Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

TECHNOLOGY INVOLVEMENT OF TEACHERS IN INNOVATIVE ACTIVITY: THE TECHNOLOGY OF FORMATION OF PERSONAL-PROFESSIONAL RESOURCES

Filchenkova I.F. 1
1 Nizhniy Novgorod State Pedagogical University
One of the key aspects of modernization of higher education include the involvement of teachers in innovative activities. It is important to pay attention to the technological component of this process. It focuses on controllability of the processes under consideration. The article discusses one of the methods of involving teachers in innovation technology of formation of personal and professional resources. The technology involvement of teachers in innovative activities refers to the procedural system achieve the result of the engagement. The technology of formation of personal-professional resources should include the mastery of the teachers knowledge, methods, means innovation, gaining experience innovative and reflective activities, the formation of personal qualities contributing to the success of innovation activities. The paper gives a description of the approaches and principles that underpin this technology. The aim and its objectives. Describes the content of the technologies (methods, forms, means), the conditions of implementation of the technology, the projected result, a measurement (evaluation) of the result.
technology of involvement
innovation
personal and professional resources
educational product
active learning methods
reflection

Модернизация высшего образования обуславливает необходимость пересмотра теоретико-методологических основ и внедрение инноваций. Моделируя вовлечение преподавателей в инновационную деятельность как педагогическую систему, важно обратить внимание на технологический компонент данного процесса. Технологический компонент системы раскрывает ее технологический аспект, ориентирует на управляемость рассматриваемых процессов [4, 5].

Технология вовлечения преподавателей в инновационную деятельность, направленная на формирование личностно-профессиональных качеств, основана на личностно-ориентированном, ресурсном и синергетическом подходах, которые позволяют учитывать связи между управлением ресурсами вуза и развитием инновационного потенциала преподавателей, между механизмами субъект-субъектного взаимодействия в процессе преодоления барьеров. Указанным закономерностям соответствуют принципы активизации инновационного потенциала преподавателя в инновационной среде вуза и принципы профессионального самосовершенствования (принцип развития (саморазвития), принцип самодеятельности и принцип рефлексии).

Теоретико-эмпирическое исследование Л.М. Митиной показало необходимость целенаправленного личностного и профессионального развития человека в условиях непрерывного образования. В основе непрерывного образования автор рассматривает принцип саморазвития, позволяющий личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования и обусловливающий стратегию инновационной деятельности и гуманистического образа жизни. Процесс перевода знаний в действия происходит на основе рефлексивной деятельности, самоанализа, отражающего профессионально значимые качества личности во всем объеме субъективных характеристик.

В соответствии со структурой инновационного потенциала личности система инновационных знаний, умений, компетенций и опыта составляет инновационную компетентность преподавателя, а совокупность личностных качеств – инновационную креативность. Это определяет цель рассматриваемой нами технологии.

Цель технологии формирования личностно-профессиональных ресурсов мы можем сформулировать следующим образом: создание оптимальных условий для формирования инновационной компетентности и инновационной креативности преподавателей вуза.

Исходя из структуры инновационного потенциала, мы определим задачи, конкретизирующие сформулированную цель:

1 – создание условий для овладения преподавателями современными знаниями, способами и средствами инновационной деятельности, а также для развития личностных качеств, способствующих эффективной инновационной деятельности;

2 – создание условий для приобретения преподавателями опыта инновационной деятельности;

3 – создание условий для формирования рефлексивной деятельности преподавателей.

Достижение цели обеспечивается содержанием технологии формирования личностно-профессиональных ресурсов, которое должно предусматривать непрерывное образование преподавателей в различных формах: семинары, тренинги, курсы повышения квалификации. Однако только обучение не способствует цели. Субъект инновационной деятельности должен получить образцы выполнения этой деятельности. Наиболее эффективным способом получения таких образцов является проектирование преподавателем новых образовательных продуктов. В маркетинге понятие «образовательный продукт» рассматривается как специфическая форма образовательного товара, который способен удовлетворить потребность субъекта образовательной деятельности, связанную с формированием необходимых ему личных и профессиональных компетенций. Разработка инновационных образовательных продуктов, как отмечает А.П. Панктрухин, является частью инновационной стратегии страны. Связь инноваций с разработкой новых образовательных продуктов отмечают Д.И. Воронин, С.Н. Каштанова, Э.К. Самерханова [2]. Интересна точка зрения А.А. Ченцова, определяющего образовательный продукт как результат научно-педагогического труда. Близко к этому понимание инновационного продукта в маркетинге – это результат умственного труда, востребованного потребителем. Многогранность и интегративность понятия «образовательный продукт», включающего в себя характеристики различных наук, отмечает Л.В. Журавлева. Определяя инновационные образовательные продукты как результат научно-педагогической, научно-исследовательской или инновационной деятельности преподавателей, который, с одной стороны – востребован в образовании и, с другой стороны – формирует субъекта этой деятельности [3]. Важным для нас с точки зрения задач рассматриваемой технологии является формирующий аспект проектирования инновационных образовательных продуктов.

Также важным для получения опыта осуществления инновационной деятельности и опыта работы в команде является участие преподавателей в инновационных проектах вуза.

Современная ориентация образования на формирование компетенций предполагает, что субъект образования может проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность. Ставя задачу не только овладения преподавателями современными знаниями, способами и средствами инновационной деятельности, но развития у них личностных качеств, способствующих эффективной инновационной деятельности, мы говорим, что это возможно при условии использования активных и интерактивных методов обучения преподавателей.

Активные методы рассматривали в своих исследованиях В.Н. Кругликов, В.А. Сластенин, А.А. Вербицкий и др. При использовании активных методов обучения деятельность обучающихся носит продуктивный, творческий, поисковый характер, что способствует формированию инновационной креативности обучающихся [1].

Широко используемые в последнее время в теории и практике образования интерактивные методы имеют ведущей характеристикой понятие «взаимодействие». Интерактивные методы можно рассматривать как способы усиленной целенаправленной деятельности педагога и обучающихся по организации взаимодействия между собой и межсубъектного взаимодействия всех участников педагогического процесса для создания оптимальных условий развития.

Интерактивное взаимодействие – это процесс совместной коммуникации субъектов образовательной деятельности, характерной особенностью которой является пространственно-временное соучастие данных субъектов. Всё это создаёт предпосылки для постановки конкретных целей, предвосхищение результата деятельности, способствующего самореализации каждого участника процесса, возникновению межличностных отношений.

Применительно к обучению преподавателей интерактивное взаимодействие – это активное взаимодействие субъектов образовательной деятельности с постоянной сменой форм и способов коммуникации. Это необходимо для оптимизации моделей поведения участников образовательного процесса [4].

Таким образом, применение активных и интерактивных форм обучения преподавателей по проектированию инновационной деятельности позволяет решать задачи профессионального и личностного развития.

Формы, с помощью которых может быть реализована технология:

– курсы повышения квалификации,

– семинары: научно-практические и научно-методические семинары, тренинг-семинары,

– вебинары,

– индивидуальные консультации.

Средства реализации технологии:

– веб-сервисы,

– учебные, учебно-методические и иные пособия,

– электронные образовательные ресурсы.

Для решения второй задачи технологии наиболее эффективным будет метод проектов. Этот метод, разрабатываемый в начале ХХ века Дж. Дьюи, У.Х. Килпатриком, Э. Коллингсом, С.Т. Шацким, В.Н. Шульгиным, М.В. Крупениным и др., первоначально применялся при обучении школьников. Он требует практического употребления теоретических знаний при решении конкретных задач или проблем в совместной деятельности учащихся (В.В. Гузеев, Л.Б. Прокофьева) и активно используется во многих странах не только в школах, но и в ссузах, вузах. Метод проектов может быть применен и к формированию профессионально-личностных ресурсов в вузе.

Формой при этом является проектная деятельность преподавателей, академическая мобильность преподавателей, средствами – рабочие совещания, проектные сессии.

Для решения поставленных задач рассматриваемой нами технологии применяются рефлексивные методы.

Рефлексия как метакомпетентность подразумевает способность применять ранее освоенные навыки в любых новых ситуациях, при этом постоянно расширять сферу профессиональных навыков с учетом новых технологий [6].

В профессиональной деятельности преподавателя вуза можно выделить несколько видов рефлексии по классификации И.Н. Семенова, С.Д. Степанова, А.В. Карпова, определяющих уровень профессиональной компетентности:

– интеллектуальную, направленную на осмысление совершаемого субъектом действия в содержании проблемной ситуации;

– личностную, направленную на критическое осмысление себя и других как субъектов деятельности;

– коммуникативную, связанную с переосмыслением представлений о внутреннем мире другого человека;

– деятельностную, направленную на переосмысление собственной деятельности и коллективного взаимодействия.

Развитие данных видов рефлексии имеет важное значение для успешной профессиональной деятельности преподавателя вуза, включая и инновационную деятельность.

В рефлексивной психологии принято выделять две группы методов развития рефлексии:

– рефлексивно-игровые методы развития (инновационные, организационно-деятельностные, организационно-мыслительные и организационно-обучающие игры);

– различные виды социально-психологического тренинга.

Игровые рефлексивные методы способствуют осознанности ценностей, смыслов, форм и средств самореализации и саморазвития, дают возможность найти или выработать собственный способ жизнетворчества. Как метод развития рефлексивных способностей социально-психологический тренинг используется для формирования коммуникативной рефлексии.

Тогда формами реализации технологии с учетом выбранных методов будут:

– дискуссии,

– рефлексивные игры,

– семинары,

– индивидуальное консультирование,

– тренинги.

В качестве средств реализации технологии с учетом применения рефлексивных методов определим: диагностические карты, on-line опросы, дневники (журналы) рефлексии, игротехники.

Условия:

– наличие системы планирования и организации повышения квалификации преподавателей с учетом потребностей профессионального и личностного роста;

– участие преподавателей в инновационных проектах;

– наличие возможности академической мобильности преподавателей;

– наличие возможности самооценки профессиональных затруднений.

Результат:

– повышение уровня инновационной продуктивности преподавателей вуза.

На наш взгляд, формирование инновационной компетентности и инновационной креативности позволяет преодолеть структурно-информационный барьер инновационной деятельности в фазе программирования и предметно-образовательный барьер – в фазе реализации программы (в соответствии с динамической структурой деятельности Р.Х. Шакурова).

Средства измерения:

– Диагностическая карта оценки барьеров инновационной деятельности.

– Анализ публикационной активности (по индексу Хирша).

– Матрица самооценки выбора инновационных продуктов.

Структуру технологии формирования личностно-профессиональных ресурсов представим в таблице.

Структура технологии формирования личностно-профессиональных ресурсов

Закономерности:

– существуют устойчивые связи между механизмами субъект-субъектного взаимодействия в процессе преодоления барьеров инновационной деятельности;

– существует взаимосвязь между управлением ресурсами вуза и развитием инновационного потенциала преподавателя

Подходы:

Личностно-ориентированный

Ресурсный

Цель:

создание оптимальных условий для формирования инновационной компетентности и инновационной креативности преподавателей вуза

Принцип:

Принципы профессионального самосовершенствования

Принцип активизации инновационного потенциала преподавателя в инновационной среде вуза

Задачи

Содержание

Методы

Формы

Средства

1 – создание условий для овладения преподавателями современными знаниями, способами и средствами инновационной деятельности, а также для развития личностных качеств, способствующих эффективной инновационной деятельности

Методы активного и интерактивного обучения

– курсы повышения квалификации,

– семинары: научно-практические и научно-методические семинары, тренинг-семинары,

– вебинары,

– индивидуальные консультации

– веб-сервисы;

– учебные, учебно-методические и иные пособия;

– электронные образовательные ресурсы

2 – создание условий для приобретения преподавателями опыта инновационной деятельности

Метод проектов

– проектная деятельность преподавателей, – академическая мобильность преподавателей

– рабочие совещания,

– проектные сессии

3 – создание условий для формирования рефлексивной деятельности преподавателей

Рефлексивные методы

– дискуссии,

– рефлексивные игры,

– семинары,

– индивидуальное консультирование

– тренинги

– диагностические карты,

– онлайн-опросы,

– дневники (журналы) рефлексии,

– игротехники

Результат:

повышение уровня инновационной продуктивности преподавателей вуза

Средства измерения:

– Диагностическая карта оценки барьеров инновационной деятельности.

– Анализ публикационной активности (по индексу Хирша).

– Матрица самооценки выбора инновационных продуктов

Таким образом, технология формирования личностно-профессиональных ресурсов предусматривает овладение преподавателями вуза знаниями, способами, средствами инновационной деятельности, получение опыта инновационной и рефлексивной деятельности, формирование личностных качеств, способствующих успешности инновационной деятельности. Представленная в тексте статьи технология позволяет создать оптимальные условия формирования инновационной компетентности и инновационной креативности преподавателей вуза.