Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

Неустроева Е.Н. 1
1 ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова»
Гражданское и межнациональное согласие является одним из фундаментальных условий существования любого государства. Национальные отношения как подсистема многонационального общества относятся к числу объектов, нуждающихся в управлении. Управлять этнически-национальными отношениями и процессами призвана государственная национальная политика, как целенаправленная деятельность по регулированию взаимоотношений между нациями, этническими группами, закрепленных в соответствующих политических документах и правовых актах государства. Актуальность государственной национальной политики в Республики Саха (Якутия) обусловлена многонациональным составом населения и поликонфессиональностью (14 конфессий зарегистрированных религиозных объединений) жителей республики. В работе исследована деятельность государственного органа по управлению национально-этническими отношениями – Департамента по делам народов РС(Я). Показана необходимость реализации форм, методов и средств совершенствования в сфере межнациональных отношений в Республике Саха (Якутия).
национальная политика
концепция
департамент
1. Винокурова У.А. Региональная национальная политика в Якутии // Российская Федерация. – 2006. – № 23. – С. 31–32.
2. Государственная программа Республики Саха (Якутия) «Гармонизация межэтнических отношений в РС(Я) на 2012–2016 годы». Утверждена Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 12.10.2011 № 968.
3. Иванов А.М. Этнополитическая ситуация в Республике Саха (Якутия) – М., 2010. – 21 с.
4. Иванов В.Н. Межнациональные отношения в России: состояние и перспективы // Соц.-полит. журнал. – 2013. – № 4. – С. 3–11.
5. Исаев Б.А., Баранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России: учебное пособие / Б.А.Исаев, Н.А. Баранов – Спб.: Питер, 2015. – 395 с.
6. Михайлов В.А. Национальная политика России как фактор государственного строительства. – М.: РАГС, 2013. – С. 16.
7. О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г., № 1666 // Собр. Законодательства. – 2012. – № 52. – С. 25.
8. Положение о Департаменте по делам народов Республики Саха (Якутия): Указ Президента Республики Саха (Якутия) (в ред. Указа Главы РС(Я) от 24.11.2014 № 159) // Ведомости Якутии. – 2014.
9. Садохин А.П. Этнология: учебное пособие / А.П. Садохин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Альфа – М; ИНФРА-М, 2011. – 352 с.

Землю населяет множество народов, находящихся на разных стадиях социально-экономического и культурного развития. Они представляют собой особый вид социальной общности людей, определяемой совокупностью таких признаков, как общность языка и территории, близость культуры и быта, общность исторического развития и в некоторых случаях принадлежностью к одному государству. Следовательно, возникает вопрос регуляции межнациональных отношений [9, с. 35].

Роль государства в регулировании национальных отношений выражается в его национальной политике. Национальная политика – это целенаправленная деятельность по регулированию взаимоотношений между нациями, этническими группами, закрепленная в соответствующих политических документах и правовых актах государства [6, c. 5].

Это система мер, осуществляемых государством, направленных на учет, сочетание и реализацию национальных интересов, на решение противоречий в сфере национальных отношений.

Этот вид государственной деятельности включает в себя социальные, экономические, языковые, региональные, миграционные, демографические аспекты [5, c. 254].

Национально-этнические отношения в России регулируются нормативно-правовыми документами, такими как:

– Конституция Российской Федерации как Основной закон страны;

– Указ Президента «О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» от 19 декабря 2012 года;

– Федеративный договор «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти суверенных республик в составе РФ» от 31 марта 1992 года;

– Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ»;

– Федеральный закон «О национально-культурной автономии» и мн. др.

В частности, в Республике Саха (Якутия) активно идет работа по регулированию национальных отношений. Концепция государственной национальной политики Республики Саха (Якутия) основана на принципиально новых методологических основах. Субъектом реализации национальных интересов в ней признается полиэтническая общность – якутяне, а условием – гражданское общество правового государства, в котором каждый свободный гражданин получает национальную самореализацию среди таких же свободных граждан, принадлежащих к другим народам, национальным и этническим группам, национальным меньшинствам. Такой подход в Концепции, с одной стороны, освобождает гражданина от национально-коллективного диктата, деполитизирует национальные процессы, а с другой, открывает простор для национального развития и межкультурного взаимообогащения в аспекте огромной роли межнационального сотрудничества в развитии национальных культур.

По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года численность населения Республики Саха (Якутия) составляет 958 528 человек (увеличение к 2002 г. на 1,0 %). Население полиэтнично, всего 139 национальностей. Наиболее многочисленны – якуты (49,9 %), русские (37,8 %), эвенки (2,2 %), украинцы (2,2 %). Кроме того, достаточно крупными этносами республики являются татары – 0,87 %), буряты – 0,75 %, киргизы – 0,54 %, армяне – 0,39 %, узбеки – 0,36 %, таджики – 0,29 %, белорусы – 0,27 %, азербайджанцы – 0,22 %, долганы – 0,20 %, башкиры – 0,19 %, корейцы – 0,15 %, казахи – 0,14 %, молдаване – 0,17 %, мордва и немцы – по 0,16 %, юкагиры – 0,14 %, чуваши – 0,12 %, ингуши и китайцы – 0,10 %.

В совокупности, якуты и русские составляют 87,75 % численности населения республики. Общая численность коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) по данным переписи 2010 года составила 4,27 %. Все остальные народы представляют этническое меньшинство, они составляют 7,98 % населения республики.

На 1 сентября 2015 года на территории Республики Саха (Якутия), по данным информационного портала Министерства юстиции Российской Федерации, зарегистрировано национально-культурных автономий – 5, казачьих обществ – 13, общин малочисленных народов Севера – 119, религиозных организаций – 136, иных некоммерческих организаций, созданных по национально-культурному признаку – 56.

Высшая цель государственной национальной политики Республики Саха (Якутия) – формирование такого общества, где бы своевременно и полно удовлетворялись национальные потребности как отдельного человека, так и конкретного этноса, без ущемления законных интересов других лиц или этносов. Достижение этой цели предполагает создание соответствующих материальных, финансовых, политических, организационных условий и механизмов для всестороннего развития каждого народа при сохранении и углублении традиций равноправного сотрудничества и взаимопонимания, гражданского мира и национального согласия.

Цели государственной национальной политики:

– укрепление социально-экономических основ Республики Саха (Якутия), сохранение ее государственной и территориальной целостности как субъекта Российской Федерации;

– достижение социального равновесия в жизненном уровне отдельных народов, социальных групп и территорий, сбалансированности их интересов с социально-экономической политикой РС(Я);

– развитие межнациональных связей и сотрудничества народов Российской Федерации и Республики Саха (Якутия);

– укрепление обстановки стабильности, гражданского согласия и национального мира, предотвращение межнациональных конфликтов;

– обеспечение самобытного развития народов Якутии, их национально-культурное возрождение [3, c. 15].

В свою очередь, реализацию государственной политики в сфере национальных отношений регулирует Департамент по делам народов РС(Я) (далее – Департамент), который является исполнительным органом государственной власти республики.

Департамент руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Конституцией (Основным законом) РС(Я), федеральными и республиканскими законами, иными правовыми актами Российской Федерации, РС(Я), а также Положением о нём. Департамент в своей деятельности подотчетен Главе РС(Я), Правительству РС(Я), Руководителю Администрации Главы РС(Я) и Правительства РС(Я) [8, c. 12].

Целью деятельности Департамента является реализация государственной политики в сфере национальных отношений, в отношении российского казачества на территории РС(Я), устойчивого развития коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Для достижения этой цели предусматривается решение ряда задач:

– участие в реализации государственной политики в сфере национальных отношений, в отношении российского казачества на территории РС(Я), устойчивого развития коренных малочисленных народов Российской Федерации;

– выработка механизмов реализации полномочий в области межнациональных и межконфессиональных отношений, становления и развития российского казачества, социально-экономического развития коренных малочисленных народов.

На решение указанных задач государственной национальной политики РС(Я) направлены мероприятия государственной программы РС(Я) «Гармонизация межэтнических отношений в Республике Саха (Якутия) на 2012–2016 годы», утвержденной Указом Президента РС(Я) от 12 октября 2011 года № 968 «О государственной программе РС(Я) «Гармонизация межэтнических отношений в Республике Саха (Якутия) на 2012–2016 годы» (с изменениями, внесенными Указами Президента РС(Я) от 14.03.2013 № 1931, от 12.11.2013 № 2301), ответственным исполнителем которого является Департамент.

Стратегические направления государственной программы РС(Я) «Гармонизация межэтнических отношений в Республике Саха (Якутия) на 2012–2016 годы»:

– укрепление межэтнических и межрелигиозных отношений в Республике Саха (Якутия);

– поддержка коренных малочисленных народов Севера РС(Я);

– поддержка казачьих обществ в Республике Саха (Якутия).

Департамент по делам народов РС(Я) является соисполнителем:

– подпрограммы «Отдых и оздоровление детей» государственной программы РС(Я) «Развитие образования РС(Я) на 2012–2016 годы»;

– подпрограммы «Сохранение, изучение и развитие государственных и официальных языков в Республике Саха (Якутия)» государственной программы РС(Я) «Развитие образования РС(Я) на 2012–2016 годы»;

– подпрограммы «Профилактика экстремизма и терроризма» государственной программы РС(Я) «Профилактика правонарушений, обеспечение общественного порядка и противодействие преступности на 2012–2016 годы» (в редакции от 18.04.2014).

Основным источником финансирования Программы является государственный бюджет РС(Я). Общий объем финансирования Программы по базовому варианту составляет 333 355,1 тыс. рублей.

Департамент является соисполнителем подпрограммы «Отдых и оздоровление детей» Государственной программы РС(Я) «Развитие образования РС(Я) на 2012–2016 годы».

Департамент является соисполнителем:

– государственной программы РС(Я) «Сохранение, изучение и развитие государственных и официальных языков в Республике Саха (Якутия) на 2012–2016 годы»;

– подпрограммы «Поддержка и развитие народных художественных промыслов и ремесел народов РС(Я)» государственной программы РС(Я) «Создание условий для духовно-культурного развития народов Якутии на 2012–2016 годы» [8, c. 7].

Общий объем финансирования по подпрограмме «Поддержка и развитие народных художественных промыслов и ремесел народов РС(Я)» составляет из средств государственного бюджета РС(Я) по базовому варианту 15 415,0 тыс. рублей.

Так, например в множестве направлений работы и подпрограмм представим следующие наглядные примеры.

В 2014 году проводились мероприятия по социально-культурной адаптации и интеграции мигрантов, находящихся на территории РС(Я). В мае 2014 года с участием преподавателей Северо-Восточного Федерального университета им. М.К. Аммосова реализован 4-дневный цикл просветительских занятий «Правовое и социально-культурное просвещение трудовых мигрантов ближнего и дальнего зарубежья». По итогам проведенных бесплатных занятий по модулям «Правовое регулирование трудовых отношений работников-мигрантов», «Основы административного права», «Основы уголовного права», «Культурные традиции и социокультурные нормы поведения народов, проживающих в Республике Саха (Якутия)» курс прослушал 101 человек из Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана. Основная работа по привлечению слушателей проделана Департаментом по делам народов РС(Я) совместно с общественными объединениями, созданными по национально-культурному признаку. Такие курсы проведены в июле в г. Нерюнгри и сентябре в г. Якутске.

В Подпрограмме «Поддержка коренных малочисленных народов Севера» ставится задача сохранения исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов, коренных малочисленных народов Севера.

В соответствии с Положением о предоставлении субсидий из государственного бюджета РС(Я) социально ориентированным некоммерческим организациям в рамках государственной программы РС(Я) «Гармонизация межэтнических отношений в Республике Саха (Якутия) на 2012–2016 годы» в 2014 году проведен конкурсный отбор социально ориентированных некоммерческих организаций для предоставления субсидий на поддержку деятельности и выполнение общественно полезных программ, направленных на поддержку коренных малочисленных народов Севера из республиканского бюджета (приказ Департамента от 20.01.2014 № 14-од).

По итогам заседания конкурсной комиссии подведены итоги конкурсного отбора и рекомендованы к поддержке 7 проектов социально ориентированных некоммерческих организаций, в том числе кочевых родовых общин, на общую сумму 6 млн 429 тысяч рублей, как указано в табл. 1.

Таблица 1

Проекты некоммерческих организаций по поддержке деятельности коренных малочисленных народов Севера

Проект

Наименование СО НКО

Организация и проведение национальных праздников коренных малочисленных народов Севера

БОФ «Ярхадаана»

Организация и проведение мероприятий, посвященных 25-летию Ассоциации коренных малочисленных народов Севера РС(Я)

Общественная организация «Ассоциация коренных малочисленных народов Севера РС(Я)»

Развитие общественного движения коренных малочисленных народов Севера РС(Я)

Общественная организация «Ассоциация коренных малочисленных народов Севера РС(Я)»

VI съезд эвенков РС(Я)

Ассоциация эвенков РС(Я)

Слет оленеводов

Кочевая родовая община «Тяня»

Сокровище Севера

Кочевая родовая община «Киран»

Проведение рыболовного фестиваля «Путина Заполярья»

Местная молодежная общественная организация по содействию здоровому образу жизни Жиганского национального эвенкийского района РС(Я) «Со Бэе» (Мудрый человек)

Кроме того, по из федерального бюджета была оказана поддержка следующим общественным организациям (см. табл. 2).

Таблица 2

Общественные организации

№ п/п

Название

Организация-заявитель

1

Организация и проведение 5 съезда эвенков РС(Я) и участие в 4 съезде эвенков РФ в г. Хабаровске

Ассоциация коренных малочисленных народов Севера РС(Я)

2

Дылгани азбука

Республиканская общественная организация «Ассоциация эвенков РС(Я)»

3

Международный день коренных народов мира

Жиганская улусная общественная организация Общественной организации «Якутской республиканской организации Всероссийского общества инвалидов»

4

Фольклорный эвенкийский коллектив «Гиркилэн»

Общественная организация содействия и развития социальных инициатив эвенкийской молодежи РС(Я) «СЭЛИ (Мамонт)»

5

Поддержка творческой деятельности этно-фольклорных ансамблей коренных малочисленных народов Севера

Общественная организация русскоустьинцев по сохранению своей культурно-этнографической самобытности РС(Я)

6

Культурная память на практике: увековечение имени тунгусского шамана С.С. Васильева – Савея

Фонд поддержки содействия развитию эвенков Южной Якутии

7

Создание фонда национальных костюмов для творческих коллективов коренных малочисленных народов Севера

Благотворительный общественный фонд «Фонд возрождения юкагиров Ярхадана»)

8

Поддержка создания территорий традиционного природопользования КМНС РС(Я)

Союз родовых общин коренных малочисленных народов Севера РС(Я)

9

Юкагирская летняя школа «АРУУ АВУР»

Общественная организация юкагиров п. Черский – Община «Алаичи»

10

Поддержка культуры, духовного развития коренных малочисленных народов Анабарского улуса на 2014–2015 гг.

Местная общественная организация коренных малочисленных народов Анабарского национального (долгано-эвенкийского) улуса «Будущее Анабара»

11

Поддержка общественных организаций в техническом обеспечении для сохранения культуры КМНС на территории РС(Я)

Родовая община коренных малочисленных народов севера (эвенков) «Возрождение»

Подводя итог, необходимо отметить, что в Республике Саха (Якутия) функционируют национально-культурные и общественно-политические объединения, ассоциации и другие формирования, зарегистрированные Министерством юстиции РС(Я). Сущность деятельности общественных национальных формирований заключается в сохранении национального менталитета, специфики национальной культуры, родного языка. Национальные общественные формирования наделены определенными правами, закрепленными рядом законодательных актов. Таким образом, качественное содержание современного социально-экономического, политического и духовного развития в РС(Я) создает благоприятные предпосылки для формирования таких отношений между людьми и народами, при которых будет стабильно обеспечен прогресс во всех сферах жизни.


Библиографическая ссылка

Неустроева Е.Н. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12-4. – С. 704-708;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35356 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674