Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,909

РОЛЬ ВУЗОВСКОЙ НАУКИ В ИНТЕНСИФИКАЦИИ ПОДГОТОВКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ В ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РЕКРЕАЦИОННОГО ТИПА КАВКАЗСКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОД

Глухов И.В. Литвяк Б.И. Александров В.В.
Научная деятельность преподавателей Филиала Северо-Кавказского государственного технического университета в г. Пятигорске (ПФ СК ГТУ) проводится в соответствии с тематикой утвержденной Советом головного ВУЗа - Северо-Кавказского государственного технического университета - по комплексной общевузовской теме филиала «Социально-экономические, правовые и духовные проблемы развития особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации-Кавказские Минеральные Воды», в рамках которой выполняется тема кафедры «Экономика и управление на предприятии» (в разработке которой принимают участие и учёные и преподаватели других экономических кафедр филиала): «Проблемы и пути реализации Стратегии и Программы развития Кавминводского региона и Особой экономической зоны туристско-рекреационного типа - ОЭЗ «КМВ» (руководитель-проф. Литвяк Б.И.), Тема носит прикладной характер и связана с исследованием глубокой трансформации указанных проблем в этом уникальном регионе в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации №14 от 17 января 2006 года «О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск курортами федерального значения в границах и с режимом округа санитарной охраны», а также Постановлений Правительства Ставропольского края по реализации указанного постановления и по созданию ОЭЗ «КМВ». При выборе тематики кафедра филиала руководствовалась актуальностью исследований и их значимостью для народного хозяйства Кавминводского региона. С другой стороны, тематика НИР связана с основными направлениями подготовки специалистов.

При активном участии кафедр филиала в рамках названных научных тем проводилась организационная и исследовательская работа, результаты которой докладывались на ежегодных общеуниверситетских конференциях: «Учёные вуза - Северо-Кавказскому региону», на Ш и IV Международных конгрессах в Симпозиуме ХП «Актуальные экономические проблемы Юга России» в Пятигорском государственном лингвистическом университете, девяти (с 1999 г.) межвузовских научно-практических конференциях на базе филиала. Все доклады были опубликованы в материалах конференций, в том числе доклады 140-а преподавателей и 58-и студентов филиала на конференциях в нашем ПФ СК ГТУ. В научных конференциях СевКавГТУ и его Пятигорского филиала, ставших традиционными, принимали активное участие учёные и преподаватели и других вузов и практические и руководящие работники Администрации КМВ, городов Пятигорска, Кавминвод, Ставрополя и Карачаево-Черкессии. Тезисы докладов и сообщений публиковались до начала конференций, а рекомендации конференций. проводимых в ПФ СК ГТУ после утверждения на Учёном совете филиала, представлялись в Администрацию Кавказских Минеральных Вод.

Результаты НИР по указанным проблемам развития санаторно-туристского комплекса и ОЭЗ «КМВ» публиковались также в центральной печати и региональных изданиях. За последние пять лет преподавателями кафедры опубликовано 10 монографий. Среди научных и учебно-методических публикаций особый интерес представляют: монографии по проблемам санаторно-туристского комплекса КМВ: Гершковича Б.Я.,Слепакова Сем..С. и Михайленко В.И. «Экономические и экологические проблемы всероссийского курорта Кавказские Минеральные Воды»;. Гершковича Б.Я., Довготько Н.А., Поволоцкой Н.П. и др. «Устойчивое развитие Всероссийского курорта Кавказские Минеральные Воды: вопросы экономики и экологии», а также «Трансформационно-рыночное реформирование электроэнергетики России.». (проф. Слепакова С.С. в соавторстве с проф. Катренко В.С.); и «Социально-экономическая дифференциация и стимулирование развития проблемных регионов Южного Федерального округа» (проф. Слепакова С.С. в соавторстве с Дорошенко О.Н. и Киселевой Н.Н).

 За последние пять лет учёными филиала опубликовано 87 .научных статей, из них 45 в центральных изданиях, в том числе 18 статей профессоров Российской Академии Естествознания Литвяка Б.И. и Александрова В.В. в журналах Академии: «Успехи современного естествознания» - 10, «Фундаментальные исследования» - 5 (одна из них - в соавторстве с аспиранткой Марковой Л.А. - зав. библиотечно-информационным центром филиала), «Современные наукоёмкие технологии» - 1. Европейский журнал естествознания «EUROPEAN JOURNAL OF NATURAL HISTORI. LONDON, № 6, 2006 - 1 статья «Сегодня и завтра экологического туризма в регионе Кавказские Минеральные Воды», а также научно-методическая статья «Возможности интеграции учебного и научного процессов в вузе», материалы международной заочной электронной конференции «Интеграция науки и образования». М., ИД «Академия естествознания». Ж.«Современные проблемы науки и образования», №5. 2006.

В учебном процессе, помимо научно-исследовательской, важную роль играет и научно-методическая работа преподавателей по подготовке квалифицированных специалистов-экономистов для городов-курортов КМВ и Ставропольского края, которую проводят такие высококвалифицированные преподаватели, как профессора, доктора эк.. наук, Гершкович Б.Я., Слепаков С.С., Катренко В.С., Васильев Ю.В., д.т.н. Мишин В.М., доценты Ищенко А.И., Мартыненко М.В, Гевондян А.В. и др. Преподавателями кафедры подготовлено 5 учебников, в том числе учебники (и на электронных носителях) «Экономическая теория» и «Экономика и социология труда» (проф. Литвяк Б.И., проф. Соляр М.Д.), "Правовые основы защиты интересов потребителей" (проф. Катренко В.С., проф. Слепаков С.С..- это пособие является одним из первых в России учебно-методических пособий по данной проблематике с грифом Министерства образования и профессионального образования РФ). Кроме того, преподавателями подготовлены 33 учебных комплекса на электронных носителях по всем преподаваемым дисциплинам.

Ежегодно от 15 до 25 студентов филиала выступают на наших научных конференциях с интересными сообщениями и участвуют в конкурсах на «Лучшую студенческую и дипломную НИР».

На кафедре закреплено 9 аспирантов и соискателей. 3 аспиранта и соискателя являются преподавателями кафедры ЭУП, все - без отрыва от производства.

За последние три года защитили кандидатские диссертации преподаватели кафедры: Омельченко О.А., Нарыжная А.Б., Маилова Л.А., а соискатели Мирзоев Ю.С. и Рафаилов А.Р. - в июне 2007 г. прошли предзащиту кандидатских диссертаций на кафедре.

Наша кафедра ежегодно выпускает около 100 специалистов-экономистов-менеджеров, которые работают на предприятиях и организациях городов-курортов КМВ и Ставропольского края и успешно справляются со своими обязанностями. Однако, это относится, прежде всего, к подготовке специалистов-экономистов широкого профиля - для всего городского хозяйства, тогда как развитее общеевропейской интеграции с участием России, расширение её международных туристских связей заставляют нас обратить самое пристальное внимание на подготовку и узкопрофильных высокопрофессиональных кадров для индустрии гостеприимства. И наш вуз уже откликнулся на эти требования и Учёный совет головного университета принял решение о необходимости открытия в нашем филиале специальности: «Менеджмент организации» со специализацией «Менеджмент гостеприимства». Кроме того, в свете последних нововведений, касающихся организации в России туристско-рекреационных зон, это становится всё более необходимым. В первую очередь, надо готовить специалистов для въездного туризма. Такой выбор приоритетов не случаен. Ведь именно въездной туризм приносит стране валюту, прямым и косвенным путём позволяющую развивать туристскую инфраструктуру, не прибегая к помощи финансовых вливаний из государственной казны.

Подписание нашей страной «Болонского соглашения» налагает и на наш вуз высокую ответственность за высококачественную подготовку специалистов-экономистов. А это потребует унификации учебных планов и материалов с учётом опыта зарубежных учебных заведений по подготовке специалистов индустрии гостеприимства, тем более что в таких мировых туристских странах как Франция, Испания, Италия, Великобритания, Германия, туристская отрасль развивалась по законам рынка на протяжении почти 100 лет, в то время как у нас опыт рыночных отношений в туризме существует не более 15 лет. Нельзя отмахиваться и от собственных наработок. Скорее всего имеет смысл и в дальнейшем перерабатывать и перестраивать отдельные аспекты собственных учебных программ не реже, чем раз в год, т.к. в нынешнее время конъюнктура рынка, ситуация в экономике и политической сферах меняется слишком быстро.

Подобной политики необходимо придерживаться до того момента, пока наш туристский рынок можно будет назвать сформировавшимся и цивилизованным, На этот же период стоит по-нашему мнению забыть о конкуренции между вузами, занятыми подготовкой специалистов в сфере гостеприимства: необходимо чаще организовывать конференции, семинары, симпозиумы, круглые столы, посвящённые обмену опытом, делиться новыми перспективными отечественными разработками научного и методического направления.

Для обеспечения программной формы развития системы подготовки квалифицированных специалистов индустрии гостеприимства необходимо детально разобраться в ситуации в области подготовки специалистов в каждом регионе РФ, установить приоритеты в этом деле на национальном и региональном уровнях, определить краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные потребности в специалистах с учётом новых, последних изменений в этой сфере (например, выигрыш в конкурсе о проведении в Сочи зимней олимпиады в 2014 году), определить источники финансирования этих потребностей, пилотные ВУЗы в каждом туристском регионе, выработать концепцию внедрения инновационных элементов учебного процесса. Комплексное решение этих задач касается не только подготовки кадров для туристской отрасли, но и подготовки квалифицированного персонала для обслуживания материальной базы туризма - гостиниц, ресторанов, предприятий досуга и развлечений, транспортных туристских предприятий, предприятий торговли туристским продуктами и т.д. Для этих целей, во-первых, потребуется база для практических занятий студентов; во-вторых, необходима также подготовка гидов и экскурсоводов. Причём, и в том и в другом случае, необходимо делать упор на свободное владение иностранными языками (не менее двух).

Самый простой расчёт показывает, что в ближайшее будущее понадобится большое количество рабочих мест специалистов нового образца (потребность в них только олимпийского Сочи составит примерно 18000), а существующие высшие учебные заведения не могут обеспечить эту перспективную потребность. Поэтому необходимо или создавать новые (по примеру Сочи) или модернизировать старые учебные центры, с учётом новых современных требований.

По существу мы должны уделять всё большее внимание вопросам формирования и профессионализации собственного регионального туррынка, чтобы не отстать и не оказаться «за бортом» развития мирового туризма. Отсюда главная цель - это интенсификация и качественное улучшение подготовки профессиональных туристских кадров, система которой нуждается в::

  • создании в каждом туристском регионе Центра туристской и информационной подготовки;
  • пересмотре и обновлении учебных планов в соответствии с новой специализацией и учётом быстрой эволюции на туристском и информационных рынках;
  • необходимости проведения политики непрерывного образования с тем, чтобы повышать квалификацию как преподавателей туристских дисциплин, так и студентов соответствующих специальностей;
  • развитии регионального сотрудничества как в сфере образования, так и в сфере научных исследований;
  • обеспечении доступа всех учебных заведений, готовящих специалистов для индустрии гостеприимства к профессиональному рынку занятости;
  • необходимости координации усилий всех учебных заведений, готовящих кадры для индустрии гостеприимства в части обмена опытом, проведения конференций, семинаров, круглых столов и т.п.

Всё это и позволит достигнуть поставленных стратегических целей по равноправному вхождению России в мировое туристское пространство, а Кавказским Минеральным водам стать Особой экономической зоной рекреационной типа международного уровня.


Работа представлена на III общероссийскую научную конференцию «Перспективы развития вузовской науки», ОК «Дагомыс» (Сочи), 20-23 сентября 2007 г. Поступила в редакцию 04.10.2008.

Библиографическая ссылка

Глухов И.В., Литвяк Б.И., Александров В.В. РОЛЬ ВУЗОВСКОЙ НАУКИ В ИНТЕНСИФИКАЦИИ ПОДГОТОВКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ В ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РЕКРЕАЦИОННОГО ТИПА КАВКАЗСКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОД // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № 2. – С. 161-163;
URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=23297 (дата обращения: 13.12.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074