Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,021

МОДУЛЬНОЕ ПОСТРОЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА

Любченко О.А. 1 Львова А.С. 1
1 ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»
Статья дает характеристику дистанционной образовательной технологии, широко используемой в группах заочной формы обучения, представленных практикующими педагогами, учителями, воспитателями, руководителями и др. Дистанционное обучение расширяет возможности взаимодействия педагога и обучающихся. Дается представление о том, что представляют собой лекции, семинары и практические занятия при использовании технологии дистанционного обучения. В качестве ведущей технологии дистанционного обучения представляется кейс-технология и дается ее характеристика. Статья описывает систему дистанционного обучения MOODLE, являющуюся виртуальной модульной объектно-ориентированной динамической обучающей средой. Показывается техническое и программное обеспечение этой системы. Дается развернутая характеристика особенностям модульной технологии, реализуемой в дистанционном обучении. Выделяются требования, предъявляемые к профессорско-преподавательскому составу, реализующему современные модульные дистанционные образовательные программы.
модуль
модульное обучение
дистанционная образовательная технология
дистанционное обучение
дистанционные образовательные технологии
информатизация
техническое обеспечение системы дистанционного обучения
программное обеспечение дистанционного обучения
индивидуализация и дифференциации обучения
1. Андреев А.А., Солдаткин В.М. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. – М.: Изд-во МЭСИ, 1999. – 196 с.
2. Лебедева М.Б., Агапонов С.В., Горюнова М.А., Костиков А.Н., Костикова Н.А., Никитина Л.Н., Соколова И.И., Степаненко Е.Б., Фрадкин В.Е., Шилова О.Н. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов / под общ. ред. М.Б. Лебедевой. – СПб.: БХВ-Петербург, 2010. – 336 с.
3. Любченко О.А., Львова А.С. Модульное построение практико-ориентированной подготовки педагога // Гуманитарные и социальные науки. – 2015. – № 4. – С. 127–134.
4. Савенков А.И., Львова А.С., Вачкова С.Н., Любченко О.А., Никитина Э.К. Подготовка педагогов в магистратуре нового поколения // Психологическая наука и образование. – 2014. – Т. 19, № 3. – С. 197–206.
5. Савенков А.И., Алисов Е.А., Львова А.С Модульное построение образовательных программ в бакалавриате и магистратуре направления подготовки «Педагогическое образование» // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. – 2015. – № 1 (31). – С. 18–26.

Одной из приоритетных задач современной высшей школы является удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей обучающихся в выборе вариативного содержания образовательной программы, в построении мобильного образовательного процесса, в решении территориальной проблемы при удаленном расположения образовательной организации от места жительства или работы обучающегося. Широкие возможности для решения обозначенных задач открывает использование образовательными организациями дистанционных технологий при реализации модульных программ.

Регламентирует модульное построение дистанционных образовательных программ бакалавриата и магистратуры УГНП «Образование и педагогические науки» современная нормативно-правовая база:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 272-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования 44.03.01 – «Педагогическое образование» (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 декабря 2015 года № 1426;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования 44.03.01 – «Педагогическое образование» (уровень магистратура), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 ноября 2014 года № 1505;
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1367 от 19 декабря 2013 года.

Результаты анализа современных нормативно-правовых документов и научной педагогической литературы в части реализации модульных программ с использованием дистанционной технологии обучения позволили определить ключевые понятия исследуемой проблемы: модуль, модульное обучение, дистанционная образовательная технология.

В области дистанционных образовательных технологий нет единства терминологии. В научной литературе для описания особенностей обучения на расстоянии с применением современных информационных технологий или традиционной почтовой и факсимильной связи активно используются термины «дистанционное обучение», «дистанционное образование», «интернет-обучение», «дистанционные образовательные технологии».

Под дистанционным обучением М.Б. Лебедева, Е.Б. Степаненко понимают взаимодействие педагога и обучающегося между собой на расстоянии, отражающее все присущие образовательному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемые специфичными средствами интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность. Образование, реализуемое посредством дистанционного обучения, ученые называют дистанционным [2].

А.А. Андреев, критикуя множество существующих толкований понятия «дистанционное обучение», предлагает определять дистанционное обучение как «...синтетическую, интегральную, гуманистическую форму обучения, базирующуюся на использовании широкого спектра традиционных и новых информационных технологий и их технических средств, которые используются для доставки учебного материала, его самостоятельного изучения, организации диалогового обмена между преподавателем и обучающимся, когда процесс обучения некритичен к их расположению в пространстве и во времени, а также к конкретному образовательному учреждению» [1].

В российском законодательстве в настоящий момент используется понятие «дистанционные образовательные технологии». Федеральный закон от 01.07.2002 № 110819-3 «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об образовании”» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» дает следующее определение.

Под дистанционными образовательными технологиями (ДОТ) понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением средств информатизации и телекоммуникации, при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.

В условиях повышения качества подготовки педагога в Институте педагогики и психологии образования ГАОУ ВО МГПУ дистанционная образовательная технология широко используется в группах заочной формы обучения, контингент которых преимущественно представлен практикующими педагогами, учителями, воспитателями, руководителями и др. Посредством дистанционного обучения расширяются возможности коммуникации педагога и обучающегося или обучающихся между собой на заочной форме. Дистанционные технологии повышают уровень коммуникационной активности участников образовательных отношения, посредством включения их в ведущие виды учебной деятельности: проведение лекций, практических занятий, контроль самостоятельной работы обучающихся.

Лекции с использованием технологии дистанционного обучения могут проводиться в виде аудио-и видеолекции, текста с гиперссылками на медиа-объекты, через видеоконференцию, слайд-презентацию, фронтально и индивидуально в реальном и отсроченном времени.

Семинар в системе дистанционного обучения представляет собой групповое обсуждение обучающимися в режиме видеоконференции, вебинара, чата или форума. При этом семинар относится к основным формам организации образовательного процесса в дистанционных группах и выполняет обучающе-познавательную и контрольную функции.

Практические занятия в дистанционном обучении различаются по двум видам работ. Фронтальная работа представляет собой одновременное выполнение общего задания группой обучающихся. Индивидуальная работа выполняется по заданиям разного содержания и оценивается преподавателем по демонстрации обучающимся созданного информационного продукта.

В соответствии с внутренним локальным документом, регламентирующим образовательный процесс с применением дистанционных технологий, Положением о дистанционном обучении, в Институте педагогики и психологии образования определены основные виды дистанционной образовательной технологии (кейс-технология, интернет-технология (веб-технология), комбинированная технология) и педагогические технологии (технологии рефлексивно-деятельностного и модульного обучения), в сочетании с которыми подготовка педагога в дистанционном формате становится возможной.

Кейс-технология является ведущей технологией дистанционного обучения, при которой каждый обучающийся дистанционной группы в начале семестра получает доступ к электронным учебно-методическим материалам (ЭУММ) по дисциплинам курса в системе дистанционного обучения MOODLE, содержащим: рабочие программы модулей (дисциплин) и фонды оценочных средств, лекции и описание практических занятий; видеолекции; дополнительные учебные материалы в электронном виде; методические указания по изучению дисциплин и выполнению заданий для самостоятельной работы; тестовые задания для самоподготовки к промежуточной аттестации и др.

Система дистанционного обучения MOODLE (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) представляет собой виртуальную модульную объектно-ориентированную динамическую обучающую среду, предоставляющую возможность создавать сайты для онлайн-обучения и онлайн-общения. К ресурсному обеспечению системы MOODLE относятся следующие технические и программные характеристики.

Техническое обеспечение системы дистанционного обучения MOODLE включает в себя:

– серверы для обеспечения хранения и функционирования программного и информационного обеспечения системы;

– средства вычислительной техники и другое оборудование, необходимое для обеспечения эксплуатации, развития, хранения программного и информационного обеспечения системы и доступа к ней специалистам, преподавателям и обучающимся, а также для связи участников образовательного процесса посредством сети Интернет;

– коммуникационное оборудование, обеспечивающее доступ к программному и информационному обеспечению через локальные сети и Интернет.

Программное обеспечение дистанционного обучения включает в себя:

  • СДО MOODLE с учетом актуальных обновлений и программных дополнений, обеспечивающую разработку и комплексное использование электронных курсов;
  • программное обеспечение, предоставляющее возможность проведения вебинаров и онлайн-консультаций;
  • серверное программное обеспечение, обеспечивающее функционирование сервера и связь с MOODLE через Интернет;
  • дополнительное программное обеспечение для разработки курсов.

Реализация рефлексивно-деятельностной технологии в дистанционном обучении предполагает достижение обучающимися образовательного результата не в учебных аудиториях, а в ходе многочисленных и разнообразных видов самостоятельной практической работы, с привлечением профессионального опыта и иных событий образовательной, научной и трудовой деятельности.

Для обеспечения дистанционного обучения в Институте педагогики и психологии образования применяется модульная технология проектирования и реализации образовательных программ.

Центральным понятием дистанционного модульного обучения является «модуль»:

– единица образовательной программы, представляющая набор учебных дисциплин, практик, отвечающих требованиям ФГОС ВО и профессионального стандарта;

– организационно-методическая междисциплинарная структура, которая представляет набор тем (разделов) из разных учебных дисциплин, необходимых для освоения одной трудовой функции, и обеспечивает междисциплинарные связи образовательного процесса.

Модульная технология, подробно освещаемая в статьях А.И. Савенкова, А.С. Львовой, С.Н. Вачковой, О.А. Любченко и др. [3, 4, 5], посредством своей адаптивности позволяет эффективно решать задачи индивидуализации и дифференциации обучения.

В основе модульного обучения в СДО MOODLE лежит деятельностный подход, который позволяет обучающему осознано усваивать содержание изучаемого, поскольку оно становится предметом его системных активных действий. С этой целью в СДО MOODLE педагогом создается балльно-рейтинговая система самоконтроля и самооценки, обеспечивая самоуправляемый рефлексивный образовательный процесс.

Текущий контроль достижения образовательного результата обучающимися осуществляется по отдельным элементам модуля (дисциплинам, практике, научно-исследовательской работе) в соответствии с фондом оценочных средств модуля и с опорой на технологическую карту, которая регламентирует балльную школу оценки, критерии и параметры. Результаты текущего контроля фиксируются в электронном рабочем журнале преподавателя. Промежуточная аттестация по дисциплинам модуля, практике и научно-исследовательской работе осуществляется с учетом текущей аттестации на основании перевода суммы набранных баллов из 100-балльной системы в 5-балльную систему.

Промежуточная аттестация по модулю проводится на базе Института в форме Интегрированного (модульного) экзамена.

Интегрированный экзамен, в рамках которого проверяется уровень сформированности профессиональных компетенций, проводится как процедура внешнего оценивания результатов обучения с участием представителей работодателей, квалификация которых соответствует видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована дистанционная образовательная программа.

Таким образом, к основным особенностям модульной технологии, реализуемой в дистанционном обучении, относится:

  • обеспечение обязательной проработки каждого компонента дидактической системы и наглядное их представление в модульной программе и модулях;
  • возможность четкой структуризации содержания образования, последовательное изложение теоретического материала, обеспечение образовательного процесса методическим материалом и системой оценки и контроля усвоения знаний, позволяющей корректировать процесс обучения;
  • вариативность обучения, адаптацию образовательного процесса к индивидуальным возможностям и запросам обучающихся;
  • высокая технологичность обучения, которая достигается: структуризацией содержания обучения; последовательностью предъявления всех элементов дидактической системы (целей, содержания, способов управления образовательным процессом) в форме модульного построения образовательной программы; вариативностью структурных организационно-методических единиц;
  • разработка учебного плана-графика (расписания), отражающего специфику организации учебного процесса по дистанционной части программы.

Особенности реализации современных модульных дистанционных образовательных программ подготовки педагога обнаруживает необходимость в привлечении к образовательному процессу профессорско-преподавательского состава, отвечающего следующим требованиям: наличие опыта преподавания соответствующей дисциплины, а также опыта создания электронных учебно-методических материалов; владение ПК в объеме пользователя; повышение квалификации в области применения ДО в образовательном процессе. К основным обязанностям дистанционного преподавателя относится:

  • разработка электронной версии учебно-методических материалов;
  • подбор электронных образовательных ресурсов;
  • разработка дистанционного учебного кейса;
  • сопровождение процесса обучения;
  • контроль усвоения учебного материала и выполнения обучающимся учебного плана;
  • индивидуальное консультирование обучающихся;
  • групповое взаимодействие с обучающимися (консультация, семинар, организационно-деятельностная игра, обсуждение, виртуальная встреча и др.).

Администрирование образовательного процесса в СДО MOODLE реализуется специалистами учебного отдела, имеющего права администратора дистанционного обучения. В обязанности администратора СДО MOODLE включены следующие действия: регистрация преподавателей и обучающихся с назначением им соответствующей роли (создатель курса, преподаватель с правом редактирования, ассистент, студент, гость), распределение прав между участниками образовательных отношений, объединение студентов в виртуальные группы, получение сводной информацию о работе каждого обучающегося. С помощью встроенного календаря администратор по согласованию с педагогом определяет даты начала и окончания курса, сдачи выполненных заданий, сроки тестирования. Инструменты СДО MOODLE, позволяют публиковать информацию о ходе освоения курса и новости об образовательных событиях, которые ранее не планировались в учебном графике.

Интеграция учебно-методических, кадровых и технических ресурсов реализации модульных дистанционных образовательных программ позволяет интенсифицировать научный, методический и технический потенциал Института с целью расширения контингента обучаемых, за счет предоставления образовательных услуг в максимально удобной форме по месту проживания или работы обучающихся, расширения географии обучения.


Библиографическая ссылка

Любченко О.А., Львова А.С. МОДУЛЬНОЕ ПОСТРОЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 9-2. – С. 303-306;
URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36223 (дата обращения: 29.11.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074