Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

МУЗЫКАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Величко Ю.В.
Новая парадигма художественного образования в современном мире в качестве основных ориентиров предлагает систему полихудожественного развития ребенка (Б.П. Юсов), основывающуюся на объединении двух или более видов художественной деятельности в одно целое. В основе данного вида деятельности лежит интегративное взаимодействие различных видов искусств, где прослеживаются внутренние связи слова, звука, цвета, движения и др.

Искусство как полихудожественное явление позволяет растущему человеку реально проживать гармонию мира как взаимодействие его различных сторон, то есть целостно воспринимать жизненное пространство. Неоднозначность, диалектичность природы искусства и в тоже время его общая способность к «сплавлению» противоречивых частных образов в единую художественную структуру направляет механизм его освоения личностью в русло единства интеграции различных видов художественно-творческой деятельности. В этом смысле полихудожественная деятельность позволяет обучающемуся ощущать себя субъектом «культуротворчества» (А.Ф. Лосев) и раскрывает как способность личности видеть множество смыслов в одной заданной ситуации, так и способность открыть для себя единственный, уникальный смысл в противоречивой, невозможной для свободного самоосуществления ситуации.

Полихудожественная деятельность в педагогическом процессе опосредует различные типы коммуникации между художественным произведением - обучающимся - преподавателем. Она позволяет всем субъектам взаимодействия осознать свою систему мировосприятия и в то же время быть способными увидеть и почувствовать смысловые системы других людей, других культур. Данный вид коммуникации, который мыслится как поликультурное восприятие окружающего мира в системе взаимообусловленных видов творческой деятельности, создает предпосылки для противостояния личности социальному, психологическому, моральному кризису общества.

Характер взаимодействия между видами искусства в процессе полихудожественной деятельности может быть различным. Рассмотрим это на примере взаимосвязи музыки и аудиовизуальных искусств.

Качественно новая действительность эпохи информационных технологий в корне изменила систему функционирования музыкального искусства и культуры в современном мире. Взаимодействие растущей личности с музыкой в настоящее время происходит через полифункциональные типы и виды коммуникации, нарушая традиционные схемы художественного восприятия. В современном социуме актуализируются аудиовизуальные каналы коммуникации (кино, телевидение, видео, мультимедиа) с музыкальным искусством, и в музыкальном образовании возникает необходимость воспитания информационной культуры личности, способной воспринимать аудиовизуальную информацию как многоканальную художественно-образную систему.

Основополагающим источником всех связей между музыкой и аудиовизуальными искусствами (также другими видами искусств) является в первую очередь общность тем - того, о чем должно повествовать искусство, - художественных идей и образов (В.В. Медушевский). Немаловажное значение имеет соответствие выразительных художественных средств. В этом отношении аудиовизуальные искусства по своей природе наиболее близки музыкальному образу, восприятию эмоционально-образного контекста музыкального искусства в целом. Процесс восприятия музыки и развитие художественной мысли в музыкальном произведении трудноуловим, поскольку музыка воздействует на слушателя нематериальными формами, звучащей мелодией, в первую очередь вызывая определенные ощущения, ассоциации; и уже затем, после возникновения в сознании эмоционально-образного обобщения, человек сможет прийти к сознательному осмыслению глубины и красоты услышанного. Звукопластический образ, динамично развернутый в особых условиях экранного пространства и времени, где каждый из последующих кадров в сопоставлении порождает новое значение и его восприятие, также как и музыкальное искусство, основывается на ассоциативности мышления, интуиции и воображения.

Поэтому на первый план в освоении синтетических взаимосвязей музыки и аудиовизуальных искусств выступает художественно-образный тип музыкально-ориентированной полихудожественной деятельности, то есть ее собственно художественное начало. К данному типу деятельности относится аудиовизуальное музыкальное восприятие.

На основании идей концепции художественного образования личности Ю.Н. Усова процесс развития аудиовизуального музыкального восприятия можно представить в виде алгоритма системы перцептивных действий анализа-синтеза смысловых частей аудиовизуального музыкального произведения, который включает:

первое - выявление смыслового содержания единиц изобразительного и музыкального ряда аудиовизуального музыкального произведения: а) выделение в изобразительном ряде аудиовизуального произведения единиц «экранного повествования» - кадров, элементов внутрикадровой композиции, познание их смыслового содержания, основного настроения, чувства; б) выделение в музыкальном ряде аудиовизуального произведения ведущих интонаций - «зерен музыкального смысла» (Д.Б. Кабалевский), музыкальных тем, определение их основного настроения, чувства; в) определение средств выразительности музыкального и изобразительного ряда и их значения в передаче настроений, чувств, ассоциаций автора (композитора и режиссера) аудиовизуального музыкального произведения;

второе - синтез смыслового содержания единиц изобразительного и музыкального ряда в общей художественной структуре аудиовизуального музыкального произведения (рассмотрение особенностей развития зрительных и музыкальных образов: наблюдение за изменениями чувств, мыслей автора аудиовизуального музыкального произведения, их соотнесение и обобщение);

третье - выявление главной идеи художественного произведения, авторской позиции и нахождение в произведении собственного личностного смысла.

В системе аудиовизуального музыкального восприятия четко прослеживаются такие виды художественной деятельности, как переживание, интерпретация, анализ и оценка. Их согласование в общей структуре художественного анализа осуществляется на основе интеграции интонационного начала (музыкальных и визуальных интонаций). Такое интонационное взаимодействие позволяет выработать навык, который активно обогащает процесс интуитивного постижения художественного эмоционального образа, формирует способность к чувственному познанию, возможности открытия художественной концепции мира и своего эмоционально-ценностного отношения к ней в социокультурном обобщении.

Синтетическая природа экранных искусств, сущность и особенности которых познаются только на основе сопоставления аудиовизуального образа и художественных образов в других видах искусства (музыке, литературе, фотографии, театре, изобразительном искусстве и других), позволяет использовать разновидности музыкально-ориентированной полихудожественной деятельности, содержащей импровизационное начало: моделирование различных видов телевизионной интерпретации музыки; создание композиций синтетического образа музыки и телевидения по принципу иллюстрации, несоответствия, контраста; создание коллажа по музыкальной мелодии и других.

Таким образом, полихудожественная деятельность, основанная на взаимосвязи музыки и экранных искусств, обладает высокими потенциальными возможностями эмоционально-образного, нравственно-интеллектуального развития личности.


Библиографическая ссылка

Величко Ю.В. МУЗЫКАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № 4. – С. 47-48;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=23734 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674