Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,909

СТРАТЕГИЯ ТРАНСГРАНИЧНОГО ОРГАНИЧЕСКОГО РОСТА РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ

Климовец О.В. 1
1 Академия маркетинга и социально-информационных технологий-ИМСИТ
1. Климовец О.В. ТНК России // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – №5. – С. 118-119.
2. Климовец О.В. ТНК России. – М., 2013. – 380 с.
3. Климовец О.В., Фандий К.В. Концептуальные основы совершенствования кадрового потенциала индустрии туризма и гостеприимства // Вопросы новой экономики. – 2013. – №3 (27). – С. 40-46.
4. Климовец О.В., Фандий К.В. Формирование управленческой стратегии в сфере российского туризма и гостеприимства // Экономические науки. – 2013. – №102. – С. 104-109.
5. Климовец О.В., Шеховцов Н.Н. Влияние государственно-частного партнерства на эффективное решение социальных проблем общества // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – №5. Электронный научный журнал ISSN 1817-6321.
6. Климовец О.В., Шеховцов Н.Н. Международный опыт развития государственно-частного партнерства // Экономические науки. – 2013. – №101. – С.175-178.
7. Климовец О.В. Исследование современных процессов российского рынка труда (рецензия на монографию д.э.н., профессора Агабекян Р.Л. «Российский рынок труда: особенности, проблемы и перспективы». Краснодар: Издательский Дом-Юг, 2014. – 208 с.) // Вопросы новой экономики. – 2014. – № 2(30). – С. 97-102.
8. Климовец О.В. Рецензия на монографию д.э.н., профессора Агабекян Р.Л. «Российский рынок труда: особенности, проблемы и перспективы». – Краснодар: Издательский Дом-Юг, 2014. – 208 с.) // Экономика устойчивого развития. – 2014. – №2(18). – С. 257-262.
9. Климовец М.В. Модель оценки эффективности финансового аутсорсинга // Вестник Финансового университета. – 2010. – №1. – С. 64-67.

Органический рост является традиционным способом корпоративного развития, в большей степени свойственным для индустриальной стадии мировой экономики. Большинство компаний используют эту стратегию на том или ином этапе своего становления [1]. Сущность ее состоит в том, что накопленная прибыль, а также заемные средства инвестируются не только в отечественный, но и зарубежный бизнес компании. В результате достигается наращивание производственных мощностей, увеличение числа занятых и, соответственно, объема реализации продукции и услуг [2].

В стратегии органического роста компаний существуют следующие положительные моменты:

• меньшая степень риска при расширении бизнеса;

• органический рост, как правило, в своей основе предполагает опору на знания, опыт и ресурсы, уже накопленные внутри компании;

• если рассматривать органический рост как расширение действующего бизнеса, то он представляет собой менее затратный способ развития по сравнению со стратегией слияния и поглощения.

При наличии положительных моментов существуют и отрицательные аспекты органического роста как стратегии развития компании [3]. К ним можно отнести:

• длительность периода для достижения искомых результатов, в сравнении с более «мобильными» стратегиями;

• ограниченность возможностей при диверсификации бизнеса в новые перспективные сферы деятельности ввиду отсутствия необходимых знаний и опыта внутри компаний, и соответственно длительный период (от 8 до 10 лет) для достижения уровня безубыточности и появления прибыльности;

• значительные затраты финансовых ресурсов и времени для получения таких стратегически важных активов, как результаты НИОКР, ноу-хау, патенты.

Российские компании с некоторым опозданием вышли на рынок зарубежных прямых инвестиций [4]. Общая стратегия их развития (для большинства глобализирующихся компаний, за исключением компаний – «газелей», главным образом в сфере ИТ-бизнеса) состоит из четырех фаз:

• завоевание российского рынка;

• расширение бизнеса в странах СНГ и развивающихся рынках;

• выход в Восточную и Западную Европу;

• проникновение в США.

После освоения отечественного рынка и экспансии в СНГ российские компании фактически одновременно осуществляют стратегию выхода на развивающиеся рынки стран Азии, Африки и Латинской Америки с попытками (во многом удачными) завоевания рынков Европы и Северной Америки [5].

Стратегия одновременной экспансии по всем направлениям наиболее характерна для российских корпоративных лидеров, главным образом в отраслях ТЭКа, металлургии. Что же касается бизнеса в других отраслях, то он, как правило, развивается достаточно последовательно, проходя вышеназванные стадии развития и находясь в настоящее время между второй и третьей фазой своей страновой экспансии.

Поскольку для российских компаний-лидеров временной фактор в глобализирующейся высококонкурентной экономике играет основную роль, делать упор на стратегию органического роста поначалу не является приоритетным [6]. При наличии существенных финансовых ресурсов, накопленных в результате экспортных поставок за рубеж, более предпочтительными являются сделки по трансграничным M&A [7]. Однако в процессе их становления как крупных международных корпораций, происходит накопление опыта ведения бизнеса за рубежом, при этом российские компании начинают использовать стратегию органического роста посредством вкладывания средств в строительство профильных (для своего бизнеса) объектов с нуля.

Трансграничные сделки по развитию своего бизнеса на основе осуществления прямых инвестиций российские компании проводят, прежде всего, в странах СНГ [8]. Некоторые проекты реализуются в рамках СП. Например, проект «Лукойла» с казахским «Казмунайгазом» по строительству в Казахстане мощного газохимического комплекса стоимостью 3,5 млрд. долл. и мощностью 14 млрд. куб. м газа в год. Настойчивость российских алюминиевых гигантов свидетельствует об их несомненном интересе в реализации стратегии роста посредством строительства новых мощностей за рубежом.

В соответствии с новой стратегией крупнейшей российской сотовой компании МТС органический рост в России должен подкрепляться соответствующим ростом за ее пределами. Так, стратегически важным проектом МТС считает, в частности, развитие сети мобильной связи третьего поколения (3G) в Узбекистане [9]. Переход к политике экспансии путем стратегии органического роста во многом связан с тем, что привлекательных активов в СНГ почти не осталось, за исключением Армении и, возможно, узбекского оператора Coscom, который принадлежит финской Telia Sonera. Если говорить в целом о телекоммуникационной отрасли, то она глобализирована, а рынок среди предприятий в ней, в том числе сотовых операторов, перегрет. При этом активная политика в сфере слияний и поглощений должна дополняться стратегией органического роста.


Библиографическая ссылка

Климовец О.В. СТРАТЕГИЯ ТРАНСГРАНИЧНОГО ОРГАНИЧЕСКОГО РОСТА РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 6. – С. 71-72;
URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=34672 (дата обращения: 20.11.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074