Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ORGANIZATION OF THE DIVISION CURATOR EDUCATIONAL ACTIVITY EXPERIENCE

Sverdev R.G. 1
1 Saratov Military Red Banner Institute of Russia`s National Guard Troops
The article contains the main principles of the work of the division supervisor with military students, connected with their education in the professional development, weapon and military equipment possession, abilities to lead the subordinates under any conditions. The general tendencies in the young generation training are mentioned among which there are state-patriotic, spiritual and moral, legal, esthetic, physical, military, environmental components in the single system of the professional education of the future officer. The article reflects the issues of educational and extra-curricular activities that are of the responsibilities of the supervisor, for instance, discipline, academic performance, positive atmosphere of cooperation. The institute of curator at a military college is currently undergoing a complex process of reconstruction and modernization. Curatorial work expresses the essence of «subject-object» relations. The subject, namely, the teacher-curator or mentor, shares experience, oversees the formation of young personnel, influences, applying appropriate educational measures. A cadet, being an object of educational influence, absorbs and adopts the experience of the older generation. It should be noted that nowadays more and more demands are made on the participants of the pedagogical process in the «subject-subject» approach, and both parties are participants, and teachers, mentors, curators, and students, cadets, young professionals are its subjects, actively participate , make decisions, carry out the necessary actions.
military institution
educational activity
educational training
division supervisor
military students

Известно, что организация воспитательной деятельности в военных подразделениях берет начало со времен правления Петра I, когда произошли изменения в практике военного воспитания от стихийно-ситуативной к военно-педагогической системе. В отечественной педагогике воспитание представляет собой многосторонний процесс духовного взаимообогащения, обновления воспитателей и воспитуемых. Развитие российского государства влечет за собой формирование системы воспитания военнослужащих в России. Имена русских полководцев, например Петра I, П.Г. Румянцева, П.А. Потемкина, А.В. Суворова, М.И. Кутузова, напрямую связаны с вопросами воспитания молодых людей в теории и на практике во время становления русской армии и русского флота. Письменное отражение становления воспитанников находит себя в различных летописях, государственных документах, уставах.

Современные аспекты содержания воспитательной работы, цели, задачи, виды, принципы и направления воспитания личного состава Вооруженных сил Российской Федерации отражены в Концепции воспитания военнослужащих [1]. На войска национальной гвардии России возлагается задача обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человек и гражданина согласно ФЗ от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» [2]. Офицеры русской армии являются теми людьми, от которых ждут проявления деловых и профессиональных, морально-боевых и общечеловеческих качеств наряду с другими, необходимыми в военном деле. В условиях становления войск национальной гвардии России это влечет за собой изменение структур, модернизацию целевых приоритетов, создание благоприятных предпосылок для совершенствования воспитательной деятельности в военном институте.

Изучение деятельности куратора широко представлено в современных научных исследованиях как изучение вопросов ее совершенствования [3], выявление педагогических условий ее организации [4], как построение модели воспитательной деятельности куратора [5] и др.

Цель исследования: научное обоснование теоретических основ функционирования воспитательных систем в целом и воспитательной деятельности в военном вузе в частности, кураторов подразделения; возможности активного участия в формировании военно-профессиональных и личностных качеств будущих офицеров, проектировании воспитательной деятельности куратора подразделения и ее эффективное профессиональное применение.

Материал и методы исследования: изучение нормативных и законодательных документов, анализ научно-педагогической литературы по проблеме исследования, выявление специфики и особенностей воспитательной деятельности куратора военного подразделения.

Результаты исследования и их обсуждение

Оснащение военных кадров на предмет комплектования боеготовности войск российской армии приобретает важное значение с каждым годом. На современном этапе происходит усложнение и повышение требований к офицерскому составу в вопросах владения оружием, соблюдения режима и условий службы, а также профессиональной компетенции и моральным качествам военнослужащих России.

Изменения в современном обществе, в образовании и других сферах деятельности участников воспитательного процесса объясняют актуальность решения задачи организации воспитательной деятельности в военном вузе, а именно требования к личности молодого воспитанника в рамках социального заказа общества и уровню владения общекультурными и профессиональными компетенциями выпускника военного вуза.

Вопросы деятельности куратора подразделения, изучение и анализ организации воспитательного процесса обозначают в качестве приоритета в воинском воспитании преобразование молодых курсантов в подготовленных к воинскому делу и военной службе дисциплинированных офицеров, владеющих оружием, боевой техникой, способных осуществлять руководство вверенными им людьми, как в мирных, так и боевых условиях.

Будущие офицеры должны развиваться целостно и гармонично в реализации духовных и материальных потребностей личности человека. Каждый человек должен найти свое место в мире, в гармонии со своими возможностями и потребностями, воплотить свои желания на практике в окружающей его действительности. Всестороннее развитие личности курсанта военного вуза способствует овладению военной профессией и выполнению воинского долга. Можно сказать, что целью воспитательного процесса в военном вузе является целенаправленное развитие будущих офицеров-профессионалов и становление их профессионального сознания.

В 2013 г. В.В. Путин отметил особо важность повышения качества подготовки русских офицеров, сказав, что образование военнослужащего должно быть конкурентоспособным гражданскому, так как будущий офицер должен быть профессионалом своего дела и высокоинтеллектуальным специалистом [6, с. 98]. Изменения не только в современном обществе, а во всем мире влекут за собой возрастание роли воспитания военнослужащих.

Основная цель воспитания офицера войск национальной гвардии предполагает всестороннее развитие личности военнослужащего и формирование высоких морально-боевых качеств. Организация и осуществление воспитательной работы требует больших усилий, чем формирование основной цели, необходима конкретизация качеств, которые характеризуют офицера-профессионала в военном деле, а также постановкой задач в сфере воспитательной работы.

Патриотизм и дисциплина, товарищество и взаимовыручка, честь и достоинство, мужество, смелость и решительность определим как необходимые качества профессионала в военном деле. Опираясь на положение основной цели военного воспитания, как включающей в себя специфические качества личности офицера профессионала, происходит отбор методов воспитательной работы, теорий, необходимых для обеспечения формирования военно-профессиональной личности будущего офицера. Непрерывный процесс формирования и развития гармоничной личности побуждает обучающихся к самосовершенствованию в вопросах будущей службы.

Нормативно-правовые акты, регламентирующие работу в области воспитания молодых кадров в сфере военной подготовки, позволяют выделить такие направления, как государственно-патриотическое, духовно-нравственное, правовое, эстетическое, физическое, воинское, экологическое. Необходимые офицеру-профессионалу качества специфичны по своему содержанию, что и позволяет в связи с этим разделять процесс воспитания по направлениям воспитательной работы. Все вышеперечисленные направления работы составляют единую систему военно-профессионального воспитания и представляют собой его содержательную сторону.

Профессиональная составляющая является центральным звеном в военном воспитании, объединяя воедино элементы системы воспитания курсантов. Военно-учебные заведения призваны готовить, прежде всего, профессионала в военном деле, готового к решению профессиональных задач в процессе освоения военного дела в условиях учебной и боевой деятельности, опираясь на имеющийся опыт и знания успешного достижения основной цели военно-профессионального воспитания.

Успешное военно-профессиональное воспитание требует от объекта (курсанта) и субъекта (куратора) этой деятельности четкого осознания не только цели, но и стоящих перед ними задач. В специфических условиях военного вуза кураторам воинских коллективов в своей воспитательной работе важно опираться на определенные закономерности.

Прежде всего, в воспитательной работе следует отталкиваться от нормативных положений, определяющих функции коллектива и военного подразделения. Важно помнить о воинской этике и воинской дисциплине в рамках профессиональной деятельности офицеров. Воинский долг, как нравственная норма поведения военнослужащего, определяется направлением государственной политики и назначением вооруженных сил страны, что должно учитываться при определении направлений воспитательной работы с курсантами. Национальные особенности и российские традиции в военном деле требуют использования исторического и современного опыта воинского воспитания, поскольку уровень воинской дисциплины, уставные отношения и организация военно-профессиональной подготовки оказывают непосредственное влияние на результаты воспитательной деятельности.

Развитие воспитательного процесса среди военнослужащих определяют такие значимые тенденции, как понимание сущности и характера данного процесса, практическое применение сформированных навыков профессионального труда. Знание основных закономерных тенденций, отражающих важнейшую сторону диалектики воспитательной деятельности, позволяет более конкретно и целенаправленно решать поставленные задачи на практике.

Непосредственно на уровне подразделения, воспитание курсантов осуществляется путем внедрения воспитательных возможностей в повседневную деятельность. Офицеры, командиры роты и взвода, являясь кураторами военных подразделений, ответственны за организацию воспитательного процесса в военном вузе. Считается, что кураторская деятельность позволяет организовать деятельность курсантов в области информационно-воспитательной работы, внеучебной деятельности, а также найти решение индивидуальных проблем, связанных со сплочением коллектива и взаимодействием внутри него. Сочетание современных методов и форм обучения используется куратором для эффективного обеспечения целенаправленного воспитательного процесса.

Воспитательная работа представляет собой комплекс информационно-пропагандистских, индивидуально-психологических, правовых, социально-экономических, морально-этических, культурно-досуговых, спортивно-массовых и иных мероприятий в рамках воспитательной работы в профессиональной подготовке военнослужащих. Все мероприятия должны быть разработаны с учетом развития гармоничной личности и необходимости внедрения мероприятий, связанных с формированием чувства патриотизма в сознании будущих специалистов. Межличностное взаимодействие всех субъектов воспитательной работы происходит согласованно и разносторонне, так как многоплановая воспитательная деятельность осуществляется на разных структурных уровнях вуза, факультета, кафедры, курса и других [6, с. 99].

Институт кураторства в военном вузе в настоящее время претерпевает сложный процесс реконструкции и модернизации. Рассматривая становление кураторства, можно отметить, что объектом воспитательного процесса является воинский коллектив, учебный взвод. Задача куратора – привить курсантам навыки самовоспитания, самообучения и саморазвития для всестороннего развития личности [7]. Важно понимание необходимости этого процесса всеми участниками воспитательного процесса [8, с. 161].

В военном вузе традиционно распределяется кураторство за подразделениями следующим образом: курсантские батальоны курируют заместители начальника военного института, кураторами рот выступают начальники кафедр, соответственно, взводы находятся под кураторством профессорско-преподавательского состава [9, с. 131].

Подразумевается, что в случае необходимости кураторы готовы оказать любую консультацию, как индивидуальную, так и групповую, в вопросах информации или социализации. Творчество, контроль, организация благоприятного климата и обеспечение соблюдения дисциплины, являясь основными функциями кураторской деятельности, также являются и решением ситуационных задач [10, с. 19].

Информирование курсантов о предстоящих мероприятиях, в учебной и внеучебной деятельности, находится в зоне ответственности куратора, дисциплинарные вопросы, а также обеспечение и поддержание здорового и благоприятного микроклимата в коллективе [11], создание атмосферы сотрудничества и взаимовыручки и учебной группе лежит на кураторе. Куратор следит за соблюдением дисциплины в курируемой группе, контролирует участие курсантов во всех видах деятельности, особенно в области успеваемости и посещения занятий. Индивидуальные и творческие способности личности куратора позволяют расширить его влияние на воспитуемых, быть участником жизни своих подопечных.

Система кураторства должна активно развиваться, поскольку личность молодого человека находится в постоянном развитии, как целостная самоорганизующаяся система. Управление со стороны куратора помогает становлению молодых курсантов в образовательной среде вуза, так как именно в возрасте 17–25 лет для юноши общение с лично значимым человеком очень важно [12, с. 90–94]. Становление будущего специалиста в военном деле проходит зачастую в общении с куратором, который помогает избежать ошибок и неоднозначных ситуаций, поскольку возраст молодых курсантов позволяет предполагать, что они не всегда способны ответственно принимать решения, отдавать отчет в своих действиях и осознавать последствия своих поступков, а некоторые склонны попадать под негативное влияние со стороны, избегая законов нравственности. Постоянный контроль и поддержка со стороны куратора объясняет необходимость развития кураторства в военном вузе. Другим важным моментом, объясняющим необходимость развития кураторства в военном вузе, являются не исследовательские статьи, материалы и мнения практиков, затрагивающие тончайшие грани особенностей кураторской деятельности, а открытые дискуссии по каждому из поднимаемых вопросов о кураторстве.

Разработка и реализация субъектами воспитательной системы военного вуза специализированных комплексных целевых программ кураторской работы обоснованы закономерностями организации воспитательной деятельности куратора в воинских подразделениях, а также внутренними нормативными документами учебного заведения, его спецификой. В нашем случае это Положение о кураторах в военном институте МВД России г. Саратова [13, с. 26–28].

Поводя итог, отметим тот факт, что актуальность воспитательной работы в военном вузе на сегодняшний день очень высока. Авторитет куратора должен повышаться за счет проводимых воспитательных мероприятий с курсантами, развития межличностных взаимоотношений и постоянного мониторинга психологического состояния воспитанников. Поднимаемая проблема своевременна и требует теоретического осмысления деятельности куратора в образовательной среде военного вуза.

Итак, опыт организации воспитательной деятельности куратора подразделения – это результат систематического целенаправленного воздействия на личность военнослужащего. Воинское воспитание носит системный характер, имеет свою внутреннюю логику и представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов. Показателем успешности воспитательного процесса является качество профессиональной подготовки выпускников, степень развития у них военно-профессиональных, личностных: патриотических, духовных, нравственных, моральных качеств. Профессиональное мастерство педагогов-кураторов, их педагогическая культура и личный пример являются одним из важнейших условий успешной воспитательной работы.

В заключение следует отметить, что профессиональная деятельность автора статьи направлена на повышении эффективности воспитательной деятельности куратора подразделения посредством современных форм, методов и средств воспитательной работы. В ходе проведенного исследования была сконструирована модель воспитательной деятельности куратора, которая в ходе внедрения в реальные условия военного вуза показала свою эффективность.

Результативность модели была доказана с помощью разработанного критериально-диагностического инструментария, в который входят критерии (мотивационный, содержательный, поведенческий, личностный), каждый из которых находит выражение в определенных показателях, что позволяет выявить три уровня сформированности военно-профессиональных и личных качеств курсантов: оптимальный (высокий), допустимый (средний), критический (низкий), а также проследить динамику процесса.

Полученные в ходе практической деятельности результаты позволяют разработать новые подходы к моделированию систем воспитания в военных учебных заведениях и обеспечить эффективность работы куратора по формированию военно-профессиональных и личных качеств будущих офицеров, что вносит вклад в развитие теории целостного педагогического процесса. Разработанная модель практически значима как система, соответствующая современным педагогическим условиям.