Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,641

АЛГОРИТМ АДАПТАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ К УСЛОВИЯМ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Лозовская М.В. 1 Белянина Л.А. 1 Колокольцева М.А. 1 Смирнова Н.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный университет»
Анализ теории и практики инклюзивного образования в высшей школе свидетельствует об актуальности разработки алгоритма адаптации рабочих программ дисциплин для обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья. Также данный алгоритм может быть использован и в процедуре экспертизы рабочих программ в целом или отдельных ее разделов. В основу разработки данного алгоритма авторами положен метод «опорных вопросов», позволяющий понять логику разработки алгоритма и представить смысл каждого этапа адаптации программы. В качестве примера приведен алгоритм адаптации рабочей программы дисциплины «Орнитология» направления подготовки 06.03.01 «Биология» (бакалавриат) к условиям инклюзивного образования. Для визуализации процесса разработана схема, в которой пошагово представлены необходимые действия пользователей.
адаптация образовательных программ
обучение студентов с ограниченными возможностями здоровья
образовательные технологии
инклюзивное образование
1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 06.03.01 «Биология» (приказ от 7 августа 2014 г. N 944).
2. Егоров П.Р. Создание специальных условий обучения студентов с особыми образовательными потребностями / П.Р. Егоров // Сибирский педагогический журнал. – № 5. – С. 152–154.
3. Инклюзивное образование – доступное образование – безбарьерная среда : материалы второй международной научно-практической конференции, г. Якутск, июнь 2014 г. / [ред. Е.И. Михайлова]. – Якутск: Издательский дом СВФУ, 2014. – 272 с.
4. Профессиональный стандарт педагога N 544н. от 18.10.2013.
5. Создание специальных условий для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательных учреждениях: Методический сборник / ред. С.В. Алехина. – М.: МГППУ, 2012. – 64 с.
6. Федеральная целевая программа развития образования на 2016–2020 гг. № 495 от 23.05.2015.
7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015).

В настоящее время одним из важнейших направлений развития российского образования является обеспечение доступности качественного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья. В «Федеральной целевой программе развития образования на 2016–2020 годы» поставлена цель увеличения доли образовательных организаций высшего профессионального образования, в которых обеспечены условия для получения высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья [6].

Обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей в Федеральном законе «Об образовании в РФ» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012) обозначается термином «инклюзивное образование» (п. 27 ст. 2 гл. I). Законом регламентируется право на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья, которое обеспечивается созданием необходимых условий: «.. для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья» (п. 5.1 ст. 5 гл. I) [7].

В профессиональном стандарте педагога к необходимым профессиональным умениям относят способность использовать педагогически обоснованные формы, методы и приемы организации учебной, проектной, исследовательской и иной деятельности обучающихся, применять современные технические средства обучения и образовательные технологии (в т.ч. при необходимости информационно-коммуникационные технологии, электронные образовательные и информационные ресурсы и т.д.) по адаптированным образовательным программам – с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья [3].

Следуя принципу преемственности в образовании, это профессиональное умение должно содержаться и в профессиональном стандарте преподавателя высшей школы. Однако такой стандарт находится в настоящее время на стадии проекта.

Кроме этого, в системе общего среднего образования получила распространение практика создания организационно-педагогических условий для обучения, воспитания и социализации учащихся с ОВЗ: разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты, адаптируются образовательные программы, вводятся дистанционные формы обучения [1, 2, 4]. В школах накапливается практический опыт формирования инклюзивной культуры у субъектов образовательного процесса.

К сожалению, в системе высшего профессионального образования темпы развития данного направления отстают от предыдущей степени образования. Приходится констатировать, что в области обеспечения условий для получения качественного образования лицами с ОВЗ нарушен принцип преемственности.

Наблюдается противоречие между созданием необходимых организационных и психолого-педагогических условий для обучения, воспитания и социализации учащихся с ОВЗ в школах, и отсутствием таких условий на ступени высшего профессионального образования.

В этой связи необходимо решать проблему адаптации образовательного процесса в высшей школе к особым образовательным потребностям студентов с ОВЗ. Важнейшей составляющей данного процесса является адаптация основных образовательных программ, программ учебных дисциплин для обучения студентов с ОВЗ.

Проведенный анализ теории и практики инклюзивного образования в высшей школе и выявленное противоречие свидетельствуют об актуальности разработки алгоритма адаптации рабочих программ дисциплин для обучения студентов с ОВЗ.

В основу разработки алгоритма адаптации рабочей программы дисциплины к условиям инклюзивного образования положен метод «опорных вопросов» (таблица). Данный метод позволяет понять логику разработки алгоритма, отчетливо представить смысл каждого этапа адаптации программы, что особо значимо для использования данного алгоритма на практике.

Ответы на вопросы, относящиеся к различным пунктам программы, позволят пользователям, осуществляющим адаптацию рабочей программы к условиям инклюзивного образования, понимать смысл вносимых изменений в отдельные разделы программы. В комментариях разработчиков алгоритма разъясняется суть вносимых изменений.

Алгоритм адаптации рабочей программы дисциплины «Орнитология» направления подготовки 06.03.01 «Биология» (бакалавриат) к условиям инклюзивного образования

Опорный

вопрос

Комментарии разработчиков

Примечания

1

2

3

Какова цель освоения дисциплины?

Целью курса «Орнитология» является подробное знакомство с миром птиц: видовым разнообразием, происхождением и эволюцией, географическим распространением, морфологическим и анатомическим строением, физиологией, экологией, поведением, значением в жизни человека, рациональным использованием и охраной студентов с нарушением зрения.

Цель изучения дисциплины как специфическая цель, определяющая направления деятельности в свете реализации общей цели, обозначенной в основной образовательной программе, учитывающая особые образовательные потребности студентов с нарушением зрения.

Какова коррекционная направленность программы?

Коррекционная направленность курса связана с реализацией ряда условий:

– создание оптимальных условий обучения;

– исключение психотравмирующих факторов;

– сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;

– развитие положительной мотивации к освоению программы;

– индивидуальный подход к учащимся в сочетании с широким использованием коллективных и групповых форм работ;

– насыщение учебного процесса активными формами деятельности;

– обеспечение самостоятельного, творческого проявления студентов с ОВЗ в самообразовании.

Обеспечивает обязательное исполнение требований Стандарта [5] к результатам.

Каковы специальные методы и приемы работы со студентами с нарушениями зрения?

На занятиях по данному курсу широко используются современные педагогические технологии, в том числе интерактивные.

Основным способом восприятия учебного материала на занятиях по курсу «Орнитология» является слуховой.

Студенты с нарушением зрения должны иметь возможность сидеть за первой партой и др.

Указываются специальные методы, средства и формы обучения студентов с нарушением зрения.

Каково место дисциплины в структуре ООП направления подготовки 06.03.01 «Биология»?

Дисциплина «Орнитология» изучается студентами по направлению подготовки 020400.62 «Биология» в 5 (6) семестре (очная форма обучения). Данная дисциплина входит в раздел дисциплин и курсов по выбору и имеет выраженные связи с курсами «Знакомство с местной фауной», «Экологические проблемы Астраханского региона» и пр. Для освоения дисциплины необходимы знания, полученные в ходе изучения «Зоологии позвоночных».

Указывается семестр, количество зачетных единиц, место в учебном плане.

Каковы особенности обучающихся с ОВЗ?

Оптимальная нагрузка на зрение у студентов с ОВЗ должна составлять не более 30 минут непрерывной работы.

У студентов с нарушением зрения может наблюдаться сильная светобоязнь. В этом случае его необходимо посадить спиной к окну или закрыть окно шторой. При наличии светобоязни на одном глазу следует сидеть так, чтобы свет падал с противоположной стороны.

В случае, если у учащегося нет светобоязни и он нуждается в дополнительном освещении, рабочее место должно быть освещено настольной лампой с регулятором степени освещенности.

Специфические особенности студентов с ограниченными возможностями здоровья.

На достижение каких результатов нацелена данная программа?

Общекультурные:

– способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК– 6);

– способность к самоорганизации и самообразованию (ОК– 7).

Общепрофессиональные:

– способность использовать экологическую грамотность и базовые знания в области физики, химии, наук о Земле и биологии в жизненных ситуациях; прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, нести ответственность за свои решения (ОПК– 2).

Профессиональные:

– готовность применять на производстве базовые общепрофессиональные знания теории и методов современной биологии (ПК– 3);

– способность применять современные методы обработки, анализа и синтеза полевой, производственной и лабораторной биологической информации, правила составления научно-технических проектов и отчетов (ПК– 4).

Характеризуются общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. Общие планируемые результаты, зафиксированные в разделе «Планируемые результаты освоения основной образовательной программы» должны быть в рамках учебного предмета уточнены и конкретизированы с позиции организации их достижения и оценки.

Может ли авторская программа быть реализована в полном объеме?

Каковы основания внесения изменений и в чем они проявляются?

Да, может.

Образовательные технологии, применяемые при изучении данной дисциплины студентами с нарушением зрения, подобраны с учетом сохранных органов чувств – слуха.

Обосновываются изменения в программе, например, по объему времени, отводимому на изучение той или иной темы, образовательным технологиям т.е. прописывается, чем данная программа отличается от типовой. Основанием для внесения изменений являются состав обучающихся с ОВЗ (индивидуальные особенности), приоритеты в деятельности учреждения.

На каком содержании и с помощью каких методов, форм, технологий будет обеспечиваться достижение планируемых результатов?

Содержание дисциплины позволяет познакомить студентов с нарушением зрения с миром птиц: видовым разнообразием, происхождением и эволюцией, географическим распространением, морфологическим и анатомическим строением, физиологией, экологией, поведением, значением в жизни человека.

Основным способом восприятия учебного материала на занятиях по курсу «Орнитология» является слуховой.

При ведении курса «Орнитология» для студентов с нарушением зрения материал и способ его подачи преподавателем адаптируются с учетом того, что темп письма и чтения у учащихся ниже. В связи с этим наряду с прибором Брайля используются диктофоны, на которые записываются фрагменты лекции. Кроме того, речь преподавателя должна быть выразительной и точной, необходимо проговаривать все, что он делает, пишет или рисует.

В качестве средства проверки умений определять на слух голоса различных видов птиц используются электронные ресурсы с воспроизведением голосов птиц различных видов и др.

Перечень наиболее эффективных дидактических средств тифлопедагогики: формы, методы и технологии, отвечающие возможностям студентов с нарушением зрения.

Какие действия по освоению содержания программы будут осуществлять обучающиеся?

При записи студенты используют цветные маркеры для наиболее важных моментов в записываемом материале, чтобы дополнительно не напрягать зрение для прочтения всей записи в тетради. Как правило, студенты испытывают неловкость перед публичным выступлением у доски, поэтому им разрешается отвечать с места.

Виды учебной деятельности обучающихся (основные способы действий, посредством которых обучающийся осваивает учебный материал).

Каким образом будет отслеживаться достижение планируемых результатов освоения данной программы?

Устный опрос. Средство контроля, организованное как диалог учителя с одним учащимся или со всей группой на темы, связанные с изучаемой дисциплиной, и рассчитанный на выяснение объема знаний обучающегося по определенному разделу, теме, проблеме и т.п.

Дидактическая игра «Узнай птиц по голосу». Средство проверки умений определять на слух голоса различных видов птиц и др.

Содержание оценки, критерии, инструменты, процедуры.

Какие условия будут определять успех в достижении запланированных результатов?

Основным педагогическим условием, обеспечивающим успех в достижении запланированных результатов, является использование специальных методов и приёмов работы со студентами с нарушением зрения, специальных средств обучения.

Материально-техническое и методическое обеспечение учебного процесса

В столбце «примечания» дается ссылка на источники, приводятся примеры и образцы вносимых изменений, ориентируясь на которые пользователи смогут адаптировать рабочие программы преподаваемых дисциплин с учетом особых образовательных потребностей студентов с ОВЗ.

Метод опорных вопросов позволяет осмыслить вносимые изменения в рабочую программу. Для визуализации процесса адаптации нами была разработана схема, в которой пошагово представлены необходимые действия пользователей (рисунок).

Рассмотрим далее алгоритм адаптации рабочей программы более подробно.

Шаг 1. Выявление особых образовательных потребностей студентов с ОВЗ. Прежде чем приступать к процессу адаптации рабочих программ, необходимо организовать работу по сбору информации о студентах с ОВЗ: изучить их документы, провести беседы с «особыми» студентами, анкетирование. Это позволит выявить особые образовательные потребности студентов с ОВЗ, обусловленные тем или иным видом нарушений. С данной информацией необходимо ознакомить преподавателей, которым предстоит адаптировать рабочие программы дисциплин для обучения студентов с ОВЗ.

В разработанном нами алгоритме процесс адаптации рабочих программ ориентирован на студентов с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и речи. Данные виды нарушений наиболее распространены среди студентов с ОВЗ и при создании необходимых организационно-педагогических условий не являются препятствием для получения качественного высшего профессионального образования.

Шаг 2. Определение разделов программы, остающихся в неизменном виде. По нашему мнению, без изменения остаются цели, место дисциплины в структуре образовательной программы, содержание курса.

В то же время допустимы и другие варианты. Например, учитывая особые образовательные потребности студентов с ОВЗ, могут вноситься изменения и в содержание изучаемой дисциплины. Те разделы типовой программы, которые уже учитывают особенности конкретных студентов с ОВЗ, также могут оставаться без изменения. Таким образом, разработчики адаптированной программы должны самостоятельно принимать решение, связанное с выполнением второго шага алгоритма, принимая во внимание специфику дисциплины и особенности студентов с ОВЗ.

Шаг 3. Внесение в программу дополнительных разделов, связанных с учетом особых образовательных потребностей студентов с ОВЗ. На наш взгляд, целесообразно включить в программу дополнительно три раздела:

1. Технические средства комфортного доступа к освоению дисциплины студентов с ОВЗ;

2. Организация рабочего места студентов с ОВЗ;

3. Специальные методы и приёмы работы.

Содержание этих разделов разрабатывается специалистами в области специальной педагогики для каждого вида нарушения с учетом материально-технических возможностей учебного заведения, наличия специального оборудования и специфики преподаваемых дисциплин.

Шаг 4. Дополнение разделов программы.

В раздел «Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины» необходимо обязательно включить в перечень формируемых компетенций общекультурную компетенцию, связанную со способностью взаимодействовать, устанавливать деловые взаимоотношения с «особым» человеком, коллегой. Так, например, в ФГОС ВПО по направлению подготовки 06.03.01 «Биология» в адаптированном варианте рабочей программы необходимо указать следующую общекультурную компетенцию (ОК-6): «Способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия».

В разделе «Структура и содержание дисциплины» возможно изменение соотношения часов, отведенных на лекционные, семинарские, лабораторные и самостоятельные занятия. Это изменение может быть отражено в индивидуальном образовательном маршруте, индивидуальном плане обучения студента с ОВЗ.

Раздел «Образовательные технологии» должен быть дополнен специальными технологиями, направленными на активизацию сохранных органов чувств и функций студентов с ОВЗ. Например, при обучении студентов с нарушением зрения необходимо использовать активные технологии обучения, связанные с активным использованием слухового анализатора, тактильных ощущений. Учитывая, что для всех видов нарушенного развития характерны общие признаки вторичных нарушений сферы коммуникации, общения, эмоциональной сферы и структуры ценностных ориентаций. В этой связи целесообразно включить в арсенал образовательных технологий обучения студентов с ОВЗ, независимо от вида нарушения, интерактивные технологии, активные методы обучения, парную и групповую работу, проектную деятельность, предполагающие учебное взаимодействие с другими студентами.

Раздел «Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины» необходимо дополнить ссылками на специальный для каждого вида нарушений дидактический материал для дистанционного обучения студентов с ОВЗ.

Раздел «Материально-техническое обеспечение дисциплины» должен отражать наличие специального оборудования для дистанционного обучения и оснащения рабочего места студента с ОВЗ.

Важно отметить, что необходимым приложением к данному алгоритму должны быть специальные рекомендации, учитывающие особенности обучения, обусловленные спецификой нарушений студентов с ОВЗ. В этом случае предложенная пошаговая последовательность действий в процессе адаптации рабочей программы дисциплины обеспечит в полной мере достижение поставленной перед системой образования задачи повышения доступности качественного высшего образования для лиц с ОВЗ.

loz1.wmf

Алгоритм адаптации рабочей программы дисциплины

Важно подчеркнуть, что практическая значимость данной разработки заключается в том, что работа по заданному алгоритму не требует от пользователей специальных знаний в области коррекционной педагогики и психологии, т.к. он содержит стандартизированные для каждого вида нарушений рекомендации. Это существенно облегчает задачу разработки адаптированной рабочей программы дисциплины, т.к. предложенный алгоритм носит универсальный характер, может быть применен для любой программы высшего профессионального образования, позволяет адаптировать их для студентов с различными видами нарушений.

Также данный алгоритм может быть использован и в процедуре экспертизы рабочих программ в целом или отдельных ее разделов. В этом случае, работая с опорными вопросами, эксперты изучают разработанную программу или определенный ее раздел и фиксируют в колонке «комментарии» ответы на поставленные вопросы, т.е. каким образом в адаптированной программе отражено то или иное положение, учитываются особые образовательные потребности студентов с ОВЗ.


Библиографическая ссылка

Лозовская М.В., Белянина Л.А., Колокольцева М.А., Смирнова Н.В. АЛГОРИТМ АДАПТАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ К УСЛОВИЯМ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 11. – С. 80-86;
URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35185 (дата обращения: 21.11.2017).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252