Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ СРЕДСТВАМИ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Казабеева В.А. 1
1 РГП на ПХВ «Казахский национальный педагогический университет им. Абая»
В учебном процессе важную роль играют инновационные технологии, которые позволяют оптимизировать его. Использование инновационных форм обучения в системе университетского образования ведет к повышению его качества в соответствии с потребностями общества и личности, а также установленными нормами, требованиями и стандартами. Использование инновационных форм позволяет подготовить специалиста, обладающего не только теоретическими знаниями, но и практическими умениями и навыками, конкурентоспособного на рынке труда, ориентированного на успешное и эффективное решение профессиональных задач.
инновационные методы обучения
активность
познавательная активность
русский язык как иностранный
высшее образование
1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 1996.
2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. – М.: Высшая школа, 1991.
3. Виленский В.Я., Образцов П.И., Уман А.И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе / под ред. В.А. Сластенина. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
4. Назарбаев Н.А. Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к обществу всеобщего труда – http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1341904080 (10.07.2012 г.)
5. Низамов Р.А. Активизация учебной деятельности учащихся. – Казань: Татар. кн. изд-во, 1989.
6. Половникова Н.А., Вилькеев Д.В. Воспитание познавательной активности и самостоятельности школьников. – Казань: Казанский гос. педагог. ин-т., 1975.
7. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1979.

Изменения парадигмы образования требуют от общества в целом особого статуса профессиональной подготовленности будущих специалистов, выраженной в формировании новых методологических подходов к обучению, определения новой роли преподавателя, соответствующей философии Болонского процесса, кардинально образующие новые отношения к организации учебного процесса в вузах. Заявление о том, что «в ходе Болонского процесса вузы Европы на добровольных началах ищут ответы на те вопросы и вызовы, которые поставлены в повестку дня реформы высшего образования…», находит актуальное отражение в национальном образовательном пространстве Республики Казахстан [4].

Глобальная цель Болонского процесса, выраженная в интеграции национальных систем образования для создания единого образовательного пространства, повышения качества образования, его конкурентоспособности и реализации социальной роли высшего образования, плавно переходит в более конкретную цель, направленную на организацию такой учебно-методической работы, которая состоит в «…постоянном обновлении умений и черпании новых знаний…», поскольку для активного и самостоятельного члена общества наивысшей ценностью представляется рождение новой ценности и задач образования [1]. В связи с этим перед педагогом высшей школы стоит важная задача – активизировать познавательную деятельность учащихся.

Активизация познавательной активности обучающихся средствами современных педагогических технологий

В современных научно-методологических исследованиях проблема активизации познавательной деятельности учащихся решается учеными в разных аспектах. В её разработке участвовали психологи C.Л. Рубинштейн, Г.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Н.А. Менчинская, Д.Б. Эльконин; дидакты М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, Г.И. Щукина, Ю.К. Бабанский; методисты Т.В. Напольникова, Е.Г. Шатова и др.

Следует признать многогранность самого понятия познавательной активности, включающей готовность (способность и стремление) к энергичному овладению знаниями [6, с. 23], проявление активных преобразовательных действий по отношению к окружающей среде [2], состояние волевой усиленной познавательной деятельности личности [5], активной жизненной энергии учащихся [7].

В большой степени познавательная активность понимается как деятельность, в которой выявляется личность ученика на основе его отношения к содержанию, характеру обучения и стремлению мобилизовать нравственно-волевые усилия на достижение целей познания.

Исследования различных педагогов и психологов Л.И. Аристовой, Ю.К. Бабанского, Л.В. Занкова, Л.И. Айдаровой, С.Б. Бегалиевой показывают, что среди факторов, активно влияющих на процесс познавательной активности учащихся, ведущая роль принадлежит именно мышлению, сформированным приемам умственной деятельности. Учитывая многоаспектность исследования проблемы активизации познавательной деятельности в психологии, педагогике, методике преподавания русского языка, авторы считают целесообразным взять за основу формирование познавательной активности через реализацию предметно-содержательного контекста учебной программы и подбор дидактического материала, способствующего проявлению индивидуальных особенностей мыслительной деятельности учащихся с учетом их психофизического развития. Важным для современных исследований представляется признание развивающих возможностей содержания программного материала, максимальная реализация которого при эффективных методах и приемах обучения и реализации целей управления познавательной деятельностью будет способствовать развитию мышления учащихся.

Методическая система по развитию познавательной активности учащихся строится на основе развивающей технологии, дающей возможность оценить не только результат освоения программного материала, но и сам процесс деятельности; использование индуктивного и дедуктивного способов построения дидактического материала; изучение и формирование творческой деятельности; введение проблемных заданий различной сложности; создание ситуаций, позволяющих иностранным студентам проявлять собственные способности, возможности и интересы; отбор методических приемов, типа занятия в соответствии с возрастными особенностями учащихся; ориентация учащихся на включение в познавательную деятельность.

Ученые считают, что для активизации познавательной деятельности учащихся необходимо работать над развитием логического и образного мышления, обеспечивающего целостный, креативный, системный подход к изучению языковых явлений, понятий. Исследователями разработаны два пути изучения активизации познавательной деятельности: первый путь эксперимента связан с реализацией предметно-содержательного контекста учебной программы, подбором методических приемов, усиливающих значение семантического аспекта школьной программы: сущности языковых понятий, комплексное решение языковых понятий на основе текста; второй путь опирается на подбор дидактического материала, служащего источником развивающей речевой среды по формированию лингвистической, языковой, культуроведческой и коммуникативной компетенций учащихся.

При формировании творческой познавательной активности иностранных студентов в учебном процессе можно использовать различные инновационные методы обучения [3]. Например, кейс-методы – методы обучения навыкам принятия решений путем анализа конкретных практических проблемных ситуаций. На наш взгляд, при рассмотрении ситуаций непосредственно на практическом занятии может применяться текст, изложенный на 1–2 страницах. Особенностью данного метода является то, что он не содержит готовых ответов и решений специалиста по содействию клиенту в выходе из той или иной трудной жизненной ситуации. Данное условие побуждает студента к использованию соответствующего алгоритма решения проблем, содержащего: анализ изложенной информации, выявление ключевых проблем, выбор альтернативных путей решения и нахождение оптимального варианта решения проблемы, оценивание всех возможных последствий, связанных с принятием решения. Также оно формирует у студента умение представить модель практического действия, что является эффективным средством формирования профессиональных качеств будущего специалиста. Использование данного метода побуждает студентов к проведению дискуссий по вопросам, не имеющим единого решения, способствует умению аргументированно обосновывать свою точку зрения. Таким образом, у студентов развивается умение ориентироваться в новых условиях, комбинировать запас имеющихся знаний и умений для поиска недостающих, способность поиска путей наиболее эффективного решения конкретной проблемы.

В рамках контролируемой самостоятельной работы студентами могут анализироваться проблемные ситуации, представляющие собой классический кейс – это текст на 10–20 страницах, содержащий в конце вопросы для студентов, на которые они отвечают после самостоятельного изучения. Обязательным требованием при реализации данного вида кейса является умение применять теоретические знания для анализа конкретной ситуации и выработка студентами адресных практических рекомендаций по решению конкретной проблемной ситуации. Особенностью решений проблемных ситуаций является и то, что они ставят студента перед противоречиями и необходимостью поиска выхода из них, развивают мыслительные возможности рассуждений по поводу того, что является критерием выбора этих решений и доказательств.

Данный уровень познания можно решить только при овладении иностранными студентами инструментарием научных исследований, основой которого является непрерывная научно-исследовательская работа, к которой они приобщаются как в рамках работы над курсовыми проектами (со второго курса), так и в рамках работы в научных кружках и участия в научных конференциях.

Распространенной формой научно-исследовательской работы студентов являются студенческие научно-практические конференции. Выступая с докладом по теме исследования, студент информирует об итогах своей деятельности, о результатах, полученных в ходе проведения исследовательской работы. Участие в научных конференциях дает возможность сопоставлять уровень своих исследований с ходом научной работы других студентов. Понимая это, преподаватели активно приобщают студентов к участию в ежегодной научной конференции молодых ученых «Казахстан в международном образовательном пространстве» в КазНПУ имени Абая, а также в других научно-практических конференциях.

Одним из методов и приемов, активизирующих познавательную и творческую деятельность иностранных студентов, является студенческий научный кружок. Их участие в научной работе кружка позволяет реализовать творческий потенциал в процессе учебы в вузе.

Положительный результат обычно дают нестандартные формы организации работы кружка. Здесь проявляется методическое мастерство преподавателя, его творчество и научный потенциал. Студенту предоставляется возможность высказывать свою точку зрения, альтернативное мнение по возникающим вопросам, что стимулирует его к дискуссии, создавая условия для максимальной раскрепощенности мышления.

Примером тому может являться «Лаборатория тренинга», имеющая целью разработку модели личности будущего специалиста, повышение его личностно-профессионального потенциала; разработку и внедрение инновационных технологий в воспитательную деятельность в области профессиональной подготовки специалистов «нового поколения». Ее концепция предполагает существование студенческого сообщества, которое призвано обеспечить своим членам учебный опыт. Одним из ключевых элементов является тренинговая группа базисных навыков, или Т-группа, которая создана для обеспечения окружения, в котором участники могут изучать групповую динамику и анализировать реакции, которые они вызывают у окружающих.

В тренинге сочетаются различные формы обучения – лекции, игровые методы, которые включают ситуационно-ролевые, творческие, организационно-деятельностные, имитационные, деловые игры, разбор проблемных ситуаций. Групповые дискуссии в тренинге позволяют совместно обсудить спорные вопросы, прояснить (а возможно, и изменить) мнения, позиции и установки участников в процессе непосредственного общения. В тренинговой работе также широко используются методы, направленные на развитие социальной перцепции. Участники группы развивают умения воспринимать, понимать и оценивать других людей, самих себя, свою группу. В ходе тренинговых занятий с помощью специально разработанных упражнений участники Лаборатории получают вербальную и невербальную информацию о том, как их воспринимают другие люди, насколько точно их собственное восприятие, приобретают умения глубокой рефлексии, смысловой и ценностной интерпретации объекта восприятия.

В ходе научно-исследовательской работы студент приучается к творческому поиску истины, формирует компетентность и готовность к будущей профессиональной деятельности. Также студенты приобщаются к первому шагу в большую науку в рамках учебного и научного процессов университета, которая считается неотъемлемой частью подготовки специалистов с высшим образованием.

Заключение

Подводя итог вышеизложенному, необходимо отметить, что использование инновационных форм обучения в системе университетского образования ведет к повышению его качества в соответствии с потребностями общества и личности, а также установленными нормами, требованиями и стандартами. Использование инновационных форм позволяет подготовить специалиста, обладающего не только теоретическими знаниями, но и практическими умениями и навыками, конкурентоспособного на рынке труда, ориентированного на успешное и эффективное решение профессиональных задач.


Библиографическая ссылка

Казабеева В.А. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ СРЕДСТВАМИ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 5. – С. 69-72;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35042 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674