Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

НЕОБХОДИМОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНИВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ ИНТЕРНОВ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ

Соловьева А.Л. 1 Селина О.Б. 1
1 ГОУ ВПО «Воронежский государственный медицинский университет имени Н.Н. Бурденко» Минздрава России
Балльно-рейтинговая технология оценивания предусматривает непрерывный контроль знаний интернов на всех этапах обучения, интегрирование результатов контроля от одного этапа к другому, определение рейтинга интерна по дисциплине, а в дальнейшем – за весь период обучения. Процесс введения балльно-рейтинговой системы оценки достижений учебно-познавательной деятельности должен сочетаться с эффективным педагогическим менеджментом на уровне взаимодействия интернов и преподавателей в процессе изучения стоматологических дисциплин, из которых складывается профессиональная компетентность будущих специалистов. Реформирование традиционной системы оценивания необходимо, как один из вариантов может быть предложена балльно-рейтинговая технология оценки учебных и внеучебных достижений интернов, которая действительно является эффективной, достаточно понятной, обладает неоспоримыми достоинствами для преподавателей и интернов и может развиваться с течением времени.
система оценивания
балльно-рейтинговая технология
профессиональное образование
успеваемость интернов
1. Елисеева М.В. О рейтинговой системе контроля в вузе // Электронный научно-педагогический журнал. – 2008. – Апрель – Май. URL: http://l,emissia.peterhost.ru/offline/2008/ 1246. (дата обращения 16.03.2015).
2. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1. Об образовании. URL: http://iv.garant.ru/SESS10N/S_R4K9dcvr/PlLOT/inain.html (дата обращения 20.04.2014).
3. Зыков В.Н. Балльно-рейтинговая система оценки знаний / В.Н. Зыков, Е.В. Станис, Е.Н. Огородникова // Высшее образование сегодня. – 2007. – № 7. –С. 42–45.
4. Положение об академическом рейтинге студентов ФГОУ ВПО. Волгоградская академия государственной службы. – URL: http://www.student.vags.ru/index.php?option= con _content&task=vievv&id=30 (дата обращения 17.03.2015).
5. Положение о рейтинговой системе оценки успеваемости студентов Тюменского государственного университета: сайт URL: http://www.iurati.ru/node/251 (дата обращения 9.02.2015).
6. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 11.07.2002 № 2654. О проведении эксперимента по введению рейтинговой системы оценки успеваемости студентов вузов.
7. Смышляев А.Б. Использование информационной системы рейтингового контроля успеваемости студентов в Дальневосточном государственном университете // Преподавание информационных технологий в России, 2007: открытая Всероссийская конференция.
8. Селина О.Б. Методы активного обучения в преподавании профессиональных знаний и умений на кафедре стоматологии общей практики // Проблемы и перспективы развития высшего профессионального образования России в контексте современных социально-экономических условий: мат. II Межрегион. науч.-прак. конф с междун. учас. – Воронеж: Научная книга, 2011. – С. 227–229.
9. Соловьева А.Л., Плотникова И.Е. Принципы формирования профессиональных компетенций интернов в системе постдипломного профессионального образования / Сборник научных статей, вып. 4, Организационные и методические основы учебно-воспитательной работы в медицинском вузе. – Воронеж: Научная книга, 2012.
10. Черных Т.Г. Рейтинговая система оценки текущей успеваемости студентов по предмету «Сестренское дело в акушерстве и гинекологии»: методическое пособие для преподавателей / Т.Г. Черных, А.Л. Инкерманлы, С.В. Говоров. – Воронеж: Истоки, 2010.

В настоящее время требования к качеству знаний молодых врачей заставляют искать принципиально новые пути повышения эффективности системы обучения за счет инновационной организации учебного процесса. Это возможно благодаря внедрению балльно-рейтинговой оценки знаний и стимулированию самостоятельной внеаудиторной работы интернов. В отличие от традиционной, рейтинговая оценка позволяет выявить незначительные изменения в усвоении учебного материала и практических умений врачами-интернами, она ориентирована на стимулирование их практической деятельности в течение всей интернатуры. Целью данной работы является анализ литературы о применении балльно-рейтинговой технологии в процессе обучения и разработка рейтингового оценивания достижений интернов в системе подготовки кадров высшей квалификации, выявление плюсов и минусов ее использования. Исходя из цели, следует выделить следующие задачи исследования:

1. Изучить особенности использования балльно-рейтинговой технологии оценки достижений интернов в системе подготовки кадров высшей квалификации.

2. Разработать проект балльно-рейтинговой технологии оценивания достижений интернов на кафедре стоматологии общей практики.

Методы исследования: изучение литературы по проблеме, изучение зачетной документации, опрос преподавателей и интернов, наблюдение, эксперимент.

Несомненно, существуют положительные стороны традиционной (пятибалльной) системы оценивания. На начальных этапах профессионального образования пятибалльная система оценивания однозначно имеет право на существование, так как способствует снятию стрессовой ситуации на пути перехода к вузовскому образованию, мотивирует студентов 1–2 курсов к учебной и профессиональной деятельности. На этапе послевузовского профессионального образования встает вопрос о поиске принципиально иного подхода к оцениванию достижений интернов, который способствовал бы индивидуализации учебного процесса в интернатуре, повышению учебной мотивации и самостоятельности в обучении [1, 2, 8].

Введение балльно-рейтинговой технологии оценки достижений интернов создает неоспоримые положительные тенденции, способствующие безболезненному переходу к профессиональной деятельности: во-первых, повышается объективность оценки достижений интернов в учебе. Во-вторых, балльно-рейтинговая система позволяет более точно оценивать качество учебы. В-третьих, снимается проблема «сессионного стресса», так как, если по завершении дисциплины интерн получает значительную сумму баллов, он может быть освобожден от сдачи зачета. Качество подготовки к учебным занятиям обязательно повысится при введении балльно-рейтинговой технологии оценивания, что немаловажно для занятия в будущем достойного места на рынке труда.

Рейтинговая система оценки текущей успеваемости интернов по дисциплине «Стоматология общей практики» находится в стадии разработки и внедрения для повышения качества образования.

Балльно-рейтинговая технология оценивания результатов достижений обучающихся по дисциплине основана на учете накапливаемых ими оценок в баллах за выполнение текущих работ (практических, семинарских, рефератов, презентаций, самостоятельной работы, тестов, научной деятельности и др.) или регулярно проводимых зачетных занятий. В отличие от традиционного способа оценивания, рейтинговая технология предполагает последовательное суммирование оценок слушателя по данной дисциплине в течение некоторого периода времени. Текущая рейтинговая оценка по дисциплине складывается из оценок всех без исключения видов учебной работы и контроля знаний, в том числе не только работы по учебному плану, но также такой дополнительной деятельности, как участие в конференциях, конкурсах, выступления на научных обществах и т.д. [8, 10].

Основные преимущества балльно-рейтинговой технологии оценивания достижений интернов представлены в табл. 1.

Основными принципами балльно-рейтинговой технологии являются:

1) оценка не зависит от характера межличностных отношений преподавателя и интерна;

2) критерии оценивания обговариваются заранее;

3) интерн самостоятельно выбирает стратегию деятельности;

4) стимулируется прогресс познания [4].

Важно, чтобы преподаватель, использующий балльно-рейтинговую технологию оценки, фиксировал все, что делают интерны, чтобы избежать недоразумений [9]. Объявление рейтингов интернов может быть открытым (например, таблица на кафедральном стенде) или закрытым. Во втором случае публично объявляются только максимальный и минимальный рейтинги без имен их обладателей, чтобы каждый интерн мог сориентироваться и представить себе свое собственное положение, после чего принять какие-то решения. Пересчет рейтингов следует производить достаточно часто – лучше всего к концу недели цикла. Это позволит интерну лучше управлять своим обучением и в целом работать продуктивнее [7, 10].

Таблица 1

Преимущества балльно-рейтинговой системы оценивания

«+» для интернов

«+» для преподавателей

● возможность распоряжаться своим временем самому

● рациональное планирование учебного процесса, организации индивидуальной и творческой работы интернов

● проведение постоянной самодиагностики и самоконтроля учебных достижений

● стимулирование эффективного обучения интернов

● возможность выбора порядка выполнения учебных заданий, самостоятельное планирование их выполнения

● возможность своевременно вносить коррективы в организацию учебного процесса

● сравнение уровня своих знаний с уровнем знаний других слушателей

● объективная оценка выполнения каждым слушателем каждого учебного задания

● наличие соответствующих прав (освобождение от зачета, экзамена и т.д.)

● возможность точно и объективно определять итоговую оценку по дисциплине

Рейтинговая оценка интернов вычисляется после каждого очередного контрольного мероприятия. Необходимое число контрольных мероприятий определяется кафедрой и преподавателем, ведущим дисциплину [4, 5].

Фиксация каждого действия интерна может показаться преподавателю слишком трудоемкой и утомительной. Описанная выше балльно-рейтинговая технология оценивания подходит не к каждому типу темперамента или характера преподавателя. Кроме того, необходимо для фиксирования достижений интернов иметь необходимое количество бланков, таблиц и заполнять их регулярно (желательно в конце рабочего дня). Базовым документом, определяющим работу преподавателя и интернов, является рейтинг-план по дисциплине. В нем определяется соотношение видов учебной и практической деятельности интерна, учитываемых в рейтинговой оценке по данной дисциплине, шкалы текущих оценок и календарный план контрольных мероприятий по дисциплине [2, 5].

Форма контроля учебной деятельности интернов определяется преподавателем в зависимости от вида занятий, предусмотренных рабочим учебным планом [3, 5]:

● для практических (семинарских) занятий – оценка выступления, решения задач, выполнения контрольных работ (в том числе тестирование) и др.;

● для лекций – тестовая оценка знаний интернов (бланковое тестирование на лекционном занятии или компьютерное тестирование в установленное преподавателем время), коллоквиум, экспресс-опрос.

Итоговая рейтинговая оценка в конце семестра служит основанием для аттестации или неаттестации интерна по данной дисциплине [10].

Основными целями введения балльно-рейтинговой технологии оценивания достижений интернов являются:

1. Стимулирование повседневной деятельности интернов.

2. Существенное расширение, углубление и повышение эффективности регулярной самостоятельной учебной работы интернов.

3. Снижение роли случайных факторов при сдаче экзаменов или зачетов.

4. Повышение состязательности в учебе путем определения реального места, которое занимает интерн среди своих коллег в соответствии со своими успехами.

5. Получение более точной и объективной оценки уровня знаний и уровня профессиональной подготовки интернов.

6. Исключение возможности протежирования не очень способных и не очень прилежных интернов.

Балльно-рейтинговая технология оценки текущей успеваемости интернов включает в себя две подсистемы [7, 10, 9]:

1) модульное построение учебного процесса по дисциплине;

2) рейтинговую систему оценки успеваемости студентов.

Максимальный результат, который может быть достигнут интерном по дисциплине, 100 баллов – это полное усвоение знаний по дисциплине, соответствующее требованиям учебной программы, если интерн получает рейтинговую оценку ниже 100 баллов, то это означает, что какая-то доля от общего необходимого объема знаний интерном не усвоена.

Для допуска к экзамену, которым заканчивается изучение дисциплины «Стоматология общей практики», интерн должен набрать в ходе текущего контроля не менее 70 баллов. Если сумма баллов текущего контроля меньше 70, то интерн не допускается к квалификационному экзамену.

Дисциплина «Стоматология общей практики» делится на четыре модуля – модуль по терапевтической стоматологии, модуль по хирургической стоматологии, модуль по ортопедической стоматологии и модуль по стоматологии детского возраста. Сто баллов разделены между модулями по 25 баллов. Каждый включает 10 семинарских занятий. На каждое занятие приходится по 2,5 балла (25 баллов / 10 занятий = 2,5 балла).

Методика введения балльно-рейтинговой технологии оценки достижений интернов на кафедре стоматологии общей практики

1. Балльно-рейтинговая технология включает все виды учебной нагрузки (занятости) интерна:

– теоретический материал – посещение лекций;

– практические навыки – отработанные на фантомах и в стоматологической клинике в качестве помощников врача, семинарские занятия;

– выполнение самостоятельных работ (рефераты, творческие задания, расчетно-графические работы, презентации) и их защита.

2. Балльно-рейтинговая технология оценивания должна быть четко расписана по каждой дисциплине и доведена до сведения каждого интерна в начале практических занятий как составляющая программы изучения дисциплины, которая входит в учебно-методический комплекс (УМК).

3. При изучении одного дисциплинарного модуля интерн может получить не более 25 баллов.

4. В рейтинг идут баллы, полученные с первого раза и в установленный срок. Занятия, пропущенные по уважительной причине, отрабатываются по инициативе интерна. Баллы, полученные на отработке, идут в рейтинг.

Таблица 2

Критерии оценки достижений интернов

Семинарские и практические занятия

1.

Посещение лекций по данной теме

0–0,1 балл

2.

Внешний вид

0–0,1 балл

3.

Освоение нового материала

0–0,1–0,2 балл

4.

Тестовый контроль исходного уровня знаний

0–0,1–0,2 балл

5.

Тестовый контроль исходного уровня знаний

0–0,1–0,2 балл

6.

Решение ситуационных задач

0–0,1–0,2 балл

Максимальное количество баллов, полученное на одном семинарском занятии – 1,0 балл

Практическая деятельность интерна

1.

Отработка практических навыков на фантоме

0 до 0,5 балла

2.

Работа с пациентами (в качестве помощника врача)

0 до 0,3 балла

3.

Владение профессиональной терминологией

0–0,1–0,2 балл

4.

Соблюдение этики и деонтологии

0–0,1–0,2 балл

5.

Самостоятельная деятельность интерна (презентации, рефераты, сообщения и т.д.)

0–0,1–0,2 балл

Штрафные баллы

1.

Прогул без уважительной причины (баллы возвращаются при отработке пропущенного материала)

минус 0,1 балл

2.

Некорректное поведение с пациентами, коллегами, преподавателями

минус 0,1 балл

3.

Опоздание более чем на 15 минут без уважительной причины

минус 0,1 балл

5. По решению кафедры интерны, имеющие высокий рейтинг по дисциплине (от 90 %), могут быть (с их согласия) освобождены от сдачи зачета. Для получения оценки «отлично» требуется сдача экзамена.

6. Соответствие рейтинга оценки знаний студента по любой дисциплине учебного плана числовым эквивалентам приведено в табл. 2.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: реформирование традиционной системы оценивания необходимо. Балльно-рейтинговая технология оценивания должна сформировать у молодых врачей активную способность к самостоятельной учебно-познавательной деятельности.


Библиографическая ссылка

Соловьева А.Л., Селина О.Б. НЕОБХОДИМОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНИВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ ИНТЕРНОВ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 5. – С. 73-76;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35043 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674