Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,916

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ОСНОВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА

Бенин В.Л. Жукова Е.Д.
Проблема планирования и оперативного управления процессом формирования личности, безусловно, проблема первостепенной важности, главная из проблем социализации человека. Д.М. Мехонцева указывает, что система «человек» есть упорядоченно устойчивая целостность как самоуправляемая, так и управляемая совокупным природным интеллектом и интеллектом человеческого общества. Совокупный природный интеллект - это совокупность объективных законов природы, как познанных человеком, так и не познанных. Совокупный интеллект общества - национальная и мировая культура (4).

Согласно концепции И.Я. Лернера (3), структура содержания образования представляет собой аналог социального опыта и помимо знаний и навыков включает в себя опыт творческой деятельности и опыт эмоциональной жизни, причем дидактика категориально вычленяет специфический элемент содержания образования - «социальный опыт». Человек, подготовленный обществом к реализации функциональной цели, становится его дочерней системой - личностью, для формирования которой в человека необходимо «заложить» перспективные программы развития всех параметров главной цели личности и одновременно перспективные программы развития природы и общества. Иначе говоря, образование является главным социогенетическим механизмом. «Усиление социогенетической функции образования как главного механизма воспроизводства общественного интеллекта сопровождается становлением новой образовательно-педагогической формации образовательного общества» (2).

В концепции ключевых квалификаций в профессиональном образовании немецкие ученые (А. Шелтен, Б. Вайденманн и др.) выделяют три уровня квалификаций: узкого, среднего и широкого радиуса действий. Они характерны для любой профессии и включают материальные знания и умения, формальные способности (когнитивная сфера), персональные способности и социальные способности, под которыми понимаются способности, ориентированные на групповое поведение, готовность к сотрудничеству, коммуникативные способности, толерантность, искренность, корректность и т.д. Ключевые компетенции имеют функциональный характер. Это, по определению Э.Ф. Зеера, те знания, умения и способности, которые необходимы для адаптации и продуктивной деятельности в различных профессиональных сообществах (1).

В осмыслении модели специалиста в последнее время появились интересные идеи. Можно отметить подходы И.А. Селезневой, А.К. Марковой, Л.М. Митиной. Н.А. Селезнева, связывающих качество профессионального образования с качеством его цели, предлагающих более широкую структуру требований-признаков к человеку с высшем образованием, включающую требования к личности как гражданину, профессионалу и интеллектуалу. Главное содержание этих требований должно быть связано с готовностью человека к решению стоящих перед обществом задач - проблем, от успешного решения которых зависит, во-первых, выживаемость общества, во-вторых, надежность его функционирования под заданные прогрессивные цели и, в-третьих, необходимая динамика восходящего (прогрессивного) развития. Все три типа задач-проблем (выживания, функционирования и развития) формулируются для всех уровней общественной и индивидуальной жизнедеятельности (планетарного, страхового, регионально-этнического, социально-профессионального, семейно-бытового и индивидуально-личностного). Кроме этого, выдвигаются требования к способностям, обеспечивающим решение этих проблем (мотивационным, мыслительным и т.д.), а также владению метазнаниями и современными фундаментальными дисциплинами (5).

Данная модель образованности и развитости специалиста привлекательна тем, что выполнена с позиций признания активно-деятельностного начала в специалисте - наличия способности решать проблемы различного уровня. Базовыми структурами, формирующими данную модель, могут являться: уровневая организация социума, структура интеллектуального социума, структура интеллектуального потенциала личности, дисциплинарная дифференциация наук, а также разделение их на фундаментальные и прикладные. В то же время, исходной позицией является отношение к развитию личности профессионала, прежде всего, как к средству развития общества, а не только самого человека, овладевающего профессией.

Становление культурного человека - это процесс активного, целенаправленного развития и саморазвития в направлении постижения, воспроизводства и приумножения культурных ценностей. Прежде всего, деятельность культурного человека характеризуется умением «обращаться» с культурой и в культуре; способностью к воспроизводству и приумножению культуры, а также к самопроизводству в культуре.

Понятие «культурологическое» отражает знания об общих и частных законах функционирования и развития культуры как целостной системы и не предполагает полного и исчерпывающего представления обо всей массе накопленных обществом социокультурных ценностей и опыта их реализации. Однако эти знания позволяют индивиду правильно ориентироваться в современном ему культурном поле. Чтобы научиться анализировать бесконечный ряд фактического материала развития культуры, необходим определенный жизненный опыт, который учащиеся средней и высшей школы, как правило, еще не имеют. Было бы значительно ценнее дать учащимся системные представления об основных законах развития культуры, что, прежде всего, относится к культурологическому аспекту образования.

Критерии культурного человека имеют относительный характер. Их содержание зависит то социально-экономического развития общества, к которому принадлежит данный человек, от национальных и культурных традиций среды, в которой он вырос. Существует еще один компонент социально - профессиональной компетентности специалиста, роль которого явно недооценивается. Это - самосознание личности в культуре, важнейшим компонентом которого, в свою очередь, выступает самооценка, сущность коей состоит в осознании себя и в определении отношения к себе в культуре. Однако развитие самосознания невозможно без адекватной оценки себя в социуме и профессиональной деятельности, что, предполагает знания законов функционирования социума и культуры в целом, т.е. наличие элементарной культурологической грамотности. Следовательно, для приближения к желаемым качествам специалиста, необходимо осознать предпосылки формирования и развития культурологической компетентности его личности, на основе которой формируются и общекультурная компетентность, и самосознание специалиста, которые, в свою очередь, являются базовыми составляющими социальной компетентности личности и стержневой основой процесса ее социализации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Зеер Э.Ф. Психология личностно - ориентированного профессионального образования. - Екатеринбург, 2000.
  2. Идеи И.Д Кондратьева и динамика общества на рубеже третьего тысячелетия - М., 1995.
  3. Лернер И.Я. Дидактическая модель учебного процесса //Учительская газета. - 1996.- №24.
  4. Мехонцева Д.М. Самоуправление и управление: Вопросы общей теории систем. -Красноярск, 1991.
  5. Селезнева Н.А. Общая структура требований к современному человеку с высшим образованием как структура качества его образования и развития и основа предметной области оценки качества //Квалиметрия человека и образования: методология и практика. - М., 1994.

Библиографическая ссылка

Бенин В.Л., Жукова Е.Д. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ОСНОВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА // Современные наукоемкие технологии. – 2005. – № 7. – С. 30-31;
URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=23366 (дата обращения: 08.08.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074