Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,916

АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И СРОКОВ ПРОЖИВАНИЯ НА СЕВЕРЕ

Молчанова Т. Н. Ермоленко А.С. Рагозина О.В. Онуфрийчук Ю.О.
neurotrophicity
neuroprotection
neuroplasticity
Monocloneal Mouse Bcl-2 and P53
brain ischemia
emoxipinum
В настоящее время значительная часть населения страдает расстройствами, вызванными стрессом. Причинами стресса могут быть как социальные, так и природные факторы среды. Необходимо учесть, что поступление в вуз, обучение в нем, является мощным фактором, связанным с переключением на новый тип деятельности, интенсификацией и изменением характера психоэмоциональной и интеллектуальной нагрузки, социально-культурного окружения. А так же, поступление в вуз сопряжено со сменой места жительства, что тоже нельзя не принять во внимание. Таким образом, на организм происходит сильное воздействие как со стороны социальных, так и природных факторов среды, что, безусловно, оказывает влияние на адаптивные способности организма.

Целью настоящего исследования являлось изучение адаптации к процессу обучения у студентов на основе комплексного учета морфологических, физиологических и психологических особенностей конституции и уровень их адаптированности в зависимости от сроков проживания в северных районах.

Критериями психосоциального и физического здоровья являлись уровни заболеваемости и успеваемости. В качестве объекта исследования были избраны студенты ХМГМИ и ЮГУ. Всего было исследовано 138 человек, из них 35 юношей и 103 девушки в возрасте от 17 до 23 лет (средний возраст 21год).

В качестве методов исследования использованы тест Люшера, опросник PEN (Айзенк, 1968), проба "Индивидуальная минута", определение хронотипа (Остберг, 1977) и конституциональных типов по Шевкуненко- Геселевичу.

Анализ уровня успеваемости в указанных группах студентов выявил следующую тенденцию: в группе студентов проживающих в условиях Севера от 3-10 лет наблюдается лучшая успеваемость. В дальнейшем же происходит её спад: уменьшается количество отличников и возрастает число студентов занимающихся удовлетворительно.

Для оценки уровня заболеваемости использовались следующие критерии: частота заболеваемости, тяжесть течения и наличие хронических заболеваний, а так же частота их обострений.

В группе студентов, проживающих на Севере не более 3 лет, наблюдается преобладание практически здоровых и с наличием хронических заболеваний. В группе проживающих в условиях Севера от 3 до 10 лет процент часто болеющих ОРВИ больше, а количество студентов с наличием хронических заболеваний незначительно. У лиц, адаптирующихся к экстремальным факторам Севера более 10 лет, вновь возрастает число студентов с хроническими заболеваниями.

Самый низкий уровень стресса отмечен у группы студентов, проживающих не более 3 лет в условиях Севера. В дальнейшем этот показатель увеличивается у исследуемых, проживших в данных условиях от 3-10 лет. В группе студентов, проживающих в условиях Севера более 10 лет, уровень стресса понижается. В первые годы проживания на Севере наблюдается самый высокий уровень физической работоспособности, в дальнейшем происходит её спад и этот параметр остается неизменным вне зависимости от длительности воздействия экстремальных факторов среды.

С увеличением длительности сроков проживания в северных условиях наблюдается повышение уровня тревожности, увеличивается показатель уровня гетерономности, т.е. зависимости эмоциональной сферы от внешних воздействий. На ранних этапах адаптации к экстремальным условиям у исследуемых студентов наблюдается высокий уровень концентричности, с продлением сроков проживания этот уровень снижается и повышается показатель эксцентричности.

Рассматривая зависимость показателей успеваемости и заболеваемости от хронотипа, психотипа и соматотипа, у исследуемых студентов было отмечено, что наименьший средний балл наблюдается у представителей вечернего хронотипа. Аритмики более приспособлены к изменяющимся социальным и биологическим факторам. Сангвиники и флегматики характеризуются устойчивым типом нервной системы, что подтверждается стабильно-положительными показателями в учебе. Исследуемые успевающие на «хорошо» имеют средний уровень тревожности. Наименьший уровень тревожности оказался у студентов успевающих на «удовлетворительно»

Среди исследуемых студентов с мезоморфным типом телосложения более подвержены острым респираторным и хроническим заболеваниям. Холерики, как наиболее инертная группа стремятся к лидерству, не заостряя внимание на состоянии своего здоровья, и поэтому среди них чаще встречается люди, подверженные различным заболеваниям. Люди с нейтральным хронотипом одинаково часто встречаются во всех выделенных по заболеваемости группах. В группе с высоким уровнем тревожности наименьшее количество практически здоровых людей.

Таким образом, в результате нашего исследования установлено, что в группе приезжих студентов, проживающих в северных условиях от 0 до 3 лет, отмечен самый высокий уровень физической работоспособности, низкий процент заболеваемости ОРВИ и уровня стресса, что возможно связано с мобилизацией всех ресурсов организма в новых социальных и климатических условиях среды. В группе студентов, проживающих в данных условиях от 3 до 10 лет, наблюдается самый высокий уровень успеваемости, однако снижен уровень физической работоспособности, отмечен высокий процент лиц, часто болеющих ОРВИ, максимальные показатели уровня стресса, уровня тревожности, эксцентричности и гетерономности. У студентов, проживающих на Севере более 10 лет, выявлены достаточно низкие показатели успеваемости в сравнении с предыдущими группами и высокий процент лиц, страдающих хроническими заболеваниями, отмечен низкий уровень работоспособности, высокий уровень стресса, а так же показателей тревожности, эксцентричности и гетерономности.

В нашем исследовании было обнаружено, что успеваемость студентов снижается пропорционально их физической работоспособности. Наиболее подвержены стрессу студенты с наилучшей успеваемостью. У студентов с вечерним хронотипом отмечена наиболее низкая успеваемость и они более подвержены острым респираторно-вирусным заболеваниям. Вероятно, это связано с социально-бытовыми условиями, которые вынуждают их не учитывать ритмы своего тела, что осложняет адаптацию к учебному процессу. Студенты с брахиморфным типом телосложения наиболее адаптированы к учебному процессу, и менее подвержены острым респираторно-вирусным заболеваниям, в отличие от людей с мезо- и долихоморфными морфологическими типами конституции.

Работа представлена на II научную конференцию с международным участием «Современные медицинские технологии (диагностика, терапия, реабилитация и профилактика)», г. Умаг (Хорватия) 2-9 июля 2005 г. Поступила в редакцию 26.07.05г.


Библиографическая ссылка

Молчанова Т. Н., Ермоленко А.С., Рагозина О.В., Онуфрийчук Ю.О. АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И СРОКОВ ПРОЖИВАНИЯ НА СЕВЕРЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2005. – № 7. – С. 104-105;
URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=23436 (дата обращения: 06.08.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074