Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE USE OF INNOVATIVE APPROACHES THE ORGANIZATION OF VOLUNTEER ACTIVITIES IN THE UNIVERSITIES OF MODERN RUSSIA

Kiselevа I.N. 1
1 Stavropol State Medical University
The article discusses the social aspects of volunteering, reveals and analyzes its essence in the context of social, professional, humanistic development and socialization of young people. The history of the origin and development of the volunteer movement in Russia and its impact on moral education. Reveals and analyzes the nature of volunteering in modern Russian society from the point of view of solving social problems. Special attention is paid to the development of the Institute of volunteering in educational institutions of higher and secondary professional education as key to improving social and civil activity of students. Volunteering can be not only a way of expression of grant aid society, but also a guide that promotes honour, patriotism and humanity. Underscores the importance of programs of development of youth volunteer movement taking into account the specifics of the future professional activities of graduates of medical University.
volunteering
civic engagement
socialization
youth environment
humanistic values
social worker
charity
cooperation
and educational potential

Волонтерское движение в России существовало с древних времен и изначально было связано с деятельностью русской православной церкви. Со временем стирались религиозные, расовые, возрастные, классовые и имущественные границы. С начала XVIII века волонтерскую деятельность в России стали патронировать члены императорской фамилии, во время русско-турецкой войны, когда монахини стали первыми сёстрами милосердия, добровольчество стало массовым общественным явлением. К началу Первой мировой войны добровольческое движение распространилось среди женщин-волонтёров и за рубежом.

Во всём мире с 1985 г. отмечается Всемирный день молодёжного служения. В России этот праздник получил название Весенней недели добра и отмечается с 2000 г. 2001 год был провозглашён Генеральной Ассамблеей ООН Международным годом добровольцев.

В современной России воссоздание традиций волонтерской деятельности сдерживается инертностью общества, отсутствием необходимых гражданских инициатив и низким уровнем вовлеченности молодых граждан в добровольческую деятельность. По оценке экспертов в регионах России только около пяти процентов молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет принимают участие в волонтерском движении. Причем наиболее притягательными для них являются различные имиджевые международные мероприятия, такие как Универсиада в г. Казани, зимняя Олимпиада в г. Сочи, Кубок Конфедераций, различные общероссийские конкурсные, форумные и концертно-спортивные мероприятия.

В то же время волонтерство (фр. – добровольность) – это, прежде всего, добровольное принятие обязанностей по оказанию безвозмездной социальной помощи, услуг, патронажа над инвалидами, больными и престарелыми, а также лицами и социальными группами населения, оказывающимися в сложных жизненных условиях [1].

В последнее время в России наблюдается всплеск интереса к волонтерству, оно становится всё более популярным в молодёжной среде в связи с растущим числом именно социальных проблем, в решении которых при современной экономической ситуации волонтеры незаменимы. Проблема заключается в том, что волонтерская работа молодежи в своем большинстве носит стихийный характер, а сама волонтерская деятельность рассматривается прежде всего как обслуживающая. Это предопределяет необходимость поиска и использование новых подходов и форм к подготовке волонтеров, прежде всего, в среде студенческой молодежи и вовлечению ее в добровольческую деятельность.

По мнению И.А. Медведева [2], «добровольческое движение», в работе с молодёжью в системе высшего профессионального образования представляет собой:

? инструменты наработки у студентов разнообразных социальных компетенций, способствующих адаптации молодёжи на современном рынке труда;

? формы активизации традиционных практических занятий, посредством вовлечения студентов в добровольческую деятельность;

? метод реализации государственной политики в сфере воспитания молодёжи;

? инструменты развития коммуникации государства и общества».

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, содействие развитию и распространению добровольческой деятельности (волонтерства) отнесено к числу приоритетных направлений социальной и молодежной политики. С целью выявления предпочтительных направлений волонтерства в 2015 г. Государственным учреждением «Комплексный центр комплексного обслуживания населения» было проведено анкетирование активных молодых людей, уже имеющих опыт добровольческой деятельности. На вопрос, какая из сфер добровольческой деятельности им наиболее близка, наибольшее количество молодых людей (33 % опрошенных) ответило «спортивное волонтерство», на втором месте – донорское движение (23 %), на третьем – сервисное добровольчество (20 % респондентов). Помощь бездомным животным (10 % опрошенных), социальное служение (7 % респондентов) и профессиональное добровольчество (7 %) не были столь популярны в молодежной среде [3].

Важнейшей основой социально-медицинской и медико-социальной работы являются фундаментальные гуманистические ценности. Как субъект профессиональной деятельности работники медицинских организаций и социальных служб являются их носителями. Это, в частности, закреплено и в Федеральном государственном образовательном стандарте направления подготовки «Социальная работа» в разделе «Виды профессиональной деятельности» (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 января 2016 г. № 8).

От того, насколько будущие специалисты разделяют эти ценности, во многом зависит эффективность их повседневной деятельности. В этой связи, по нашему мнению, формирование гуманистических и на их основе профессионально-личностных ценностных ориентаций – одна из важнейших задач системы качественной подготовки будущих социальных и медицинских работников в высшем учебном заведении. В процессе приобретения знаний, навыков и умений для успешного осуществления конкретного вида профессиональной деятельности необходимо сформировать у будущих специалистов именно социально-профессиональные качества, глубокие убеждения, мировоззренческие позиции и ценностные ориентации для их профессиональной социализации.

Профессиональная социализация включает совокупность социальных и педагогических процессов, в разной степени регулируемых и позволяющих будущим специалистам, готовящимся к осуществлению деятельности в сфере здравоохранения и социальной защиты населения, усваивать систему установок, норм и ценностей, соответствующих осваиваемой профессии. В то же время профессиональная социализация – это развитие и самореализация молодых людей в процессе усвоения и воспроизводства профессиональной культуры, которая наряду с профессиональными знаниями, умениями, опытом творческой деятельности в профессиональной сфере включает совокупность норм поведения и взаимоотношений, определенную систему ценностей, соответствующих назначению и смыслу профессии [4].

Одной из основных целей государственной молодежной политики является наиболее эффективное использование потенциала молодежного волонтерского движения для решения социальных проблем современного российского общества. В то же время волонтерство также является и одним из самых эффективных методов формирования и развития жизненных навыков, социализации, самореализации и самоактуализации студенческой молодежи. Должным образом организованная в процессе обучения волонтерская деятельность создает необходимые условия для активного участия молодежи в жизни общества.

В контексте проводимого исследования проблемы, сдерживающие развитие волонтерского движения среди молодежи, условно представлены в виде неких барьеров: правовых; государственных; социально-психологических; технологических [1].

По нашему мнению, в их составе следует особо выделять следующие ключевые группы: отсутствие необходимого свода правил и обязанностей, кодекса добровольцев, регулирующего взаимоотношения между субъектами и объектами добровольчества; низкий уровень взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления; распространение среди подрастающего поколения иждивенческих настроений, социальная апатия, низкая социальная активность и отсутствие интереса к социально-политической и общественной жизни страны; обучение основам социального проектирования, взаимодействию и командообразованию, развитие лидерских качеств активистов молодежного движения, овладения технологиями мотивирования участия в добровольческих акциях [1].

Однако, по мнению многих экспертов, основными проблемами развития волонтерского движения остаются снижение интереса и мотивации молодежи к добровольческой деятельности, причинами которых являются: противоречие между ожиданиями и предлагаемой деятельностью; выполняемая добровольная работа не влечет реальных изменений, не проявляются ее результаты; добровольная работа однообразна и неинтересна; нет необходимой поддержки и одобрения со стороны других; отсутствие возможностей для личностного роста, удовлетворения учебно-познавательных и профессиональных потребностей, получения новых знаний, навыков, полезных для жизни, для проявления инициативы и творческих способностей [5].

Негативное влияние оказывает и недостаточный уровень знаний и опыта у специалистов, работающих с молодежью, в сфере эффективного продвижения молодёжного добровольчества, применяемых методов стимулирования к участию волонтерской деятельности, а также недостаточный уровень готовности работодателей оказывать поддержку волонтерам, устанавливать долговременные отношения на договорной основе.

Тем не менее, даже с учетом имеющихся трудностей, в настоящее время волонтерское движение молодежи является одним из наиболее массовых и социально значимых общественных движений современной России.

В Ставропольском крае волонтерская деятельность также далеко не новое явление. На протяжении многих лет молодые люди вместе с представителями профессионального сообщества активно участвуют в добровольческом движении.

Основными направлениями волонтерской деятельности на Ставрополье стали: донорство; патриотическое; социальное (работа с пожилыми людьми, ветеранами, работа с людьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, с ограниченными возможностями здоровья, детьми-сиротами); экологическое (экодесанты, круглые столы по экологическому воспитанию, посадка деревьев, уборка мусора); спортивное (работа на международных, всероссийских, краевых спортивных мероприятиях); пропаганда здорового образа жизни; работа с детьми группы риска; профессиональное волонтерство (предоставление услуг по своей специализации, будущей профессии); организация различных общественных мероприятий.

Традиции добровольчества, заложенные в крае в прежние годы, активно развиваются студенческой молодежью и в настоящее время волонтерство представляет собой уже не только самостоятельное направление внеучебной деятельности, но и постепенно приобретает статус самостоятельного студенческого движения.

Перспективы развития добровольческой деятельности определяются рядом объективных и субъективных причин, среди которых: специфика организации и содержания профессиональной подготовки обучающихся, традиции медицинских образовательных учреждений и система общественных связей, позиция профессорско-преподавательского состава, администраций факультетов, органов студенческого самоуправления, уровень мотивации студентов к такому виду деятельности.

Основными образовательными организациями, осуществляющими волонтёрскую деятельность в Ставропольском крае, являются – ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет» (ПГУ), ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный аграрный университет» (СГАУ), ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» (СКФУ), ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» (СтГМУ), ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» (СГПУ).

Причем волонтерство в ПГУ и СГАУ – это в значительной степени событийные, конгресные и форумные мероприятия, спортивное направление и продвижение здорового образа жизни, образовательное, культурное и креативное направление. Между тем в Пятигорском университете начата реализация социально ориентированного проекта, позволяющего детям, попавшими в трудную жизненную ситуацию, лучше пройти процессы адаптации в обществе через изучение иностранных языков.

В силу специфики профессиональной подготовки обучающихся в СтГМУ, СКФУ и СГПУ, в которых имеются объективные условия для развития именно социального волонтерства, активно развиваются формы добровольческой деятельности, связанные с оказанием помощи людям в оздоровлении, реабилитации, создании доступной среды, освоении социальной среды для полноценной жизни.

Мероприятия, проводимые волонтерами-студентами, носят ярко выраженную социальную направленность и, что особенно важно, отвечают профессиональным интересам самих добровольцев, обучающихся по самым разным направлениям подготовки бакалавров и специалистов: специальное (дефектологическое) образование, физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья, социальная работа с семьей и детьми, социальное обслуживание и социальная поддержка граждан с учетом их индивидуальной потребности, педагогика и психология девиантного поведения, медицинские специальности, сестринское дело.

Нам представляется, что включение обучающихся вузов в социальную и профессиональную деятельность через их участие в волонтерском движении является не только наиболее естественным способом подготовки будущих специалистов, но и уникальной возможностью приобщения их к идеям социального служения, милосердия, необходимым условием формирования компетенций и навыков проектного поиска, командной работы, лидерства, социальной и профессиональной ответственности. Тем более, что в процессе совместной деятельности проявляются качественно новые формы и методы взаимодействия, основанные на расширенном социальном партнерстве образовательных учреждений. В этой связи волонтерскую деятельность студентов следует рассматривать как специфический вид обучения, активного формирования будущих профессионалов, существенного средства профессиональной социализации студентов.

Так, в Ставропольском реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья волонтёры Ставропольского медицинского колледжа осуществляют уход за детьми-колясочниками; студенты Ставрополь-
ского педагогического института разрабатывают для Центра необходимые методические материалы; волонтеры Ставропольского медицинского университета проводят занятия на дому с детьми-инвалидами, готовят спортивные мероприятия, сопровождают детей на культурно-массовые мероприятия.

Важно отметить, что во всех учебных заведениях высшего образования и среднего профессионального образования Ставрополья определены своеобразные модели управления и организационно-педагогического и методического сопровождения волонтерской деятельности на базе Студенческих центров добровольчества, Волонтерских центров, Добровольческих центров, студенческих кафедр волонтерства, школы волонтеров, деятельность которых оказывает на студенческую молодежь социализирующее влияние, выступает своеобразной формой вовлечения ее в решение общественно-социальных проблем.

Однако, несмотря на проводимую в крае работу, по данным Министерства образования и молодежной политики Ставропольского края в волонтерской деятельности принимает участие около пяти процентов молодежи в возрасте 14–30 лет, хотя потребность в работе добровольцев в социальной сфере постоянно возрастает.

В работе Е.С. Очаковской показаны особенности возможного регулирования добровольческой деятельности в сфере здравоохранения страны, представлена западноевропейская модель развития и регулирования волонтерского движения, которой предусматривается не только контроль в области соблюдения прав и свобод волонтера, организации использования его труда, но и оценка качества выполняемых волонтером работ и уровня его квалификации [4].

Авторы предлагают обеспечить организованное привлечение волонтеров к работе в медицинском учреждении через прошедшую государственную аккредитацию некоммерческую организацию (НКО) на основании договора о сотрудничестве, которым НКО принимает на себя всю меру ответственности, в том числе и материальную, за действия своих волонтеров. В целях обеспечения минимально необходимого уровня качества выполняемых добровольцами работ НКО, по согласованию с руководством медицинского учреждения, назначает координатора, имеющего профильное медицинское образование и опыт работы на оплачиваемой должности в медицинском учреждении не менее двух лет, который осуществляет контроль и координацию деятельности волонтеров, оказывающих добровольную и безвозмездную
помощь.

Происходящие в последние годы процессы в социальной сфере страны привели к тому, что в системе здравоохранения медицинская деятельность в значительной степени стала медико-социальной, а деятельность учреждений социальной защиты населения все более становится социально-медицинской. Причем, как правило, учреждения социальной защиты населения не только системно комплектуются лечебным и профилактическим оборудованием, но в составе их работников уже есть и высококвалифицированные врачи, даже узких специальностей.

В этой связи, по нашему мнению, представляется целесообразным использовать принципиально иной подход к привлечению, организации и координации деятельности волонтеров в учреждениях здравоохранения и социальной защиты населения страны.

Объективными условиями для его реализации являются существующие реалии. Так, практически в каждом регионе Российской Федерации имеются вузы медицинского и социального профиля, а также их филиалы, малые медицинские академии и т.д. В структуре многих высших образовательных учреждений имеются институты (факультеты) медицинского и (или) социального профиля. Кроме этого, в регионах также функционируют и учреждения соответствующего среднего образования.

Важно отметить, что все отмеченные учебные заведения имеют многолетние договоры с медицинскими и социальными учреждениями, согласно которым обучающиеся не только проходят в них обязательные специализированные практики в реальных условиях будущей профессиональной деятельности, но и в размещенных там же кафедральных помещениях в соответствии с графиком учебного процесса проходят и учебные занятия. При этом все обучающиеся естественным образом могут рассматриваться в качестве потенциальных волонтеров.

Наличие в вузах аккредитационных комиссий значительно упрощает решение вопросов о правомерности допуска волонтеров к выполнению обязанностей оплачиваемого персонала организаций, к тому же нет необходимости создавать и специальную службу сертифицированных координаторов. Эти обязанности вполне квалифицированно могут выполнять руководители соответствующих кафедр учебных заведений, которые будут также разрабатывать программы работы волонтёров, исходя из потребностей персонала соответствующей организации, регулировать процесс их взаимодействия, непосредственно распределять по рабочим местам, в соответствии с их возможностями, навыками и интересами, и руководить работой волонтеров, проводить инструктажи волонтёров в соответствии с правилами и стандартами организации, проводить их обучение и экспертное оценивание их работы.

При такой организации содержание «Личной книжки волонтера» будет учитываться непосредственно учебным заведением, станет существенным разделом портфолио студента, своеобразной визитной карточкой для его будущего профессионального и социального лифта.

Представляется также весьма перспективным использование потенциала созданных Министерством здравоохранения Российской Федерации научно-образовательных медицинских кластеров, координаторы которых, медицинские вузы, могут рассматриваться в качестве центров организации и развития волонтерского движения социальной направленности регионального и межрегионального уровня.

В частности, в Северо-Кавказском федеральном округе таким центром может стать Ставропольский государственный медицинский университет – координатор научно-образовательного медицинского кластера «Северо-Кавказский», в который входят восемь вузов Минздрава России и Минобрнауки России.

Координация и организационно-педагогическая поддержка межвузовских студенческих добровольческих проектов и инициатив, реализация единой стратегии продвижения добровольческой деятельности и системы ее популяризации, включение волонтерства в образовательные и воспитательные процессы в рамках кластеров, по нашему мнению, является наиболее эффективным путем подготовки социальных волонтеров в образовательных организациях России с учетом региональных, межрегиональных особенностей и национальных традиций воспитания, позволяет повышать социальную активность студентов, формировать круг их профессионального общения и социальных связей, обеспечить ценностную ориентацию личности.