Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ БАКАЛАВРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНАМ ПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Коротков С.Г. 1 Чупряков И.С. 1
1 ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет»
В настоящее время проведение целостного учебного процесса не представляется возможным без систематической организации практических занятий, так как только практические занятия помогут обеспечить один из важнейших принципов дидактики – принцип связи теории с практикой. Умелая организация педагогом практических занятий по профильным дисциплинам активизирует познавательную деятельность студентов, придает конкретный характер изучаемому на лекциях и в процессе самостоятельной работы теоретическому материалу, способствует детальному и прочному усвоению учебной информации. Поэтому очень важно знать, как лучше организовать практические занятия студентов при изучении профильных дисциплин. Предметом исследования в научной статье выступает система организации, планирования и проведения практических занятий по дисциплинам профильной подготовки. В работе уточнена сущность и структура педагогического процесса в учреждениях высшего образования, рассмотрены методы, средства и формы практического профессионального обучения, выявлены особенности организации практических занятий по дисциплинам профильной подготовки.
практические занятия
профильные дисциплины
узел
механизм
изделие
1. Коротков С.Г. Особенности организации производственной практики будущих бакалавров профессионального обучения / С.Г. Коротков, Д.А. Крылов // Вестник Марийского государственного университета. – 2015. – № 1 (16). – С. 26–30.
2. Коротков С.Г. Специфика проведения диагностики и контроля по курсу «Автомобили» / Педагогическое образование и профессиональное обучение: инновации, перспективы: материалы научно-практической конференции / Мар. Гос. ун-т. – Йошкар-Ола, 2016. – С. 230–237.
3. Руденко М.Б. Предварительная подготовка к практическим и лабораторным занятиям как метод эффективного освоения технических дисциплин / современные направления и образовательные технологии: материалы двадцатой всероссийской научно-методической конференции. – Иркутск: Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2015. – С. 83–85.
4. Чибаков А.С. Измерение и оценка развития аргументативных умений и качеств будущих квалифицированных рабочих и специалистов в процессе профессиональной подготовки / А.С. Чибаков, Д.А. Крылов // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 1.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view id=24099 (дата обращения: 17.02.2016).
5. Царева И.А. Организация практических занятий в вузе / И.А. Царева, Н.А. Румянцева // Научно-методологические и социальные аспекты психологии и педагогики: сборник статей международной научно-практической конференции. – Уфа, 2016. – С. 121–123.

Актуальность работы обусловлена новыми социально-экономическими изменениями, происходящими в области образования, требующими значительного повышения качества подготовки педагогов профессионального обучения, как для среднего профессионального образования, так и для высших учебных заведений.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования не учитывает и не может учитывать многообразие требований, предъявляемых к будущему педагогу профессионального обучения в конкретном регионе, не ориентирует профессорско-преподавательский состав образовательных учреждений на выявление путей реализации данных требований. При подготовке педагогов профессионального обучения не проводится должным образом мониторинг заказов работодателей, не учитываются потребности региона в педагогах профессионального обучения для средних профессиональных образовательных учреждений, потребность в которых растет из года в год.

Зачастую подготовкой профессиональных рабочих в техникуме занимаются выпускники техникумов или мастера с производств, умеющие выполнять работы в соответствии с профилем подготовки, но не знающие как этому обучить других. Анализ состояния практического обучения, составляющего основу подготовки бакалавров профессионального обучения, показывает, что достижение требований работодателя к качеству обучения в рамках только традиционных форм и методов затруднено. Совершенствование подготовки педагогов профессионального обучения должно обеспечиваться не только реформированием содержания высшего образования но и развитием форм и средств организации обучения, в первую очередь практического.

В настоящее время обучение бакалавров профессионального обучения профиля «Транспорт» по дисциплинам профильной подготовки не представляется эффективным без организации практических занятий, так как только практические занятия обеспечивают формирование необходимых компетенций в соответствии с профилем подготовки.

Несмотря на разносторонность исследований в отечественной и зарубежной литературе, совершенствование форм и средств организации практического, производственного обучения при преподавании профильных дисциплин, в отличие от теоретического, в новых условиях образовательного процесса специально не исследовалось и не рассматривалось.

В социально-экономическом аспекте актуальность работы связана с тем, что в основу модернизации образования положен компетентностный подход, нацеленный на подготовку компетентного специалиста, отвечающего потребностям и тенденциям поликультурной среды. Следовательно, у будущего педагога профессионального обучения за время подготовки в вузе должна быть сформирована профессиональная компетентность, основу которой составляет практическое обучение профильным дисциплинам, однако в настоящее время недостаточно четко определены пути ее формирования.

В научно-методическом плане актуальность исследования связана с необходимостью обоснования теоретических основ (обобщения теоретического и практического педагогического опыта и др.) для дополнения традиционных форм и средств обучения при организации практических занятий бакалавров профессионального обучения по профильным дисциплинам.

Цель исследования

Выявить и апробировать особенности организации традиционных форм и использования средств обучения при организации практических занятий бакалавров профессионального обучения по профильным дисциплинам на примере курса «Ремонт и эксплуатация автомобиля».

Материалы и методы исследования

Проведена теоретическая и экспериментальная работа по совершенствованию процесса подготовки и проведения практических занятий по профильным дисциплинам на примере курса «Ремонт и эксплуатация автомобиля». Рассмотрены методы, средства и формы практического обучения, выявлена специфика планирования, подготовки и проведения практических занятий по специальным дисциплинам профиля «Транспорт» на примере курса «Ремонт и эксплуатация автомобиля». Разработан и апробирован комплект инструкционных карт для выполнения практических работ по курсу «Ремонт и эксплуатация автомобилей». Выявлены условия способствующие повышению качества подготовки студентов при организации практических занятий на примере дисциплины «Ремонт и эксплуатация автомобиля».

Результаты исследования и их обсуждение

Центральным звеном в организации педагогического процесса в высших образовательных учреждениях, осуществляющих подготовку бакалавров профессионального обучения, является практическое (производственное) обучение, составляющее главный его компонент [4]. Это занятия, проводимые под руководством преподавателя или мастера производственного обучения, направленные на приобретение навыков решения практических задач, формирование у студентов основ профессионального мастерства в области определенной профессии, в данном случае при ремонте и эксплуатации автомобилей.

Практические занятия в высшем учебном заведении – это педагогическая форма, метод репродуктивного обучения, который предполагает практическое освоение студентами научно-теоретических положений изучаемого предмета, овладение ими техникой экспериментирования в соответствующей отрасли науки, инструментализация полученных знаний, т.е. превращение их в средство для решения учебно-исследовательских, а затем реальных экспериментальных и практических задач, иными словами – установление связи теории с практикой [5].

Целью практических занятий по дисциплине «Ремонт и эксплуатация автомобилей» является выработка у студентов определенного профессионального подхода к решению той или иной задачи при выполнении основных работ по диагностированию, техническому обслуживанию и ремонту автомобилей.

Реализуемый в высшем образовании принцип вариативности позволяет применять различные варианты практической работы студентов, с дополнением традиционных форм обучения элементами самостоятельной преобразующей деятельности. Направленность практических занятий обеспечивается грамотной организацией процесса планирования, организации и постоянным контролем результативности процесса обучения.

Экспериментальная работа проводилась на базе ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет». В исследовании приняли участие 24 студента обучающихся по направлению 44.03.04 Профессиональное обучение, профиль «Транспорт».

На первом этапе исследования мы анализировали особенности традиционных форм и средств организации практических занятий по дисциплине «Ремонт и эксплуатация автомобиля». Изучалась специальная и психолого-педагогическая литература по рассматриваемой проблеме, обобщался собственный опыт работы в качестве преподавателя вуза, анализировались материалы, посвященные организации занятий по ремонту и эксплуатации автомобилей. Определялись цели, задачи, методика организации практических занятий, обновлялось содержание учебной программы, календарно-тематический план, а также дидактические материалы.

Анализ практической деятельности с целью определения содержания практического обучения на занятиях по ремонту и эксплуатации автомобилей мы осуществляли с трех точек зрения: функциональной, структурной, педагогической.

С точки зрения функционального анализа трудовая деятельность (учебный процесс на практических занятиях по курсу «Ремонт и эксплуатация автомобилей») включает следующие типичные функции: планирование и подготовку – вспомогательные функции; осуществление, контроль и обслуживание – основные функции. С педагогической точки зрения важным для определения содержания и структуры практических занятий является вопрос о формах, методах и средствах обучения студентов.

Вопрос о формах организации практического обучения мы рассмотрели комплексно, с различных точек зрения:

– во-первых, формы организации процесса обучения – урочные и неурочные;

– во-вторых, формы организации учебно-производственной деятельности студентов – фронтальные, бригадные (звеньевые);

– в-третьих, традиционные и инновационные формы.

Дисциплина «Ремонт и эксплуатация автомобилей» рассчитана на 18 часов лекций, 46 часов практических занятий. Как видно объем лекций очень мал, следовательно, на каждом практическом занятий перед выполнением заданий много времени уходит на инструктирование и объяснение технологий выполнения ремонта или обслуживания данного механизма. С целью совершенствования учебного процесса по дисциплине «Ремонт и эксплуатация автомобилей» мы разработали и апробировали сборник инструкционных карт для выполнения практических работ.

Одно из преимуществ практических занятий в сравнении с другими видами аудиторной учебной работы состоит в том, что они интегрируют теоретико-методологические знания и практические умения и навыки студентов в едином процессе учебной деятельности учебно-исследовательского характера [3]. Поэтому в структуре планирования и подготовки к практическому занятию мы выделяем неурочную форму, которая проходит дистанционно с использованием электронной образовательной среды «Moodle». Студенты актуализируют и дополняют знаниями материал пройденный на лекциях, заочно знакомятся с устройством механизма или узла, который предстоит обслуживать, диагностировать на практическом занятии.

Традиционная фронтальная организация практических занятий имеет ряд преимуществ: работы можно проводить непосредственно: после изучения соответствующей темы программы, переходя последовательно от простых к более сложным. Такое построение занятия значительно облегчает руководство студентами и наблюдение за ходом выполнения работ; имеется возможность проводить групповой инструктаж. Фронтальная форма организации практического занятия предусматривает проведение инструктажей: вводного, текущего, промежуточного и итогового. К недостаткам следует отнести необходимость большого количества одинакового оборудования в лаборатории [1].

При организации практических занятий по дисциплине «Ремонт и эксплуатация автомобилей» мы применяем нефронтальную организацию практических занятий, когда студенты работают звеньями на различном оборудовании. Содержание практических занятий при этом различное для отдельных звеньев. Недостатком такой формы организации практических занятий является определенная сложность руководства ими, так как преподаватель лишен возможности проводить общий инструктаж всех студентов и коллективный разбор итогов их работы. Однако такая форма исключает использование репродуктивного метода, когда студент копирует работу товарища, не проявляя стремление к самостоятельному разрешению проблемы [2]. Для осуществления одновременного инструктирования сразу нескольких звеньев, в качестве одного из средств обучения на практических занятиях в одной из подгрупп студентов 4 курса профиля «Транспорт» применяли сборник инструкционных карт, составленный в соответствии с рабочей программой.

В эксперименте участвовали две подгруппы студентов по 12 человек. В первой контрольной группе, КГ, занятия проводились фронтально, во второй экспериментальной группе, ЭГ, студенты были поделены на четыре равноценных по уровню подготовленности звена. Занятия в экспериментальной группе проводились с использованием разработанных инструкционных карт и заполнением итоговых отчетов дистанционно в свободное от учебных занятий время. Также в ЭГ после изучения каждого раздела проводилась деловая игра, предполагающая решение проблемной ситуации одновременно всеми звеньями, что стимулировало активность и познавательный интерес студентов. В последующем образовательный эффект от организации деловых игр оценивался показателем «аналитическое мышление» в экспертной карте, разработанной для анализа успешности всего эксперимента (см. таблицу). В экспертную группу входили два кандидата педагогических наук, кандидат технических наук и мастер производственного обучения.

Система оценки (констатирующий этап)

8. Иванов Сергей Анатольевич (констатирующий этап)

Знания, умения и навыки студента

оценка

преподавателя в %

оценка

студента в %

Аналитическое мышление

35

50

Умение выполнять основные работы по диагностированию, техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, а также отдельных систем и агрегатов

25

30

Умение разрабатывать операционно-технологические карты диагностирования, технического обслуживания и текущего ремонта автомобиля

23

20

Умение производить разборку, сборку и регулировку узлов и агрегатов автомобиля

25

45

Умение применять современное технологическое оборудование и инструменты

26

30

Владение знаниями технологических процессов технического обслуживания и ремонта автомобилей

24

40

Владение знаниями конструкции современных автомобилей, особенностями обслуживания и ремонта отдельных механизмов и систем

32

35

Студентам как КГ, так и ЭГ предлагалось провести самооценку на предмет сформированности знаний, умений и навыков. Такую же оценку проводили эксперты, опираясь на наблюдения и результаты занятий как по исследуемой, так и по смежным дисциплинам профильной направленности. Контроль результатов осуществлялся в начале (констатирующий) и в конце семестра (итоговый) на основе сравнения результатов по предложенной экспертной карте (см. таблицу).

Констатирующий этап показал примерно равные результаты оценки умений и навыков в обеих группах. Мы анализировали изменения уровней сформированности показателей как по каждому из студентов, так и по группам в целом.

Результаты итоговой оценки показали, что после окончания эксперимента прирост процентного содержания по показателям в КГ составил 18–27 %, тогда как в ЭГ 38–53 %. Проверку полученных данных в нашем экспериментальном исследовании мы осуществляли с помощью статистического критерия «хи-квадрат» К. Пирсона.

Результаты эксперимента показали правильность выдвинутых положений о возможности дополнения традиционных форм и средств обучения при организации практических занятий по профильным дисциплинам на примере курса «Ремонт и эксплуатация автомобилей».

К таковым дополнениям, которые собственно составляют особенности организации практических занятий по профильным дисциплинам, можно отнести:

1. Сочетание аудиторных (практическое занятие) и неурочных форм (электронная образовательная среда вуза) при организации практических занятий по профильным дисциплинам.

2. Применение инструкционно-технологических карт, позволяющих организовать нефронтальную (бригадно-звеньевую) форму организации практических занятий.

3. Включение в учебный процесс по профильным дисциплинам инновационных форм организации учебно-производственной деятельности (проблемно-поисковые, игровые формы).

К сожалению, объем статьи не позволяет в полной мере отразить результаты экспериментальной работы и все особенности использования организационных форм и дидактических средств при проведении практических занятий бакалавров профессионального обучения по дисциплинам профильной подготовки.

Выводы

В настоящее время проведение целостного учебного процесса не представляется возможным без систематической организации практических занятий, так как только практические занятия могут обеспечить один из важнейших принципов дидактики – принцип связи теории и практики. Умелая организация педагогом практических занятий по дисциплинам профильной подготовки активизирует познавательную деятельность студентов, придает конкретный характер изучаемому на лекциях и в процессе самостоятельной работы теоретическому материалу, позволяет повысить уровень практической готовности студента профиля «Транспорт» к будущей профессиональной деятельности, а также сформировать некоторые профессиональные компетенции.


Библиографическая ссылка

Коротков С.Г., Чупряков И.С. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ БАКАЛАВРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНАМ ПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 1. – С. 109-113;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36565 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674