышении профессиональной мобильности за счет развития творческого потенциала и профессионального мастерства будущих педагогов (педагогов-психологов); стимулирование целенаправленного профессионального и личностного роста.

2. Оценка уровня сформированности компетенций будущего педагога (педагога-психолога) и повышение качества профессионального образования за счет обеспечения внешнего и внутреннего аудита.

3. Актуализация индивидуального стиля профессионально-педагогической деятельности, стимулирование инициативы и новаторства в процессе организации презентаций педагогического опыта между студентами и преподавателями-наставниками; предоставление возможности построения персонифицированной траектории профессионального роста.

4. Формирование позитивного самоотношения и отношения к выбранной профессии.

5. Повышение роли работодателей в развитии профессиональной компетентности будущих педагогов во время мастер-классов, консультаций; в процессе экспертной оценки конкурсных мероприятий; в ходе обсуждения предложений о трудоустройстве и т.п.

Факультетский и университетский этапы конкурса согласованы по структуре и содержанию, что позволяет обеспечить преемственность в подготовке конкурсантов и накоплению опыта конкурсного участия обучающегося. По предложению руководителя основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) на факультетском этапе возможно расширить перечень конкурсных мероприятий (решение принимается на совете факультета/института). Факультетский этап конкурса, как правило, организуется по итогам производственной (педагогической) практики. Победитель факультетского этапа конкурса демонстрирует уровень компетенций, сформированных в процессе реализации методической системы подготовки бакалавра/магистранта своего структурного подразделения, на университетском этапе конкурса.

Каждое учебное структурное подразделение университета – факультеты, институты, Высшая школа физической культуры и спорта – представляют не более одного победителя факультетского этапа конкурса по каждой ОПОП к участию его в университетском этапе. Разработаны единые формы документов (представление и анкета участника). В конкурсе предусмотрено участие двух групп студентов. Участники первой группы осваивают ОПОП бакалавриата, это студенты выпускных курсов очных форм обучения, которые уже прошли производственные практики в образовательных и других профессиональных городских и областных учреждениях. Участники второй группы осваивают в очной форме ОПОП магистратур на первом-втором курсах. Те конкурсанты обеих групп, которые наберут в первом туре больше баллов, проходят во второй тур. Количество участников второго тура в каждой группе определяется экспертной комиссией. Анализ изменения структуры мотивации профессионально-педагогической деятельности проведен по методике К. Замфир в модификации А. Реана «Изучение мотивации профессиональной деятельности»,

Результаты исследования и их обсуждение

Уровень образования (бакалавриат, магистратура) определяет специфику содержания каждого из двух туров конкурса «Педагогический дебют».

Первый тур конкурса бакалавров представлен тремя испытаниями: открытый урок (занятие) в реальных условиях образовательной организации и его самоанализ; психологический анализ педагогической ситуации из видеосюжета; Портфолио.

Во второй тур конкурса бакалавров включены четыре испытания: «Моя педагогическая лаборатория» по результатам квалификационного исследования; разработка «Лучшего электронного ресурса»; публичное выступление «Моя профессиональная траектория».

Несколько иные испытания предлагаются магистрантам. В первом туре: открытое занятие в реальных условиях и его самоанализ, «Научная продукция», Портфолио. Во втором туре: защита педагогического проекта, педагогическая дискуссия и публичное выступление «Моя профессиональная траектория».

Опишем содержание и организационные характеристики каждого конкурсного испытания.

1.1. Первый тур (бакалавриат).

1.1.1. Первое испытание – проведение открытого урока (занятия) и его самоанализа. Целью этого испытания является презентация эффективных педагогических находок реализации образовательной деятельности будущих педагогов (педагогов-психологов). Открытые уроки (занятия) организуются в реальном образовательном пространстве конкретной организации. По содержанию уроки (занятия) должны соответствовать требованиям ФГОС, быть построены с учетом метапредметного подхода и междисциплинарных связей к формированию универсальных учебных действий. Площадки для конкурсных мероприятий определяются оргкомитетом и утверждаются приказом ректора. Предметные темы учебных занятий каждому участнику определяются в соответствии с тематическим планированием, реализуемым в образовательной организации и доводятся до их сведения на организационной встрече в соответствующих образовательных организациях не позже двух дней до начала конкурса открытых учебных занятий. Возраст учеников определяется конкурсантами. Перед началом открытых уроков (занятий) все участники представляют в экспертную комиссию печатный экземпляр технологической карты своих уроков (занятий).

1.1.2. Второе испытание – психологический анализ педагогических ситуаций. Целью этого испытания является анализ умений будущих педагогов (педагогов-психологов) применять в своей практической деятельности освоенную базу теоретических знаний по педагогическим дисциплинам, нормативным документам и совокупности сведений, которые предоставляет педагогическая, возрастная и практическая психология; оценку способностей к проведению психолого-педагогического наблюдения. Конкурсантам демонстрируется видеоматериал педагогической ситуации с воспитательной проблемой. Видеоматериал представляет собой фрагмент из документальных или художественных фильмов, озвученных русским языком и максимально отражающих реальные ситуации образовательного процесса (продолжительность общих просмотров видеороликов до 10–12 минут). Затем участники должны провести структурированный анализ, построить модель возможных решений неординарных (практических) педагогических ситуаций, представленных в видеосюжетах, составить своё представление о воспитательном значении и потенциале ситуаций, об оптимальном использовании каждого педагогического средства в их общей системе, о психологическом статусе взаимодействующих субъектов (продолжительность – до 40 минут). Не разрешено использовать в процессе этого испытания никакие иные ресурсы, в том числе электронные.

1.1.3. Третье испытание – портфолио. Цель – оценить уровень компетенций общекультурного, общепрофессионального и профессионального блоков, а также умений проводить самопрезентацию. Портфолио представляет собой индивидуальную папку с документами, подтверждающими самостоятельную профессиональную готовность конкурсантов к педагогической деятельности. Конкурсантам предлагается включить в портфолио автобиографию с представлением собственного профессионального развития; зачетную книжку с результатами по трем последним сессиям (скан-копию); информацию о своих учебных, общественных, научных и других достижениях, каждое из них должно быть подтверждено копией диплома, сертификата и т.д.; характеристику о прохождении педагогической практики (скан-копию).

1.2. Второй тур (бакалавриат).

1.2.1. Первое испытание включает в себя задание «Моя педагогическая лаборатория». Цель – продемонстрировать аналитические способности, осмысление и представление своей педагогической деятельности на примере научного исследования, проведенного в рамках квалификационной работы; определение уровня готовности участников эффективно внедрять свои педагогические находки в современные образовательные модели. Конкурсное задание предполагает устное представление собственного профессионального опыта. Конкурсанты предлагают педагогические проекты как систему и структуру действий педагога для реализации конкретной педагогической задачи, поставленной в рамках квалификационного исследования. Конкурсанты определяют роль, место и время запланированных действий, всех субъектов и условий, необходимых для эффективной реализации проекта в условиях конкретной образовательной организации, а также результаты апробации проекта.

1.2.2. Второе испытание посвящено презентации авторского продукта «Лучший электронный образовательный ресурс» (ЭОР). Цель – выявить уровни сформированности информационно-коммуникационных компетенций; способности к методическому осмыслению материала и представлению возможностей разработанного ЭОР в работе педагогов (педагогов-психологов) на примере одной темы (раздела, модуля и др.). На конкурсное мероприятие представляется ЭОР для проведения уроков (занятий). Темы для ЭОР могут быть любыми, но не выходящими за пределы требований ФГОС. Не разрешается представление ЭОР, взятого из сети Интернет. Конкурсант публично презентует свою работу. ЭОР может быть представлен в виде видеоролика, анимационного ролика, web-сайта, компьютерной программы, презентации Power Point, электронной таблицы Еxcel и т.п.

Итоги подводятся по трем номинациям: лучшему демонстрационному средству; лучшему контролирующему средству; лучшему тренажеру.

1.2.3. Заключительное испытание посвящено публичному выступлению по теме «Моя профессиональная траектория». Цель – раскрыть личностную позицию конкурсанта как участника образовательного процесса, продемонстрировать свою активную профессиональную и гражданскую позицию, соотнести свою деятельность с перспективами профессионального роста. Участник выступает по актуальной, общественно значимой теме, по которой должна быть организована конкурсантом широкая и открытая общественная дискуссия. Задание оформляется и презентуется в свободной форме.

2.1. Первый тур (магистратура).

2.1.1. Проведение открытого урока (занятия) и его самоанализа. Цель и содержание конкурсного мероприятия соответствует описанному ранее одноименному конкурсу в первом туре на уровне бакалавриата. В зависимости от направленности программы магистратуры ФГБОУ ВО ЮУрГГПУ может выступить в качестве площадки для проведения конкурсного мероприятия.

2.1.2. Представление научной продукции. Цель – оценить способности магистрантов к обобщенному научному представлению содержания и результатов собственной научно-исследовательской работы. Конкурсанты должны представить статью, выполненную в качестве домашнего задания, которая отражает исследовательскую работу в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению научных публикаций.

2.1.3. Портфолио. По цели и содержанию это испытание идентично соответствующему одноименному конкурсу первого тура бакалавриата; в портфолио могут быть отражены результаты научных исследований: публикации, сертификаты, патенты и др.

2.2. Второй тур (магистратура).

2.2.1. Защита педагогического проекта. Цель – оценить уровень проектной культуры, умений находить существующие проблемы и пути их решений. Конкурсанты представляют педагогические проекты как индивидуальные системы деятельности педагогов по решению конкретных педагогических задач с детализацией плана действий, этапов и условий реализации проектов, субъектов деятельности, критериев оценки эффективности, результатов реализации проектов, etc.

2.2.2. Педагогическая дискуссия. Цель – оценить уровни публичных и дискуссионных выступлений. Дискуссии проводятся на актуальные темы с участием ректората, представителей муниципальных органов управления образования и руководителей образовательных организаций. Темы дискуссий определяются оргкомитетом и доводятся до сведения конкурсантов не позднее чем за три дня до конкурса. Например, педагогическая дискуссия в 2017 г. была организована на тему «Образование – это услуга или основное условие развития общества?».

2.2.3. Последнее испытание у магистрантов проходит в виде публичного выступления на тему «Моя педагогическая траектория». Цель и содержание конкурсного мероприятия соответствует в полном объеме описанному ранее одноименному конкурсу в первом туре на уровне бакалавриата.

Завершается конкурс награждением. Результаты конкурса освещаются в средствах массовой информации (сайт университета, газета «Молодой учитель», группа участников конкурса в социальной сети «ВКонтакте»). Участники конкурса получают профессиональный сертификат, а также – предложения о трудоустройстве в образовательных организациях г. Челябинска и Челябинской области.

Заключение

Представленная программа формирования мотивации профессиональной деятельности студентов в условиях конкурса «Педагогический дебют» состоит из двух частей – неконкурсной и конкурсной. Последняя проводится в два этапа (факультетский и университетский). Многообразие конкурсных мероприятий и их содержания способствует созданию условий для формирования потребности в непрерывном образовании, в профессиональном и личностном росте. Участники конкурса получают возможность персонифицированного повышения квалификации на основе внешней оценки уровня сформированности компетенций будущего педагога (педагога-психолога) и в процессе рефлексии. Формирование позитивного самоотношения и отношения к выбранной профессии стимулирует поиск собственного стиля в профессиональной деятельности в условиях обмена педагогическим опытом. По результатам диагностики изменения структуры мотивации профессионально-педагогической деятельности установлено, что положительный мотивационный комплекс проявился у абсолютного большинства студентов (72 %); эти студенты мотивированы самим содержанием своей профессиональной деятельности, стремлением достичь в ней максимально позитивных результатов; они способны выступать инициаторами нововведений и влиять на взаимоотношения в коллективе.


Библиографическая ссылка

Долгова В.И., Нуртдинова А.А. ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ КОНКУРСА «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДЕБЮТ» // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 10. – С. 95-99;
URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36835 (дата обращения: 27.09.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074