Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ФОРМИРОВАНИЕ ФАКТОРНОГО ПРОСТРАНСТВА ПРИ МОДЕЛИРОВАНИИ УРОВНЯ УЯЗВИМОСТИ ОБЪЕКТОВ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Носков С.И. Торопов В.Д. Протопопов В.А.
В статье рассматривается проблема формирования факторного пространства при исследовании методами математического моделирования проблемы анализа уязвимости объектов транспортной инфраструктуры. При этом под факторным пространством понимается совокупность частных характеристик уязвимости, имеющих реальные числовые измерители.

Настоящая работа является продолжением исследования исключительно актуальной проблемы оценки уровня уязвимости объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ), основанного на приведенных в [1-5] результатах.

В соответствии с [1] для комплексной (агрегированной) оценки уровня уязвимости ОТИ предлагается использовать линейную свертку частных (локальных) показателей уязвимости вида:

 (1)

где xj - величина j-го показателя.

В [1] также приводится алгоритм оценки численных значений параметров

 

Для обеспечения, в соответствии со смыслом агрегата (1), положительности параметров необходимо, чтобы каждый частный показатель xj увеличивал (не уменьшал) комплексную уязвимость, т.е. чтобы выполнялось условие: для любых ОТИ k и s

Однако среди частных факторов могут быть и такие, которые снижают уровень уязвимости, например, количество охранников. Поэтому с целью достижения необходимой однородности показателей от xj целесообразно перейти к переменным , задаваемым по правилу:

Таким образом, свертка (1) заменится на следующую:

 (2)

Важнейшим этапом построения линейной свертки (2) является формирование соответствующего факторного пространства, т.е. выделение частных показателей уязвимости ОТИ. Авторы в числе таковых, используя свой опыт и знания, а также [6], предлагают в состав таких показателей включать следующие числовые характеристики (для железнодорожных мостов):

x1 - количество охранников;

x2 - количество постов охраны;

x3 - стоимость охранных услуг;

x4 - возраст моста;

x5 - число лет, прошедших после последнего капитального моста;

x6 - длина и ширина моста (два фактора);

x7 - количество пролетов и их численные характеристики;

x8 - стоимость моста;

x9 - количество железнодорожных путей и полос движения;

x10 - особенности дислокации моста (географические, климатические, геологические, гидрологические);

x11 - пассажиро- и грузопотоки;

x12 - наличие вокруг мостового сооружения различных производств, населенных пунктов, жилых зданий и иных объектов массового скопления людей, примыкающих к объекту, их размещение по отношению к объекту;

x13 - наличие инженерных сетей (телефонные кабели, ЛЭП, водоснабжение и т.д.);

x14 - наличие дренажной сети;

x15 - наличие средств защиты от сейсмологических угроз;

x16 - характеристика технических средств физической защиты (количество и стоимость средств, показатели их работоспособности, стоимость текущего обслуживания, расстояние до пунктов выведения сигналов, время на восстановление работоспособности в случае повреждения).

Представляется, что такой состав показателей является достаточно полным и вполне информационно наполняемым. Более того, при построении свертки (2) от использования каких-то факторов, возможно имеет смысл отказаться с тем, чтобы не «перегрузить» модель второстепенной информацией, мешающей обращать внимание на действительно ключевые моменты в оценке уязвимости ОТИ.

В своих последующих работах авторы намерены конкретизировать представленную в [1] методику оценки уязвимости ОТИ на реальных примерах.

Список литературы

  1. Носков С.И., Протопопов В.А. Оценка уровня уязвимости объектов транспортной инфраструктуры: формализованный подход // Современные технологии. Современный анализ. Моделирование. - 2011. - №4(32)/ - С. 241-244.
  2. Носков С.И., Удилов В.П. Управление системой обеспечения пожарной безопасности на региональном уровне. - Иркутск: ВСИ МВД России, 2003. - 151с.
  3. Носков С.И., Подушко В.Г., Удилов В.П. Газификация сельской местности: целевое программирование пожарной безопасности. - Иркутск: ИрГТУ, 2001. - 150 с.
  4. Носков С.И., Удилов В.П., Бутырин О.В. Критериальная оценка обстановки с пожарами АТЕ Сибири и Дальнего Востока // Проблемы деятельности правоохранительных органов и противопожарных служб: материалы II Межвузовской научно-практической конференции. - Иркутск: ИВШ МВД России, 1996. - С. 109-111.
  5. Носков С.И. Технология моделирования объектов с нестабильным функционированием и неопределенностью в данных. - Иркутск: Облинформпечать, 1996. - 320 с.
  6. Министерство транспорта Российской Федерации. Федеральное агентство железнодорожного транспорта приказ №515 от 25 октября 2011г. «Об утверждении методических рекомендаций по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта».

Библиографическая ссылка

Носков С.И., Торопов В.Д., Протопопов В.А. ФОРМИРОВАНИЕ ФАКТОРНОГО ПРОСТРАНСТВА ПРИ МОДЕЛИРОВАНИИ УРОВНЯ УЯЗВИМОСТИ ОБЪЕКТОВ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ // Современные наукоемкие технологии. – 2012. – № 4. – С. 38-39;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=30758 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674