Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,916

ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ ГУЦМиЗ

Ворсина Н.А. Коннова Н.И. Баринова С.Г. Давыденко Д.А.
Вопрос внеучебной занятости студентов представляется очень важным именно на I курсе, поскольку в этот период происходит знакомство с вузовской культурой, её основными ценностями, нормами поведения. Студенты, активно участвующие в спортивной и творческой жизни университета, быстрее адаптируются к новым условиям, получают большее удовлетворение от посещения учебного заведения. Очевидно, что главными трудностями на этом пути являются работа студентов во внеучебное время и нежелание заниматься чем-либо развивающим и созидательным на досуге.

Несмотря на то, что сложившиеся во многих ВУЗах десятилетия формы досуга оправдывают себя и успешно реализуются и сегодня, студенты всегда позитивно воспринимают нововведения. Они могут проходить в рамках работы куратора со студентами, обмена опытом и сотрудничества с другими ВУЗами, взаимодействия с органами власти (это всегда повышает статусность мероприятия). Эти нововведения могут быть ориентированы как на самостоятельную работу студентов, так и проходить под патронажем ректора и контролем администрации ВУЗа. Большое значение имеют также участие в международных конкурсах и фестивалях, привлечение авторитетных в своём деле людей (встречи с известными спортсменами, деятелями культуры и т.п.), создание студенческого союза.

В российских вузах существуют примеры реализации успешных развивающих и воспитывающих программ: интеллектуальные турниры (по принципу «Что? Где? Когда?»), клубы политических идей, смотры-конкурсы на лучшую постановку работы по физической культуре и спорту и др.

Однако наличие в ВУЗе необходимых условий для полноценного отдыха и досуга является залогом, но не гарантией активности со стороны студентов. Поэтому следует проводить грамотную внутреннюю политику по продвижению основных идей и предложений по внеучебной занятости студентов, а также мониторинг процессов учебно-воспитательной деятельности университета.

В целом, результаты проведённого опроса можно оценить как положительные. Студенты довольны обучением и готовы к активной внутриуниверситетской жизни.

Большинству студентов (61,41%) нравится учиться в Университете. А 1/3 часть от числа всех респондентов (35,69%) считают, что могло бы быть и лучше. И лишь 2,9% первокурсников категорично ответили «нет» на вопрос «Нравится ли Вам учиться в нашем Университете?».

При этом больше половины студентов (57,78%) сказали, что учатся с интересом и учёба им нравится. А 23,79% ответили, что учатся лишь по необходимости. 17,43% опрашиваемых отметили, что учёба даётся им с трудом.

Положительным моментом является тот факт, что 46,61% первокурсников оценивают учебную нагрузку как достаточно большую, но при этом готовы к ней и верят в свои силы. 35,27% студентов считают, что нагрузка слишком большая и выполнить всё невозможно. 16,46% - считают нагрузку умеренной, а 1,66% (12 человек) даже предлагают её увеличить.

68,46% первокурсников ответили, что посещают (практически) все занятия. 29,88% - иногда пропускают отдельные занятия. 1,66% - не посещают большинство занятий.

На вопрос «Когда Вы начали готовиться к экзаменам?» были получены следующие ответы: «за три дня до экзамена» - 50,21%; «задолго до экзамена (в семестре)» - 26,55%; «за день (ночь) до экзамена» - 15,08%. Настораживает то обстоятельство, что 8,16% опрошенных созналось в том, что к экзаменам не готовились совсем.

Впечатления от первой сессии у студентов сложились разные: «сдавать было не слишком легко, но и без особых трудностей» - 46,89%; «сдавать было легко» - 17,01%; «сдавать было трудно» - 13,97%. А 1/5 от числа опрошенных (22,13%) ответили, что сессию не сдали до сих пор.

У 55,18% студентов имеются вопросы к ректору и администрации университета. Из них 28,49% первокурсников хотят задать вопрос по организации учебного процесса и 26,69% - личный вопрос ректору.

Среди первокурсников ГУЦМиЗ на сегодняшний день можно выделить три наиболее распространённых вида внеучебного времяпрепровождения: общение с друзьями (29,02%), занятия спортом (18,03%) и посещение развлекательных заведений (16,91%). Меньшее количество студентов помогают родителям по дому и хозяйству (12,33%), повышают свой интеллектуальный уровень (8,71%) и развивают творческие способности (6,86%). Обеспокоенность вызывает тот факт, что 111 человек (6,19%) во внеучебное время работают.

При планировании досуговой деятельности студентов необходимо учитывать тот факт, что студенты живут в режиме ограниченности свободного времени. Так, по поводу его недостатка высказались 62,38% первокурсников. Лишь 1/5 часть или 20,05% опрошенных считают, что свободного времени у них достаточно. Чуть меньше (17,57%) респондентов отмечают его полное отсутствие.

В связи с этим становится понятно, почему почти половина опрошенных (47,85%) считают, что различные творческие студии и клубы по интересам в вузах нужны, но на них обычно не хватает времени. Однако 23,24% респондентов убеждены, что подобные объединения - это хорошая возможность расширить круг друзей и научиться чему-то новому. 17,15% - полагают, что клубы и студии устарели. И 11,76% - уверены, что такая форма досуга является шансом найти себя и достичь успеха в любимом деле.

В настоящее время студенты предпочли бы следующие виды отдыха: спорт и туризм - 30,99%, ничего не делать, просто отдыхать - 19,30%, занятия на компьютере - 19,29%.

Важными являются ещё два показателя, поскольку они характеризуют особо активных студентов. В свободное время 7,55% первокурсников хотели бы заниматься в творческих объединениях, кружках, коллективах худ. самодеятельности, а 6,75% - участвовать в молодёжных проектах, форумах и конкурсах. Очевидно, что эти желания студентов следует особо поддерживать и поощрять. Морально и, по возможности, материально.

По итогам опроса можно составить своеобразный рейтинг самых популярных видов творческой деятельности и спортивных предпочтений среди студентов.

Количество желающих заниматься тем или иным видом спорта:

  1. Плавание - 15,15%
  2. Футбол, волейбол, баскетбол - 14,64%
  3. Теннис - 10,56%
  4. Фитнес - 9,78%
  5. Горные лыжи - 9,46%
  6.  Аэробика - 7,19%
  7. Бокс - 7,06%
  8. Пауэрлифтинг - 6,86%
  9. Фигурное катание - 6,54%
  10. Скалолазание - 6,48%
  11. Лёгкая атлетика - 3,37%
  12. Гимнастика - 2,91%

Творческие предпочтения первокурсников:

  1. Профессиональные занятия танцами - 17,35%
  2. Фотоискусство - 16,79 %
  3. Игра на музыкальном инструменте - 15,21%
  4. Театральные постановки - 8,07%
  5. Вокал - 7,88%
  6. Изобразительное искусство - 6,59%
  7. Сочинение стихов, рассказов - 4,27%
  8. Декоративно-прикладное искусство - 3,25%

Как показал опрос, большинство студентов желали бы профессионально заниматься танцами. При этом 30,86% хотели бы попробовать разные направления, 17,90% респондентов интересуют эстрадные танцы и 14,29% - бальные танцы. От студентов также поступили предложения по другим танцевальным направлениям: клубные танцы, восточные танцы, джаз, Dance mix, Power strike, спортивные танцы.

Среди наиболее популярных видов музыкального творчества можно выделить игру на музыкальном инструменте (29,70%), участие в рок-группе (24,36%) и исполнение популярных эстрадных песен (23,66%).

Таким образом, опрос, проведенный отделом маркетинга образовательных услуг, среди первокурсников по вопросам досуговой деятельности студентов, позволяет вносить изменения и коррективы в стратегию учебно-воспитательной работы Университета.


Библиографическая ссылка

Ворсина Н.А., Коннова Н.И., Баринова С.Г., Давыденко Д.А. ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ ГУЦМиЗ // Современные наукоемкие технологии. – 2006. – № 5. – С. 44-46;
URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=22753 (дата обращения: 28.03.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074