Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,021

МЕТОДИКА КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАХОВЩИКОВ В СИСТЕМЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РЕГИОНЕ

Мухамадиева Э.Ф.
Статья посвящена проблеме снижения уровня социальных рисков в регионах посредством проведения комплексной оценки деятельности страховщиков в системе обязательного социального страхования. Рассматриваемая методика основана на расчете сводного интегрального индекса страховой защиты в системе обязательного социального страхования, базирующегося на мониторинговой оценке регионов по уровню социально-экономического, трудового потенциала, а также потенциала системы социального, пенсионного страхования и здравоохранения.
Построение социально-ориентиро-ванной модели рыночной экономики с принятым курсом децентрализации управленческих функций, сопровождающимся повышением взаимной субсидиарной ответственности государства, общества и хозяйствующих субъектов, предопределяет необходимость разработки и внедрения в страховую практику мониторинговой оценки страховщиков, действующих в системе обязательного социального страхования. Реализация поставленной задачи на региональном уровне предполагает формирование целевой комплексной программы мониторинга как специально организованной и постоянно действующей системы наблюдения, сбора, оценки и распространения информации, диагностики экономической и социальной обстановки, складывающейся на территории региона и муниципальных образований, анализа тенденций развития и остроты региональных проблем в области страховой защиты от социальных рисков, подготовки рекомендаций по принятию обоснованных управленческих решений с учетом региональных интересов.

Соответственно мониторинговая оценка страховщиков, действующих в системе обязательного социального страхования, должна включать качественные и количественные показатели макро-, мезо- и микроуровней. Вместе с тем, необходимо отметить, что в качестве основополагающего индикатора обозначенной выше мониторинговой оценки нами принят уровень страхового потенциала, предполагающий создание оптимально благоприятных условий для снижения социального риска. Выбор в качестве интегрального индикатора мониторинговой оценки именно этого показателя обусловлен его содержательной стороной, заключающийся в том, что он предполагает наличие материальных и духовных, природных и человеческих ресурсов, как уже вовлеченных в процессы общественного производства и социального развития, так и тех, которые могут быть использованы для приращения экономической мощи, установления и укрепления социально-политической стабильности, повышения уровня и качества жизни населения отдельно взятой территориальной единицы посредством использования страховых механизмов защиты от социальных рисков. Исходя из этого представленная ниже методика интегральной обобщающей оценки деятельности страховщиков в системе обязательного социального страхования основана на расчете 5 групп показателей, в определенной степени отражающих влияние на них объективных и субъективных факторов. Объективные факторы, в первую очередь, заданы региональными отличиями, проявляющимися в их экономико-географическом положении, своеобразии природных условий, обеспеченности ресурсами, структуре хозяйства, менталитете населения, а также типе и уровне хозяйственной и социальной освоенности. Субъективные факторы - целенаправленной деятельностью различных структур, в основном государственных и муниципальных органов власти и управления, оказывающих влияние на развитие региональной системы обязательного социального страхования.

В результате в качестве критериев оценки влияния обозначенных выше факторов приняты показатели степени благоприятствования региональной политики для обеспечения перспективного развития системы обязательного социального страхования и показатели, оценивающие достигнутый уровень страховой защиты населения от социальных рисков:


 

1. Индекс социально-экономического потенциала ( ):

,

где  - индекс валового регионального продукта на душу населения:

;

 - индекс соотношения среднедушевых доходов и прожиточного минимума:

;

 - индекс среднедушевых доходов населения:

.

2. Индекс трудового потенциала ( ):

,

где  - индекс экономически активного населения в человеческом потенциале:

;

 - индекс экономически активного занятого населения в структуре экономически активного населения:

;

 - индекс стоимости рабочей силы в структуре валового регионального продукта:

.

3. Индекс потенциала системы социального страхования ( ):

,

где  - индекс застрахованных граждан в человеческом потенциале:

;

 - индекс расходов на обязательное социальное страхование в расчете на одного застрахованного:

;

 - индекс санаторно-курортного лечения:

.

4. Индекс потенциала системы здравоохранения ( ):

,

где  - индекс обеспеченности больничными койками:

;

 - индекс обеспеченности врачами:

;

 - индекс заболеваемости занятого населения:

.

5. Индекс потенциала пенсионного обеспечения ( ):

,

где  - индекс замещения:

;

 - индекс пенсионной нагрузки:

;

 - индекс соотношения среднего размера назначенных месячных пенсий и прожиточного минимума пенсионера:

.

На основе приведенных выше показателей определяется обобщающий интегральный индекс комплексной оценки деятельности страховщиков в системе обязательного социального страхования в регионе:

Для более наглядной характеристики полученных результатов мониторинговой оценки целесообразно провести структурную группировку по уровню имеющегося потенциала с выделением следующих групп:

  1. Регионы с низким потенциалом (от 0 до 0,3);
  2. Регионы со средним потенциалом (от 0,3 до 0,7);
  3. Регионы с высоким потенциалом (от 0,7 до 1).

Приведенные показатели могут применяться для сравнения эффективности страховой защиты от социальных рисков и качества управления внебюджетными фондами различных административно-территориальных образований во временном промежутке (квартал, год, ряд лет).

Подводя итоги следует отметить, что предлагаемая методика позволит:

  1. Дать оценку финансового состояния и качества управления средствами внебюджетных фондов на уровне административно-территориальных образований в динамике как по годам, так и в сравнении с другими субъектами Российской Федерации.
  2. Выявить регионы с низкой эффективностью страховой защитой от социальных рисков и низким качеством управления финансовыми средствами, поступающими во внебюджетные фонды.

Следовательно, практическое использование данной методики будет способствовать повышению эффективности управления социальными рисками с одной стороны, и финансовыми ресурсами, с другой.


Библиографическая ссылка

Мухамадиева Э.Ф. МЕТОДИКА КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАХОВЩИКОВ В СИСТЕМЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РЕГИОНЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № 11. – С. 32-36;
URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=24311 (дата обращения: 06.12.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074