Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,858

ПОДДЕРЖАНИЕ ВНИМАНИЯ СТУДЕНТОВ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Винник Ю.С. 1 Пахомова Р.А. 1 Кочетова Л.В. 1 Кочетова Т.Ф. 1 Василеня Е.С. 1 Карапетян Г.Э. 1
1 ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения РФ
В статье представлен опыт работы по поддержанию внимания у студентов медицинских вузов при изучении острой хирургической патологии. Внимание относится к числу важных психических процессов личности. Оно является обязательным условием продуктивности всякой сознательной деятельности. Меньше усилий для поддержания внимания требуется при работе у постели больного и при разборе вопросов дифференциальной диагностики. Более широко приемы привлечения внимания следует использовать при проверке знаний студентов в начале занятий и теоретической части занятий в конце занятия. Концентрация внимания в начале занятия необходима для того, чтобы обучающийся понял цель и задачи урока, в конце – для того, чтобы актуализировать те основополагающие моменты, о которых речь шла на занятии.
привлечение внимания
практические занятия
медицинский университет
1. Баев О.А. Ораторское искусство и деловое общение. – М., 2002.
2. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону, 2005.
3. Вейн А.М. Внимание человека. – М.: Просвещение, 1973. – 162 с.
4. Воронин Л.Г. Физиология высшей нервной деятельности. – М.: Просвещение, 1977. – 222 с.
5. Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М., 1990.
6. Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М.: «Высшая школа», 1980. – 336 с.
7. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. – М.: «Логос». 2003. – 432 с.
8. Граудина Л.К. Культура русской речи. – М.: «Норма», 2000. – 560 с.
9. Занков Л.В. Внимание. – М.: ГУПИ Мин. просвещения РСФСР, 1949. – 198 с.
10. Истомина З.М. Развитие внимания. – М.: Просвещение, 1978. – 120 с.
11. Леонтьев А.Н. Развитие внимания. – М., 1931. – 278 с.
12. Ляудис Н.В. Внимание в процессе развития. – М.: Владос, 1991. – 145 с.

Внимание относится к числу важных психических процессов личности. Оно является обязательным условием продуктивности всякой сознательной деятельности. К.Д. Ушинский отмечал, что впечатления внешнего мира, «не сосредоточивающие на себе нашего внимания, хотя и могут производить влияния на организм, но эти влияния не будут осознаны нами» [1, 3, 5, 7, 11, 13]. Придавая большое значение вниманию в деятельности нервной системы, И.П. Павлов указывал, что «нормальное свойство второй сигнальной системы – это сосредоточенность» [2, 4, 6, 9, 15]. В свою очередь, внимание в большой мере зависит от характера деятельности, в которую вовлечен человек, от ее значения для данного человека, от особенностей его личности. В этом смысле интересно замечание Бенеке, которое К.Д. Ушинский приводит в своем сочинении: «Внимание не находится изолированным в душе: склонности всякого рода могут ослаблять или напрягать его, и в этом отношении внимание находится в тесной связи с моральной стороной человека» [8, 10, 12, 14].

С того времени многое изменилось, но данная проблема – привлечение внимания на учебном занятии с целью достижения наиболее высокого результата обучающихся – не утратила актуальности.

На основании обозначенной проблемы формулируем гипотезу исследования: если на занятии применять разнообразные приемы привлечения внимания, то результат профессиональной подготовки обучающихся повысится.

Решение этой проблемы определило цель исследования – разработать и апробировать на практике систему приемов привлечения внимания обучающихся в начале и в конце занятия.

Для поддержания внимания студентов на занятиях в медицинском вузе применяем разнообразные формы и методы обучения, такие как:

проблемное обучение;

развивающее обучение;

дифференцированное обучение;

концентрированное обучение;

кейс-метод;

использование информационных технологий (поиск информации в сети Internet, применение электронных презентаций, электронных учебников, видеоконференций…);

проектная деятельность;

нетрадиционные формы проведения занятий;

использование самостоятельной работы студентов, развивающие ключевые и профессиональные компетенции: готовность к решению проблем, коммуникативную компетенцию, навыки работы с информацией и др.

Практика показывает, что сухое деловое выступление, сводимое к передаче «голой» информации аудитории, как правило, остается без внимания, а нередко вызывает скуку. Как бы не интересна была тема, внимание аудитории со временем притупляется. Его необходимо поддерживать с помощью следующих ораторских приемов:

вопросно-ответный прием: преподаватель ставит вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам;

переход от монолога к диалогу: позволяет приобщить к процессу обсуждения отдельных студентов, активизировать тем самым их интерес;

прием новизны информации, гипотез: заставляет аудиторию предполагать, размышлять;

опора на личный опыт, мнения, которые всегда интересны слушателям;

демонстрация практической значимости информации;

замедление с одновременным понижением силы голоса: способно привлечь внимание к ответственным местам урока (прием «тихий голос»);

прием градации – нарастание смысловой и эмоциональной значимости слова. Градация позволяет усилить, придать эмоциональную выразительность фразе, сформулированной мысли;

прием инверсии – речевой оборот, который как бы развертывает привычный, общепринятый ход мыслей и выражений на диаметрально противоположный;

прием апелляции к собственным мыслям.

Существенным условием поддержания внимания является разнообразие сообщаемого материала, соединяющееся с последовательностью и связанностью его раскрытия и изложения. Для того чтобы поддерживать внимание, необходимо вводить новое содержание, связывая его с уже известным, существенным, основным и наиболее способным заинтересовать и придать интерес тому, что с ним связывается. Необходимо при этом, чтобы у студентов созрели те вопросы, на которые последующее изложение дает ответы. В этих целях эффективным является построение, которое сначала ставит и заостряет вопросы перед студентами и лишь затем дает их разрешение.

При монотонной лекции внимание студентов очень быстро переключается на другие виды деятельности, мешающие учебному процессу. При переключении внимания с одного вида деятельности на другой при применении различных средств и методов обучения позволяет сосредоточить внимание студентов на изучаемых вопросах.

В ходе обучения, применяя разнообразные формы, методы и средства обучения, удается сконцентрировать внимание студентов и поддерживать его на протяжении всего занятия на высоком уровне.

Приемы привлечения внимания обучающихся в начале и в конце занятия и их эффективность

На занятиях в медицинском вузе для активизации внимания студентов в начале и в конце занятия мы применяем следующие методы обучения:

При проверке знаний студентов по теме в начале занятия используется вопросно-ответный прием: преподаватель ставит вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам.

При подведении итогов урока производится обобщение темы занятия. В этом случае был использован переход от монолога к диалогу, что позволило приобщить к процессу обсуждения отдельных студентов, активизировать тем самым их интерес.

Занятие «Дифференциальная диагностика острых заболеваний органов брюшной полости» проходит по следующей схеме. Определение острых заболеваний органов брюшной полости. Клиническое обследование больного. Симптомы острого живота. Тактика и стратегия ведения больных с острыми заболеваниями органов брюшной полости. Неинвазивные и инвазивные методы исследования. Дифференциальная диагностика острых заболеваний органов брюшной полости. Операции на органах брюшной полости. Реабилитация и диспансеризация больных с хирургическими заболеваниями органов брюшной полости.

vinn1.tif

Рис. 1. Приемы установления контакта

vinn2.tif

Рис. 2. Период занятия

Остановимся подробнее на каждом аспекте занятия.

Определение острых заболеваний органов брюшной полости – использование электронной презентации.

Клиника, диф. диагностика, тактика – поиск информации в сети Internet, конспектирование. Один из студентов представляет отчет о проделанной работе – зачитывает законспектированный материал. Преподаватель в случае необходимости делает замечания и дополнения.

Методы исследования – лекция с элементами беседы, демонстрация электронной презентации, конспектирование материала.

Диагноз, дифференциальный диагноз – решение проблемных ситуаций.

Лечение – лекция с элементами беседы, конспектирование, электронная презентация лекарственных средств.

При закреплении изученного материала используется видеоконференция с практикующим хирургом посредством сети Internet в режиме on-line по классическому сценарию «вопрос – ответ».

При подведении итогов урока производится обобщение темы занятия, выводы и анализ работы студентов на занятии.

Для обратной связи мы проанкетировали студентов, ниже приводим вопросы анкеты:

1. Какие основные приемы установления контакта преподавателя с аудиторией в процессе занятия вы заметили?

Основная часть студентов активизируется, по данным анкеты, когда им задают вопросы.

2. В какой период занятия (в начале, середине или в конце) преподаватель активизирует контакт с аудиторией?

Студенты заметили активизацию в начале и в конце занятия, а 13 % обратили внимание на середину занятия, что связано с тем, что в середине занятия мы работаем у постели больного и студенты видят, самостоятельно собирают анамнез, обследуют больного.

3. Как вы определяете, есть во время занятия контакт преподавателя с аудиторией или нет?

Студенты ответили одинаково, они считают: если есть контакт у преподавателя с ними, то они активно участвуют в занятии, если нет, то они в основном уделяют внимание своим гаджетам.

vinn3.tif

Рис. 3. Контакт преподавателя с аудиторией

При проверке знаний студентов по ранее изученному разделу «Дифференциальная диагностика острых заболеваний органов брюшной полости» применили дифференцированное тестирование. Все тестовые задания разделены на 3 группы вопросов. Первая группа содержит легкие вопросы, при решении которых студент получает оценку «удовлетворительно». Вторая группа – задания средней сложности, студенты в случае правильных ответов получают оценку «хорошо». И третья – включает в себя сложные вопросы, требующие логического мышления, умения сопоставлять и анализировать факты, делать выводы. За правильные ответы на данные вопросы студент получает оценку «отлично».

Оценка

Контрольная группа

Испытуемая

Удовлетворительно

4

1

Хорошо

8

5

Отлично

1

7

После итогового тестирования, мы видим, что в группе, где использовали приемы для привлечения внимая, студенты лучше усвоили материал.

Применяемые методики, направленные на поддержание внимания аудитории, а также разнообразные формы, методы и средства обучения, – все это дает положительные результаты. В ходе опытно-экспериментального обучения нам удалось сконцентрировать внимание студентов и поддерживать его на высоком уровне в те моменты занятия, когда это необходимо, в том числе в начале занятия, когда студент еще «не проснулся», и в конце занятия, когда «устал». Концентрация внимания в начале занятия необходима для того, чтобы обучающийся понял цель и задачи урока, в конце – для того, чтобы актуализировать те основополагающие моменты, о которых речь шла на занятии.


Библиографическая ссылка

Винник Ю.С., Пахомова Р.А., Кочетова Л.В., Кочетова Т.Ф., Василеня Е.С., Карапетян Г.Э. ПОДДЕРЖАНИЕ ВНИМАНИЯ СТУДЕНТОВ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12-4. – С. 640-643;
URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35341 (дата обращения: 16.12.2018).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252