Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ В КОРРЕКЦИИ СИТУАТИВНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Вараксин В.Н.

В настоящее время здоровье детей называется в качестве одной из основополагающих ценностей нового направления образовательного процесса. Перед практическими психологами сегодня стоят задачи, суть которых - в профессиональной заботе о душевном благополучии конкретного ребенка о психолого-педагогической поддержке и коррекции возможных страхов, возникающих в различных жизненных ситуациях.

Современные исследователи и практики психолого-педагогического сопровождения и поддержки: Афанасьев С.П., Винтин И.А., Вараксин В.Н., Газман О.С., Голуб Е.В., Горшенина Н.В., Ефремова О.И., Молодцова Т.Д., Попок Р.П., Сорочинская Е.Н., Трубникова Е.В., Тимонин А.И., Шмаков С.А. и др., утверждают, что главная цель летнего отдыха обусловлена остротой и масштабностью проблем, связанных с вхождением ребёнка в незнакомую для него жизнь временного детского коллектива.

Актуальность вхождения детей и подростков в незнакомую для них жизнь временных детских коллективов, не вызывает сомнения, поскольку в последние годы значительное внимание уделяется анализу проблем, возникающих у детей в связи с началом летнего отдыха.

Переход от условий воспитания в семье и образовательных учреждениях к качественно иной атмосфере пребывания в детских оздоровительных центрах, складывающейся из совокупности, эмоциональных, творческих и физических нагрузок, предъявляет новые, более сложные требования к личности ребенка его психологическим возможностям и педагогическому сопровождению.

Причины трудностей пребывания в детских оздоровительных центрах, проблемы поведения у детей и подростков могут иметь различную природу. Трудности общения со сверстниками во временном детском коллективе, сопровождаются раздражительностью, конфликтностью, агрессивностью, в редком исключении этих негативных сторон общения можно избежать, но такое бесконфликтное общение полностью зависит от создания эффективных условий жизнедеятельности.

Известно, что, несмотря на широкую распространенность понятий «трудный ребенок», «дети группы риска», их дефиниции расплывчаты и неточно отражают реальность. Наиболее адекватным и обоснованным обозначением проблем, связанных с отклоняющимся поведением детей и подростков, является термин «дезадаптация». Обсуждая проблемы детей из группы риска по предупреждению и преодолению ситуативной дезадаптации детей и подростков, активно разрабатываются подходы к профилактике и коррекции проявлений ситуативной дезадаптации. Между тем сам феномен ситуативной дезадаптации, а также распространенность и причины её возникновения в современной популяции детей и подростков, проводящих летние каникулы в детских оздоровительных центрах, изучен недостаточно.

Ситуативную дезадаптацию как проблему практической педагогики и психологии можно сравнить с бегством от возникшей ситуации и охарактеризовать как «уход» ребёнка в свои переживания, обращением его психической энергии на генерацию собственных негативных состояний, самокопание, самообвинения и т.п. У детей и подростков в такой ситуации развиваются тревожно-депрессивные симптомы. Они начинают видеть самих себя как источник всех своих бед, а отсюда - чувство полной безысходности. Этот тип детей характеризуется замкнутостью, погруженностью в мир тягостных раздумий.

Попадая в условия временного детского коллектива в депрессивном состоянии, ребёнок нуждается в адаптации. Употребляя термин адаптация, с одной стороны, для обозначения свойств человека, которые характеризуют его устойчивость к условиям среды, выражают уровень приспособленности к ней. С другой стороны, адаптация выступает как процесс приспособления ребёнка к меняющимся условиям.

Отсутствие необходимых критериев оценки окружающих и своей личности, негативный эмоциональный опыт общения со сверстниками, усиливающаяся с возрастом, напряженность во взаимоотношениях с взрослыми и в семье, вследствие невозможности удовлетворения ребенком растущей потребности в самостоятельности и признании в условиях формального общения с родителями, обусловливают дальнейшее развитие агрессивного поведения. В детском оздоровительном центре у таких детей появляется возможность быть самостоятельным, прожить пусть и небольшое, но значимое для его судьбы состояние, которое в дальнейшем будет способствовать корректировке его поведения.

Возвращаясь из детского оздоровительного центра в привычные условия обитания, подросток опять начинает ощущать неспособность соответствовать предъявляемым требованиям родителей, это переживается им как чувство собственной неполноценности в семейной ситуации. С другой стороны, скованность в контактах, наличие смысловых барьеров в общении с окружающими, дистантность, эгоцентризм, поиск абсолютного самоутверждения создают неблагоприятные условия для совместной со сверстниками игровой деятельности агрессивного ребенка, способствуют его изоляции во временном детском коллективе, формированию низкого социального статуса.

Собчик Л.Н., определяет ведущие тенденции, как комплекс проявлений личности (стиль поведения, особенности деятельности, особенности взаимоотношений, и др.) [4].

Вычленив из ведущих тенденций личности - тревожность, которая на наш взгляд является наиболее значимой при формировании личности и имеет прямое отношение к ситуативной дезадаптации, педагог-психолог, используя методики исследования личной тревожности, может определить наличие её на начальном этапе поступления в детский оздоровительный центр.

Известно, что тревожность препятствует адаптации личности в новых, незнакомых условиях среды. Тревожность, являясь внутренним напряжением, которое тщательно скрывается за открытыми действиями личности (агрессия, уход в себя, отказ от общения и т.п.), снижает активность и энергетичность личности.

Наиболее известными и широко применяемыми методами диагностики уровня тревожности являются тесты Спилберга Ч.Д. и Ханина Ю.Л., а также методика Тейлора В. Кроме этого разработаны и адаптированы тесты оценки депрессивных состояний Жмурова В.А. и В. Зунге.

Основой эффективного отдыха детей в детском оздоровительном центре, специалисты считают безопасность жизнедеятельности детей и подростков. С этой целью необходимо проводить мероприятия по обеспечению безопасности детей и подростков с момента прибытия в детский оздоровительный центр.

Тот, кто работал в детских оздоровительных центрах, знают, если летний детский отдых не организован, то он превращается для детей и подростков в тягостные дни пребывания. В таких условиях невозможно организовывать мероприятия по предупреждению и преодолению ситуативной дезадаптации, а также приобрести необходимые навыки, способствующие социальной адаптации детей и подростков.

Современная жизнь городских детей и подростков во многом зависит от обеспеченности родителей и, их возможности оплатить потребность в занятиях любимым делом в учреждениях дополнительного образования. Сельские дети и подростки лишены и этой возможности, но бывает исключение и администрация сельской школы открывает различные кружки по интересам, стараясь обеспечить дополнительное образование на базе школы, однако такое не в каждой сельской школе есть. Поэтому детский оздоровительный центр является таким творческим, культурным центром, в котором дети и подростки могут получить определённый заряд положительных эмоций и творческого интереса, с которым они возвращаются с отдыха и продолжают занятия в учреждении дополнительного образования или занимаются любимым делом в домашних условиях, потребовав от родителей минимального создания необходимых условий.

Если говорить о проявлении самости человека, то по убеждению Газмана О.С. в равной степени затрагивают сферы его здоровья, учения, общения, творчества, досуга, нуждаются в педагогической поддержке и, являясь его проблемами, затрагивают процессы самосознания, саморазвития, самодеятельности, самоопределения, самореализации [1].

Необходимость педагогической поддержки является востребованной в условиях временного детского коллектива, при организации предупреждения и преодоления ситуативной дезадаптации детей и подростков.

Идея педагогической поддержки не нова, она возникла на основе опыта выдающихся педагогов: Коменского Я.А., Руссо Ж.-Ж., Канта И., Фребеля Ф., Дистервега Ф., Дж. Дьюи, Монтессори М., Толстого Л.Н., Писарева Д.И., Шацкого С.Т. и др. Каждый из них разработал и внедрил в педагогику принципы помощи ребенку, сохранения его индивидуальности в процессе свободного воспитания. В практике воспитания идея педагогической поддержки нашла свое отражение в работах Я. Корчака и С. Френе.

Не менее интересна позиция Мудрика А.В., который уделяет большое внимание процессу социализации, то есть «вхождению индивида в социум, усвоение определенной системы ценностей, процесс обретения собственного социального опыта и активного самопостроения личностью» [3].

Дети и подростки в условиях детского оздоровительного центра проходят активную фазу социализации, которая осуществляется с помощью педагогической поддержки, осуществляемой педагогическим коллективом центра. Идеи Мудрика А.В. тесно переплетается с мнением Михайловой Н.Н. и Юсфина С.М. Авторы рассматривают педагогическую поддержку как место некоего «проводника», обеспечивающего ребенку и педагогу движение друг к другу, а также взаимовлияние и индивидуализации личности.

Парсонс Т., Брим О., Кениг Р., Кукартц В., являясь основоположниками адаптивной концепции социализации, считают, что она отражает структурно-функциональный подход к социализации личности. Социализация личности трактуется как приспособление личности к существующему образу жизни, к господствующим в обществе экономическим, идеологическим и нравственным нормам и принципам, как подготовка к выполнению социальных ролей в соответствии с принадлежностью к определенному классу и социальной группе.

Дж. Дьюи, являясь одним из представителей адаптивной концепции социализации, считает, что на протяжении своей жизни человек может не воспроизводить полностью весь накопленный им спектр усвоенных моделей поведения.

Мы же считаем, что тот небольшой период времени, который дети и подростки проводят в оздоровительных центрах, может повлиять на эффективность формирования личности даже тогда, когда дети покинут центр и вернутся в привычный круг общения. Приобретённые навыки коллективных действий будут требовать дальнейшего развития и совершенствования, поэтому дети и подростки будут создавать подобные ячейки общения, а при невозможности создания восстанавливать в памяти наиболее яркие события прошедшего отдыха.

Голуб Е.В. считает, что летние детские оздоровительные центры занимают важное место в системе беспрерывного воспитания подрастающего поколения [2].

Таким образом, рассматривая в рамках разнообразных педагогических и социальных концепций методы и приёмы преодоления и предупреждения ситуативной дезадаптации детей и подростков в условиях детского оздоровительного центра, мы пришли к следующему выводу, взяв за основу педагогическую поддержку, а также набор психолого-педагогических диагностик можно добиться успеха в предупреждении и преодолении ситуативной дезадаптации. Если дети и подростки будут получать конкретную педагогическую поддержку, то они смогут эффективно адаптироваться в сложных условиях временного детского коллектива вдали от родителей, приобретая при этом необходимый набор знаний, умений и навыков, которые затем при возвращении в привычный круг общения будут иметь дальнейшее развитие и совершенствование.

Список литературы

  1. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. - М.: 1995. - 58 с.
  2. Детские оздоровительные центры в условиях инновационных проектов современности // Материалы 1-й Международной научно-практической конференции; под. ред. Т.Д. Молодцовой, В.Н. Вараксина. - Таганрог. 2008. - 342 с.
  3. Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М.: 2000. - 200 с.
  4. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. - М.: 1997. - С. 47.

Библиографическая ссылка

Вараксин В.Н. РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ В КОРРЕКЦИИ СИТУАТИВНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2012. – № 7. – С. 61-64;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=30745 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674