Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,909

СИСТЕМА КАЧЕСТВА КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА

Н.И. Овчинникова
Среди современных подходов к управлению всеми видами деятельности в высшем образовательном учреждении (далее - вуз) важная роль отводится системе качества (СК), основанной на принципах менеджмента качества (ориентация на потребителя; лидерство руководителя; вовлечение всего персонала; процессный подход; системный подход к менеджменту; взаимовыгодные отношения с поставщиками; принятие решений на основе фактов; непрерывное улучшение) Всеобщего управления качеством (TQM) и на требованиях международных стандартов качества ISO 9000:2000 и ENQA (Европейская ассоциация гарантии качества в сфере высшего образования), [2]. Наличие СК является одним из главных факторов доверия со стороны потребителей и заказчиков, необходимым условием участия в конкурсах и тендерах, сотрудничества с отечественными и западными партнерами.

Система качества представляет собой совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, процессов и ресурсов, обеспечивающих осуществление общего руководства качеством подготовки специалистов и ориентированная на достижение запланированных результатов деятельности вуза, [4]. Основной целью СК является не только обеспечение обратной связи «ВУЗ - потребитель», но и повышение статуса высшего образовательного учреждения, укрепление его позиций на рынке образовательных и научных услуг.

Известно, что любая работа по оценке деятельности вуза начинается с проверки документации. Документация системы качества (политика и цели в области качества, руководство по качеству, документы по планированию, информационные карты процессов и документированные процедуры, записи по качеству, правовые, нормативные, технические, организационно-правовые и методические документы) позволяет оценить: организационную и функциональную структуру вуза; реализацию планов его стратегического развития на краткосрочную и среднесрочную перспективы; уровень академической квалификации преподавателей и научных сотрудников; качество образовательных программ, удовлетворяющих, общественному спросу; содержание учебного, научного, производственного и других процессов; материально-техническую базу вуза, охватывающую «всю совокупность условий» его функционирования (здания, оборудование, библиотека и др.).

Основное место в действующей вузовской системе качества занимает процессный подход, принципиальное отличие которого от функционального заключается в том, что основное внимание концентрируется не на самостоятельных функциях, выполняемых различными подразделениями и должностными лицами, а на межфункциональных процессах, объединяющих отдельные функции в общие потоки и нацеленные на конечные результаты деятельности организации, [1]. Процессный подход обеспечивает непрерывность управления на стыках между отдельными процессами, подразделениями и должностными лицами при их взаимодействии; четкое разграничение сферы ответственности между сотрудниками; большую ориентацию работы образовательной организации на запросы и интересы потребителей; оптимизацию административно-организационной и функциональной структуры вуза для достижения коренных улучшений в основных актуальных показателях его деятельности.

Используемые процедуры и механизмы системы качества (самооценка, аудит, рейтинг, социологические опросы и др., [3]) выявляют сильные и слабые стороны деятельности высшего учебного заведения и определяют области их улучшения; диагностируют существующие и потенциальные возможности, барьеры и угрозы развития; обусловливают возможность распространения передового опыта подразделений и сравнения с лучшими результатами, достигнутыми как в данной организации, так и в других; стимулируют рост квалификации и профессионализма преподавателей и сотрудников, развития их творческой инициативы; повышают эффективность всех видов работ подразделений вуза.

Таким образом, система качества, созданная с целью достижения требуемых результатов и обеспечения востребованности выпускников на рынке труда, способных успешно адаптироваться в условиях внешней среды, обеспечивает мониторинг всех процессов в вузе и служит для оценивания и признания качества вузовской деятельности с позиций менеджмента качества при государственной аккредитации и независимой общественной экспертизе.

Список литературы

  1. Азарьева В.В., Круглов В.И., Пузанков Д.В. и др. Методические рекомендации по внедрению типовой модели системы качества образовательного учреждения. - СПб.:ЛЭТИ, 2007. - 408 с.
  2. Звонников В. И., Нефедов В. А. Концепция системы менеджмента качества образования в университете // Журнал: Менеджмент сегодня, №4, 2005 г.
  3. Соловьев В.П., Тишина Е.Ю., Н.И. Максимов и др. Основные подходы к формированию модели системы качества в вузе. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. - 18 с.
  4. Степанов С.А. Модель и критерии эффективности внутривузовской системы менеджмента качества // Журнал: Качество инновации образование №1, 2004 г. - с.30-37.

Библиографическая ссылка

Н.И. Овчинникова СИСТЕМА КАЧЕСТВА КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 7. – С. 308-310;
URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=25145 (дата обращения: 22.10.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074