Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,858

ГУМАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ

Т.В. Карасёва Е.В. Руженская
повышенная диспластическая стигмация
сахарный диабет типа 1
сахарный диабет типа 2
коморбидность
морфофункциональный индекс

Гуманизация является одним из ведущих принципов российского образования и подразумевает формирование бережного отношения к человеку и его здоровью. В Законе «Об образовании» сказано, что данный принцип должен реализовываться на всех ступенях образования от дошкольного до высшего профессионального. В современных условиях требования к будущему специалисту - выпускнику высшей школы включают не только профессиональные, но и личностные компетенции. В русле гуманизации, к числу последних, для специалистов по физической культуре мы относим культуру здорового образа жизни и культуру общения с инвалидами и больными людьми. Требования по формированию культуры здорового образа жизни в равной степени относится ко всем физкультурным специальностям. Формирование культуры общения с больными людьми - в большей степени к студентам, обучающимся по специальности «Физическая культура, для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)».

Методологической базой гуманизации профессионального образования служит акмеологическая концепция гуманитарно-технологического (социального, личностного, профессионального) развития специалиста, которая является основой алгоритма продуктивного развития профессионала (Бодалев А.А., Деркач А.А., Лаптев Л.Г., 2001). Авторы выделяют социальный, гуманитарный и технологический компоненты гуманитарно-технологического развития (ГТР) специалиста и соответствующие элементы акмеологического знания.

Существуют следующие направления поиска психолого-акмеологических резервов в профессиональном образовании: изменение соотношения между существующими структурами управления образовательным процессом вуза; познание и учет психологических механизмов самоуправления студентов и преподавателей; разработка модели профессионально важных качеств деятельности и нормативно-функциональной модели специалиста; изменение структуры и содержания профессиональной подготовки специалиста, а с помощью акмеологического мониторинга - и процесса его профессионального становления.

Акмеологическое сопровождение разрабатывается по двум основным модулям: акмеологическое сопровождение диагностики и акмеологическое сопровождение личностно-профессионального развития будущих специалистов.

Акмеологическое сопровождение личностно-профессионального развития будущих специалистов использует следующие психологические стратегии: развития и доразвития необходимых психологических качеств; гибкого формирования и обучения составу строго определенных трудовых действий; мягкого формирования как обучение широкому спектру трудовых действий; стратегия коррекции нежелательных имеющихся трудовых умений и качеств.

Среди групповых форм акмеологического воздействия особое место занимает акмеологический тренинг, направленный на совершенствование профессионального мастерства как целого, и который должен состоять из создания такого методологического основания акмеологических исследований, которое позволяло бы объединить технологический и личностно-мотивационный подходы в акмеологии.

В структуре разработанного нами содержания физкультурного образования акмеологический подход в гуманизации учебного процесса обеспечивается за счет таких курсов как: «Здоровый образ жизни студента», «Психология болезни и инвалидности», «Комплексная реабилитация», «Возрастная психопатология и психоконсультирование». Большое значение играют также практика студентов, которая проходит на базе комплексного реабилитационного центра, работа в клубе инвалидов, участие студентов в качестве волонтеров в параолимпийских играх.

Существует множество условий, необходимых для гуманизации физкультурного образования. Одним из важнейших здесь является высокая квалификация педагогов высшей школы. Содержательные инварианты качеств современных преподавателей ВУЗа должны включать: эмоциональную стабильность, эмпатию, деловые качества, креативность, организаторские (управленческие) умения, критичность мышления, профессиональную компетентность, акмеологические умения (способность к самосовершенствованию, самообразованию, саморазвитию).

Преподаватель высшей школы должен выступать главным звеном качества процесса формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) студентов, как источник научной информации в области здравотворчества, здоровьесберегающих технологий. Уровень гигиенической грамотности и культуры здоровья преподавателя, внедрение им инновационных здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс должны быть критериями продуктивности преподавателя и повышения качества педагогического процесса в ВУЗе.

К сожалению, как показывают данные многолетних исследований кафедры здоровьесберегающих технологий в и адаптивной физической культуры ГОУ ВПО «ШГПУ» (Бабанова Н.Н., Карасёва Т.В., Руженская Е.В., Трушин М.А., Турбачкина О.В.) ситуация в сфере культуры здоровья преподавателей вузов далека от благополучной.

По данным опроса, более 50% преподавателей ведут нездоровый образ жизни. Среди причин, препятствующих ведению ЗОЖ, наиболее часто указываются такие объективные факторы как: недостаток времени и загруженность на работе (60 на 100 опрошенных), а также субъективные причины - лень и слабая самоорганизация (37 на 100 опрошенных). Но, несмотря на это подавляющее большинство (90,6 на 100 опрошенных), стремятся активно улучшить собственный образ жизни.

До настоящего времени существует множество препятствий реализации формирования культуры здоровья студентов объективного и субъективного плана. Препятствия объективного плана, в основном, связаны с отсутствием условий для здравотворческой работы в обществе в целом и в учреждениях образования в частности.

Среди субъективных факторов наиболее значимым является неготовность педагогов вузов к проведению работы по формированию здорового образа жизни студентов. Анализ данных исследований позволил выделить следующие, наиболее типичные препятствия в основных составляющих готовности педагогов к здоровьесберегающей работе в ВУЗе:

- ценностно-мотивационные - многие педагоги не считают работу по формированию ЗОЖ в ВУЗе своей задачей и не имеют мотивации на ее проведение;

- креативные - имеют место антиинновационные барьеры, невозможность перестроить учебно-воспитательный процесс с учетом требований по охране здоровья, воспринять новые подходы к охране здоровья студентов и участвовать в них;

- когнитивные - в большинстве случаев отмечена низкая грамотность по проблемам охраны здоровья студентов;

- мобилизационно - деятельностные - отсутствие умений, навыков и активности в области здравотворческой работы в ВУЗе;

- коммуникативные - сложности в меж- и внутриведомственной интеграции по вопросам формирования ЗОЖ студентов;

- индивидные - подавляющее большинство педагогов ведут нездоровый образ жизни и не могут служить примером здоровьесберегающего поведения.

По мнению преподавателей, современное обучение в вузе не оказывает заметного влияния на мировоззрение, перестройку сознания студентов, формирование убеждений, установок, ценностных ориентаций на здоровьесберегающие технологии, активную позицию по отношению к ЗОЖ.

Не обеспечивается положительно направленного изменения мотивационно-ценностного отношения к деятельности в этой сфере и ее результатам. Среди причин, препятствующих более широкому внедрению программ по здоровьесберегающим технологиям в ВУЗе педагоги перечислили следующие: 82,2% низкая материально-техническую база, 77,2% - недоступность специальной литературы, 61,4% - отсутствие в ВУЗе концепции по гигиеническому обучению и здоровьесберегающим технологиям, 54,5% - недостаточная профессиональная подготовка педагогов, 48,5% - недостаточное методическое обеспечение, 40,6% - отсутствие требований государственного стандарта, 32,7% - пассивность преподавателей, 5,0% - прочие причины.

Одна треть (35,6%) респондентов внесли свои предложения по повышению квалификации в этой области: проводить более глубокие исследования по здоровьесберегающим технологиям, курсовую подготовку преподавателей, курсы повышения квалификации, стажировку на базах, тематические циклы, научно-методические семинары, открытые занятия, участвовать в научных конференциях, обеспечение научно-методической литературой.

С учетом вышесказанного нами разработана авторская программа для подготовки преподавателей вузов по адаптивной физической культуре, где реализуется акмеологическое воздействие, то есть интегрированное и целенаправленное влияние, имеющее гуманистическое содержание и направленное на развитие личности слушателей.

В настоящее время нами разрабатываются учебно-методические комплексы для уровневого (бакалавр-магистр-аспирант) физкультурного образования, где принцип гуманизации также является одним из основных в профессиональной подготовке кадров для физической культуры и спорта.


Библиографическая ссылка

Т.В. Карасёва, Е.В. Руженская ГУМАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 10. – С. 121-123;
URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=26049 (дата обращения: 22.08.2018).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252