Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,858

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ПРИНЯТИЯ РЕБЕНКА С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ В СИСТЕМЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Федосеева Е.С. 1 Бондаренко Т.А. 1 Морозова В.И. 1
1 ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
В статье показана роль детско-родительских отношений, основанных на эмоциональном принятии, в воспитании личности ребенка с ранним детским аутизмом. Рассмотрены такие понятия, как родительское отношение и родительская позиция. Определены основные трудности, с которыми сталкивается семья, имеющая ребенка с ранним детским аутизмом, при взаимодействии с окружающими людьми. Описаны препятствия на пути эмоционального принятия особого ребенка родителями. Приводятся данные эмпирического исследования, направленного на определение особенности эмоционального принятия ребенка с ранним детским аутизмом в системе детско-родительских отношений и предлагается в качестве основной формы работы с родителями рассматривать групповой тренинг. Приведен пример одного группового занятия с родителями, описаны цели занятия, методы и техники работы. Определены основные выводы: эмоциональное принятие – это почва, которая позволяет ребенку реализовать свой потенциал; из всех эффектов эмоционального принятия самый важный – внутреннее безусловное чувство ребенка, что его любят, для создания атмосферы доверия и эмоционального принятия между родителем и ребенком оптимально использовать метод подстройки.
отношения
детско-родительские отношения
родительская позиция
прогностичность
гибкость
сепарационные наказания
дезадаптированность
коммуникативная функция
нежелательное поведение
невербальные средства коммуникации
язык «принятия» и язык «непринятия»
подстройка
1. Аршатская О. О детском аутизме: психологическая и иная помощь детям в семье / Аршатская О. // Дошкольное воспитание . – 2006. – № 8. – С. 63–70.
2. Куташов В.А., Квасова В.В. Родительско-детские отношения в семьях с детьми с расстройствами аутистического спектра // Молодой ученый. – 2016. – № 3. – С. 279–283.
3. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: Методическое пособие. – М.: Просвещение, 2008. – 239 с.
4. Малкова Т.П. Первые шаги в обучении незрячего ребенка раннего возраста умению говорить // Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии. – 2016. – № 6. – С. 185–188.
5. Михальченко К.А. Проблема семейного воспитания детей с ранним детским аутизмом / К.А. Михальченко // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). – М.: Буки-Веди, 2012. – С. 179–184.
6. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 1. – ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2004. – 304 с.

Детско-родительские отношения являются одним из ведущих условий, определяющих потенциал семьи в современном мире. Рассматривая эмоциональное, поведенческое и когнитивное воздействие, оказываемое в двухстороннем порядке в семье, необходимо отметить, что детско-родительские отношения характеризуются тесной эмоциональной взаимосвязью и взаимозависимостью ее членов [6].

Нарушение у ребенка с ранним детским аутизмом коммуникативной функции, нежелание устанавливать эмоциональный контакт с родителями приводит к грубой дезорганизации детско-родительских отношений. Семья аутичного ребенка, испытывающая постоянные сложности и ограничения связанные с особым развитием ребенка, часто лишена моральной поддержки знакомых и близких людей. Переживания родителей усиливаются вследствие того, что неадекватное поведение ребенка привлекает внимание окружающих людей, вызывает критику [4]. Окружающие в большинстве случаев ничего не знают о специфике детского аутизма, и родителям бывает трудно объяснить им причины разлаженного поведения ребенка, его капризов, отвести от себя упреки в его избалованности. Нередко семья сталкивается с недоброжелательностью, агрессивной реакцией людей в транспорте, магазине, на улице и даже детском учреждении [3]. Прямым следствием этого становится аутизация самих родителей – избегание контактов, ограничение выходов в общественные места, сужение круга друзей, замыкание на собственных проблемах и т.п. Изоляция семьи не способствует развитию у ребенка с ранним детским аутизмом коммуникативных и социальных навыков, делая тем самым его не приспособленным к жизни и зависимым от родителей [1].

В.В. Ткачева характеризует положение родителей в подобной ситуации как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик. О.С. Никольская и соавторы приводят достаточно подробную характеристику семей, воспитывающих детей с аутизмом и аутистическими расстройствами, сообщая о большей ранимости родителей детей с ранним детским аутизмом, по сравнению с родителями, детей, имеющих иные диагнозы. Л.М. Феррои и Т.Д. Панюшина сообщают об ощущениях безысходности и родительской несостоятельности, которые усугубляются недостаточной информированностью взрослых о проблеме аутизма и неготовностью общества принять такого ребенка. Все вышеперечисленные личные психологические особенности родителей, воспитывающих детей с ранним детским аутизмом, накладывают определенный отпечаток на детско-родительские отношения, формируя их дисгармоничность [2].

Переживания семьи являются особенно острыми в первое время после постановки диагноза. Однако первые чувства, которые испытывают родители в форме шока, вины, горечи, никогда не исчезают совсем, они как бы дремлют, являясь постоянно частью эмоциональной жизни семьи. В определенные периоды семейного цикла они вспыхивают с новой силой и дезадаптируют семью. Поэтому семья с аутичным ребенком нуждается в постоянной психологической поддержке [5].

На сегодняшний день в Волгоградской области численность семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра, приближается к двумстам, и данный показатель имеет тенденцию к увеличению. Изучение детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ранним детским аутизмом, является актуальной задачей современной специальной психологии и коррекционной педагогики.

Исследование, целью которого стало определение особенностей эмоционального принятия ребенка с ранним детским аутизмом в системе детско-родительских отношений, осуществлялось на базе ГБСУ СО центра реабилитации детей и подростков-инвалидов «Надежда», с 10 семьями, воспитывающими детей с ранним детским аутизмом. Для реализации цели были подобраны диагностические методы, такие как «Шкала степени отверженности ребенка в семье» А.Г. Лидерс, «Тест-опросник родительского отношения» А.Я. Варга, В.В. Столин, «Методика PARI», «Опросник родительских установок» Е.С. Шефер, Р.К. Белл, проективная методика «Рисунок семьи» в интерпретации А.Л. Венгера, а также учитывались данные, полученные в ходе наблюдения, и результаты бесед с родителями, пользующихся услугами центра. В результате исследования было установлено, что родители детей с ранним детским аутизмом в 60 % обследуемых семей проявляют эмоциональное отвержение. При столкновении с ситуацией, в которой их ребенок проявляет социально нежелательное поведение, когда ситуация выходит из-под контроля, родители оказываются неспособными действовать адекватно и осознанно, демонстрировать педагогически оправданные методы воздействия. 20 % родителей говорят о том, что им не хватает педагогических знаний, 30 % заявляют о нервно-психическом истощении, о невозможности совладать с собственными чувствами и эмоциями. В таких семьях преобладание придирчивости, стремления все поведенческие реакции ребенка свести к схематичному негативному суждению о нем, постоянный укор за то, что он не оправдывает ожидания родителей, обусловливают выбор авторитарного стиля семейного воспитания. Контакты между родителем и ребенком в основном поверхностны. В результате данного стиля воспитания у родителей вырабатывается стойкое эмоциональное отвержение к ребенку, неверие в его силы и возможности. Другие 40 % родителей стремятся ограничить свою семью от подобных социально нежелательных ситуаций. Они начинают избегать появления в общественных местах, стараются сделать все возможное для того, чтобы никто не знал об особенностях их ребенка. В 30 % семей родители говорят о том, что им легче отгородиться от внешнего мира, изолироваться от всех, чем слышать критику в свой адрес или ощущать чувство беспомощности на глазах у большого количества незнакомых людей. В таких семьях формируется симбиотическая связь с ребенком, фиксация на его особенностях и зависимость от них. Родители стремятся замаскировать реальное отношение к ребенку проявлениями повышенной заботы и внимания, проявляют желание удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. С целью определения эмоционального содержания внутрисемейных отношений, позиции каждого члена семьи, видения собственной семьи «глазами» одного из родителей авторами статьи была проведена проективная методика «Рисунок семьи» в интерпретации А.Л. Венгера. Родителям предлагалось нарисовать свою семью. Интерпретация данных показала, что в 10 % изображение семей косвенно свидетельствовало о благоприятном характере взаимоотношений с ребенком. На данный факт указывали следующие показатели: позитивная концентрация родителей на рисовании, что отразилось в большем количестве прорисованных деталей, декорировании, использовании разнообразных цветов; на рисунках семья выглядела сплоченной, объединенной общей деятельностью, что являлось одним из индикаторов психологического благополучия, восприятия интегративности семьи, включенности родителя в систему семейных взаимоотношений. На остальных рисунках (90 %) присутствовала схематичность, некая незаконченность графической презентации, пропуск в рисунке существенных частей тела. В 40 % испытуемые располагали в центре своей семьи ребенка с аутизмом (фигуры родителей заслоняли изображения детей), что свидетельствовало о выраженной центрированности на ребенке, зацикленности, возможной гиперопеке. В своих работах 60 % родителей нарисовали руки зажатыми в кулак, наблюдались фигуры с широкими плечами или другими символами мужественности. Скорее всего, родители чувствуют напряжение и необходимость защищать свою семью и ребенка, вынуждены занимать оборонительную позицию по отношению к окружающим. Проективная методика позволила выявить психологические микроструктуры семьи, коалиции взаимоотношений в семье. Чаще всего (в 50 % случаев) наблюдался «треугольник взаимоотношений» – мать, отец и ребенок с аутизмом, но в то же время встречались обратные случаи (20 %) – отделения ребенка от родителей и других детей, что свидетельствует о возможных негативных детско-родительских или сибсовых отношениях.

Принимая во внимание тот факт, что по мере взросления ребенка с ранним детским аутизмом, с одной стороны, при отсутствии психолого-педагогической помощи, аутистические симптомы усиливаются, а с другой – нарушения в построении детско-родительских отношений приводят к эмоциональной отчужденности внутри семьи, ее социальной изоляции, замкнутости, в качестве ведущей формы работы был выбран групповой тренинг. Преимуществами группового психологического тренинга с родителями, воспитывающих аутичных детей являются: возможность каждого родителя открыто обсуждать волнующие его вопросы, видеть поддержку в глазах каждого члена группы, быть понятым и принятым и, самое главное, научиться видеть ситуацию со стороны и находить продуктивные поведенческие модели ее решения. Получение обратной связи идет от других участников группы, а не только непосредственно от специалистов, таким образом, информация воспринимается более полно и осознанно. В рамках исследования был представлен комплекс групповых психологических тренингов, направленных на эмоциональное принятие ребенка с ранним детским аутизмом в системе детско-родительских отношений. Пример одного из занятий:

Тема: «Как правильно воспитывать ребенка с ранним детским аутизмом?»

Цели: дать представление о языке «принятия» и языке «непринятия» в воспитании ребенка. Показать эффективные формы проявления внимания, похвалы и поощрения поведения ребенка с ранним детским аутизмом. Показать возможности приема «подстройки» в процессе установления эмоционального контакта с ребенком.

1. Приветствие. Ведущий приветствует участников. Спрашивает родителей о том, как они себя чувствуют, каково их эмоциональное состояние, произошли ли какие-то изменения во взаимоотношениях с ребенком за прошедшую неделю. Далее ведущий говорит о том, что многие события, которые происходили в детстве, остаются в памяти людей на всю жизнь. Как правило, человек хорошо помнит те события детского периода, которые вызвали у него сильную эмоциональную реакцию. Такие воспоминания бывают очень яркими и запоминающимися. Чтобы присутствующие в этом убедились, ведущий проводит упражнение «Самые приятные воспоминания детства».

2. Упражнение «Самые приятные воспоминания детства». Для проведения упражнения необходимо каждому участнику подготовить лист бумаги и ручку.

Ведущий предлагает вспомнить каждому участнику наиболее яркие, приятные воспоминания из его детства, которые были бы связаны со взаимодействием с родными, и записать их на листочке. Примерное время работы 5 мин. После окончания работы ведущий собирает листочки и зачитывает некоторые воспоминания из них. Делается вывод о том, какой опыт общения с родителями чаще всего переживается и запоминается как наиболее приятный. Как правило, родители вспоминают опыт, связанный с проявлением принятия, понимания, уважения, доверия со стороны родителей, когда родители позволяли оказывать им помощь и поддержку. Далее ведущий говорит о том, что у каждого из присутствующих есть свои воспоминания из детства. Для кого-то это школьные каникулы, проведенные в деревне, для кого-то поездка на море или туристический поход, а кто-то не может забыть аромат маминого пирога. Все эти события вызывают приятные, положительные эмоции. Но в детстве не все поступки были положительными, тогда родители проявляли недовольство, пытались скорректировать поведение своих детей. Таким образом, все родители время от времени испытывают к детям два различных чувства – принятия и непринятие.

3. Язык принятия – язык непринятия. Все поведение ребенка – все, что он может сделать или сказать – может быть представлено в виде прямоугольника (ведущий делает зарисовку прямоугольника на доске). Очевидно, что-то из его поведения родитель может принять, а что-то – нет. Соответствующие области в прямоугольнике представлены в качестве области принятия и области непринятия. Например, если ребенок смотрит ТВ в воскресенье утром и не мешает взрослым, он попадает в область принятия. Если звук ТВ слишком громкий и раздражает старших – это область неприятия (ведущий делает зарисовку на доске. Он делит прямоугольник на две разные части. В верхней части пишет «область принятия», в нижней «область непринятия»). Срединная линия в прямоугольнике, очевидно, будет различной для различных родителей (ведущий делает зарисовку на доске: к области принятия будет идти стрелка от надписи «относительно принимающий родитель», к области непринятия – «относительно не принимающий родитель»). Картина принятия в семье осложняется тем, что родителей – двое. Обычно один из них – более «принимающий». Кроме того, демаркационная линия подвижна во времени в зависимости от ситуации и состояния родителей, так как оба родителя не могут всегда чувствовать одно и то же по поводу одного и того же поведения ребенка в данный момент. После этого присутствующим предлагается ответить на вопрос: «Как ребенок узнает, что его принимают или, наоборот, не принимают?».

4. Составление списка признаков «языка принятия» и «языка непринятия». Ведущий чертит на доске таблицу с двумя столбцами «Язык принятия» и «Язык непринятия». Родители совместно с ведущим заполняют данную таблицу, выделяя в ней признаки каждого языка. Примерные признаки представлены в табл. 1.

Таблица 1

Вербальные признаки «языка принятия» и «языка непринятия» родителей, воспитывающих ребенка с ранним детским аутизмом

Язык принятия

Язык непринятия

оценка поступка, а не личности

отказ от объяснений

похвала

негативная оценка личности

комплимент

сравнение не в лучшую сторону

ласковые слова, поддержка

указание на несоответствие родительским ожиданиям

выражение заинтересованности

игнорирование

одобрение

приказы

согласие

подчеркивание неудачи

улыбка

угроза

выражение своих чувств

наказание

доброжелательные интонации

«жёсткая» мимика

поощрение

негативные интонации

Ведущий озвучивает таблицу. Далее ведущий говорит о том, что ни один родитель не принимает все поведение своего ребенка. Некоторые делают вид, что принимают большинство поведения своих детей, но эти люди играют роль хорошего родителя. Таким образом, некоторая часть их «принятия» ложна. Внешне они могут действовать в духе принятия, но внутренне они чувствуют непринятие. Родители, чье внутреннее отношение – раздражение, гнев, не могут не подать сигнала об этом особым тоном голоса, определенной позой, напряжением лицевых мускулов и т.п. Если представить, что именно невербальные средства общения несут от 60 до 80 % передаваемой собеседнику информации, легко понять необходимость в соединении в «общую картину» словесной информации и «информации тела». Затем ведущий предлагает участникам дополнить таблицу невербальными средствами принятия и непринятия ребенка.

Родители совместно с ведущим дополняют следующую табл. 2, выделяя в ней следующие невербальные признаки.

Таблица 2

Невербальные признаки «языка принятия» и «языка непринятия» родителей, воспитывающих ребенка с ранним детским аутизмом

Язык принятия

Язык непринятия

Доброжелательная мимика (улыбка, смех)

Безразличное лицо, опущенные уголки губ, дрожащие губы, нахмуренные брови

Поцелуи, прикосновения, похлопывания

Отстранение от тактильных движений

Тихий, спокойный голос

Громкий, нервный голос

Родитель соблюдает личное пространство ребенка, но при этом стремится находиться с ним рядом

Большая дистанция между родителем и ребенком

Ведущий озвучивает таблицу и предлагает участникам выполнить упражнение «Машина», чтобы научиться применять эти знания на практике.

5. Упражнение «Машина». Оборудование: картинка, на которой нарисован неаккуратный рисунок, но видно, что ребенок пытался изобразить машину, листочек и ручка для каждого участника.

Ведущий предлагает присутствующим написать на листе бумаги по пять высказываний о данном рисунке. Примерное время работы 5–7 мин. После выполнения работы ведущий анонимно зачитывает предложенные варианты. Как правило, комментарии по поводу нарисованной машины – критические. С родителями обсуждаются варианты – как можно похвалить ребенка в данной ситуации, чтобы оказать ему поддержку, стимулировать для дальнейшего занятия рисованием. Ведущий сообщает слушателям, что даже маленький ребенок чувствителен к этим сигналам, которые являются свидетельством того, что родитель в действительности его принимает или не принимает. Следовательно, ребенок чувствует, что в этот момент он не нравится родителю или, наоборот, родитель рад общению с ним. Успешный родитель, любящий, принимающий, который так необходим ребенку, тонко чувствует его, проникает во внутренний мир и на этой основе ведет его, направляет поведение и развитие в нужное русло. Без подстройки данный процесс невозможен.

6. Подстройка. Подстройка – изменения в нашем поведении, которые делают нас более похожим на собеседника и бессознательно ощущаются им как то, что вы «свой», создают между вами лучший контакт и доверие. Технология построения подсознательного доверия содержит следующие основные компоненты: подстройка к позе; подстройка по жестам; подстройка по дыханию; подстройка под речь. При точном использовании любого вида подстройки между родителем и ребенком образуется взаимосвязь, и если взрослый медленно начинает изменять свое поведение, то и у ребенка тоже начнет изменяться поведение, т.е. родитель начнет «вести» его за собой. Подстройка к позе. Первое, что следует сделать – скопировать позу своего ребенка. Во время игры необходимо копировать все изменения, которые происходят в положении его тела, нужно следовать за ними с небольшим отставанием. Подстройка по движениям. Все движения можно разделить на большие, макродвижения (походка, жесты, движения головы, ног) и малые, микродвижения (мимика, мигание, мелкие жесты, подрагивание). Став для родителя партнером по игре, ребенок обычно не сидит – он позволяет себе жестикуляцию, меняет позу, кивает или качает головой, мигает, и все это может быть предметом для подстройки. Подстройка по дыханию. Это достаточной трудный для освоения прием, требующий длительной тренировки. Подстройка по дыханию означает, что родитель начинает дышать с той же глубиной и интенсивностью, как и ребенок. Подстройка под речь. Подстройка под речь включает подстройку под тембр голоса, скорость речи, другие характерные особенности речи собеседника. Освоение приема подстройки поможет взрослым научиться устанавливать контакт с ребенком, что является залогом эффективного общения. Приобретение этого навыка будет способствовать достижению воспитательных целей.

7. Домашнее задание. В течение следующей недели ведущий предлагает участникам попробовать применять язык принятия и прием подстройки в контексте реальных жизненных ситуаций взаимодействия с ребенком. При этом родителям обязательно отслеживать реакцию ребенка на изменения в их поведении.

8. Выводы по тренингу и процесс построения обратной связи. Обсуждение строится вокруг того, как ощущают себя родители по окончании встречи, что было для них важного на этом занятии. В процессе выполнения обратной связи ведущий делает акцент на следующих выводах: принятие похоже на плодородную почву, которая позволяет маленькому семечку превратиться в красивый цветок; эмоциональное принятие – это почва, которая позволяет ребенку реализовать свой потенциал; из всех эффектов эмоционального принятия самый важный – внутреннее чувство ребенка, что его любят; для создания атмосферы доверия и эмоционального принятия между родителем и ребенком используется метод подстройки.


Библиографическая ссылка

Федосеева Е.С., Бондаренко Т.А., Морозова В.И. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ПРИНЯТИЯ РЕБЕНКА С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ В СИСТЕМЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 3. – С. 107-112;
URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36625 (дата обращения: 10.12.2018).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252