Обеспечение социальной безопасности педагога как субъекта образовательного процесса, формирование у него состояния защищенности в современном социуме в процессе профессиональной деятельности должны стать важным направлением работы руководителей образовательных организаций по сохранению и совершенствованию педагогических кадров.
Преодоление профессиональных деформаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности, обеспечивает социальную безопасность педагога [1]. Профессиональные деформации преодолеваются в ходе совершенствования профессиональных компетенций [2]. Высокий уровень профессиональной компетентности у педагога, достаточная сформированность у него безопасных личностных характеристик и знаниево-информационных основ профессиональной деятельности являются важнейшими элементами в обеспечении социальной безопасности человека. В связи с этим нами предложена дефиниция «социальная безопасность педагога». Социальная безопасность педагога – это устранение социальных угроз средствами повышения профессиональной компетенции, достигаемой на основе преодоления профессиональных деформаций. Необходимые для безопасной профессиональной деятельности педагога качества, подтверждающие его высокий уровень профессиональной компетентности, описаны в профессиональных стандартах педагогов [3, 4].
Оценка уровня социальной безопасности педагога на основе преодоления профессиональных деформаций производится по эмоциональному, мотивационно-потребностному, коммуникативному, деятельностному критериям, которым соответствуют наличие профессиональных деформаций в эмоциональной, мотивационно-потребностной, коммуникативной, деятельностной сферах личности педагога.
Систему социальной безопасности педагога можно описать по следующим адаптированным для педагогической деятельности параметрам: предупреждение возникновения ситуации срыва, профессионального выгорания; предотвращение деградации личности педагога; обеспечение устойчивости субъекта профессиональной деятельности; поддержка адекватности системы профессиональной деятельности педагога на основе совершенствования компетенций.
Ситуация потенциальной возможности возникновения срыва, деградации, профессионального выгорания наступает при одновременном выходе за допустимые пределы эмоциональной, мотивационно-потребностной, коммуникативной, деятельностной составляющих личности педагога. В ситуации, когда у педагога сформированы профессиональные деформации, выражающиеся в нарушении целостности личности, снижении адаптивности к постоянно изменяющимся условиям труда, достаточно небольшого внешнего воздействия, способного повлечь за собой негативные реакции и даже уход педагога из профессии.
Профессиональная компетентность позволяет профессионалу действовать адекватно ситуации и в соответствии с предназначением профессии [5]. Достижение таких характеристик профессиональной деятельности, как устойчивость субъекта профессиональной деятельности, адекватность системы профессиональной деятельности педагога на основе совершенствования компетенций, должны стать главными целями обеспечения социальной безопасности педагога.
На базе основных групп компетенций [6] можно сгруппировать профессиональные компетенции, совершенствование которых приводит к конструктивным изменениям личности по критериям социальной безопасности педагога. Нами сформулированы следующие критерии оценки социальной безопасности педагога на основе преодоления профессиональных деформаций средствами совершенствования профессиональных компетенций: эмоциональный, коммуникативный, мотивационно-потребностный, деятельностный. Каждый критерий дифференцируется по уровням социальной безопасности (высокий, средний, низкий), которым соответствуют определенные профессиональные характеристики педагога в эмоциональной, мотивационно-потребностной, коммуникативной, деятельностной сфере личности педагога.
Эмоциональный критерий социальной безопасности педагога. Высокому уровню социальной безопасности по эмоциональному критерию соответствует отсутствие у педагога сформированности фаз эмоционального выгорания или наличие лишь отдельных симптомов фазы «напряжение». При этом педагог обладает адекватными эмоциональными реакциями в критических ситуациях деятельности, выраженной эмоциональной устойчивостью, эмоциональной гибкостью, воодушевлением и ответственностью при осуществлении профессиональной деятельности, уверенностью в профессиональном успехе.
Среднему уровню социальной безопасности по эмоциональному критерию соответствует стадия формирования отдельных симптомов или сформированность фаз эмоционального выгорания «напряжение» и «резистенция». Для данного уровня состояния эмоциональной сферы педагога характерны переживание эмоциональных реакций в критических ситуациях деятельности (тревога, стресс, фрустрация, страх и др.), сопротивление протекающим процессам, выстраивание психологической защиты, осознанное или бессознательное стремление к психологическому комфорту и снижению давления высших обстоятельств, связанных с изменениями в профессиональной деятельности.
На низком уровне социальной безопасности по эмоциональному критерию у педагога сформированы все 3 фазы эмоционального выгорания: «напряжение», «резистенция», «истощение». На этом уровне педагогам свойственны такие профессиональные характеристики, как неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, «экономия» на эмоциях, эмоционально-нравственная дезориентация, симптом «редукции (упрощения) профессиональных обязанностей», падение общего энергетического тонуса и ослабление нервной системы.
Коммуникативный критерий социальной безопасности педагога. Высокий уровень социальной безопасности по коммуникативному критерию соответствует высокому уровню проявления коммуникативных качеств педагога, которые можно описать как высокий уровень общительности, склонность к сотрудничеству, владение на высоком уровне продуктивными стилями общения, новаторский подход к профессиональной деятельности, направленность на развитие и саморазвитие.
Средний уровень социальной безопасности по коммуникативному критерию фиксируют при достаточном уровне общительности и склонности к сотрудничеству, проявлении консервативности и осторожном отношении к изменениям в профессиональной деятельности, присутствии самоуверенности, догматичности во взглядах, назидательности в педагогическом общении.
Для низкого уровня социальной безопасности по коммуникативному критерию характерны выраженные затруднения в осуществлении профессиональной деятельности (сдержанность, обособленность, холодность в педагогическом общении), избегание компромиссов, подчиненность, пессимизм, подавленность, робость, подозрительность.
Мотивационно-потребностный критерий социальной безопасности педагога. Высокому уровню социальной безопасности по мотивационно-потребностному критерию соответствует тип мотивационно-потребностной сферы (МПТ) восходящего вида. Для МПТ восходящего вида характерны выраженность внутренней мотивации педагога; наличие мотивов профессиональной деятельности как удовлетворенности от процесса и результата работы, возможности реализации в данной деятельности; стремление к самореализации, развитию, самосовершенствованию, интерес, стремление добиться успеха; потребность успешно выполнить поставленные задачи.
Средний уровень социальной безопасности по мотивационно-потребностному критерию описывается профессиональными характеристиками типа мотивационно-потребностной сферы переходного вида. Для этого вида МПТ свойственны выраженность внешней положительной мотивации (ВПМ), наличие мотивов, отражающих потребность в материальном поощрении, стремлении к продвижению по работе, а также в достижении социального престижа и уважения со стороны других при осуществлении профессиональной деятельности.
С низким уровнем социальной безопасности по мотивационно-потребностному критерию соотносится тип мотивационно-потребностной сферы (МПТ) нисходящего вида. Для нисходящего типа МПТ характерны выраженность внешней отрицательной мотивации (ВОМ), наличие мотивов, отражающих стремление избежать критики со стороны руководителя или коллег, избежать возможности наказаний или неприятностей, следование инструкциям, нормативам, отсутствие стремления к изменениям и инновациям при осуществлении профессиональной деятельности.
Деятельностный критерий социальной безопасности педагога. Высокий уровень социальной безопасности по деятельностному критерию означает высокую степень адекватности профессиональной деятельности на основе совершенствования компетенций, актуализированной в следующих профессиональных характеристиках: выраженная педагогическая направленность на новаторство и творчество, педагогическая компетентность; педагогическая гибкость; педагогическое самосознание, cамоактуализация.
Средний уровень социальной безопасности по деятельностному критерию соответствует состоянию устойчивости субъекта в профессиональной деятельности, которому свойственны наличие в достаточной степени педагогической направленности на новаторство и творчество, педагогической компетентности, педагогической гибкости; педагогического самосознания, cамоактуализации.
При низком уровне социальной безопасности по деятельностному критерию необходима деятельность, направленная на предупреждение, предотвращение ситуации срыва, профессионального выгорания. На данном уровне фиксируются слабовыраженные профессиональные характеристики: отсутствие педагогической направленности к творчеству, склонность к консерватизму, низкая педагогическая компетентность, высокая нормативность поведения, замкнутость, ограниченное мышление; низкая педагогическая гибкость, излишняя непосредственность, прямолинейность, низкий уровень педагогического самосознания, отсутствие самостоятельности, низкий уровень cамоактуализации и самоконтроля.
Для обеспечения социальной безопасности средствами преодоления профессиональных деформаций нами реализована программа совершенствования профессиональных компетенций педагогов.
В ходе работы, проведенной с группами педагогов, проявивших средний и низкий уровень социальной безопасности, проявивших профессиональные деформации (95 человек), проходящих курсы повышения квалификации на базе ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан» (г. Казань), проведены диагностические процедуры по выявлению видов деформаций, разработана авторская программа преодоления профессиональных деформаций, включающая основные направления коррекционной деятельности: первичную и заключительную диагностику проявления профессиональных деформаций у педагогов, совершенствование знаниевой составляющей профессиональной компетенции, которая предоставляет возможности каждому педагогу изучить свой образ «Я», наметить цели изменений, осознать основные направления саморазвития, овладеть самооценкой и взаимооценкой психических состояний коллег, овладеть элементарными умениями педагогической диагностики в процессе групповой деятельности.
В ходе реализации данной программы преодоления профессиональных деформаций на основе совершенствования профессиональных компетенций на первичном этапе проводились диагностические процедуры по выявлению уровня социальной безопасности по видам деформаций педагогов. Были определены группы педагогов по эмоциональному критерию обеспечения социальной безопасности на основе сформированности фаз и симптомов эмоционального выгорания.
На первичном этапе работы, независимо от стажа, особенностей предмета, специфики сельской и городской школы из 154 человек выделились три группы педагогов:
1) 50 педагогов (32,4 %) показали низкий уровень обеспечения социальной безопасности (эмоциональное выгорание, сформированы все 3 фазы);
2) у 45 педагогов (29,2 %) оказался средний уровень обеспечения социальной безопасности (сформирована или в стадии формирования фаза резистенции (сопротивления);
3) у 59 респондентов (38,3 %) зафиксирован высокий уровень обеспечения социальной безопасности (отсутствие или отдельные симптомы эмоционального выгорания фазы напряжения).
По данным результатам были выделены для дальнейшей работы педагоги с низким и средним уровнем обеспечения социальной безопасности (эмоциональным выгоранием и сформированной фазой резистенции (всего 95 человек), как проявившие профессиональные деформации. В дальнейшем у первой и второй групп педагогов определялись уровни социальной безопасности по мотивационно-потребностному критерию (особенности мотивационной сферы), коммуникативному критерию (особенности коммуникативной сферы) и деятельностному критерию.
Анализ первичного и заключительного этапов работы позволил выявить положительную тенденцию результатов у педагогов с низким и средним уровнем обеспечения социальной безопасности по эмоциональному критерию. Более половины педагогов (23 человека), показавших на первом этапе средний уровень социальной безопасности (сформированную фазу резистенции), на заключительном этапе перешли в группу с высоким уровнем социальной безопасности по эмоциональному критерию (сформированы лишь отдельные симптомы эмоционального выгорания). В группе с низким уровнем социальной безопасности таких педагогов оказалось 3 человека. Таким образом, если на первом этапе у нас были только две группы педагогов с низким и средним уровнем социальной безопасности (первая с эмоциональным выгоранием и вторая – с фазой резистенции), то после повторного тестирования образовалась третья группа, где педагоги (всего 26 человек, 27,3 %) показали высокий уровень социальной безопасности по эмоциональному критерию (проявили отдельные симптомы эмоционального выгорания).
Сравнительный анализ первичного и заключительного этапа по мотивационно-потребностному критерию социальной безопасности педагога также выявил положительные тенденции. Результаты заключительного этапа реализации программы свидетельствуют о том, что значительная часть педагогов (10 человек, 10,5 %) с низким уровнем социальной безопасности по мотивационно-потребностному критерию (нисходящим видом МПТ) на этом этапе показали средний и высокий уровень (переходный и восходящий вид МПТ), т.е. перешли на более высокую ступень социальной безопасности (произошло развитие мотивационно-потребностной сферы).
По коммуникативному критерию социальной безопасности динамика проявления коммуникативных свойств у педагогов первой и второй группы при повторном тестировании была следующей. По факторам коммуникативной сферы преобладающей является численность педагогов со средним уровнем социальной безопасности. Вместе с тем улучшили свои показатели по коммуникативному критерию социальной безопасности 6 педагогов (6,3 %). Значительно увеличилось число педагогов с высокими показателями по фактору «общительность» (с 8,8 % до 22,2 %), почти вдвое уменьшилась численность педагогов с низкими показателями.
По деятельностному критерию социальной безопасности у педагогов первой и второй группы при повторном тестировании также произошло улучшение обобщенных показателей. По факторам деятельностной сферы численность педагогов со средними показателями также была преобладающей, как на первичном, так и на заключительном этапе реализации программы. Улучшили показатели в деятельностной сфере по обобщенному параметру 11 человек (11 %). Во второй группе значительно увеличилось число педагогов с высокими показателями по фактору «склонность к новаторству» (с 7,8 % до 21,2 %), почти вдвое уменьшилось число педагогов во второй группе с низкими показателями по факторам «самостоятельность» (с 23 % до 13,2 %) и «самоконтроль» (с 21,3 % до 11,2 %).
Реализованная программа совершенствования профессиональных компетенций как средства преодоления профессиональных деформаций с целью обеспечения социальной безопасности педагога показала свою эффективность.
Таким образом, предложенные критерии оказываются необходимыми и достаточными для корректного определения уровней социальной безопасности педагога.
Библиографическая ссылка
Сафин А.А. КРИТЕРИИ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕДАГОГА // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 9. – С. 135-139;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36815 (дата обращения: 23.11.2024).