Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,021

КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАНЦЕВ РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ПРОДВИНУТОМ УРОВНЕ

Казабеева В.А. 1
1 РГП на ПХВ «Казахский национальный педагогический университет им. Абая»
Современный подход к образованию диктует новые требования, предъявляемые к методам и приемам обучения. Инновационные технологии позволяют оптимизировать учебный процесс, добиваться хороших результатов. Кейс-технологии при обучении русскому языку иностранных студентов развивают познавательную активность учащихся, самостоятельность, а также позволяют выявить проблемы, имеющиеся у студентов.
инновационные методы обучения
русский язык как иностранный
кейс-технологии
высшее образование
1. Багиров И.Х., Бурыхин Б.С. Управление персоналом // Вестник Томского государственного университета. Экономика. – 2012. – № 3 (19). – С. 118–129.
2. Горбатова А.Э. Использование кейс-метода в преподавании английского языка // https://sites.google.com/site/klybnayka – сайт педагогического клуба «Наука и творчество».
3. Кейс-стади в образовании: Сборник материалов для создателей кейсов с электронным сопровождением / Под ред. И. Кузнецовой. – М., 2007.
4. Смолянинова О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study // Инновации в российском образовании: – СПб.; М.: ВПО, 2000.
5. Ухова Л.В. Интерактивные формы обучения студентов-инофонов в условиях языковой среды // Русский язык как неродной: новое в теории и методике / Материалы III Международных научно-методических чтений. – М.: Изд-во МГПИ, 2012. – С. 392–400.
6. Юлдашев З., Бобохужаев Ш. Инновационные методы обучения: Особенности кейс-стади метода обучения и пути его практического использования. – Ташкент: IQTISOD-MOLIYA, 2006.

Современная экономическая ситуация в обществе, вхождение Казахстана в Болонский процесс, переход на новые образовательные стандарты – всё это предъявляет новые требования к выпускникам вузов, диктует качественно новые правила организации образования, которое не может быть просто традиционной передачей знаний от преподавателя к студенту. Также в ежегодных посланиях Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева отмечается, что модернизация образования является одним из необходимых условий вхождения страны в тридцатку самых развитых стран мира. Кроме того, ученые отмечают, что «современный подход к обучению должен ориентировать на внесение в процесс обучения новизны, обусловленной особенностями динамики развития жизни и деятельности, спецификой различных технологий обучения и потребностями личности, общества и государства в выработке у обучаемых социально полезных знаний, убеждений, черт и качеств характера, отношений и опыта поведения» [1, с. 118].

Сегодня стало очевидным, что надо управлять не только личностью, но и процессом ее развития. Применение интерактивных форм и методов в образовании позволяет не только повысить уровень знаний, умений и навыков студентов, но и раскрывать их новые возможности, развивать различные способности, что является необходимым условием для формирования профессиональных компетенций [3].

Метод кейсов в обучение русскому языку как иностранному. Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику казахстанского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей. Использование в подготовке бакалавров гуманитарных направлений такого интерактивного метода, как кейс-стади, является наиболее эффективным, так как позволяет формировать ключевые профессиональные компетенции в процессе обучения: коммуникабельность, лидерство, умение анализировать в короткие сроки большой объем неупорядоченной информации, принимать решения в условиях стресса и недостаточной информации, создавать тексты разной жанрово-стилистической направленности. «В этом своем качестве он (метод) выступает как принципиально необходимое дополнение к лекционной методике проведения занятий, которая является «каркасообразующим» элементом обучения в классической университетской системе образования» [1, с. 70]. Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс-метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. «Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями» [5]. Метод кейс-стади – это не просто методическое нововведение, распространение метода напрямую связано с изменениями в современной ситуации в образовании. Можно сказать, что метод направлен не столько на освоение конкретных знаний или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала студента и преподавателя. Итак, кейсовая технология включает в себя несколько этапов:

1. Введение в ситуацию.

2. Разделение студентов на группы.

3. Изучение ситуации.

4. Обсуждение ситуации в группах. Распределение ролей внутри группы.

5. Игровой процесс (анализ ситуации, принятие решения, его оформление).

6. Подведение итогов. Анализ деятельности групп. Оценки исполнения ролей студентами.

7. Разбор оптимального варианта.

8. Общая дискуссия [2].

В настоящей статье мы рассмотрим использование кейс-методов при обучении русскому языку иностранных граждан на курсах по подготовке к сертификационному тестированию по русскому языку как иностранному. Иностранцы, сдающие высокие, 2-й и 3-й, сертификационные уровни, должны уметь составлять письменные тексты различных стилей и жанров речи заданного объема и в определенные временные рамки. Коммуникативная направленность обучения письменной речи очевидна: студент в требуемой форме письменно излагает свои мысли так, чтобы они были понятны определенной русскоязычной аудитории. Кейсовая технология, в частности, используется нами при обучении написанию эссе. Иностранец должен уметь за 35–40 минут писать эссе-рассуждение на заданную тему объемом 150–200 слов.

При использовании кейс-метода работа над написанием сочинения состоит из следующих этапов.

1 ступень – сбор материала для работы. Формируется кейс с текстами для написания сочинения.

2 ступень – сбор информации по кейс-задаче: что такое проблема, где её можно найти в тексте, каким способом можно её сформулировать, чем отличается от темы, какова функция проблемы, сколько можно найти проблем, какими речевыми клише можно воспользоваться (методические рекомендации и указания выдаются каждой группе).

3 ступень – принятие решений: выбор одной проблемы; формулировка одним словом или словосочетанием или выделение проблемы в форме вопроса.

4 ступень – рассмотрение альтернатив: выступление учащихся с предложением своей проблемы, выбор одной общей и сравнение с эталонным вариантом, предложенным преподавателем.

5 ступень – аргументация проблемы, формирование банка аргументов.

6 ступень – выявление типичных ошибок, которые возникают при проверке работ подобного типа.

Итогом такой поэтапной работы учащегося является написание им самостоятельного сочинения-рассуждения, т.е. создание собственного продукта образовательной деятельности.

Рассмотрим пример использования кейс-метода на занятии на тему «Роль искусства в жизни современного человека».

1. Для изучения студентам предлагаются следующие тексты: литературный очерк Г.И. Успенского «Выпрямила», рассказ А.П. Чехова «Скрипка Ротшильда», очерк Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном».

2. На занятии:

● Работа с кейсом индивидуально каждым студентом – 15 минут:

 

Параметры

Баллы

1. Содержательный компонент:

– умение определить проблему;

– умение охарактеризовать проблему (ее общественное значение, а также значимость для пишущего).

2. Умение выразить собственное отношение к проблеме.

3. Умение предложить собственный путь решения проблемы.

4

4

4

4

3

3

3

3

2

2

2

2

1

1

1

1

0

0

0

0

4. Композиционная структура и форма:

– адекватность формы и структуры изложения содержанию продуцируемого текста;

– умение пользоваться внутритекстовыми связями.

5. Соответствие использованных языковых средств нормам современного русского языка.

4

4

4

Нет ошибок

3

3

3

До

7 ошибок

2

2

2

До

15 ошибок

1

1

1

До

20 ошибок

0

0

0

Свыше 20

Итого

 

 

– студенты должны определить проблемы, которые ставит автор текста, определить позицию автора по данной проблеме, определить, как автор решает эту проблему или какие решения предлагает. Выступления студентов – 7 минут.

● Принятие решений: выбор одной проблемы – 3 минуты.

● Рассмотрение альтернатив: выступление учащихся с предложением своей проблемы, выбор одной общей и сравнение с эталонным вариантом, предложенным преподавателем, – 7 минут.

● Аргументация проблемы, формирование банка аргументов, – 8 минут.

3. Итог – написание оригинального эссе-рассуждения.

Эссе нами оценивается по следующим критериям (таблица).

Кроме того кейс-технология – это один из видов большой самостоятельной работы, которая требует от студента серьезной подготовки и много времени. Особое внимание самостоятельной учебной деятельности в ходе подготовки к занятиям по русскому языку как иностранному ни в коей мере не снижает роли преподавателя. Напротив, его задача в деле организации самостоятельной работы студента усложняется. Другая проблема, с которой можно столкнуться при применении кейс-метода, связана с тем, что преподаватель русского языка как иностранного должен владеть целым рядом профессиональных знаний в рассматриваемой области. Преподаватель должен сам детально проанализировать ситуацию, выступая специалистом как в области преподаваемого языка, так и в области той специальной дисциплины, под которую попадает данный кейс, в случае, если кейс посвящен какой-либо проблеме из другой области. В таком случае комплект материалов для работы с кейсом может выглядеть следующим образом:

1) репродуктивные и продуктивные упражнения на отработку лексико-грамматического материала, содержащегося в кейсе;

2) упражнения на развитие навыков говорения и аналитического чтения;

3) описание ситуации в виде текста с обязательными вопросами для обсуждения до и после текста;

4) приложения с различной информацией (например, таблицы, графики, справочный грамматический материал, краткая теория по специальной проблеме, изложенной в кейсе, и др.).

Для достижения поставленных целей по изучению русского языка стоит выбирать те кейсы, которые написаны интересным, доходчивым языком и соответствуют потребностям выбранного контингента иностранных студентов и уровня владения русским языком. При использовании метода в учебном процессе преподаватель русского языка как иностранного должен провести сложную внеаудиторную работу по созданию кейса и вопросов для его анализа; разработать методическое обеспечение самостоятельной работы иностранных студентов, а также методическое обеспечение предстоящего занятия по его разбору. При обсуждении кейса в аудитории преподаватель выступает со вступительным и заключительным словом, организует дискуссию, поддерживает деловой настрой в аудитории, оценивает вклад студентов в анализ ситуации. Применение такого метода оказывает влияние на образ мышления преподавателя, позволяет ему по-иному думать и действовать, способствует увеличению его творческого потенциала. Успешное внедрение кейс-метода в преподавание русского языка как иностранного предполагает демократизацию и модернизацию учебного процесса, формирование у преподавателя прогрессивного образа мышления, деловой этики и мотивации педагогической деятельности.

Заключение

Таким образом, кейс-технология не только интересная и креативная, но, главное, необходимая форма обучения, поскольку и в ходе подготовки, и в ходе презентации появляется возможность, с одной стороны, продемонстрировать полученные знания и умения, а с другой – выявить еще существующие проблемы, чаще всего связанные с недостаточным практическим опытом, так необходимым в их будущей профессиональной деятельности.

В заключение отметим, что роль преподавателя при использовании кейс-технологий весьма многогранна: он и креатор, и конструктор, и консультант, и эксперт, и, наконец, непосредственный участник деловой игры. Все это требует от руководителя курса соответствующих знаний и умений.


Библиографическая ссылка

Казабеева В.А. КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАНЦЕВ РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ПРОДВИНУТОМ УРОВНЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 6. – С. 67-69;
URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35062 (дата обращения: 28.09.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074