Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,909

METHODOLOGICAL GROUNDS FOR COMMUNICATION SKILLS BUILDING IN MEDICAL POSTGRADUATE STUDENTS

Olkhovik N.G. 1 Lipatova E.G. 1 Vozdvizhenskaya A.V. 1
1 Federal State Educational Institute of Higher Education North-Western State Medical University named after I.I. Mechnikov
Цели, содержание и методическая презентация дисциплины «Иностранный язык» в современной аспирантуре должны соответствовать обновленным ФГОС ВО и актуальным требованиям академической среды. Коммуникативный потенциал иноязычной подготовки в аспирантуре позволяет внести вклад в формирование таких компонентов профессиональной компетенции, как коммуникативный навык будущего преподавателя-исследователя и способность к полноценному участию в международном научно-педагогическом сообществе. Смена целеполагания дисциплины влечет за собой необходимость модернизации методической системы преподавания иностранного языка, эффективность которой повысится за счет интеграции видов учебной работы, ее целей, способов деятельности учащихся, их мотивационного компонента в единое образовательное пространство. Представляемая авторами интегрированная методика формирования коммуникативных навыков будущих преподавателей-исследователей способствует консолидации целей и задач аудиторной и самостоятельной работы, так как объединяет в себе аудиторную работу на основе сценариев (scenario-based learning), самостоятельную работу, организованную посредством сопровождающего курс онлайн-ресурса, а также трансформацию традиционного формата образовательного процесса за счет реализации педагогического подхода «перевернутый класс» (flipped classroom). Положительные результаты регулярного мониторинга по оценке эффективности применения выбранных педагогических подходов и отслеживание динамики сформированности коммуникативных навыков слушателей аспирантуры подтверждают обоснованность внедрения интегрированной методики формирования коммуникативных навыков в иноязычное образование аспирантов.
Purposes, content and methodical representation of the discipline «Foreign languages» in modern postgraduate course should comply with the latest Federal State Educational Standard for Higher Education and be relevant to the needs of academic environment. Communication capacity of the foreign language course during the 3rd educational cycle contributes into the formation of communication competence of a future academic and his/her ability to fully participate in the global scientific medium. The change in the discipline’s goal-setting leads to the need for modernization of the methodology of foreign language teaching. Its efficiency will increase due to the integration of different techniques and practices, its purposes, types of learning activities and students’ motivation into blended learning environment. The suggested integrated methodology for communication skills formation facilitates the consolidation of tasks and purposes since it unites scenario-based learning for contact hours, online resource for self-study and general transit from traditional teaching and learning methods to innovative flipped classroom approach. Positive results of constant course monitoring to test the efficiency of the chosen methodology and control over communication competence development at postgraduate students have shown feasibility of the integrated methodology for communication competence building into foreign language teaching at the 3rd cycle of education.
integrated methodology for communication competence building
communication skills of a future academic in medicine
blended learning environment
flipped classroom
communication scenario
online resource

Одним из актуальных критериев оценки успешности научно-педагогической деятельности в XXI в. является высокий уровень владения набором коммуникативных навыков (КН), необходимый для осуществления продуктивного профессионального общения [1]. Однако результаты многочисленных опросов работодателей как в России, так и за рубежом, свидетельствуют об отсутствии у современных выпускников аспирантуры достаточной степени сформированности навыков достижения целей именно научно-преподавательской деятельности как на родном, так и на иностранном языках.

Изменения в формате, темпе, видах работы участников мировой академической среды привели к трансформации основных целей и задач обучения в аспирантуре российских вузов, что нашло отражение в действующих Федеральных государственных образовательных стандартах по различным направлениям подготовки, включая медицинские.

В качестве ориентиров процесса формирования КН на третьей ступени обучения регламентирующие образовательные документы предлагают следующие универсальные компетенции: готовность к участию в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач (УК-3) и использование современных методов и технологий научной коммуникации на государственном и иностранном языках (УК-4) [2].

Отметим, что формирование навыков общения для дальнейшего применения их на практике требует последовательной, логически организованной методической работы на протяжении всего периода обучения. Такая компетенция, как готовность к решению профессиональных задач на родном и иностранном языке, представляет собой комплексное явление и включает когнитивный, поведенческий, мотивационный компоненты, а также систему ценностей и личностных качеств [3–5]. Соответственно, условием ее успешного формирования на любой ступени высшего образования может выступить единая образовательная среда, призванная усилить каждый вышеназванный компонент в ходе освоения базовых и профессиональных дисциплин, в результате чего будут сформированы УК-3 и УК-4.

Цель исследования: определение основ методики формирования КН аспирантов медицинских вузов с учетом требований действующих образовательных стандартов и компонентного состава коммуникативной компетенции (КК), соответствующего современным требованиям академической среды.

Материалы и методы исследования

Для определения методических основ интеграции дисциплины «Иностранный язык» в единое образовательное пространство мы поставили следующие задачи: во-первых, определить компонентный состав КК будущих преподавателей-исследователей; во-вторых, спроектировать результативные педагогические подходы, воздействующие на когнитивную, поведенческую, мотивационную и ценностную сферы личности с целью оптимизации самого процесса формирования данной группы навыков.

Разработанная нами модель КК будущего преподавателя-исследователя в медицинской сфере основана на синтезе европейского видения отвечающих современным требованиям коммуникативных способностей [3–5] и адаптации их к российской культуре, языку и социальным особенностям ситуаций общения.

Модель КК была адаптирована к культурной и социальной специфике российского рынка труда на основе результатов анкетирования потенциальных работодателей будущих преподавателей-исследователей в медицинской сфере (медицинские вузы, научно-исследовательские центры, органы системы здравоохранения) [6].

Определенные нами компоненты КК делятся на два блока: (1) устные и письменные навыки общения в онлайн-формате и (2) устные и письменные навыки общения в офлайн-формате (рисунок). Современная научно-педагогическая среда, так же как и многие другие виды профессиональной деятельности в XXI в., расширила рамки и форматы общения от традиционного (коммуникация «здесь и сейчас», в очном режиме) до дистанцированного формата (временная и пространственная удаленность адресата и адресанта). Поэтому сегодня необходимо переориентировать структуру КК будущих работников научно-педагогической сферы и по-новому определить навыки, которые позволят им организовывать учебную деятельность, научное сотрудничество, устанавливать партнерские отношения исключительно в дистанционном формате с использованием современных цифровых технологий общения. Известно, что научно-педагогическая среда устойчива к изменениям: традиционно и по сей день наиболее частотной и популярной формой обучения выступает очный формат. Тем не менее тенденции к интернационализации образовательных систем крайне сильны на сегодняшний день, а их развитие стремительно набирает темп. В этой связи видится оправданным ориентировать процесс формирования КК и на подготовку обучающихся к адаптации навыков очного общения к онлайн-формату.

olh1.wmf

Модель коммуникативной компетенции будущего преподавателя-исследователя в медицинской сфере

Следует отметить, что новый компонентный состав КК обладает универсальным характером для обучения аспирантов различных направлений подготовки, а также позволяет интегрировать дисциплину «Иностранный язык» в единое образовательное пространство и обеспечить междисциплинарную связь с другими преподаваемыми в аспирантуре предметами (например, «Педагогика высшей школы», «Использование научных данных в преподавании», «Медицинская информатика и статистика в научных исследованиях» и другие), отвечающих за формирование профессиональных компетенций.

Вместе с тем переориентация целей дисциплины «Иностранный язык» с повышения уровня владения изучаемым языком на поэтапное овладение выше предложенными компонентами КК определяет новую методологию ее реализации в учебном процессе. Взяв за основу разработанные Дж. Бердом положения о связности и преемственности в процессе формирования КН [5], в 2017 г. мы спроектировали интегрированную методику обучения КН будущих преподавателей-исследователей (далее – методика), воздействующую на когнитивную, поведенческую, мотивационную и ценностную сферы личности за счет активизации самостоятельной деятельности обучающихся, создания установки на дальнейшее профессиональное саморазвитие и самосовершенствование.

Представляемая нами методика основана на взаимосвязи методов онлайн-обучения и двух педагогических подходов: «перевернутый класс» (flipped classroom) и обучение на основе сценариев (scenario-based learning). Данная методика позволяет ориентировать учебную деятельность на интерактивность и имитацию реальной коммуникативной ситуации; ввести в курс дисциплины базовую теорию коммуникации, конфликтологии, психологии, социологии и культурологии; консолидировать цели и задачи всех видов учебной работы; оптимизировать процесс обучения с учетом его кратковременности [7].

Педагогический подход «перевернутый класс» предполагает предварительную разработку и размещение преподавателем цифровых ресурсов (видеолекции, материалы по теме, электронные сценарии) на образовательной платформе (СДО Moodle), которые студенты должны самостоятельно изучить при подготовке к аудиторному занятию. Во время очного занятия под руководством преподавателя студенты выполняют ряд заданий индивидуально, в парах или группах, что позволяет проверить степень понимания самостоятельно приобретенных знаний и сформировать практические навыки, востребованные в их будущей карьере.

При разработке онлайн-ресурса преподавателю необходимо брать во внимание индивидуальные и групповые ожидания и потребности обучающихся, включающие личностные характеристики, специфику их дальнейшей сферы занятости, стиля учебной работы, способов ознакомления с материалом, а также выбрать наиболее подходящие форматы представления информации: видеоролики, видеолекции, упражнения, нацеленные на поиск данных в интернете, работу с информационными ресурсами, анализ и синтез теоретического материала в цифровом формате и другие [8, 9].

При разработке формата и содержания теоретического материала для онлайн-ресурса необходимо учитывать то, что он направлен на развитие как знаниевого компонента КК, так и на совершенствование ее лингвистической составляющей. Другими словами, данный ресурс должен не только сформировать осведомленность обучающихся о теории коммуникации, но и повысить уровень владения языком. Поэтому необходимо сопровождать теоретический иноязычный материал сопутствующими заданиями лексического, грамматического и стилистического характера, которые организуют процессы восприятия, понимания и интерпретации информации и стимулируют дальнейшую речевую деятельность студентов в формате аудиторного занятия.

Одним из значимых преимуществ подхода «перевернутый класс» считается то, что студентам предоставляется возможность самостоятельного выбора удобного для них места и времени подготовки к очным занятиям, что благоприятствует становлению ряда определенных личностных качеств, включающих дисциплинированность, мотивированность, ответственность, самостоятельность, вовлеченность и другие.

Таким образом, обучение иностранному языку на третьем цикле обучения, организованное с использованием подхода «перевернутый класс», позволяет консолидировать разные типы учебной деятельности, а также максимально согласовать аудиторную и самостоятельную работу обучающихся.

Подход «Обучение на основе сценариев» призван повысить интерактивность аудиторных занятий и «погрузить» студентов в течение очных занятий в имитирующие реальность коммуникативные ситуации. На первой ступени высшего образования студентами уже были хорошо отработаны практические навыки врача в симуляционных классах. Следовательно, выпускники специалитета медицинских вузов будут особо мотивированы на работу с коммуникативными сценариями, ведь для них такой вид деятельности является привычным, ассоциированным с их родом занятости, а также демонстративным в плане визуализации коммуникативной ситуации.

Подготовка на основе этого подхода строится на принципах ситуационного обучения, утверждающих, что обучение будет более продуктивным, если оно происходит в контексте, максимально приближенном к дальнейшей профессиональной деятельности обучающихся.

Во время работы со сценарием студенты анализируют его сюжетную линию, основанную на проблеме, которую им предстоит затем решить. В ходе поиска верного решения студенты применяют свои предметные знания и навыки критического мышления, демонстрируют личностные качества, обнаруживают степень подготовки к решению психологически и социально затрудненных ситуаций. Такой вид обучения идеально подходит для реализации в рамках компетентностного подхода в образовании, так как представляет собой сочетание знаний, навыков и подходов для успешного выполнения профессиональных задач с упором на конечную цель, то есть будущую профессию обучающихся [10].

Как отмечают европейские эксперты в области обучения на основе сценариев из Университета Св. Георгия (г. Лондон, Великобритания), одним из главных преимуществ виртуальных сценариев является то, что они предоставляют обучающимся возможность принимать решения в безопасной обстановке без страха совершить ошибку, что упрощает принятие решения в дальнейшей практике [11, 12].

Результаты исследования и их обсуждение

Процесс реализации представляемой методики был запущен в аспирантуре СЗГМУ им. И.И. Мечникова в сентябре 2017 г. По результатам собеседования, проводимого в конце каждого семестра с преподавателями и аспирантами и нацеленного на выявление эффективности предлагаемого формата обучения, мы определили следующие педагогические особенности, которые необходимо учитывать при проектировании описываемого нами курса:

1. Целью обучающего онлайн-ресурса должно выступать не только повышение уровня осведомленности о теории коммуникации, но и отработка языковых умений и навыков слушателей аспирантуры (в среднем на начальном этапе обучения 40 % аспирантов отмечало, что им «сложно понимать видеолекции или письменный теоретический материал в случае, если преподаватель не предложил ряд языковых упражнений лексического и грамматического характера» или «достаточно сложно готовиться к аудиторному занятию без сопровождающего списка функциональных фраз на иностранном языке, который они могли бы использовать в собственной речи»).

2. Каждое занятие ресурса должно содержать не более чем пятиминутную видеолекцию и/или презентацию, представляющие теоретические основы темы, выполнить серию заданий, ориентированных на общее понимание просмотренного, ознакомиться с перечнем функциональных фраз, выполнить 2–3 упражнения на отработку навыков их использования в речи, а также изучить виртуальный сценарий, содержащий определенный коммуникативный сбой в академической сфере общения.

3. В начале каждого аудиторного занятия преподавателю следует проводить тестирование аспирантов, состоящее из 10–15 вопросов на проверку понимания материалов, которые аспиранты изучили самостоятельно.

4. В ходе аудиторного занятия аспиранты обсуждают усвоенный материал, принимают активное участие в дискуссиях, решении сценариев, а также обсуждают размещенные в онлайн-ресурсе коммуникативные сценарии и выполняют ряд заданий, связанных с их решением. Данная работа предваряется ознакомлением учащихся с основными лексико-грамматическими конструкциями, стратегиями и тактиками речевого поведения, соответствующими целям и задачам занятия по конкретному сценарию. В процессе урока преподаватель не выступает в традиционной роли эксперта знаний, а направляет и корректирует речевую деятельность обучающихся, что способствует формированию у аспирантов привычки к самостоятельной коммуникации.

5. С целью повышения самоконтроля успешности выполнения сценария два последних занятия каждого семестра целесообразно проводить в помещениях симуляционного центра, где представленные аспирантами сценарии записываются на видео для дальнейшего совместного анализа с преподавателем.

Таким образом, в ходе реализации дисциплины «Иностранный язык» посредством интегрированной методики формирования КН мы, во-первых, совершенствуем КН обучающихся посредством самостоятельно выполняемых аспирантами упражнений в СДО Moodle и регулярного мониторинга и контроля их речевой деятельности на очном занятии; во-вторых, при анализе коммуникативного сценария на очном занятии, организованного по модели «перевернутый класс», формируем условия для определения коммуникативного сбоя, поиска способов его коррекции и продуцирования на иностранном языке ситуации, где эффективно решается та или иная коммуникативная задача.

Заключение

Для определения продуктивности и результативности разработанной нами методики мы проводили регулярный мониторинг по оценке эффективности обучения по модели «перевернутый класс» и обучения на основе сценариев, а также фиксировали изменения в уровне сформированности компонентов КК будущих работников высшей школы.

Система мониторинга и оценки, состоящая из оценочных листов, позволила определить правильность выполнения коммуникативных сценариев, включающую корректный выбор речевых стратегий и тактик, способов решения конфликта и точность лингвистического оформления высказываний.

Результаты исследования показали, что аспиранты, активно посещавшие занятия и своевременно выполнявшие задания на образовательной платформе, имели значительный прогресс в выполнении контрольных сценариев (от 48 % до 87 %), что доказывает эффективность предлагаемой методики.

Кроме того, по завершении курса нами было организовано анкетирование среди всех участников образовательного процесса для определения их уровня удовлетворенности результатами курса. Большая доля аспирантов (96 %) отметили значительную удовлетворенность результатами обучения. Весь профессорско-преподавательский состав кафедры, задействованный в процесс разработки и реализации курса на основе интегрированной методики, дал высокую оценку эффективности представляемой методики.

Однако не все преподаватели, принявшие участие в реализации курса, выразили готовность продолжить работать по предложенной методике. В ходе интервьюирования мы выявили следующие причины резистентности к работе по данной методике:

1) высокая времязатратность при подготовке к занятию по модели «перевернутый класс» и реализации сценария;

2) незнакомый подход к организации форм учебной работы;

3) неготовность к быстрой смене привычного («наработанного») формата собственной педагогической деятельности.

Вместе с тем негативные реакции на предлагаемый нами формат обучения составили достаточно малый процент (19 %) от общего количества профессорско-преподавательского состава кафедры иностранных языков. 100 % преподавателей отметили высокий интерес к новому формату педагогической деятельности, что позволяет судить о перспективности и эффективности разработанной нами методики.