Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,858

АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЯ ТУРИСТОВ К УСЛОВИЯМ ПРЕБЫВАНИЯ В КАЗАНИ

Рычков С.Ю. Райманов А.О.
Развитие въёздного туризма становится всё более актуальным направлением развития экономики российских городов. Его полноценное развитие невозможно без повышения комфортности пребывания туристов в туристической дестинации (городе, иной местности). Изучение обширного теоретического материала (труды Зорина И.В., Чудниковского А.Д., Квартального В.А, Александровой А.Ю., Балабанова И.Т., Котлера Ф., Дурович А.П., Восколович Н.А. Исмаева Д.К.) позволило авторам определить комфортность пребывания в дестинации, как совокупность следующих свойств дестинации: уровень развития туристской индустрии, уровень безопасности на территории дестинации, отношение местного населения.

Туристская инфраструктура включает в себя следующие элементы:

  1. Средства размещения;
  2. Средства транспорта;
  3. Предприятия общественного питания, обслуживающие туристов;
  4. Туристские организации и экскурсионные бюро;
  5. Культурно-зрелищные учреждения;
  6. Информационно-справочная служба.

Уровень безопасности на территории дестинации является важным свойством, определяющим комфортность пребывания, т.к. именно низкий уровень безопасности указывается в качестве одного из основных факторов, снижающих привлекательность России для иностранных туристов.[1]

Позитивное отношение местного населения к туристам, гостеприимство также в значительной степени определяют комфортность пребывания в дестинации.[2]

В сентябре-октябре 2007 года авторами было проведено исследование отношения туристов, посетивших г. Казань, к условиям их пребывания в нашем городе. Методом сбора информации стал, опрос, инструментом - анкета. Респондентам предлагалось оценить по шкале от 0 до 5 (где 0 - абсолютно неудовлетворён, 5 - абсолютно удовлетворён) их удовлетворённость следующими параметрами комфортности пребывания в Казани: размещение; транспорт; питание; безопасность; отношение местного населения; экскурсионное обслуживание; объекты культуры, досуга.

В выборочную совокупность вошли не только туристы - отдыхающие, но также и лица, прибывшие со служебными и деловыми целями (т.н. деловые туристы). Анкеты распространялись на русском, английском, немецком, французском языках с целью включить в совокупность респондентов не только россиян, но и иностранных граждан. Итоговое количество заполненных анкет: 90 для туристов (в т.ч. 70 - россияне, 20 - иностранцы), 140 для деловых туристов (в т.ч. 100 - россияне, 40 - иностранцы).

Для подсчёта и анализа ответов использовался следующий метод: оценки (от 0 до 5) умножались на число выставивших их респондентов и суммировались, затем полученное число делилось на общее число респондентов, итоговое значение - индекс I удовлетворённости посетителей данным параметром (при этом максимально и минимально возможные значение I: 5 и 0 соответственно).

И туристы, и деловые туристы оценивают качество размещения достаточно высоко (Iразм = 3.9 и Iразм = 4.3 соответственно), причём и иностранные респонденты и россияне оценивают этот параметр примерно одинаково.

Индекс удовлетворённости туристов качеством транспортного обслуживания Iтр = 3.7, а для деловых туристов Iтакс = 3.1, что позволяет сделать вывод о невысоком уровне транспортного обслуживания деловых туристов. При этом как среди туристов, так и среди деловых туристов оценки иностранных респондентов заметно ниже оценок россиян.

Индексы, характеризующие оценку туристами и деловыми туристами сегмента питания, можно признать достаточно высокими - Iпит = 3.9 и Iпит = 4 соответственно. При этом опять оценки иностранных респондентов ниже оценок россиян.

Параметр безопасности является наиболее проблемным в категории туристов: Iбез = 3.3 и одним из наиболее проблемных в категории деловых туристов: Iбез = 3.6.

Индекс отношения местного населения достаточно высок как среди туристов Iотн = 4.1, так и среди деловых туристов Iотн = 4.

Индекс удовлетворённости туристов экскурсионным обслуживанием Iэкс = 4.5. Деловые туристы оценивали другой параметр - предоставление необходимой информации о городе. Индекс удовлетворённости этим параметром - один из самых низких среди индексов деловых туристов: Iинф = 3.5, а отдельный для иностранных респондентов Iинф вообще равен 2.8.

Индексы удовлетворённости объектами культуры и досуга - одни из самых высоких: Iкульт = 4.4 для туристов и Iкульт = 4.2 для деловых туристов.

Итак, уровень большинства оценок достаточно высокий. Выявлены следующие проблемные параметры: транспорт, безопасность, информирование гостей города.


[1] Исмаев Д.К. Организация въездного туризма в Российскую Федерацию: Учебно-практическое пособие. М.: МАТГР, 2005, стр. 12

[2] Менеджмент туризма: Основы менеджмента: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2003, стр.134


Библиографическая ссылка

Рычков С.Ю., Райманов А.О. АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЯ ТУРИСТОВ К УСЛОВИЯМ ПРЕБЫВАНИЯ В КАЗАНИ // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № 5. – С. 74-75;
URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=23875 (дата обращения: 23.06.2018).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252