Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,021

ОБЪЕКТИВНАЯ И СУБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ И ОТНОШЕНИЕ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В СРЕДЕ СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ

Попованова Н.А. 2 Синдеева Л.В. 1 Кравченко В.М. 2 Казакова Г.Н. 2, 1 Медведева Н.Н. 1 Синдеев М.М. 2
1 ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России
2 ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева»
В статье представлены фрагменты комплексного исследования, посвященного изучению значимости физической культуры и отношения к здоровому образу жизни студентов-первокурсников различных направлений подготовки. В анкетировании приняли участие 287 человек. Объективная и субъективная оценка массы тела не всегда совпадают, особенно у девушек. Результаты данного исследования свидетельствуют о том, что девушки (67,7?%), оценивающие свою массу тела как повышенную, объективно имеют нормальные значения индекса массы тела. Студенты с объективно высокой массой тела адекватно оценивают значимость физической культуры для себя, признавая ее роль в улучшении физического статуса. В целом можно констатировать, что мотивация студентов к занятиям физической культурой на непрофильных факультетах в рамках учебного процесса является недостаточной и требует корректировки.
физическая культура
телосложение
студенты
1. Вентцель Е.С. Теория вероятностей. – М.: Высшая школа, 1999. – 576 с.
2. Гончарова Е.В., Чикина Л.Е. Мотивация студентов к здоровому образу жизни, занятиям физкультурой и спортом // Вестник Московского государственного областного гуманитарного института. Серия: Педагогика и психология. – 2015. – № 1. – С. 8.
3. Коломийченко Е.В. Мотивация студентов вуза к занятиям физической культурой и спортом как компонент развития физической культуры личности // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2010. – № 4. – С. 11–15.
4. Мартиросов Э.Г., Руднев С.Г., Николаев Д.В. Применение антропологических методов в спорте, спортивной медицине и фитнесе. – М.: Физическая культура, 2010. – 120 с.
5. Руденко Г.В. Оценка сформированности физической культуры студентов горного университета по их отношению к ценностям физической культуры // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2011. – № 5. – С. 101–105.

Одной из важнейших задач физической культуры в системе высшего профессионального образования является сохранение и укрепление здоровья студентов. Средства физической культуры способны стимулировать, развивать и укреплять адаптационные резервы организма, связанные с процессом обучения и последующей профессиональной деятельности [5]. Однако зачастую приходится констатировать, что возможности физической культуры не всегда эффективно используются, что приводит к формированию у обучающихся некоего стереотипа, подрывающего мотивационно-ценностный компонент данной дисциплины.

К сожалению, в научных публикациях последних лет нередко можно встретить факты, указывающие на снижение мотивационного уровня студентов к занятиям физической культурой [2]. В качестве важных причин такого диссонанса чаще всего указываются непродуманная организация спортивно-оздоровительной работы в вузах, продиктованная в первую очередь материально-технической базой учебного заведения, наличием контрольных срезов в виде зачетных нормативов и отсутствием индивидуального подхода к студенту.

В то же время большинство молодых людей отчетливо понимают роль физической культуры для поддержания внешних форм тела. Но, как правило, такое представление основано лишь на субъективных ощущениях для эстетического удовлетворения потребностей [3]. В возрастном диапазоне 17–19 лет иная роль физической культуры, а именно влияние ее на состояние здоровья человека, часто уходит на второй план. В данной связи настоящее исследование раскрывает объективную картину отношения студентов к физической культуре и представляется актуальным.

Цель исследования

Оценить степень значимости физической культуры для будущих специалистов в различных сферах деятельности во взаимосвязи с особенностями телосложения юношей и девушек.

Материалы и методы исследования

Для реализации поставленной цели была разработана анкета, включающая ряд вопросов, демонстрирующих отношение студента к занятиям по физической культуре: какую группу (основную или специальную медицинскую) посещает, занимается ли физкультурой и спортом вне учебных занятий, умеет ли плавать, кататься на велосипеде и коньках, какие спортивные снаряды имеет дома и как часто их использует. Также в анкете предлагалось оценить по пятибалльной шкале важность физкультурных занятий лично для себя и как можно подробнее обозначить мероприятия, необходимые для усиления интереса к данной дисциплине.

В анкетировании приняли участие 287 юношей и девушек, поступивших на обучение в 2016 году в высшие учебные заведения города Красноярска: Сибирский федеральный университет, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева и Красноярский государственный медицинский университет им. В.Ф. Войно-Ясенецкого. Все респонденты были разделены на четыре группы в зависимости от направления подготовки:

1. Медицинские специальности (лечебное дело, педиатрия, стоматология).

2. Гуманитарные специальности (педагогическое образование с профилями «История», «История и обществознание», «Политология»).

3. Физическая культура и спорт.

4. Технические специальности с элементами творческой направленности (архитектура, дизайн архитектурной среды).

По каждому опрошенному в анкете имелись сведения о длине и массе тела, на основании величин которых был рассчитан индекс массы тела (ИМТ) по формуле ИМТ = МТ/Р2, где МТ – масса тела (кг), Р – длина тела (м). На основании значений ИМТ выделены четыре категории обследованных: лица с дефицитом массы тела (ИМТ менее 18,5 кг/м2), нормальной массой тела (ИМТ от 18,6 до 24,9 кг/м2), избыточной массой тела (ИМТ от 25,0 до 29,9 кг/м2) и ожирением (ИМТ 30,0 кг/м2 и выше) [4].

Возраст респондентов варьировал от 17 до 21 года.

Для оценки межгрупповых различий распределения относительных долей (в том числе процентного распределения вариантов ответов респондентов) применяли непараметрический критерий хи-квадрат (χ2). После расчета данного критерия по стандартным таблицам находили критическое значение χ2 c учетом количества степеней свободы. Если полученное эмпирическое значение χ2 было больше критического – различия признавали статистически значимыми [1].

Результаты исследования и их обсуждение

Объективный анализ телосложения на основании величин ИМТ выявил, что 78,7 % юношей и 67,1 % девушек характеризуются нормальной массой тела. Избыточная масса тела регистрировалась у лиц обоего пола практически с равной частотой (11,0 % юношей и 10,5 % девушек). Ожирение у мужчин выявлено в 7,1 % случаев, у девушек данный показатель наблюдался в виде спорадического случая (0,7 %). Существенные различия между представителями разных полов выявлены по частоте встречаемости дефицита массы тела. Данная проблема присутствовала у 21,7 % девушек, что в 7 раз чаще по сравнению с юношами (3,1 %).

Следующим этапом исследования была оценка телосложения по ИМТ в зависимости от направления подготовки. Результаты представлены на рис. 1 и 2. В женской выборке отклонения массы тела от нормы наиболее часто регистрировались в среде обучающихся по специальностям «Архитектура» и «Дизайн архитектурной среды». Только 55,2 % девушек здесь имели нормальные значения ИМТ.

pjp1.wmf

Рис. 1. Показатели массы тела студентов разных направлений подготовки (девушки)

pjp2.wmf

Рис. 2. Показатели массы тела студентов разных направлений подготовки (юноши)

Весьма ожидаемым оказался анализ телосложения девушек, обучающихся по специальности «Физическая культура» – среди них не зарегистрировано ни одного человека с избыточной массой тела и ожирением. Тем не менее дефицит массы тела у данной категории девушек наблюдали достаточно часто – в 22,2 % случаев.

В мужской выборке отклонения массы тела от нормы наиболее часто встречались в группе студентов-педагогов гуманитарного профиля – в 69,7 % наблюдений. Обращает на себя внимание, что среди юношей, обучающихся по специальности «Физическая культура», в 7,9 % случаев выявлена избыточная масса тела, а у 5,3 % случаев – ожирение. Однако данный факт можно поставить под сомнение, так как ИМТ не учитывает компонентный состав тела и люди с очень хорошо развитой мускулатурой всегда имеют повышенные значения указанного индекса. Вполне вероятно, что данные индивиды попадают в такую категорию людей.

Каждому респонденту предлагалось субъективно оценить свое телосложение – что их устраивает и что не устраивает в строении тела. В целом по выборке независимо от направления подготовки 50,6 % девушек и 55,1 % юношей отметили, что телосложение их полностью устраивает. На некоторые недостатки (например, полные бедра, отсутствие плоского живота) указали 3,1 % юношей и 11,7 % девушек. Чрезмерно худыми считают себя 2,6 % девушек и 11,0 % юношей, а 22,1 % девушек и 8,7 % юношей считают, что их масса тела превышает норму.

Сравнение результатов объективной индексной оценки и субъективного ощущения своего тела выявило интересные результаты. Из 34 девушек, которые считают, что их масса тела превышает норму, 22 (64,7 %) имели нормальные значения ИМТ и только у 12 человек объективная и субъективная оценка телосложения совпали. Юноши оказались менее требовательными к своей массе тела – только 18,2 % юношей с объективно нормальной массой тела считают, что имеют лишний вес.

Для всех опрошенных несомненным является факт положительного влияния физической культуры на соматический статус человека. Однако отношение к физической культуре как к учебной дисциплине показывает, что далеко не все студенты признают для себя ее значимость. В целом по выборке вне зависимости от направления подготовки, субъективный средний балл значимости занятий по физической культуре составил 3,87 ± 0,04. При этом данный показатель был несколько выше у юношей (3,91 ± 0,03) в сравнении с девушками (3,85 ± 0,01). Максимальную значимость физкультуры для себя (5 баллов) указали 36,9 % первокурсников, на 4 балла занятия оценили 33,0 %, на 3 балла – 18,1 %, на 2 балла – 4,3 %, на 1 балл – 7,4 % опрошенных.

Средний балл значимости занятий по дисциплине «Физическая культура» также был проанализирован в зависимости от массы тела респондентов (таблица). Обращает на себя внимание, что студенты, имеющие избыточную массу тела и страдающие ожирением, адекватно оценивают для себя важность данной дисциплины. Юноши и девушки со значением ИМТ в градации «избыточная масса тела» оценивают физкультуру в среднем на 3,93 ± 0,03 балла, а лица, имеющие ожирение, поставили самые высокие баллы значимости, что в среднем составило 4,36 ± 0,02. Причем 70,0 % студентов, страдающих ожирением, отметили, что значимость для них физкультуры оценивается в 5 баллов. Напротив, студенты с дефицитом массы тела показывают иное отношение к данной учебной дисциплине. Только 24,3 % опрошенных из этой группы поставили физической культуре максимальную оценку значимости.

Субъективная оценка значимости физической культуры в зависимости от массы тела

Показатели массы тела респондентов на основе ИМТ

Оценка

1 балл

2 балла

3 балла

4 балла

5 баллов

Дефицит массы тела

8,1 %

0,0 %

29,7 %

37,8 %

24,3 %

Нормальная масса тела

6,4 %

5,4 %

16,8 %

33,7 %

37,1 %

Избыточная масса тела

0,0 %

13,3 %

16,7 %

30,0 %

36,7 %

Ожирение

0,0 %

10,0 %

20,0 %

20,0 %

70,0 %

Оценка значимости занятий по физической культуре выявила следующие особенности. Самый низкий балл значимости дисциплина получила от студентов-архитекторов. Средний балл здесь составил 3,45 ± 0,01. Студенты медицинского вуза и студенты-педагоги гуманитарных специальностей оценили значимость физической культуры одинаково – 3,69 ± 0,03 и 3,70 ± 0,01 соответственно. Оценка дисциплины для студентов специализированного факультета составила 4,8 ± 0,05, что совершенно справедливо для будущих учителей физкультуры. Однако обращает на себя внимание такой факт, что 14,3 % студентов факультета физической культуры не оценили значимость данной дисциплины высшим баллом, ограничившись 4 баллами.

Несмотря на то, что далеко не все студенты непрофильных специальностей считают физическую культуру не самой важной учебной дисциплиной, вне учебных занятий (хотя бы время от времени) занимается физкультурой и спортом существенная доля опрошенных (62,3 % студентов-архитекторов, 75,8 % студентов-педагогов гуманитарных специальностей и 78,5 % студентов-медиков).

Для детализации внеучебных увлечений спортом респондентам был задан вопрос об их умении плавать, кататься на велосипеде и коньках. Результаты представлены на рис. 3. В данном случае четко видно, что большинство опрошенных обладают навыками плавания, катания на коньках и езды на велосипеде. Езда на велосипеде оказалась самым популярным навыком среди опрошенных.

pjp3.tif

Рис. 3. Наличие спортивных навыков у студентов

При рассмотрении наличия спортивных навыков в зависимости от направления подготовки, статистически значимые различия были обнаружены только при сравнении студентов-физкультурников с другими группами опрошенных. Отсутствие описываемых умений в группе будущих учителей физической культуры выявлялось лишь спорадически. Среди студентов других направлений подготовки умение кататься на коньках, плавать и ездить на велосипеде колебалось от 79,8 % до 87,6 %.

На вопрос о значимости физической подготовки для будущей профессии мнения респондентов были различны. Ожидаемо, что 100 % будущих учителей физкультуры считают, что в такой профессии без качественной физической подготовки не обойтись, так как учитель физкультуры – это не номинальная единица, а пример для подрастающего поколения. Среди будущих врачей 56,8 % опрошенных считают, что физическая подготовка важна в профессии. В качестве аргументов о необходимости хорошей физической формы чаще всего назывались факт длительного пребывания врача на ногах, необходимость физической силы при работе с лежачими пациентами и личный положительный пример для пациентов. Еще 32,3 % студентов-медиков не отрицают значимость физической культуры лично для себя, но при этом считают, что в будущей профессии это не пригодится. Студенты архитектурного факультета и педагоги-гуманитарии важным в профессии считают лишь эстетическую составляющую хорошей физической подготовки (распространенные ответы: «Архитектор, дизайнер должны быть красивыми», «Учитель должен хорошо выглядеть»).

Таким образом, становится очевидным, что мотивация к занятиям по физической культуре в рамках учебного процесса является недостаточной и требует корректировки. Наши исследования в данном направлении будут продолжены.

Работа выполнена при поддержке гранта Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 16-06-00439 «Экспертная оценка здоровья человека: фундаментальные исследования».


Библиографическая ссылка

Попованова Н.А., Синдеева Л.В., Кравченко В.М., Казакова Г.Н., Медведева Н.Н., Синдеев М.М. ОБЪЕКТИВНАЯ И СУБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ И ОТНОШЕНИЕ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В СРЕДЕ СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 2. – С. 152-156;
URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36603 (дата обращения: 21.09.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074