Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,909

СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЭТНИЧНОСТИ

Соблиров Х.Х.
Приступая к рассмотрению парадигм этноса (этничности), хотелось бы обратиться к эпистемологическим концепциям, которые существуют в современной науке. Наука есть поле битвы исследовательских программ и отдельную исследовательскую программу не следует свертывать лишь потому, что она не сумела одолеть более сильную концепцию в данный отрезок времени. Познание, исследование, по сути дела, выполняет роль приспособления к меняющейся среде, т.е. оно практично. В этой связи представляется убедительными высказывания А.В. Козенко и Л.Ф. Моногаровой о релятивном характере получаемых знаний всеми научными дисциплинами, в т.ч. и естественными. Исходя из этого следует признать, что и этнология имеет объективистскую основу. [1]

Рассматривая соотношение обьективного и субьективного необходимо отметить, что они взаимосвязаны и взаимодополняемы. И, в самом деле, хотя Бытие обьективно и непреложно, но оно не дано нам помимо наших собственных усилий. Необходимо любому исследователю осознавать диалектическое единство Бытия и Мышления. Исходя из сказанного, необходимо обозначить: «...недопустимость отрыва «бытийственных» (обьективных) и «духовных» (субьективных) сторон жизни «этносов» и «наций». [2]

В современной этнологии существуют три основных подхода к этничности: примордиализм, ситуационизм (инструментализм) и конструктивизм.

Термин "примордиальные связи" (от primordial - изначальный) введен социологом Шилсом. А К. Гирц, кто первым применил это понятие в этнической области, отмечает, что "в каждом обществе почти во все времени некоторые привязанности проистекают больше из чувства естественной ... духовной, близости, чем из социального взаимодействия". [3]

Другой сторонник примордиализма Дж. Де-Вос отмечает, что «этническая группа - это совокупность людей, осознающих себя носителями целого ряда общих традиций ... Этнические группы обычно эндогамны, хотя имеют различные модели включения в себя посторонних, не разрушающих чувство непрерывности поколений». [4]

Примордиализм особое значение при определении этноса уделяет культуре. К тому же этничность обладает такими объективными свойствами, как язык, традиции, религия и т.п. - подчеркивается этим направлением.

Следующим подходом к определению параметров этничности является ситуационизм или инструментализм (мобилизационизм). Этничность, как бы пребывая в дремотном состоянии, вызывается к жизни определенными условиями. Вызванная потенция и энергия этничности направляется на социальную динамику. Исследователи этого подхода уверены, что ситуационизм (инструментализм) является средством мобилизации за ресурсы в этнических конфликтах. Инструментализм позволил сделать много важных выводов в социальной среде, в политической жизни, а также в области языковых и межэтнических контактов.

Ф. Барт отмечает, что основным индикатором этничности является этническая граница. А членство в этнической группе, очерченной социальными границами, определяется самоприписыванием или приписыванием личности иными людьми (asription and self-аsription).

Инструментализм утверждает, что отдельные личности (политическая элита) специально мобилизируют этнические ресурсы для достижения собственных интересов. Особое значение ситуационизм уделяет определению этнических потребностей. Ситуационизм пытается отыскать и объяснить взаимосвязь этнических границ с политическими и экономическими изменениями, и на какой фазе этих изменений происходит вспышка этнической энергии.

В.А. Тишков приходит к выводу, что «множественная и ситуативная (релятивистская) природа этнической идентичности гораздо сложнее, чем это предполагает структуралистическая формула оппозиций через отрицание. Гораздо чаще позитивное и негативное неразделимы и сосуществуют для совершения акта идентификации». [5] Следуя третьему подходу, ключевую роль в конструировании этничности играет политика этнического предпринимательства, т.е. направление элитой массы народа на нужное для этой верхушки русло. Только благодаря «сливкам» общества, по мнению некоторых конструктивистов, создаются этнические группы. В первую очередь к таким исследователям относится Б. Андерсон. Именно с выхода его книги "Imagined Communities" появляется и новое направление в этнологии - конструктивизм. [6]

Многое из того, что описывают конструктивисты, очевидно важны для существования этнических сообществ, однако они сильно преувеличивают значимость осознанной "вычисляемой" деятельности элиты в процессе становления этнической общности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Козенко А.В., Моногарова Л.Ф. Эпистемология этнологии // ЭО, 1994, № 4. С. 7.
  2. Кагиян С.Г. «Нация» и «этнос» как объекты социально- философского исследования // Философские науки. 2003, №8. С.46-47.
  3. Geertz C. Цит. по: Этнографическое обозрение, 1998, №4. С. 5.
  4. Де-Вос Дж. Этнический плюрализм: конфликт и адаптация // Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология / Под общей ред. А.А. Белика. М.: Смысл, 2001.С.233.
  5. Тишков В.А. О феномене этничности // Этнографическое обозрение, 1997, № 3. С. 10.
  6. Anderson B. Imagined Communities: Reflection Origin and Spread of Nationalism. London, 1983.

Библиографическая ссылка

Соблиров Х.Х. СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЭТНИЧНОСТИ // Современные наукоемкие технологии. – 2007. – № 6. – С. 58-59;
URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=25004 (дата обращения: 19.11.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074