Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,909

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ СТУДЕНТОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ

Вергун Т.В. 1 Колосова О.Ю. 2 Гончаров В.Н. 3
1 АНО ВО «Северо-Кавказский социальный институт»
2 Ставропольский филиал ФГКОУ ВО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации»
3 ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет»
В статье ставится проблема индивидуальных образовательных траекторий студентов в высшей школе. Отмечается, что весьма актуальными становятся компетенции переработки значительного объема информации, применения инновационных технологий и методов в их деятельности. То есть отмечается, что на современном этапе развития общества существенным становится умение адаптироваться в условиях быстро меняющейся среды. Это все отвечает потребностям обучающихся в условиях современного глобализирующегося информационного общества. Система высшего образования выступает значимым фактором общественного прогресса, который определяет судьбу социума на значительную перспективу. Высшее образование обусловливает качество интеллектуального потенциала, способного сформулировать новые идеи для формирования более совершенных систем управления и организации. Современное общество подошло к такому состоянию, когда судьба человеческой цивилизации определяется интеллектуально-образовательной возможностью как отдельного человека в частности, так и общества в целом.
индивидуализация обучения
индивидуальные траектории образования
профессиональная среда
моделирование профессиональной среды
развитие индивидуальности
1. Андронов И.С. Определение индивидуальной образовательной траектории в реализации образовательных программ гуманитарного и общественнонаучного профиля / Роль интеллектуального капитала в экономической, социальной и правовой культуре общества ХХI века: сборник научных трудов. – 2015. – С. 162–164.
2. Бережнова Е.В. Деятельность преподавателя высшей школы: новые реалии // Гуманитарные науки и образование. – 2013. – № 4 (16). – С. 24–29.
3. Марсова С.Е. Специфика реализации индивидуального образовательного маршрута на уровне магистратуры [Электронный ресурс] // Научный журнал КубГАУ. – 2013. – № 85 (01). – Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2013/01/pdf/03.pdf.
4. Мухина Ю.Н. Представления студентов об индивидуальном образовательном маршруте // Alma mater. – 2013. – № 4. – С. 117–119.
5. Мухаметзянова Ф.Г., Забиров Р.В., Вафина В.Р. Индивидуальная образовательная траектория и индивидуальный образовательный маршрут студента как фактор успешной подготовки будущего бакалавра в вузе / Ф.Г. Мухаметзянова и др. / Модернизация образования: проблемы и перспективы: материалы XXII Рязанских педагогических чтений, посвящается 100-летию РГУ имени С.А. Есенина. – 2015. – С. 81–85.
6. Петрунева Р.М. Индивидуально-ориентированная организация учебного процесса: иллюзии и реальность [Электронный ресурс] // Высшее образование в России. – 2011. – № 5. – URL: http://puma/article/n/individualno-orientirovannaya-organizatsiya-uchebnogo-protsessa-illyuzii-i-realnost (дата обращения: 25.11.2016).
7. Шапошникова Н.Ю. Состояние проблемы реализации индивидуальных образовательных траекторий студентов в высшей школе // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2016. – № 2. – С. 105–111.
8. Шапошникова Н.Ю. Индивидуальная образовательная траектория студента: анализ трактовок понятия // Педагогическое образование в России. – 2015. – № 5. – С. 39–44.
9. Шепель Э.В. Индивидуальные траектории обучения в структуре государственных стандартов образования // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Серия «Педагогика и психология». – 2012. – № 3(II). – С. 95–99.

Начало XXI в. характеризуется как общество эпохи глобализации и информатизации. Специалисту современности необходимо уметь правильно находить ориентиры в информационном пространстве. Активное внедрение инноваций в систему высшего образования в современном обществе интенсифицирует многие процессы в этой сфере, способствуя повышению эффективности и качества учебного процесса. К их числу следует отнести такие процессы, как совершенствование механизмов управления системой образования, а также процессы совершенствования методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения. Становятся весьма актуальными компетенции переработки значительного объема информации, применения инновационных технологий и методов в своей деятельности, иными словами на сегодняшний день важным становится умение адаптироваться в условиях быстро меняющейся среды. Это все вполне отвечает потребностям обучающихся к самоопределению и самовыражению в условиях современного глобализирующегося информационного общества. Как результат, появляется острая необходимость в поиске новых средств и методов обучения, новых технологий и подходов обучения. Одним из таких подходов является построение индивидуальных образовательных траекторий.

Индивидуализация процесса обучения подразумевает активное участие студента в формировании профессиональных компетенций, выборе учебных дисциплин, методов контроля успеваемости. Одна из важнейших сторон современной парадигмы образования – это взаимосвязь и взаимодополнение учебно-теоретического материала и наглядности практики. Для эффективной реализации образовательных программ вуз должен иметь стабильные базы практик в таком количестве, чтобы позволить студенту выбор. Некоторые исследователи разделяют понятия индивидуального подхода и индивидуализации обучения, ссылаясь на то, что индивидуальный подход осуществляется с целью поддержки эффективности самого обучения, а цель индивидуализации заключается в том, чтобы помочь обучающемуся управлять своей образовательной траекторией, то есть стать ее соавтором. Делая акцент на индивидуализации образования в высшей школе, стоит отметить, что основой является именно обучение, как процесс усвоения профессионально значимых знаний, навыков и умений, поскольку наиболее общей задачей высшего образования является подготовка специалистов-профессионалов для различных отраслей народного хозяйства. То есть индивидуальная образовательная траектория понимается как процесс формирования и реализации определенного алгоритма основанного на стремлении к достижению целей профессионального становления, планирования карьеры, культурного, социального и образовательного уровня [1].

Индивидуализация обучения ориентирована не на попытку подогнать каждого обучающегося под общий шаблон, а на индивидуальное сопровождение каждого в течение всего периода обучения. Поэтому развитие умственных качеств обучающихся предполагает наличие соответствующих педагогических средств. Индивидуализация учебной деятельности требует значительных материальных затрат, поскольку приводит к увеличению, не всегда оправданному, учебной занятости студента, как аудиторной, так и внеаудиторной, а также к усилению нагрузки на преподавателя, которому приходится создавать большое количество дидактических и контрольно-измерительных материалов для диагностирования уровня развития личности обучающегося.

Индивидуальный подход в обучении включает положения личностного и дифференцированного подходов, однако не сводится к ним. Весь процесс деятельности должен строиться дифференцированно, целенаправленно, в зависимости от уровня знаний, умений, навыков обучающегося. Индивидуализация же это деятельность педагога и обучающегося по поддержке и развитию единичного, своеобразного, что заложено в конкретном индивиде и что было приобретено в индивидуальном эмпирическом опыте. Стоит отметить, что О.С. Газман считает, что индивидуализация предполагает индивидуально ориентированную помощь обучающимся в реализации базовых потребностей, создание условий для максимальной реализации наследственных физических, интеллектуальных, эмоциональных способностей и возможностей, характерных именно для данного индивида, поддержку обучающегося в автономном, духовном саморазвитии, в развитии способности к самоопределению. Стоит отметить, что необходимость индивидуализации воспитания обусловлена тем, что у обучающихся имеются различные детерминанты, влияющие на образовательный процесс. Цель индивидуализации заключается в одновременном сохранении и последующем развитии индивидуальности обучающегося. Часто в реальной практике индивидуализация является условной, причины этой условности разнообразные.

На современном этапе развития общества сфера образования по праву занимает позиции одной из наиболее инновационных отраслей, поскольку именно она определяет создание инновационного климата и развитие общества в целом. В основе развития новой образовательной системы лежат современные технологические инновации.

Понятие «индивидуальная образовательная траектория» это достаточно непростое всеобщее понятие, которое пришло в педагогическую науку из физики. Активное использование в рамках педагогики термина физики имеет характерное и специфичное значение. Как отмечал Э. Кассирер, идея движения и его следа выступает интеллектуальным замыслом понятия индивидуальной образовательной траектории [6].

Система российского высшего образования в последнее время актуализирует проблему индивидуализации образовательного процесса. Один из наиболее популярных способов осуществления индивидуализации образовательного процесса – это представление возможности каждому отдельному студенту строить индивидуальную образовательную траекторию.

Эти процессы продиктованы реалиями современности, а необходимость индивидуализации образовательного процесса зафиксирована законом об образовании Российской Федерации, а также обозначена в образовательных стандартах. К примеру, ФГОС ВО третьего поколения содержит положение, в котором отмечено, что высшее учебное заведение обязуется дать студентам действительную возможность принимать участие в разработке своей программы обучения, а это, в свою очередь, обязывает администрацию и профессорско-преподавательский состав реализовывать установку.

В этой связи «студент становится субъектом образовательного процесса, выстраивающим на основе выбора свою индивидуальную образовательную траекторию. Это способствует формированию внутренней свободы обучающегося, адекватной оценке своей деятельности на основе результатов рефлексии, актуализации и реализации целей, выходящих за пределы предписанных стандартов. Исследования свидетельствуют о проявлении новых реалий в высшей школе. Однако не все из них и не всегда можно охарактеризовать положительно» [8]. Так, например, проблема выбора, выстраивания и реализации индивидуальной образовательной траектории позволяет студенту развить востребованные современным обществом качества личности, такие как самостоятельность, мобильность, гибкость, креативность. Однако в вузах не создаются все условия для формирования таких качеств [1].

Представляет интерес исследование Н.Ю. Шапошниковой, проведенное в 2015 г. [8]. Так, для выявления степени реальной возможности российских студентов участвовать в конструировании содержания своего образования, обеспечивающего формирование востребованных качеств, был проведён опрос студентов российских вузов. По результатам исследований был сделан вывод о том, что большинство студентов показали свою осведомленность о возможности обучения в вузе с учётом индивидуальных особенностей и образовательных потребностей. Также было отмечено, что результаты данного исследования верифицируют результаты исследований Ю.Н. Мухиной [4] и Е.С. Марсовой [3] по довольно близкой тематике. Ценность исследования Н.Ю. Шапошниковой [7] заключается в том, что его результаты могут помочь российским вузам в реорганизации образовательного процесса на основе принципа индивидуализации.

Разработка индивидуальных траекторий обучения требует новых подходов к структурированию содержательной составляющей и диагностике итогов процесса обучения. В этой связи особо актуализируется значение средств обучения. Среди них, в условиях информатизации образования, особой важностью наделяются средства информационных и коммуникационных технологий. Построение индивидуальных траекторий обучения также актуально и в контексте перехода к системе непрерывного образования. Этот переход, в свою очередь, повлечет трансформации в традиционной методической системе обучения.

Стоит заметить, что в настоящее время жесткие системные представления о том, как построить индивидуальную траекторию обучения и как управлять учебным процессом в таких условиях, не сформированы. В педагогической науке на сегодняшний день имеется определенный задел, который используется для осознания проблемы. Интересна, на наш взгляд, позиция Э.В. Шепель, которая предлагает типологизировать изучение индивидуальных траекторий обучения следующим образом [9].

Во-первых, исследования вероятных типов индивидуальных образовательных траекторий, опирающихся на мотивационную сферу и самостоятельные образовательные потребности.

Во-вторых, исследования обстоятельств организации подготовки студентов к обучению по индивидуальным образовательным маршрутам в комплексе вопросов педагогического моделирования, познавательной самостоятельности, контекстного обучения.

В-третьих, анализ индивидуальных образовательных траекторий в виде составных элементов многоуровневой системы высшего педагогического образования.

Заслуживает внимания также точка зрения Ф.Г. Мухаметзяновой, Р.В. Забирова и В.Р. Вафиной, которые считают, что индивидуальная образовательная программа это целенаправленно проектируемый вариант индивидуально-дифференцированной образовательной программы, которая обеспечивает студенту позицию субъекта учебно-профессиональной деятельности. Кроме этого ими отмечается, что преподаватель вуза осуществляет психолого-педагогическую поддержку студенту в его самоопределении и самореализации. В качестве особенностей индивидуальных образовательных траекторий студента высшей школы выделяют следующие факторы: индивидуальная программа формируется специально для конкретного студента и является условием успешного освоения образовательной программы; студент есть субъект, для которого декларируется его активность посредством разработки и реализации образования; для студента обеспечивается педагогическая поддержка в образовании, поскольку она модифицирует личностно-ориентированный образовательный процесс в индивидуальную образовательную траекторию. Психолого-педагогическая поддержка заключается также в предоставлении студенту возможности изменений индивидуальных образовательных траекторий. Отмечается также, что изменения определены личностными детерминантами и реализуются разнообразными способами, которые предусматривают изменение индивидуальных образовательных траекторий путем выбора иной образовательной программы, изменение учебных планов и гармонизацию образовательных программ и дополнительных образовательных программ, личностные ориентиры содержания образования, личностные ориентиры технологических инструментов образовательных программ, изменение организационно-педагогических условий реализации образовательной программы [5].

В процессе индивидуального обучения рациональна разработка типовой системы самостоятельного образования на основе изучения и исследования предметной области, представляющей собой некое комплексное средство управления и предназначенной для содействия обучающемуся в процессе планирования обучения за счет частичной формализации будущей деятельности. При разработке индивидуальных образовательных траекторий в рамках данной системы разумно применять принципы управления проектами, в соответствии с которыми управление осуществляется функционально, а деятельность, осуществляемая обучающимся, систематизируется в функции управления объемом работ. Рациональное сочетание работ совершается в рамках функции управления временем. Функция управления качеством обеспечивает соответствие результатов обучения всем необходимым требованиям и стандартам.

Индивидуальная траектория обучения это личностно значимый вектор изучения образовательной программы. Содержание и структура это вектора определяются с учетом образовательных нужд, а также познавательной самостоятельности обучающихся. Индивидуальная траектория профессионального развития студента должна пониматься как путь саморазвития и самосовершенствования личности, в том числе и в будущей профессиональной деятельности. Это реализуется посредством моделирования профессиональной среды, оказания помощи в личностном профессиональном росте, исходя из проявления индивидуальных качеств.

В современных социально-экономических условиях принцип индивидуализации наполняется новыми организационно-методологическими решениями. Как отмечает Р.М. Петрунева, «принято считать, что одним из путей индивидуализации высшего образования может стать проектирование индивидуального образовательного маршрута. Разработка индивидуального образовательного маршрута для каждого обучающегося предусматривает его собственные пути достижения общих и индивидуальных целей образования – таков перспективный вектор создания образовательных программ нового поколения. Однако такой маршрут немыслим вне социального контекста» [7].

В индивидуальном подходе в образовании заложен определенный парадокс: с одной стороны, индивидуальный подход должен реализовать индивидуальные потребности личности в количестве и качестве образования, с другой, это крайние формы индивидуализации, которые «можно считать выражением социального заказа общества на специалистов «узкого» профиля, подготовленных под определенную технологическую или производственную проблему. То есть индивидуализация образования в определенной мере позволяет уменьшить разрыв между потребностями практики и возможностями системы высшего образования путем введения узкой специализации» [7]. В современном обществе профессиональные проблемы приобретают более комплексный междисциплинарный характер, поэтому требуются специалисты как можно более широкого профиля, способные ориентироваться в смежных отраслях знания. Стоит также отметить, что особенно бессмысленной видится индивидуализация образования в условиях информационного общества. Знания стали настолько доступными, источники учебной информации очень разнообразными, а технологии обучения весьма эффективными, что в содержательном смысле образование каждого обучающегося является индивидуально ориентированным процессом освоения знания, так сказать, по определению. При этом объем получаемого знания у каждого обучающегося будет индивидуально различным по количеству и качеству даже в условиях поточно-лекционной организации учебного процесса.

Таким образом, система высшего образования выступает важным фактором общественного прогресса, который определяет судьбу страны на значительную перспективу. Высшее образование обусловливает качество интеллектуального потенциала, способного сгенерировать свежие идеи для формирования более совершенных систем управления и организации. Современное общество подошло к такому состоянию, когда судьба человеческой цивилизации определяется интеллектуально-образовательной возможностью как человека, так и общества. Одной из ключевых задач высшего образования является сохранение, развитие, распространение социального опыта и знаний в многообразных формах посредством научного исследования и интеллектуального творчества. В условиях глобализации качество адаптации человека к изменяющейся социокультурной реальности не всегда учитывается в образовательной системе. Реализация индивидуальных траекторий обучения возможна при выполнении условий, связанных с компетентностным подходом как одной из моделей профессиональной подготовки, а также средством ориентирования образования на значимые практико-ориентированные результаты.


Библиографическая ссылка

Вергун Т.В., Колосова О.Ю., Гончаров В.Н. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ СТУДЕНТОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 12-2. – С. 313-317;
URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36442 (дата обращения: 22.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074