Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,916

О ТИПОЛОГИИ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ

Ефимов В.И. Таланов В.М
В печатных и устных выступлениях часто встречаются рассуждения об общечеловеческих ценностях, под которыми понимается (по принципу: "кто во что горазд") и демократия (обычно, современная западная), и рыночная экономика, и христианские заповеди, и разные утопические идеалы и т. д. Спрашивается, почему их объявляют общечеловеческими ценностями, если они содержат в себе и отрицательные стороны или если они вообще не всегда и не для всех были и являются таковыми? Разноголосица получается, прежде всего, из-за недостаточной определённости смысла терминов «общечеловеческое», «ценность», а отсюда и содержания понятия «общечеловеческая ценность».

Согласно логике как науке, прежде чем о чем-то рассуждать, спорить, что-то доказывать, опровергать, критиковать и т.п., нужно выяснить смысл терминов, словосочетаний, выражений, содержание понятий, которые будут использоваться в этих мыслительных процессах. Давайте попытаемся выяснить и условимся, что называть «ценностью» и что означает «общечеловеческое», и что значит «общечеловеческая ценность». Далее выявим, каковы основные типы общечеловеческих ценностей. «Ценность - термин, используемый в философской и социологической литературе для указания на человеческое, социальное и культурное значение определённых явлений действительности". (Философский энциклопедический словарь. М., 1983, с. 765). Значит, ценность - это то реальное, что непременно должно быть и имеет существенную непреходящую важность для людей.

По поводу смысла термина «общечеловеческое» нужно иметь в виду, как минимум, три взаимосвязанных аспекта:

  1. общечеловеческое (в смысле: общелюдское) как то, что касается каждой нормальной личности (от первобытного человека до современного, от ребенка до пожилого);
  2. общечеловеческое как то, что представляет собой особую надобность и важность для человечества в целом (т.е. как не суммативному, а целостному, системному образованию);
  3. общечеловеческое как то, что должно выражать и реализовать каждое государство своей многогранной политикой.

С учетом этих аспектов определим понятие "общечеловеческие ценности" следующим образом. Общечеловеческие ценности - это то реальное (не воображаемое, не утопическое), что непременно является желанным и имеет непреходящую существенную значимость для каждой нормальной личности любого возраста и любого типа общества, а отсюда, и для человечества как единства всех людей на любом этапе его существования и развития и тем самым и для всякого государства, поскольку оно своей политикой должно служить и служит обществу своей страны, ее гражданам.

В соответствии с этими тремя аспектами следует выделить три типа систем общечеловеческих ценностей: для каждого человека как личности, для человечества в целом, для любого государства. Исходной является система общелюдских ценностей.

Среди общелюдских ценностей важнейшая, центральная, исходная - жизнь, выступающая в качестве основы ценностей первого типа (рис. 1).

Но любая нормальная личность желает не просто жить, а жить без болезней, физических и психических страданий, увечий, травм, болезней, неприятного самочувствия и т.п., т.е. желает быть здоровым. Отсюда одной из главных общелюдских ценностей, непосредственно связанных с жизнью, является здоровье как высшая медицинская ценность.

Чтобы быть живым и здоровым, нужно иметь благо (блага), т. е. благоприятные условия для жизни и здоровья, а значит, благополучие, благоденствие, благосостояние. Кстати, слова "благо" и "добро" могут выступать как синонимы. Наличие материального и духовного обеспечения жизни и здоровья лежит в основе любого вида деятельности каждого человека в любом обществе. Слова «благо» и «добро» могут выступать как синонимы. Поэтому высшая утилитарная общелюдская ценность - благо.

Всякий человек - деятельное (деятельностное) биосоциальное существо. Деятельность людей включает в себя кроме рутинности, утомительности, нудности и т. п. и такой исключительно важный сугубо человеческий компонент, как творчество. И первобытный, и современный человек (взрослый и ребенок) всегда испытывали особые, радостные эмоции, чувства, когда удавалось открыть, придумать, изобрести, создать что-то новое по сравнению с творениями природы, усовершенствовать это новое. Именно творчество в наибольшей степени позволяет человеку осознать свое "Я", свою значимость, проникнуться самоуважением, реализовать самоактуализацию, получить признание со стороны других людей, общества. Значит, высшая деятельностная общелюдская ценность - творчество.

Творчество особенно ярко проявляется в познавательной (ведь все новшества в материальной сфере жизни людей, общества рождаются в познании) и художественной деятельности, высшими достижениями которых являются истина и прекрасное, в которых люди всегда нуждались и которым придавали особо важное значение. Отсюда, высшая духовная общелюдская ценность - истина, а высшая эстетическая - прекрасное.

В единстве с рассмотренными ценностями всегда происходит осознание каждым человеком того, насколько соответствуют межчеловеческие отношения, морально-правовые установления, порядок в обществе и т.п. его представлениям и понятиям о необходимом (нужном, должном, правильном), о своих правах, интересах, достоинстве. Поэтому высшей морально-правовой общелюдской ценностью является справедливость.

Рис. 1. Ценности каждой личности


Каждый человек желает счастья (по меньшей мере, для себя), стремится его достичь. В общем-то его характеризуют как состояние наибольшей внутренней удовлетворённости человека в чём-то очень существенном для него, хотя по сравнению с другими ценностями человеческие представления, понимания счастья являются наиболее неопределенными и субъективными. И, тем не менее, своего рода вершиной психологического комплекса общелюдских ценностей является счастье.

Особо важные, необходимые, благоприятные факторы и условия для человечества составляют второй тип системы общечеловеческих ценностей (рис. 2). Из них исходной фундаментальной ценностью является существование (развитие) человечества (иначе, о каких факторах, условиях может идти речь?). Значимость остальных ценностей всегда была существенной для человечества, но особенно явным и безусловным это стало в последнее столетие. К ним относятся надстраивающиеся над исходной ценностью следующие: 1) чистый, здоровый воздух (атмосфера); 2) чистая пресная вода; 3) плодородная почва; 4) сбалансированная флора; 5) сбалансированная фауна; 6) источники энергии; 7) полезные ископаемые. Без любого из них человечество либо не сможет существовать, либо не сможет сколько-нибудь нормально развиваться. Недаром именно на них акцентируют свое внимание и внимание общественности и государств ученые, политики, правоведы, философы, журналисты, движение "зеленых", члены "Римского клуба" и др. Все эти ценности в последние полвека относятся к глобальным экологическим проблемам современности и свидетельствуют об исключительной важности естественных наук, естественно-научного и экологического образования и воспитания в условиях НТР и остроты международных политических отношений.

Рис. 2. Ценности человечества


С наступлением цивилизации человечество с входящими в него людьми разделено на общества стран, каждое из которых управляется государством как главным элементом его политической системы. Всякое государство (как порождение людей и общества) призвано выражать важнейшие потребности, нужды, интересы общества, граждан своей страны. Основой и условием для остальных ценностей для любого государства является его суверенитет (а значит безопасность страны).

Остальные наиболее важные ценности, существующие на этой основе: 1) экономика, 2) медицинское обслуживание граждан, 3) бытовые условия жизни граждан, 4) духовная культура общества, 5) образование и воспитание, 6) развитие науки, 7) порядок внутри страны. Они образуют третью группу ценностей, связаны между собой и с общечеловеческими ценностями первого и второго типов (рис. 3).

Рис. 3. Ценности государства

Все другие ценности, о которых речь идёт в СМИ, в дискуссиях и т.п., не более чем разновидности или компоненты, или частные случаи названных нами и не носят универсального характера (если вообще не являются надуманными).


Библиографическая ссылка

Ефимов В.И., Таланов В.М О ТИПОЛОГИИ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № 4. – С. 122-125;
URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=23785 (дата обращения: 27.05.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074