Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,641

МОДЕЛЬ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬ

Бобкова О.В. 1 Ермина А.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева»
Проведенное нами исследование было направленно на разработку модели комплексной профориентационной работы со старшеклассниками, имеющими ограниченные возможности здоровья и инвалидность. Данная модель представляет собой комплексное и непрерывное сопровождение подростка с ограниченными возможностями здоровья и включает в себя непосредственное взаимодействие подростка с ограниченными возможностями здоровья, родителей, школы, организации среднего профессионального и высшего образования. Содержание деятельности специалистов по профессиональной ориентации старшеклассников с ограниченными возможностями в статье представлено в двух модулях: профориентация в школе и профориентация на момент поступления в вуз. В статье также представлена программа по профориентации для учащихся старших классов, имеющих ограниченные возможности здоровья и инвалидность, и подробно расписаны проблемы, с которыми сталкивается абитуриент данной категории на момент поступления в вуз.
лица с ограниченными возможностями здоровья
профессиональная ориентация
профессиональное самоопределение
1. Бондаренко В.И. Опыт проведения профориентационной работы высшего учебного заведения с абитуриентами / В.И. Бондаренко, О.В. Курчий, В.А. Штереб // Молодой ученый. – 2013. – № 12. – С. 410–413.
2. Дубленикова И.В. Самоопределение и профориентация обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в образовательных организациях профессионального и высшего образования: методические рекомендации для общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций / И.В. Дубленникова // Министерство образования Респ. Коми, Коми респ. интитут развития образования. – Сыктывкар: КРИРО, 2014. – С. 86.
3. Казаков Д.В., Основные проблемы профориентации школьников на современном этапе развития общества / Д.В. Казаков, А.А. Даничев, А.А. Машанов // Вестник КрасГАУ. – 2012. – № 9. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-problemy-proforientatsii-shkolnikov-na-sovremennom-etape-razvitiya-obschestva.
4. Матвейченко И.Н. Профессиональная ориентация лиц с ограниченными возможностями в труде (из опыта консультирования) / И.Н. Матвейченко // Профессиональная ориентация в условиях современного образования: материалы регионального педагогического совета, 3–7 дек. 2012 г. / Центр профессионального образования самарской области. – Самара, 2012. – С. 18–21.
5. Резапкина Г.В. Организация работы по профориентации и профадаптации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: учебно-методический комплекс / Г.В. Резапкина // Мин-во образования Респ. Коми, Коми респ. институт развития образования. – Сыктывкар: КРИРО, 2014. – 48 с.

Первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, – это выбор будущей профессии. Значимость этого ответственного шага чрезвычайно велика – правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам подростка – это начало пути к успеху, самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. В связи с этим особое значение придается сегодня психолого-педагогической поддержке молодежи в профессиональном самоопределении, помощи в выявлении склонностей и интересов, определении реальных возможностей в освоении различных профессий.

Особенно трудно профессиональное самоопределение дается подросткам с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) и инвалидностью. Причем выбор профессии является достаточно сложным и напряженным этапом не только для самих молодых людей, но и для их родных и близких. Поэтому очень важно создать специальные условия, позволяющие получить высококачественное образование лицам с ОВЗ и инвалидностью.

И.Н. Матвейченко дает следующее определение понятия «профориентационная работа» – это научно обоснованный выбор общественно необходимой профессии, наиболее соответствующей индивидуальным возможностям, интересам, мотивам личности. Если для здорового человека профориентация заключается в достижении максимальной эффективности его труда, успешности профессиональной деятельности, то в отношении инвалидов она, кроме того, предусматривает адаптацию их к трудовой деятельности при минимальной напряженности функциональных систем организма [4, с. 18].

Сложность процесса профессионального самоопределения лиц с ОВЗ и инвалидностью и в то же время его высокая значимость определила интерес многих ученых к данной проблеме. Ей посвящены исследования А. Вайсбурга, А. Воробьева, В. Галюты, В. Герасимчук, И. Гусева, В. Ендальцева, Н. Иванова, Л. Йовайши, М. Калашникова, А. Качанова, Е. Климова, В. Колобашкина, С. Кохтева, А. Куценко, В. Куценко, Л. Макарова, Ю. Мелихова, А. Николаенко, Е. Павлютенковой, К. Платонова, В. Симоненко, Г. Соловьева, Л. Турчины, В. Федоришина, В. Харламенко, М. Янцура и др.

Исследователями отмечается, что работа по определению профессионального пути старшеклассника с ОВЗ и инвалидностью должна быть комплексной и непрерывной. Она предполагает организацию взаимодействия подростка с ОВЗ, родителей, школы, организации среднего профессионального или высшего образования. Большое значение имеет установление тесного контакта между преподавателями институтов, университетов с педагогами школ, преподавателями колледжей и лицеев.

Следует отметить, что профориентация старшеклассника с ОВЗ и инвалидностью требует комплексного клинико-психофизиологического подхода и предполагает участие в этом процессе команды специалистов разного профиля. Так, адекватный выбор сферы профессиональной деятельности для обучающихся данной категории требует учитывать выводы врачей о физических возможностях подростков и индивидуальные рекомендации относительно необходимых им условий труда.

Другим, чрезвычайно важным компонентом данного процесса является диагностико-консультативная деятельность психолога по выявлению особенностей психики старшеклассников с ОВЗ и инвалидностью, выделению склонностей, интересов и черт характера, их соответствия требованиям, которые предъявляют к работнику различные профессии [1, с. 413].

В условиях складывающейся в нашей стране инклюзивной практики проблема профессиональной ориентации лиц с ОВЗ и инвалидностью приобретает новое звучание и особую остроту. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года (с изменениями 2016–2017 гг.) устанавливает возможность получения этой категорией граждан образования всех уровней наравне с нормально развивающимися детьми, но при обязательном создании условий, компенсирующих отклонения в развитии.

Вместе с тем практика показывает, что выпускники школ, имеющие ОВЗ и инвалидность, часто не готовы к осознанному самостоятельному выбору профессии, что проявляется в непонимании и недооценке специфики собственного здоровья и психологических особенностей. Важнейшую роль в преодолении этого противоречия должна сыграть комплексная, научно обоснованная система мер по профессиональной ориентации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Цель исследования

Разработка модели комплексной профориентационной работы со старшеклассниками, имеющими ограниченные возможности здоровья и инвалидность, в условиях инклюзивной практики.

Материалы и методы исследования

Выбор профессии для выпускника с ОВЗ и инвалидностью весьма ответственный и важный вопрос, в этом выборе помощь чаще всего оказывает семья и персонал школы. В 2016 г. на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 30» г. Саранска нами был проведен констатирующий эксперимент. В нем принимали участие 13 выпускников школы 10–11 классов, с заключением психолого-медико-педагогической комиссии «нейросенсорная тугоухость 2–4 степени». Исследование проводилось путем индивидуального опроса испытуемых. В качестве инструментария были использованы: специально разработанная нами анкета для старшеклассников, которая содержит 16 утверждений, направленных на выявление дальнейшего профессионального самоопределения выпускников и поможет проследить уровень профориентации в школе. Также испытуемым были предложены задания, с помощью которых мы смогли узнать профессиональные склонности выпускников с ОВЗ и инвалидностью (опросник «Определение профессиональных склонностей» Л. Йовайши в модификации Г. Резапкиной).

Данные, полученные в ходе констатирующего исследования, стали основанием для разработки модели профориентационной работы со старшеклассниками, имеющими ОВЗ и инвалидность в условиях инклюзивной практики.

Результаты исследования и их обсуждение

Данные, полученные нами в ходе выполнения испытуемыми заданий по опроснику «Определение профессиональных склонностей» (Л. Йовайши в модификации Г. Резапкиной), позволили сделать вывод о том, что значительная часть учащихся старших классов с ОВЗ и инвалидностью имеют склонность к практической деятельности. Это профессии связанные с производством и обработкой металла; сборка, монтаж приборов и механизмов; ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; монтаж, ремонт зданий, конструкций; управление транспортом; изготовление изделий.

Также нами было отмечено, что большинство старшеклассников имеют намерение продолжить свое обучение с целью получения профессионального образования. Но вместе с тем анализ ответов, полученных в ходе собеседования, показал, что представления учащихся с ОВЗ и инвалидностью о возможных вариантах дальнейшего профессионального обучения и образовательных организациях, где можно получить подготовку, соответствующую их особенностям развития, крайне ограничены. При этом высказывания старшеклассников демонстрируют недостаточно четкие и устойчивые представления о собственных возможностях и соответствующих им видах трудовой деятельности.

Выводы, сделанные на основе анализа полученных результатов, были положены нами в основу разработки программы профориентационной работы для учащихся старших классов с ОВЗ и инвалидностью в условиях инклюзивной практики.

Проведенный нами анализ результатов научных исследований по проблеме профессионального самоопределения и профориентации лиц с ОВЗ и инвалидностью стал основанием для разработки модели профориентационной работы со старшеклассниками данной категории, находящимися в условиях инклюзивной практики.

В основу разработки модели профориентационной работы нами были положены следующие подходы: личностно-ориентированный, комплексный, системный, индивидуальный и дифференцированный.

Комплексный подход к организации профориентации лиц с ОВЗ и инвалидностью подразумевает постоянное, непрерывное использование просветительского, диагностического и воспитательного подходов. Его реализация предполагает сочетание профпросвещения (ознакомления учащихся с миром профессий с учетом существующих психологических и медицинских рекомендаций по выбору видов труда для лиц с ОВЗ различной нозологии), профконсультирования (с учетом результатов диагностики индивидуальных особенностей развития) и целенаправленного формирования у обучающихся профессионально важных качеств в учебно-воспитательном процессе.

Реализация дифференцированного подхода связана с распределением учащихся с ОВЗ по группам для проведения профориентационных мероприятий в зависимости от их психобиологических особенностей.

В работе с обучающимися, имеющими ОВЗ и инвалидность особую значимость приобретает индивидуальный подход. Большая вариативность и разнообразие сочетаний индивидуальных отклонений развития обусловливает необходимость адресной работы с каждым школьником указанной категории в условиях инклюзивной практики – доверительного обсуждения существенных сторон ситуации выбора профессии, как для активизации профессионального самоопределения обучающегося, так и для своевременного коррекционного воздействия.

Личностно-ориентированный подход предполагает учет личностных особенностей обучающегося с ОВЗ в практике профессионального ориентирования.

Системный подход определяет отношение к профориентации лиц с ОВЗ как к части общей системы подготовки школьников в условиях инклюзивной практики [3].

При планировании и проведении профориентационной работы с обучающимися с ОВЗ, в соответствии с предлагаемой моделью, мы руководствовались следующими принципами:

1) систематичность и преемственность работы со старшеклассниками, выпускниками и абитуриентами образовательных организаций среднего и высшего образования;

2) дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от особенностей их психофизического развития;

3) оптимальное сочетание групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и их родителями;

4) активизационно-развивающая направленность работы (развитие логического, критического, мышления; активизация процессов самопознания, а также процесса самообразования лиц с ОВЗ и инвалидностью в сфере интересующих видов трудовой деятельности).

В структуру разработанной модели профориентационной работы нами были включены следующие компоненты: целевые ориентации на каждом этапе процесса; содержание и особенности деятельности субъектов каждого этапа процесса; методы, формы и средства работы на каждом этапе процесса; показатели оценки эффективности каждого этапа процесса профориентационной работы со старшеклассниками с ОВЗ и инвалидностью; предполагаемый результат реализации модели и его планируемые характеристики. Условно модель профориентационной работы со старшеклассниками с ОВЗ и инвалидностью представлена нами на рисунке.

bob1.wmf

Модель профориентационной работы со старшеклассниками с ОВЗ и инвалидностью

По нашему мнению, содержание деятельности специалистов по профессиональной ориентации подростков с ОВЗ и инвалидностью может быть представлено в двух модулях: профориентация в школе и профориентация на момент поступления в вуз.

Профориентация в школе подразумевает разностороннее развитие личности в процессах определения себя, своего места в мире профессий. Для того чтобы профессиональное самоопределение учащихся с ОВЗ и инвалидностью было успешным, важно развивать у них активность в самостоятельном выборе сферы профессиональной деятельности, адекватной их возможностям и способностям.

Профориентация на момент поступления в вуз ставит перед собой следующие задачи:

1) осуществление профессионального консультирования подростков с ОВЗ и инвалидностью на момент подачи документов;

2) осуществление профессионального отбора подростков с ОВЗ и инвалидностью на одну или другую специальность: объективное и качественное выявление психофизиологических и личностных качеств; определение базовых профессиональных знаний, умений, навыков и способностей к обучению;

3) составление прогноза обучения;

4) содействие профессиональному выбору, проведение профподбора;

5) составление индивидуального образовательного и профессионального маршрута;

6) проведение комплекса мероприятий по повышению общеобразовательного уровня абитуриента с ОВЗ и инвалидностью, адаптации его к процессу профессионального обучения, подготовительные курсы;

7) составление прогноза на трудоустройство [2, с. 60].

Для оценки эффективности профориентации школьников с ОВЗ и инвалидностью нами были обозначены следующие критерии:

1) степень информированности учащихся о профессии и путях ее получения;

2) наличие потребности в обоснованном выборе профессии;

3) уверенность школьника в социальной значимости труда;

4) наличие у учащегося обоснованного профессионального плана.

В качестве ожидаемых результатов определены:

1) повышение личностного самопознания школьников с ОВЗ и инвалидностью, адекватность самооценки;

2) объективная оценка своих способностей и особенностей здоровья старшеклассниками данной категории и умение соотнести ее с дальнейшей траекторией развития;

3) высокий уровень мотивации на обучение по избранному профилю профессиональной подготовки;

4) приобретение умений соответствующих возможностям и интересам при выборе профиля обучения.

Представленная модель профориентационной работы со старшеклассниками с ОВЗ и инвалидностью была реализована нами на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 30» г. Саранска.

Диагностический этап включал: диагностику интеллектуальных, эмоционально-волевых, коммуникативных и личностных особенностей, также профессиональных склонностей подростка. Диагностические мероприятия проводятся как в индивидуальной, так и в групповой форме. С этой целью нами предлагается использовать наборы тестов (тест-опросник Методика «Акцентуации характера и темперамента личности». Г. Шмишека, К. Леонгарда, опросник «Определение профессиональных склонностей» Л. Йовайши в модификации Г. Резапкиной, диагностика профессиональной готовности по методике Л.Н. Кабардововой т.д.), а также метод наблюдения, который можно использовать во время урока, непосредственно наблюдая за группой [6, с. 30].

По нашему мнению, наблюдение в деятельности позволяет получить важную диагностическую информацию, такую как дисциплинированность, мотивация к обучению и к избранной профессии, организаторские способности, умение работать самостоятельно и в группе, эмоционально-волевые особенности. В качестве одной из важнейших функций наблюдения мы определяем подтверждение данных о профессиональном выборе выпускников, которые были получены с помощью тестовых методик.

В ходе профориентации на этапе школьного обучения осуществлялось профессиональное просвещение. Эта работа проводилась в групповой форме и предусматривала формирование у учащихся знаний об особенностях различных профессий; о требованиях к работникам и условиях деятельности; формирование положительного отношения к различным видам профессиональной и общественной деятельности; формирование мотивированных профессиональных намерений, в основе которых лежит осознание социально-экономических потребностей и своих психофизиологических возможностей. В качестве главного метода профессионального просвещения нами использовалась беседа.

Профессиональное консультирование: на этапе школьного обучения и в работе с выпускниками предусматривало проведение индивидуальных профконсультационных бесед с родителями и подростками с ОВЗ и инвалидностью. Главной особенностью данного вида работы было сообщение результатов психологического тестирования, уточнение данных, полученных в процессе тестирования, обсуждение встретившихся трудностей.

Воспитательное направление включало помощь старшеклассникам и выпускникам с ОВЗ и инвалидностью в процессе профессионально-личностного становления. Для проведения этой работы были выбраны такие методы, как беседа, упражнения с элементами тренинга и т.д.

Дальнейшая работа на этапе школьного обучения включала проведение следующих мероприятий: реализацию профориентационной программы с учащимися с ОВЗ и инвалидностью, рассчитанной на 17 часов, длительность одного занятия составляла 45 минут. Занятия были групповыми, и проходили в форме урока.

Также работа по профессиональной ориентации в школе включала работу с родителями детей с ОВЗ и инвалидностью. Она реализовывалась через мероприятия разного характера, такие как родительские собрания, индивидуальные консультации. Тематика собраний была разнообразной и зависела от потребностей родителей и общих направлений деятельности образовательного учреждения в целом.

Работа с выпускниками на этапе выбора ими образовательной организации для получения профессионального образования должна проводиться в соответствии с принципом систематичности и преемственности. Ее реализация предполагает последовательную организацию психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения абитуриентов и студентов данной категории; определение их образовательных и профессиональных перспектив, потенциальных возможностей, компенсаторных механизмов [4, с. 20].

Заключение

Таким образом, модель профориентационной работы и разработанная в соответствии с ней Программа профориентационной работы со старшеклассниками, имеющими ОВЗ и инвалидность, представляет содержание деятельности специалистов по данному направлению на этапе школьного обучения и на момент поступления в образовательную организацию профессионального образования. Ее реализация может помочь будущим абитуриентам с ОВЗ и инвалидностью сделать адекватный выбор профессии, соответствующий их возможностям и потребностям жизненной самореализации.


Библиографическая ссылка

Бобкова О.В., Ермина А.В. МОДЕЛЬ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬ // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 5. – С. 89-93;
URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36674 (дата обращения: 23.04.2018).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252