Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ВАЖНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ АГРАРНОГО ВУЗА

Черданцев В.П. 1
1 ФГБОУ ВО «Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д.Н. Прянишникова»
Одним из важных направлений развития современного аграрного образования несомненно должны стать практиоориентированность вузов и соответствие учебного процесса передовым агротехнологиям. Это достигается только во взаимодействии вуза с работодателями, которые предоставляют для проведения практики студентам и магистрантам свою базу, современное оборудование и технику, всё то, что позволяет обучающимся сформировать необходимые профессиональные компетенции. Для того, чтобы соответствовать требованиям инновационной экономики, современное аграрное образование должно работать на опережение, то есть иметь активно направленный спектр подготовки и соответствующую моменту профильную направленность образовательных программ, реализуемых вузами. Образовательная деятельность конкретного вуза, основанная на перечисленных принципах, ориентируется на определенную зону обслуживания, объединяющую его научную деятельность с решением задач инновационного развития региона.
конкурентоспособность
аграрный вуз
инновационное развитие
современные технологии
агротехнопарк
профессиональные компетенции
инновации
бизнес-инкубатор
1. Официальный сайт Пермской государственной сельскохозяйственной академии имени академика Д.Н. Прянишникова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pgsha.ru/web/news_view/agrotehnopark_xpermskiix_-_edinyi_kraevoi_centr_nauchnyhx_obrazovatel_nyh_i_proizvodstvennyh_resursov_agrarnogo_sektora_ekonomiki (дата обращения 24.04.17).
2. Миссия Пермской ГСХА / Официальный сайт Пермской государственной академии имени академика Д.Н. Прянишникова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pgsha.ru/export/sites/default/today/qm/qm_files/pgsha_missiya_17.04.17.pdf.
3. Распоряжение правительства Пермского края № 350-рп от 23.12.2014 г. «О реализации проекта по созданию агротехнопарка «Пермский»» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://agro.permkrai.ru/ (дата обращения 24.04.17).
4. Петуховский С.Л. Повышение конкурентоспособности аграрного образования // Аккредитация в образовании [Электронный ресурс]. – 2014. – № 76. – Режим доступа: http://www.akvobr.ru/akkreditatsiya_v_obrazovanii_68.html/ (дата обращения 24.04.17).
5. Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg.ru/2016/12/01/poslanie-stenogramma.html/ (дата обращения 24.04.17).
6. Савенкова Ю.С. Повышение конкурентоспособности вуза на основе формирования и реализации программы лояльности: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05; [Место защиты: Пенз. гос. ун-т]. – Пенза, 2009. – 216 с.
7. Степенко А.Е. Основные факторы конкурентоспособности вуза // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. XLVI междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2015. – № 2(46). – С. 28–33.
8. Федеральная целевая программа «Развитие аграрного образования для укрепления кадрового потенциала АПК и сельских территорий РФ» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fcp.economy.gov.ru (дата обращения 24.04.17).

В последние десятилетия вузы России функционируют в новых условиях, сформировавшихся на рынке образовательных услуг. Проблемы повышения конкурентоспособности вузов связаны с тем, что экономика нуждается в специалистах, которые способны принимать нестандартные решение, самосовершенствоваться, гибко адаптироваться в окружающей среде.

Усиление конкуренции, вызванное ростом количества вузов, уменьшением численности абитуриентов, стремительно меняющейся внешней и внутренней средой вуза, необходимостью постоянного обновления знаний и повышения квалификаций, требует проведения постоянной системы подготовки и переподготовки кадров с различными сроками обучения. Все это ставит вузы перед необходимостью использовать новые инструменты повышения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг [6].

В работе аграрных вузов на сегодняшний день главным ориентиром должны стать повышение качества отраслевого образования и его конкурентоспособность. В России сельскохозяйственное образование имеет стратегически важное значение для страны, учитывая крупнейший сельскохозяйственный потенциал и огромные сельские территории. Система аграрного образования в региональных вузах зачастую работает на устаревшем оборудовании, не применяемом в современном сельском хозяйстве. Для обеспечения конкурентоспособности необходимо усовершенствование технической базы, что позволит выполнить госзаказ и поддержит высокую конкурентоспособность аграрных вузов на рынке образовательных услуг.

Сегодня государство уделяет особое внимание вузовской аграрной науке и кадровой проблеме в сельском хозяйстве в целом.

Наиболее перспективным, но в то же время неисследованным направлением является повышение конкурентоспособности вуза на основе взаимодействия вузов с потребителями образовательных услуг: абитуриентами, студентами, магистрантами, выпускниками вузов, лицами, желающими повысить свою квалификацию, работодателями.

Существенные особенности развития сельских территорий России и то многообразие задач, которые решаются в сельскохозяйственной отрасли, приводят к необходимости получения аграрного образования не только работниками крупных агропромышленных комплексов, но и представителями удаленного сельского домохозяйства. В настоящее время любому аграрному вузу страны нужна программа повышения конкурентоспособности на долгосрочную перспективу.

Анализ современных глобальных и региональных ситуаций показывает, что определяющим условием конкурентоспособности становятся качество, инновационные процессы и наукоемкие технологии. Проблема повышения качества образования становится одним из ключевых направлений деятельности образовательных институтов и органов управления образованием. В настоящее время в нашей стране осуществляется процесс преобразования системы высшего образования. Результатом этой реформы стало разделение высшего образования на 3 уровня: бакалавриат, магистратура и аспирантура.

Магистратура – второй уровень двухуровневой системы высшего образования, созданной в процессе реформирования российской образовательной системы, согласно Болонскому процессу. Магистерское образование дает не только фундаментальную научную подготовку, но также инструментальные знания и навыки, которые высоко ценят любые современные работодатели в избранной вами сфере деятельности. Магистерские программы – это специализация, углубление знаний в определенной области, таких специалистов пока требуется много почти в каждой области.

Таким образом, вузы вынуждены реагировать на изменяющиеся требования общества для сохранения собственной актуальности и привлекательности среди остальных операторов рынка образовательных услуг [7].

Пермская государственная сельскохозяйственная академия в 2010 г. присоединилась к числу участников Болонского процесса в Пермском крае. Программа подготовки магистров создана практически на всех факультетах. Например, магистратура факультета экономики, финансов и коммерции базируется на многолетнем опыте подготовки специалистов по вопросам экономики и менеджмента. В настоящее время идет интенсивная работа по повышению качества обучения магистров на основе государственных образовательных стандартов нового поколения. Реализуемая магистерская программа «Производственный менеджмент» содержит углубленные специальные знания с выраженным научно-исследовательским компонентом, значительной долей самостоятельной работы и направлена на формирование компетенций, позволяющих выпускникам на высоком квалификационном уровне выполнять интеллектуалоемкие функции, комплексно решать разнообразные задачи с применением знаний новейших технологий и методик. Ее миссия заключается в обеспечении потребностей органов государственной власти и субъектов реального сектора экономики в высококлассных специалистах по производственному менеджменту.

Одним из важных направлений развития современного аграрного образования несомненно должна стать практикоориентированность вузов и соответствие учебного процесса передовым агротехнологиям. Это достигается только во взаимодействии вуза с работодателями, которые предоставляют студентам и магистрантам для проведения практики свою базу, современное оборудование и технику, всё то, что позволяет обучающимся сформировать необходимые профессиональные компетенции. Необходимо, чтобы работодатели воспринимали студентов и магистрантов, пришедших к ним на практику, как полноценный кадровый резерв и, по мере возможности, трудоустраивали выпускников. Вузы же должны выпускать таких специалистов, которые после получения диплома сразу в полном объеме могли бы приступить к исполнению своих должностных обязанностей. Для этого учебным заведениям необходимо выстроить систему мероприятий и проектов по реализации их миссии, включающей развитие конкурентных преимуществ и завоевание лидерских позиций среди аграрных вузов России. Необходимые профессиональные компетенции студенты имеют возможность получать в студенческих строительных отрядах, сочетая учебу и работу [4].

Штаб студенческих строительных отрядов Пермской сельскохозяйственной академии уделяет большое внимание развитию аграрного направления. Бойцы отрядов участвуют в работе Всероссийского сельскохозяйственного (животноводческого) отряда «Альтаир» в Ярославской области, который организовал Штаб Костромской ГСХА. Механизированные отряды с конца апреля приступают к работе в сельскохозяйственных предприятиях региона и после сдачи сессии в июне возвращаются на предприятия и трудятся там до конца уборочной кампании. Студенты агрономического факультета работают над повышением урожайности у агропроизводителей региона.

Отряд по благоустройству и озеленению территорий «Флора» успешно трудится в городе Перми, занимаясь ландшафтными работами в районах города.

В Пермской сельскохозяйственной академии активно развиваются землеустроительные отряды: СЗО «ЗемляК», СЗО «Полевик», СЗО «Юный Геодет» и СЗО «РосреестрЮНИ». Бойцы отрядов занимаются кадастровым учетом объектов недвижимости, общими кадастровыми работами, государственной регистрацией прав на недвижимость, имущественными сделками, а также ведут дежурно-топографическую съемку.

Любой производственный опыт помогает соответствовать требованиям инновационной экономики, современное аграрное образование должно работать на опережение, то есть иметь активно направленный спектр подготовки и соответствующую моменту профильную направленность образовательных программ, реализуемых вузами. Образовательная деятельность конкретного вуза, основанная на перечисленных принципах, ориентируется на определенную зону обслуживания, объединяющую его научную деятельность с решением задач инновационного развития «своего» региона.

Основными инструментами перманентного повышения качества аграрного образования являются:

– рост активности и компетентности научно-преподавательского состава и усовершенствование менеджмента вузов;

– применение в образовательном процессе современных технологий и материально-технической базы в комплексе с доступом учащихся к процессам аграрного производства в регионе;

– поиск «своего студента», основанный на взаимодействии вуза с сельскими образовательными учреждениями.

Практическая реализация этих подходов служит свидетельством глубокой интеграции вуза в социально-экономическое развитие региона.

Ученые аграрных вузов активно участвуют в разработке и реализации программ АПК субъектов Российской Федерации в части научного и кадрового обеспечения.

Пермская государственная сельскохозяйственной академии имени академика Д.Н. Прянишникова является одним из старейших вузов Западного Урала. Миссия академии включает в себя не только задачу обеспечения кадрами агропромышленного комплекса Пермского края, научную поддержку аграрного сектора экономики России, но и максимальное содействие развитию сельских поселений. Основным направлением деятельности для академии является село с его проблемами, в решении которых вуз в той или иной степени должен принять участие. Пермская сельскохозяйственная академия, при выполнении своей миссии в Пермском крае, исходит из утверждения, что аграрный вуз – это наиболее мощный ресурс развития аграрного региона на любом из этапов его истории. Сегодня его необходимо направить на осуществление как общенациональных, так и региональных стратегий развития агропромышленного комплекса. Оценка использования данного ресурса непосредственно зависит от эффективности действия обозначенных ключевых инструментов в непрерывном повышении качества функционирования вуза. Одним из важных аспектов можно считать наличие действительно взаимовыгодных и партнёрских отношений между региональными структурами, отвечающими за экономику края, в том числе и за АПК, и вузом [2].

Для осуществления инновационной политики и обеспечения внедрения новейших разработок в производство ученые вузов планируют широко использовать созданные в вузах агротехнопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, службы сельскохозяйственного консультирования и т.д.

Руководство Пермского края и Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д.Н. Прянишникова обратились в Министерство сельского хозяйства РФ с письмом о возможности создания агротехнопарка «Пермский» [1]. Целью создания этого проекта было определено формирование территории стабильного развития аграрного сектора края, объединенного краевого центра образовательных, научных, производственных и сбытовых ресурсов, основанного на внедрении инновационных процессов и наукоемких технологий в сельскохозяйственной отрасли, переработке сельхозпродукции и ускорении процесса привлечения инвестиций. В состав агротехнопарка должны будут войти промышленно-техническая и общественно-деловая зоны.

Концепция создания общественно-деловой зоны предполагает строительство объектов инфраструктуры. Прежде всего, планируется возведение агродеревни, являющейся центром и занимающейся строительством и развитием инфраструктуры села, организацией малого предпринимательства, сферы услуг, реализацией на селе проектов, привлекая для этого возможности частных инвесторов, государственных средств и жителей села; агропродовольственный рынок – объект инфраструктуры, в ведение которого входит строительство торговых павильонов и организация сбыта сельскохозяйственной продукции; учебно-административный комплекс и площадки, предназначенные для демонстрации сельхозтехники и новейших агарных технологий основных отечественных и зарубежных производителей; центр технического сервиса и механизации, включающий выставку-продажу современной сельскохозяйственной техники, сельскохозяйственной техники вторичного рынка, а также технические и сервисные центры обслуживания.

Промышленно-техническая зона включает в себя зерноперерабатывающий завод, ряд предприятий по производству сельскохозяйственной техники, соответствующие нормам сегодняшнего дня тепличный комбинат и животноводческий комплекс. Представленная концепция определяет привлечение инвесторов, разработку программы развития агротехнопарка, а также разработку технико-экономических обоснований и проектно-сметной документации на возведение производственных объектов и инфраструктуры [3].

Концепция агротехнопарка «Пермский» предусматривает создание нескольких инновационных научно-образовательных центров:

  • ветеринарии и племенного животноводства;
  • учебно-интеграционного и внедренческого;
  • кормопроизводства, элитного семеноводства и точного земледелия;
  • садоводства;
  • механизации и технического сервиса;
  • переработки, хранения и логистики.

Для продвижения проекта при сельхозакадемии в августе 2014 г. было создано Малое инновационное предприятие «Агротехнопарк «Пермский», а в апреле 2015 года – Управление «Агротехнополис», которое координирует работу учебно-научных центров вуза.

Для разработки Программы развития конкурентоспособности академии необходимо использовать положения Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013–2020 гг.», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации № 295 от 15.04.2014 г. В программу необходимо включить стратегические цели, миссию академии, разработать показатели оценки эффективности при ее реализации [8].

В последние годы в Пермской сельскохозяйственной академии, как и в других российских вузах, происходят серьезные изменения в структуре, содержании, управлении системой образования. Создается многоуровневая система подготовки и переподготовки специалистов для агропромышленного комплекса, интегрируется научно-технический потенциал с развитием интеллектуальной направленности в образовании и науке. Создаются научные лаборатории, малые инновационные предприятия, для функционирования которых необходимы современная техника, инновационное прогрессивное оборудование. Для повышения престижности вуза важно обеспечить его высококвалифицированными кадрами, которые должны иметь возможность постоянно проходить стажировки и перенимать опыт ведущих отечественных и мировых образовательных центров и школ по программам преподавательской мобильности.

Для выполнения научных исследований, включая приоритетные направления развития, в вузе необходимо создание современной инновационной структуры, обеспечение доступа к информационным ресурсам мирового уровня, а также способности применять современные технологии управления крупными проектами и долгосрочными программами.

Кроме того, необходимо создавать наукоемкие производства, разрабатывать ресурсоэффективные технологии, что позволит ускорить переход экономики на прогрессивный уровень развития и функционирования. На этом заострил внимание В.В. Путин в декабре 2016 г. в послании Федеральному Собранию: «…В развитии сельского хозяйства многое зависит от регионов. Считаю, что нужно дать им больше самостоятельности в определении приоритетов использования федеральных субсидий на поддержку АПК, а сам их объем связать с увеличением пашни, повышением урожайности, других качественных показателей эффективности производства, тем самым создав стимул для ввода в оборот простаивающих сельхозземель и внедрения передовых агротехнологий» [5].

Наиболее эффективные способы образовательной деятельности дают возможность качественно осваивать содержание образовательных программ, учитывая индивидуальные способности обучаемых и потребностей заказчика. Для этого используются методы дистанционного обучения, дуальное практикоориентированное обучение в тесной взаимосвязи с наукой.

В будущем система непрерывного агрообразования должна получить развитие, направленное на совершенствование сетевого взаимодействия образовательных организаций, объединение систем общего и среднего профессионального образования под руководством высшего аграрного образования.

Для повышения качества образования необходимо применять программно-целевой метод, реализацию федеральной целевой программы «Развитие аграрного образования для укрепления кадрового потенциала АПК и сельских территорий РФ». В связи с этим государству следует рассматривать развитие системы агрообразования в числе приоритетных вопросов. Для этого требуется уделять более пристальное внимание развитию учебно-практической базы и системы агрообразования в целом. Ключевая цель этих преобразований в современных условиях заключается в непрерывном качественном улучшении кадрового потенциала агропредприятий и сельских территорий. Это дает гарантию продовольственной независимости нашей страны, повышения ее конкурентоспособности на мировых рынках агропродукции, а также дает возможность увеличения эффективности решения задач по стабильному развитию сельских территорий России.


Библиографическая ссылка

Черданцев В.П. ВАЖНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ АГРАРНОГО ВУЗА // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 6. – С. 164-168;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36718 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674