Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,021

PROFESSIONAL COMPETENCIES’ DEVELOPMENT MANAGEMENT OF THE TEACHERS WORKING WITH STUDENTS WITH DISABILITIES

Ilina A.V. 1
1 Chelyabinsk Institute for Retraining and Advanced Training of Educators
В статье рассматриваются вопросы управления развитием профессиональных компетенций педагогических работников, работающих с учащимися с ограниченными возможностями здоровья. Данный аспект имеет существенное значение в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Автор статьи обосновывает необходимость создания на региональном уровне единого пространства обмена знаниями. Оно позволяет осуществлять адресную поддержку руководителей и педагогов по разрешению затруднений, возникающих у них в ходе обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Одной из задач рассматриваемого пространства является стимулирование работников образования к собственному профессиональному росту. При этом архитектоника данного пространства позволяет аккумулировать в областной образовательной системе различные взгляды на научно-методическое сопровождение руководителей и педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Центральную позицию в данной системе взглядов занимает понятие «развитие профессиональных компетенций» и собственно управление данным развитием на территории Челябинской области. Автор акцентирует внимание на том, что управление развитием профессиональных компетенций руководящих и педагогических работников в региональной образовательной системе может осуществляться каскадно. При этом субъекты управления имеют большую степень свободы в части установления взаимодействия друг с другом, что имеет принципиальное значение в контексте развития их профессиональных компетенций.
The article deals with the issues of the professional competencies’ development management of pedagogical workers who are working with students with disabilities. This aspect is of great importance in the context of the implementation of federal state educational standards of general education. The author of the article justifies the need to create a single space for the exchange of knowledge at the regional level. It allows carrying out a targeted support of managers and teachers in resolving their difficulties encountered during the training and education of children with disabilities. One of the objectives of the space under consideration is to stimulate educators to their own professional growth. At the same time, the architectonics of this space makes it possible to accumulate in the regional educational system different views on the scientific and methodological support of leaders and teachers working with children with disabilities. The central position in this system of views is the concept of «professional competencies’ development» and actually this development management in the territory of the Chelyabinsk region. The author focuses attention on the fact that the professional competencies’ development management of leading and pedagogical workers in the regional educational system can be cascaded. At the same time, the subjects of management have a greater degree of freedom in terms of establishing interaction with each other, which is of fundamental importance in the context of the development of their professional competencies.
professional competencies
pedagogical workers
additional vocational education
professional competencies’ development management
students with disabilitiesУДК 376.112.4

В условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования пристальное внимание уделяется развитию профессиональных компетенций руководителей и педагогов образовательных организаций, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Проведенный анализ образовательной системы Челябинской области позволил выделить ряд противоречий социально-педагогического, научно-педагогического, научно-методического и психологического планов, важных с точки зрения управления развитием профессиональных компетенций педагогических работников. В частности, нами выделены следующие проблемы:

– недооценка руководителями образовательных организаций потенциала научно-методического сопровождения и поддержки педагогических работников по реализации ими трудовых функций в соответствии с профессиональными стандартами;

– недостаточный опыт осуществления педагогами и воспитателями коррекционно-развивающей деятельности, обусловленный отсутствием системных психолого-педагогических знаний об особенностях обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ, о специфике инклюзивного образования;

– недооценка руководителями образовательных организаций роли педагогических работников, родителей (законных представителей) в формировании толерантной среды по отношению к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.

Специфика деятельности руководителей и педагогов, работающих с учащимися с ОВЗ, учтена нами при определении структуры понятия «профессиональная компетентность руководящих и педагогических работников» [1; 2] (рис. 1).

il1.wmf

Рис. 1. Структура понятия «профессиональная компетентность руководящих и педагогических работников»

В частности, учитывая традиционное понимание профессиональной компетентности как единства теоретической и практической готовности педагогического работника к осуществлению педагогической деятельности [1], следует рассматривать её как интеграцию профессиональных компетенций различной природы (знаний, умений, обобщенных способов профессиональных действий и профессионально важных личностных качеств).

Соответственно, развитие профессиональных компетенций руководителей и педагогических работников [3], осуществляющих обучение и воспитание учащихся с ограниченными возможностями здоровья, представляет собой целенаправленный процесс и результат количественных и качественных изменений в знаниях, умениях, обобщенных способах профессиональных действий и профессионально важных личностных качествах, происходящих под действием определённых средств и / или специально организованных условий.

Говоря об особенностях управления на региональном уровне развитием профессиональных компетенций руководителей и педагогических работников, целесообразно определить, что мы понимаем под данным термином.

В литературе управление рассматривается как целенаправленный и постоянный процесс воздействия субъекта управления на объект управления. При этом в качестве атрибутивных признаков данного понятия выступают:

1) наличие элементов: субъекта управления и объекта управления;

2) осуществляется в условиях совместной деятельности людей и их общностей;

3) характеризуется направленностью на достижение конкретной цели, воплощение которой отражено в определенных результатах;

4) представляется в виде целостной организованной системы действий;

5) связано с упорядочением воздействий;

6) обеспечивается системой определенных средств / условий.

Указанные позиции позволяют утверждать, что управление развитием профессиональных компетенций руководителей и педагогов, работающих с учащимися с ОВЗ, может быть осуществлено при условии создания такого пространства обмена знаниями, которое позволило бы осуществлять их адресную поддержку по разрешению возникающих затруднений и удовлетворению потребностей и, соответственно, стимулировало бы их к собственному профессиональному росту [4].

Системообразующим фактором такой работы являются требования профессиональных стандартов. Исходя из этого, модель управления развитием профессиональных компетенций руководителей и педагогов, работающих с учащимися с ограниченными возможностями здоровья (далее – модель), представляет собой совокупность четырех взаимосвязанных и взаимообусловленных блоков (целевого, организационно-процессуального, деятельностного и результативного).

Целевой блок модели определяет цель, задачи и планируемые результаты ее реализации на региональном уровне. В частности, как было отмечено ранее, генеральной линией выступает создание пространства обмена знаниями, обеспечивающего адресную поддержку руководителей и педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, и мотивирующего их на управление собственным профессиональным ростом [5–7].

Организационно-процессуальный блок модели представлен механизмами ее реализации и описанием системы управления. Механизмы реализации представляют собой инструменты организации эффективного исполнения мероприятий, составляющих содержательную основу модели и представленных в деятельностном блоке, а также контроля достижения ожидаемых результатов. К таким инструментам в рамках модели отнесены:

комплексная мотивационная среда, позволяющая обеспечить адресность развития профессиональных компетенций руководителей и педагогов образовательных организаций, осуществляющих реализацию адаптированных основных общеобразовательных программ различных уровней образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, в ходе проведения для них инновационных конкурсов, обучающих и консультационных мероприятий, тьюторского сопровождения, осуществляемых в онлайн- и офлайн-режимах и др.

Выделение указанного механизма обусловлено, например, наличием в региональной системе общего образования практики проведения конкурсов инновационных проектов («Современные образовательные технологии», «Новой школе – новые стандарты», «Обучение без границ» и др.). Кроме того, в регионе функционирует семь ресурсных центров по вопросам инклюзивного образования, созданных на базе образовательных организаций Челябинской области, кадровый потенциал которых позволяет осуществлять консалтинговую деятельность и тьюторское сопровождение педагогов и школьных команд образовательных организаций по вопросам образования детей с ОВЗ;

инновационная направленность профессиональной деятельности руководителей образовательных организаций и педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, что позволяет обеспечить их вовлечение в совместную инновационную деятельность.

Содержательное наполнение данного механизма проявляется в реализации региональных научно-прикладных проектов, сущность и содержание которых отражено нами ранее в ряде публикаций. Иной содержательной линией является разработка продуктов совместной инновационной деятельности муниципальных (субмуниципальных) и / или школьных команд (например, разработка дополнительных общеразвивающих программ различных направленностей, дополнительных профессиональных программ в соответствии с положениями профессиональных стандартов [8]), а также представление продуктов инновационной деятельности широкому кругу потребителей, в том числе с использованием потенциала телекоммуникационной сети Интернет;

сетевое взаимодействие при проектировании, разработке, апробации или внедрении продуктов инновационной деятельности, организации и проведении различного рода мероприятий для участников отношений в сфере образования в онлайн- и офлайн-режимах. Данный механизм обеспечивает аккумулирование кадровых, программно-методических, интеллектуальных, временных ресурсов не только для решения актуальных проблем образования детей с ограниченными возможностями здоровья, но и для разрешения возникающих у руководителей и педагогов затруднений, а также для удовлетворения их профессиональных потребностей;

информирование участников отношений в сфере образования о ходе и результатах реализации модели, что обеспечит реализацию тезиса о том, что система общего образования должна функционировать на основе принципа открытости [9].

Особенностью реализуемой на территории Челябинской области модели является то, что управление развитием профессиональных компетенций руководящих и педагогических работников осуществляется каскадно. Отметим, что подобного рода представление рассматриваемого процесса позволяет визуализировать сложную систему в виде последовательности менее сложных подсистем, соединенных между собой по принципу обратной связи (рис. 2).

il2.wmf

Рис. 2. Схема управления развитием профессиональных компетенций руководителей и педагогов: ДПП – дополнительные профессиональные программы (повышения квалификации, профессиональной переподготовки), реализуемые на территории Челябинской области; НПП – научно-прикладные проекты; УОn – органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (или их структурные подразделения); ООn – образовательные организации

Каскадный принцип управления развитием профессиональных компетенций руководителей и педагогов позволяет выделить три уровня, на которых осуществляется управление.

Региональный уровень, задача которого трансформировать ключевые цели образования детей с ограниченными возможностями здоровья в вектор развития профессиональных компетенций руководителей и педагогов. Направление данного вектора определяет конечную точку – достижение индикативных показателей развития образования Челябинской области по рассматриваемому направлению деятельности.

Еще раз отметим, что в рассматриваемом аспекте необходимым условием реализации модели является создание пространства обмена знаниями. Оно представляет собой совокупность краткосрочных обучающих, информационно-методических, научных и консалтинговых мероприятий (вебинаров, семинаров, практикумов и пр.), организуемых управляющей подсистемой при взаимодействии с субъектами управляемой подсистемы, в ходе которых осуществляется тьюторское сопровождение муниципальных (субмуниципальных) и / или школьных команд участников, в том числе с использованием интерактивных площадок.

Основаниями для представленного понимания управления в части развития профессиональных компетенций руководителей и педагогов образовательных организаций, осуществляющих реализацию адаптированных основных общеобразовательных программ различных уровней образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, являются:

1) реализация на территории Челябинской области системы дополнительных профессиональных программ, что позволяет совершенствовать профессиональные компетенции руководителей и педагогов образовательных организаций, работающих с детьми с ОВЗ, в условиях меняющегося законодательства;

2) наличие системы научно-методического сопровождения педагогических работников в части реализации программ курсов внеурочной деятельности и дополнительных общеобразовательных программ для детей с ОВЗ;

3) наличие системы изучения, обобщения и распространения эффективного опыта внедрения инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях Челябинской области;

4) наличие информационной среды научно-методического сопровождения обучения детей с ОВЗ.

Муниципальный уровень управления представляет собой уровень, на котором осуществляется превентивная деятельность по достижению индикативных показателей развития образования Челябинской области по вопросам образования учащихся с ОВЗ и обеспечивается оперативный контроль их достижения. Кроме этого, именно на этом уровне в соответствии с определёнными законодательством полномочиями происходит декомпозиция целевых показателей в установки в отношении необходимости развития определенного рода профессиональных компетенций у руководителей и педагогов. Данные установки определяются, прежде всего, на основе имеющихся в муниципальных образованиях ресурсов. При этом неотъемлемым элементом является возможность использования субъектами управления данного уровня ресурсов созданного на региональном уровне пространства обмена знаниями.

Институциональный уровень управления рассматривается как уровень использования и предоставления ресурсов, которые могут быть востребованы руководителями и педагогами образовательных организаций, работающих с учащимися с ОВЗ. При этом, безусловно, субъекты управления данного уровня имеют возможность непосредственно взаимодействовать друг с другом и субъектами иных уровней, что обеспечивает достижение индикативных показателей развития образования Челябинской области по вопросам образования учащихся с ОВЗ.

Акцентируем внимание на том, что субъекты управления (представители органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования; руководители и педагогические работники образовательных организаций) в каждом из описанных выше уровней имеют большую степень свободы в части установления взаимодействия друг с другом (рис. 2).

Каскадный подход к управлению развитием профессиональных компетенций руководящих и руководителей и педагогических работников, осуществляющих реализацию адаптированных основных общеобразовательных программ различных уровней образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, также отражен в деятельностном блоке модели. Указанный блок представляет собой перечень мероприятий по решению поставленных на трех уровнях управления (региональном, муниципальном и институциональном) задач.

Результативный блок модели отражен в интегративном результате ее реализации сформированности готовности руководителей образовательных организаций и педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, к осуществлению профессиональной деятельности в соответствии с требованиями профессиональных стандартов. Достижение указанного результата осуществляется в условиях как расширения практики обобщения эффективного педагогического опыта образования детей с ОВЗ, а также распространения и представления продуктов инновационной деятельности образовательных организаций, в том числе с использованием потенциала телекоммуникационной сети Интернет; так и расширения спектра научных, информационно-консультационных и образовательных мероприятий для участников отношений в сфере образования, имеющих ярко выраженную практико-ориентированную направленность, в том числе по вопросам распространения идей и социальных образцов толерантного отношения к детям с ОВЗ в системе образования, психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей), организованных в онлайн- и офлайн-режимах.

Таким образом, сформированная на региональном уровне на основе современных психолого-педагогических теорий система взглядов на научно-методическое сопровождение педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, являясь источником развития профессиональных компетенций педагогических работников, позволяет как включить педагогов в управление собственным профессиональным ростом, так и осуществить адресную поддержку педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья.