Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

STONE MASTIC ASPHALT CONCRETE WITH STABILIZING CELLULAR CONTAINING ADDITIVE

Yastremskiy D.A. 1 Abaydullina T.N. 1 Kudyakov A.I. 2
1 Industrial University of Tyumen
2 Tomsk State University of Architecture and Civil Engineering
This article discusses the improvement of the physicomechanical properties of crushed stone-mastic asphalt concrete (SMA) due to the introduction of a complex stabilizing additive based on cellulose, which has a multifunctional effect on the asphalt concrete mix. The expediency of its development is shown. A complex stabilizing additive for SMA, including cellulose-containing fibers from waste paper, has been developed. The results of laboratory studies on the selection of the optimal composition of a stabilizing additive are given. It has been established that the additive consisting of fibers with a length of 0.8-2 mm in the amount of 90 %, crumb rubber with a diameter of 0.5 mm in the amount of 5 % and BND 90/130 bitumen – 5 %, allows to get crushed stone and mastic asphalt concrete with improved physical properties. – mechanical properties for ultimate compressive strength at 50 °C (12 %) and water saturation. A flow chart and a description of the production processes of the complex cellulose-containing stabilizing additive and SMA based on it are presented. The technical and economic evaluation of the cost of SchMA-20 with the developed additive per 1 ton of the mixture was carried out. It was established that the cost of 1 ton of SMA with the developed additive is reduced by 5.4 %, which amounts to 111.21 rub. for each ton of asphalt concrete at the current price level.
crushed stone-mastic asphalt concrete
cellulose-containing raw materials
composition and properties of stabilizing additive
technology of additive
technology of SMA with additive
technical and economic efficiency

На качество щебеночно-мастичного асфальтобетона (ЩМА) существенно влияют вид применяемых стабилизирующих добавок (СД), которые способствуют повышению адсорбции и увеличению толщины битумного слоя на поверхности минеральной части асфальтобетона, предотвращая сегрегацию и расслоение смеси в процессе кратковременного хранения и транспортирования материала к месту укладки в покрытие автомобильной дороги [1–3].

Вид и свойства применяемых стабилизирующих добавок, а также модифицированного асфальтобетона должны соответствовать требованиям ГОСТ и национальным стандартам [4, 5]. В нормативных документах отсутствуют требования к исходному сырью для производства СД. В настоящее время на российском строительном рынке предлагается много разновидностей СД для ЩМА, предназначенных для предотвращения стекания вяжущего. Однако, данные добавки не оказывают существенного влияния на основные физико-механические свойства асфальтобетона. Кроме того, они имеют необоснованно высокую стоимость [6, 7], а структурированные ими смеси обладают расслоением [8–10].

В связи с этим целью данной работы является разработка научно обоснованных составов комплексной стабилизирующей добавки на основе целлюлозосодержащего сырья из макулатуры, модифицированного этой добавкой щебеночно-мастичного асфальтобетона повышенного качества, а также технологического комплекса для их производства. Кроме того, необходимо разработать нормативный документ, разрешающий использование разработанной добавки в производстве ЩМА. Вопросами переработки макулатуры для получения целлюлозных волокон и стабилизирующих добавок на их основе занимались М.В. Севостьянов, Т.Н. Ильина, И.А. Кузнецова, А.В. Осокин, И.Г. Мартакова, М.В. Ванчаков, А.В. Кулешов, Г.Н. Коновалов, В.В. Ядыкина [11–13].

Материалы и методы исследования

Исходным сырьём для производства комплексной целлюлозосодержащей стабилизирующей добавки является макулатура группы А или группы Б по ГОСТ 10700 [14], резиновая крошка и битум. Добавка, изготовляемая из данного сырьевого материала, не должна содержать парафиновые углеводороды, а также полиэтилен, пластмассы, лаки, смолы. Поэтому поступающее на завод сырье проходит тщательный контроль на содержание вредных компонентов.

Технология производства комплексной целлюлозосодержащей стабилизирующей добавки для щебеночно-мастичного асфальтобетона представлена на рисунке.

jstrems1.tif

Технологический комплекс по производству комплексной целлюлозосодержащей стабилизирующей добавки для щебеночно-мастичного асфальтобетона

Технологический комплекс по производству комплексной целлюлозосодержащей стабилизирующей добавки состоит из трех основных блоков:

1) блок получения целлюлозных волокон необходимой длины и диаметра;

2) блок дозирования и смешения компонентов добавки;

3) блок гранулирования комплексной добавки.

Целлюлозосодержащее сырье (макулатура) проверяется по влажности, которая не должна превышать 8 %, а также из него вручную удаляется крупный мусор в виде плёнок, скотчей, пружин и т.д. Подготовленный к дальнейшей переработке материал отправляется на склад. Сырьё повышенной влажности направляется в сушильную камеру. Отсортированное сырьё вводится в шредер крупного помола 1, оборудованный магнитным сепаратором, который удерживает скрепки, булавки, пружины и т.д., сбрасывая их в бункер-накопитель металлических отходов 2, крупно измельчённый материал поступает на ленточный конвейер 3 и далее в рабочую камеру измельчения 4. В данной камере с помощью дисковой мельницы принудительного действия макулатура измельчается до волокон размером 0,8–2 мм. Полученное волокно пневматическим способом при помощи камерного компрессора 5 поднимается и загружается в бункер-накопитель 7, волокна размером менее 0,8 мм, потоком сжатого воздуха, поднимаются в циклон 6, где осаждаются и в дальнейшем утилизируются. Волокна размером свыше 2 мм продолжают разбиваться до необходимых размеров и распределяются аналогичным образом.

Из накопителя 7 целлюлозное волокно скребковым транспортёром 8 подаётся в смеситель 13. В смеситель же ленточным транспортёром 9 из расходного бункера 10 порционно дозируется резиновая крошка в количестве 5 % от массы целлюлозного волокна. Для непрерывной работы технологического комплекса, по окончании материала в расходном бункере, резиновая крошка подается из бункера-накопителя 11, параллельно загружается резиновой крошкой бункер 10. В качестве связующего применяется битум БНД 90/130 в количестве 5 %, разогретый до температуры 110 °С. Битум подаётся из емкости 12 насосом и через форсунки равномерно распределяется по поверхности волокна в момент перемешивания. В смесителе 13 все компоненты тщательно перемешиваются до однородного состояния в течение 2 мин. Готовая смесь выгружается на шнековый транспортёр закрытого типа 14, по которому поступает в аппарат гранулирования 15. В грануляторе волокно прессуется в цилиндрические гранулы диаметром 5 мм и длиной от 6 до 10 мм. Готовые гранулы в процессе приготовления разогреваются до 100 °С, поэтому далее они поступают в камеру термостабилизации 16, где с помощью вентиляторов охлаждаются до температуры 20 °С. Охлаждённые гранулы по лопастному элеватору 17 попадают в бункер-запасник 18, с роторным шлюзом-питателем. Готовая комплексная добавка порционно, через дозирующий шлюз выгружается на весы 19, где фасуется в мешки готовой продукции 20, массой по 500 кг.

Результаты исследования и их обсуждение

Для определения оптимального соотношения компонентов комплексной целлюлозосодержащей стабилизирующей добавки, обеспечивающей максимальное повышение качества ЩМА, готовили смесь различных составов, формовали стандартные образцы-цилиндры [15]. Для приготовленной ЩМАС определяли показатель стекания вяжущего, а у изготовленных стандартных образцов – среднюю плотность, водонасыщение и прочность при сжатии при 50 °С. Состав добавки и результаты определения физико-механических свойств ЩМА представлены в табл. 1.

Таблица 1

Состав комплексной добавки на основе целлюлозы и свойства ЩМА

п/п

Целлюлозосодержащий компонент, %

Резиновая крошка, %

Битум, %

Стекание, %

Средняя плотность, г/см3

Водонасыщение, %

Прочность образцов при 50 °С, МПа

1

97,0

3

0

0,09

2,41

2,45

0,99

2

96,0

4

0

0,09

2,42

2,45

1,10

3

95,0

5

0

0,10

2,42

2,41

1,30

4

94,0

6

0

0,10

2,42

2,41

1,40

5

97,0

0

3,0

0,09

2,40

2,17

0,98

6

96,5

0

3,5

0,09

2,40

2,09

1,00

7

96,0

0

4,0

0,09

2,40

2,01

1,01

8

95,5

0

4,5

0,09

2,40

1,89

1,04

9

95,0

0

5,0

0,10

2,40

1,83

1,04

10

94,5

0

5,5

0,10

2,40

1,74

1,09

11

94,0

0

6,0

0,12

2,40

1,69

1,08

12

94,0

3

3,0

0,11

2,41

1,94

1,28

13

93,5

3

3,5

0,11

2,41

1,92

1,28

14

93,0

3

4,0

0,12

2,41

1,9

1,36

15

92,5

3

4,5

0,12

2,41

1,85

1,48

16

92,0

3

5,0

0,13

2,41

1,81

1,52

17

91,5

3

5,5

0,13

2,41

1,79

1,53

18

91,0

3

6,0

0,15

2,41

1,72

1,53

19

93,0

4

3,0

0,10

2,42

1,78

1,52

20

92,5

4

3,5

0,10

2,42

1,73

1,60

21

92,0

4

4,0

0,11

2,42

1,66

1,66

22

91,5

4

4,5

0,11

2,42

1,65

1,68

23

91,0

4

5,0

0,11

2,42

1,64

1,70

24

90,5

4

5,5

0,12

2,42

1,64

1,70

25

90,0

4

6,0

0,13

2,42

1,62

1,69

26

92,0

5

3,0

0,11

2,42

1,71

1,68

27

91,5

5

3,5

0,11

2,42

1,67

1,70

28

91,0

5

4,0

0,11

2,42

1,67

1,70

29

90,5

5

4,5

0,12

2,42

1,65

1,71

30

90,0

5

5,0

0,12

2,42

1,64

1,73

31

89,5

5

5,5

0,13

2,42

1,64

1,72

32

89,0

5

6,0

0,13

2,42

1,59

1,71

33

91,0

6

3,0

0,12

2,42

1,81

1,65

34

90,5

6

3,5

0,13

2,42

1,81

1,66

35

90,0

6

4,0

0,13

2,42

1,77

1,68

36

89,5

6

4,5

0,14

2,42

1,76

1,69

37

89,0

6

5,0

0,14

2,42

1,71

1,69

38

88,5

6

5,5

0,14

2,42

1,71

1,70

39

88,0

6

6,0

0,14

2,42

1,69

1,70

Из табл. 1 следует, что оптимальным является следующий состав стабилизирующей добавки: волокна целлюлозосодержащего компонента длиной от 0,8 до 2 мм – 90 %, резиновая крошка диаметром 0,5 мм – 5 %, вязкий нефтяной дорожный битум марки БНД 90/130 – 5 %. Установлено, что прочность образцов ЩМА с разработанной комплексной стабилизирующей добавкой при температуре 50 0С выше на 12 %, по сравнению с аналогичными образцами, содержащими традиционную добавку на целлюлозной основе. Также отмечается снижение водонасыщения образцов ЩМА с разработанной комплексной целлюлозосодержащей стабилизирующей добавкой. Возможно, это объясняется уменьшением остаточной пористости и образованием новых пространственных связей в структуре асфальтобетона.

Технология приготовления щебеночно-мастичной асфальтобетонной смеси приведена в табл. 2.

Таблица 2

Технологические процессы приготовления ЩМА с комплексной целлюлозосодержащей стабилизирующей добавкой

Щебень, песок из отсева дробления

15 сек

       

Минеральный порошок

20 сек

 

Время смешения

Стабилизирующая добавка

 

5 сек

 

>53 сек

Битум

   

15 сек

   

«Мокрое» перемешивание

     

10 сек

 

Выгрузка

       

8 сек

Комплексная целлюлозосодержащая стабилизирующая добавка вводится в смеситель асфальтосмесительной установки на разогретый каменный материал вместе с минеральным порошком, производится «сухое» перемешивание в смесителях принудительного действия в течение 20 с. За 5 с гранулы добавки контактируют с разогретым инертным материалом и лопастями смесителя, за счёт чего распускаются на отдельные волокна и равномерно распределяются в объеме смеси. После «сухого» перемешивания вводится органическое вяжущее, которое в течение 10 с интенсивно перемешивается до полного обволакивания минеральной части битумом.

Технико-экономическая оценка разработанной комплексной целлюлозосодержащей стабилизирующей добавки в сравнении с традиционно применяемым импортным аналогом в базисном уровне цен 2001 г. приведена на примере расчета стоимости 1 т ЩМА.

Как следует из расчётов, приведённых в табл. 3, стоимость 1 т ЩМАС-20 с применением комплексной стабилизирующей добавки в базисном уровне цен (по состоянию на 01.01.2001) по сравнению с традиционно применяемой добавкой на основе целлюлозы ниже на 5,4 % или на 13,73 руб. В текущем уровне цен (по состоянию на 4-й квартал 2018 г.) для юга Тюменской области экономия составит 111,21 руб. за каждую тонну асфальтобетона.

Таблица 3

Технико-экономическая оценка ЩМА с различными СД

Наименование компонента

Содержание компонентов в ЩМА-20, %

Объём по массе, кг

Стоимость, руб.

Viatop

КСД

Щебень

73

690

93,78

93,78

Песок из отсева дробления

16

151

25,98

25,98

Минеральный порошок

11

103

13,70

13,70

Стабилизирующая добавка

0,4

4

26,22

12,49

Битум

5,5

52

93,05

93,05

ИТОГО

105,9

1000

252,73

239,0

Выводы

1. При введении в ЩМА комплексной целлюлозосодержащей стабилизирующей добавки, состоящей на 90 % из целлюлозного волокна размером 0,8–2 мм, 5 % резиновой крошки диаметром 0,5 мм и 5 % битума БНД 90/130, повышается предел прочности на сжатие при 50 °С на 12 %, снижается водонасыщение на 11 % и стекание битума с зерен заполнителя минеральной части на 20 %.

2. Себестоимость 1 т щебеночно-мастичного асфальтобетона с разработанной комплексной целлюлозосодержащей стабилизирующей добавкой снижается на 5,4 %, что составляет 111,21 руб. с каждой тонны выпущенной щебеночно-мастичной асфальтобетонной смеси в текущем уровне цен (по состоянию на 4-й квартал 2018 г.), без учёта экономии за счёт увеличения срока службы дорожного покрытия и межремонтных сроков.